Скачать 233.37 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 19.00.07 Педагогическая психология очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _______________________/Алексеев Н.А./ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии ИПиП ТюмГУ «___»______________2011 г. Протокол №____Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 13 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Кухтерина Г.В./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПиП ТюмГУ «___»__________2011 г. Протокол №__ Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________М.Р. Сорокина «______»_____________2011 г. 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогикиКафедра возрастной и педагогической психологииАлексеев Н.А. Математические методы в психологииУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 19.00.07 Педагогическая психология очной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 УДК_________ ББК__________ Аз__________ Алексеев Н.А. Математические методы в психологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 19.00.07 Педагогическая психология, очной формы обучения. Тюмень, 2011, 13 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Математические методы в психологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.
© Тюменский государственный университет, 2011. © Алексеев Н.А., 2011. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цели и задачи курса Цель курса: научить аспирантов грамотному использованию методов математической обработки результатов экспериментальных, научно-практических исследований и обеспечить высокую методологическую, теоретическую и методическую подготовку аспирантов. Задачи курса:
1.2. Место дисциплины в структуре подготовки аспиранта Учебный курс «Возрастная психология» относится к циклу дисциплин специализации и призван сформировать знания в области возрастной психологии, умения и навыки по их использованию на практике.
Курс направлен на формирование общекультурных — ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-10, ОК-11, - и профессиональных — ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-12, ПК-16 - компетенций В результате изучения дисциплины аспиранты а) должны знать:
б) должны уметь:
2. ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ. Семестр 5. Форма промежуточной аттестации — зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2___ зачетные единицы _72__ часа. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Таблица 1
Таблица 2 Планирование самостоятельной работы аспирантов
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Лекционный курс Тема 1. Использование математических методов в психологии и границы их применимости. Проблема измерения в психологии. Особенности измерения психологических величин. Понятие о вариабельности и многофакторности измеряемых признаков. Типы задач в профессиональной работе психолога, требующие математического обобщения результатов. Признаки и переменные. Подготовка данных к математической обработке: протоколирование данных; составление сводных таблиц (табулирование данных); построение таблиц сгруппированных частот; графическое представление полученных распределений; определение квантилей: понятие о квартилях, квинтилях, децилях и процентилях. Понятие измерения. Виды измерительных шкал и свойства психологических объектов измерения. Номинативная шкала ( шкала наименований ) как способ классификации или распределения объектов. Порядковая ( ранговая) шкала как способ расположения измеряемых признаков по рангу – по типу « больше – меньше», «выше – ниже» и т.д. Ранжирование. Правила ранжирования. Случай одинаковых рангов. Шкала интервалов и её свойства. Распределение значений по принципу: «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц». Отсутствие точки отсчета. Семантический дифференциал Ч. Осгуда как пример измерения по интервальной шкале. Шкала стенов. Шкала (равных) отношений, ее особенности. Наличие фиксированного нуля. Схема перевода экспериментальных результатов в значения шкалы, применяемой для представления психологических результатов. Тема 2. Основы измерения и количественного описания данных. Понятие генеральной совокупности. Понятие выборки как подгруппы элементов (испытуемых), выделенной из генеральной совокупности для проведения эксперимента. Объем выборки. Полное (сплошное) и выборочное исследование. Зависимые и независимые выборки. Требования к выборке при решении различных задач. Репрезентативность выборки. Формирование и объем репрезентативной выборки. Формы учета результатов измерений. Систематизция результатов эксперимента. Группировка данных как прием, позволяющий глубже выявить связи между изучаемыми явлениями. Таблица исходных данных как форма группировки экспериментальных данных. Таблицы сопряженности номинативных признаков. Понятие распределения и гистограммы. Таблицы и графики распределения частот. Построение гистограмм в компьютерных программах EXCELL и SPSS. Первичные описательные статистики. Меры центральной тенденции: среднее арифметическое. Преимущества и недостатки. Понятие моды как наиболее часто встречаемого признака в выборке. Правила нахождения моды для разных случаев. Бимодальные и мультимодальные выборки. Медиана как значение, делящее упорядоченное множество пополам. Меры изменчивости. Разброс выборки. Дисперсия как характеристика отклонения от среднего. Стандартное отклонение. Анализ номинативных данных. Критерий согласия распределений хи - квадрат. Сравнение эмпирического распределения с теоретическим или двух эмпирических распределений друг с другом. Назначение критерия. Условия применения критерия xи- квадрат. Расчет различных математических показателей в компьютерных программах EXCELL и SPSS. Тема 3. Общие принципы проверки статистических гипотез. Закон нормального распределения и его применение. Понятие нормального распределения и его параметры: среднее арифметическое и стандартное отклонение. Идеальная кривая нормального распределения К. Гаусса. Свойства кривой. Совпадение значений среднего арифметического, моды и медианы. Ассиметричные распределения: левосторонние, правосторонние. Понятие статистической гипотезы. Сущность проверки статистической гипотезы – установить, согласуются ли экспериментальные результаты и выдвинутая гипотеза; допустимо ли отнести расхождение между ними за счет случайных величин. Нуль – гипотеза. Понятие уровня статистической значимости как вероятности ошибки при принятии решения об отклонении нулевой гипотезы. Уровни статистической значимости. Этапы принятия статистической гипотезы (решения). Понятие параметрических и непараметрических методов обработки данных. Достоинства и недостатки параметрических и непараметрических критериев. Рекомендации к выбору критериев. Тема 4. Параметрические критерии различий. Параметрические критерии как критерии, включающие в форму расчета параметры распределения – средние и дисперсию. t-критерий Стьюдента: оценка различий средних величин двух выборок, распределенных по нормальному закону. Случай связных выборок. Случай несвязных выборок. Условия применения t- критерия Стьюдента. F - критерий Фишера. Сравнение величины выборочных дисперсий двух рядов наблюдений. Расчет критериев в WINDOWS EXCELL и SPSS. Тема 5. Непараметрические критерии. Непараметрические критерии – критерии, в которых не рассчитывается данная пара параметров. Критерий U Вилкоксона – Манна-Уитни: оценка различий по уровню выраженности какого-либо признака для двух независимых (несвязных) выборок. Условия применения Критерия U для связных выборок. Другие непараметрические критерии: критерий Q Розенбаума: оценка различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. S - Критерий тенденций Джонкира: выявление тенденций изменения признака при переходе от выборки к выборке при сопоставлении трех и более выборок. Вычисление критериев в компьютерных статистических программах. Тема 6. Корреляционный анализ. Понятие корреляционного анализа. Виды корреляционных связей. Положительная, отрицательная и другие виды корреляций. Выбросы. Задача корреляционного анализа – установление направления ( положительное, отрицательное) и формы ( линейная, нелинейная) связи между врьирующими признаками; измерение её тесноты, проверка уровня значимости полученных коэффициентов корреляции. Коэффициент линейной корреляции Пирсона. Максимальная и минимальная величины коэффициента. Значение знака коэффициента корреляции ( «+» или «-«) для интерпретации полученной связи. Условия для применения коэффициента корреляции Пирсона. Коэффициент корреляции рангов Спирмена – непараметрический показатель связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. Определение степени тесноты связи порядковых признаков, которые в данном случае представляют собой ранги сравниваемых величин. Случай одинаковых (равных) рангов. Соблюдение определенных условий для применения коэффициента корреляции Спирмена. Коэффициент ассоциации – аналог коэффициента корреляции Пирсона для дихотомических данных. Расчет уровней значимости коэффициентов корреляции. Бисериальный коэффициент корреляции. Множественная корреляция. Частная корреляция. Расчет коэффициентов корреляции в программах EXCELL и SPSS. Тема 7. Регрессионный анализ. Понятие регрессии как изменение функции (У) в зависимости от изменений одного или нескольких аргументов (Х). Линия регрессии как графическое выражение регрессионного уравнения и как наилучшее предсказание зависимой переменной (Y) по независимой (X). Соблюдение определенных условий для применения метода линейного регрессионного анализа. Множественная линейная регрессия. Нелинейная регрессия. Вычисление регрессии в SPSS/ Тема 8. Дисперсионный анализ Понятие дисперсионного анализа как анализа изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых отдельных факторов. ANOVA как анализ вариативности. Задачи дисперсионного анализа – вычленение вариативности троякого рода: обусловленную действием каждой из исследуемых независимых переменных; 2) обусловленную взаимодействием исследуемых независимых переменных; 3) случайную вариативность, обусловленную всеми другими неизвестными переменными. Однофакторный дисперсионный анализ. « Быстрые» методы – критерии дисперсионного анализа: критерий Линка и Уоллеса; критерий Немени. Использование программы SPSS для расчета дисперсионного анализа. Тема 9. Многомерные методы и модели. Назначение и классификация многомерных методов. Множественный регрессионный анализ. Дискриминантный анализ. Многомерное шкалирование. Понятие факторного анализа как статистического метода, используемого при обработке больших массивов экспериментальных данных. Задачи факторного анализа – сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязи между переменными, т.е. классификация переменных. Отличие факторного анализа от описанных выше методов. Корреляционные связи как материал для факторного анализа. Понятие фактора, факторной нагрузки или веса. Условия применения факторного анализа. Приемы для определения числа факторов. Вращение факторов. Использование факторного анализа в психологии. Кластерный анализ. Использование программы SPSS для факторного и кластерного анализа. 5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Методологические вопросы применения математики в психологии
Занятие 2. Первичные описательные статистики. Меры центральной тенденции.
Занятие 3. Подготовка данных к математической обработке
Занятие 4. Распределение переменных величин
Занятие 5. Корреляционный анализ. Линейная регрессия
Занятие 6. Параметрические методы сравнения групп
Занятие 7. Непараметрические критерии сравнения данных
Занятие 8. Дисперсионный анализ
Занятие 9. Многомерные методы
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА. Задания для самостоятельной работы Контрольная работа №1
Контрольная работа №2
Темы рефератов
применения, границы, проблемы Контрольные вопросы для зачета
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИК-технологии (мультимедейные лекции). 8 . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
8.3. Программное обеспечение и интернет-ресурсы
9. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Мультимедийная аппаратура. Компьютеры (сеть) для тестирования. Программное обеспечение по СУБД. АЛЕКСЕЕВ Николай Алексеевич МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 19.00.07 Педагогическая психология очной формы обучения Подписано в печать___________________ Заказ №__________ Объем _______________п.п. Формат 60* 84/16 Тираж _____ Бумага типографская. Печать офсетная Издательство Тюменского государственного университета 625000, г. Тюмень, Семакова. Д.10 |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | Педагогическая практика аспирантов учебно-методический комплекс рабочая... Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования, 27. 09. 2011, протокол №1. Соответствует... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,... |