Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология





Скачать 304.37 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология
страница1/3
Дата публикации22.01.2015
Размер304.37 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 19.00.07 Педагогическая психология

очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _______________________/Алексеев Н.А./

«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии ИПиП ТюмГУ «___»______________2011 г. Протокол №____Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 15 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Кухтерина Г.В./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИПиП ТюмГУ «___»__________2011 г. Протокол №__

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра возрастной и педагогической психологии



Алексеев Н. А.

Методологические проблемы педагогической психологии


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 19.00.07 Педагогическая психология

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

УДК___________

ББК___________

Аз_________
Алексеев Н.А. Методологические проблемы педагогической психологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 19.00.07 Педагогическая психология, очной формы обучения. Тюмень, 2011, 15 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Методологические проблемы педагогической психологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Кухтерина Г.В.



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Алексеев Н.А., 2011.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс "Методологические проблемы педагогической психологии" ориентирован на аспирантов, обучающихся по специальности 19.00.07 Педагогическая психология. Предполагается, что аспиранты уже владеют довольно широким кругом знаний прикладного и теоретического характера. Ими уже изучены дисциплины социально-политического и историко-культурного циклов, а также история психологии, фундаментальный курс общей психологии и другие учебные курсы. В них четко обозначены постановки и способы решения целого ряда специально-методологических проблем, как общих для многих наук, так и специфических для психологии. К последним относятся: предмет психологии, методы психологического исследования, проблема детерминизма, соотношение социального и биологического в психике человека, сущность психофизической проблемы, характер объяснения в психологии и многие другие.

Учитывая сказанное, программа курса содержит в себе тот материал, который поможет аспирантам заново отрефлектировать весь состав имеющихся у них методологических знаний. В курсе рассматриваются методологические проблемы психологической науки, категориальная система педагогической психологии, утверждается историзм методологического анализа; раскрываются объяснительные принципы психологии (детерминизма, системности, развития), ее ключевые проблемы (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая), структура психологических учений и школ и другие методологические вопросы педагогической психологии. Аспирант сможет ориентироваться в методологических основах педагогической психологии как гуманитарной дисциплины, он сформирует общее представление о методологии науки, методологии психологии, сможет анализировать ее категориально-понятийный аппарат. Особое внимание уделит классической и постклассической парадигме науки, специфике психологического знания, научному и ненаучному психологическому знанию, проблеме объективности, категориям в психологии: деятельности, отражению, личности, сознанию и общению. Акцент сделает на основные принципы психологии: активности, развития, детерминизму, системности, структуре психологических учений, психофизической и психофизиологическим проблемам.

Предлагаемая программа состоит из двух относительно самостоятельных разделов, один из которых посвящен методологическим проблемам науки, а второй – методологическим проблемам педагогической психологии.

1.1. Цель и задачи курса курса

Основной целью курса является получение аспирантами углубленных знаний в области методологических проблем в науке и методологических проблем педагогической психологии в соответствии с современными научными представлениями, а также приобретение навыков и умений самостоятельного проведения научно-исследовательской работы. Приобретение таких знаний составляет важное условие для квалифицированной постановки научно-исследовательских задач и грамотного их решения. Кроме того, целью изучения дисциплины является систематизация профессиональных знаний, умений и навыков аспиранта, что будет способствовать формированию его профессионального психолого-педагогического мышления.

Задачи курса:

  • раскрыть философско-методологическое содержание основных категорий современной педагогической психологии;

  • сформировать у аспирантов потребность в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;

  • раскрыть принципиальное единство философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира специалиста-психолога;

  • рассмотреть и проанализировать логико-гносеологическую канву конкретных психологических теорий и подходов, а также выявить причины и условия, в силу которых возникло то или иное научное направление.;

  • рассмотреть принципы и методы конкретных экспериментальных исследований, сформировать навыки их проведения.

1.2. Место курса в структуре подготовки аспиранта

Методология психологического исследования представляет собой глубоко проработанную и широко распространенную в науке и на практике самостоятельную психологическую дисциплину. Эта дисциплина является одним из разделов теоретической психологии. Настоящий курс развивает содержание таких дисциплин федерального компонента, как «Философия», «Общая психология», «История психологии», «Психология личности», давая итоговый анализ и раскрытие важнейших методологических проблем общей психологии, освещаемых в перечисленных курсах наряду с проблемами собственно психологическими. Знания по методологии психологического исследования имеют важное значение при организации и проведении различных форм научно-исследовательской работы в самых различных областях психологии.

1.3. Компетенции, которыми должен овладеть аспирант в ходе освоение курса

Курс направлен на формирование следующих компетенций: общекультурныхОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4 и профессиональных - ПК-2, ПК-5, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-15, ПК-17, ПК-19, ПК-20,

В результате аспирант:

а)должен знать: общие методологические основания психологии; понятие и содержание теоретической психологии и ее категориального строя; концепции и содержание процесса психологического познания; историческое происхождение, представителей, логику и содержание основных объяснительных принципов психологии: принципа детерминизма, развития и системности; содержание ключевых методологических проблем педагогической психологии; виды и содержание общенаучных парадигм; основные категории психологии, их сущность и толкование; парадигмальные основания педагогической психологии; категориально-понятийный аппарат педагогической психологии; уровневые характеристики методологии; классификации основных методов исследования.

б) иметь представления: о современном положении педагогической психологии в ряду различных наук; о перспективах развития педагогической психологии как научного знания; об основных методологических проблемах педагогической психологии;

в) должен уметь: ориентироваться в различных концепциях мировой психологии; провести теоретический анализ категориальной системы психологического знания от любой ее точки, а также конкретных категорий по теме собственного научного исследования, представить альтернативные взгляды на методологические проблемы психологического познания, уметь приложить полученные знания к конкретным общепсихологическим проблемам; обозначить взаимосвязь теоретических, историко-психологических и прикладных вопросов психологии; грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи в рамках собственной исследовательской деятельности; планировать и осуществлять научно-исследовательскую работу; обосновывать методы исследования, связывая философские и теоретические основания работы с практическим уровнем работы; владеть основными методами научной работы.

г) получить навыки: работы со специальными философскими текстами; применения специальных понятий и терминов методологии; уметь ставить и рационально обсуждать методологические проблемы педагогической психологии, адекватно отвечать оппонентам в методологической дискуссии.


      1. ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

    Семестр 4. Форма промежуточной аттестации - зачет, Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2___ зачетные единицы _72__ часа.




      1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Таблица 1





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    из них в интерактивной форме

    лекции

    самостоятельная работа



    Модуль 1









    1

    Понятие метода и методологии в научно-теоретическом познании

    4

    2

    2

    1

    2

    Научное исследование как деятельность

    4

    2

    2

    1

    3

    Становление естественно-научной парадигмы в психологии

    4

    2

    2

    1

    4

    Поведение как предмет психологии

    4

    2

    2

    1

    5

    Гуманитарная парадигма в психологии

    4

    2

    2

    1

    6

    Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского

    4

    2

    2

    1



    Модуль 2









    7

    Деятельностная парадигма в отечественной психологии

    4

    2

    2

    1

    8

    Категориальный анализ психологической науки

    4

    2

    2

    1

    9

    Ценностно-смысловое измерение жизнедеятельности субъекта. Неклассическая парадигма в педагогической психологии

    4

    2

    2

    1

    10

    Практика и методология

    4

    2

    2

    1

    11

    Проблема измерений в педагогической психологии

    4

    2

    2

    1

    12

    Современные парадигмы осмысления образовательного процесса

    4

    2

    2

    1



    Модуль 3









    13

    Современные образовательные технологии

    4

    2

    2

    1

    14

    Технологии воспитательной работы: методологический ракурс

    4

    2

    2

    1

    15

    Возрастные особенности личности в контексте обучения и воспитания

    4

    2

    2

    1

    16

    Педагогическое общение как методологическая проблема

    4

    2

    2

    1

    17

    Методологические проблемы современной отечественной модернизации образования

    4

    2

    2

    1

    18

    Актуальные методологические проблемы педагогической психологии

    4

    2

    2

    1



    Итого:

    72

    36

    36

    18



    из них часов в интерактивной форме







    18


Таблица 2

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

    1

    Модуль 1

Контрольная

Изучение первоисточников, конспекты

12

    2

    Модуль 2

Контрольная

Изучение первоисточников, конспекты,

12

    3

    Модуль 3

Реферат

Изучение первоисточников, конспекты,

12



    Итого







36


4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Лекционный курс

Тема 1. Понятие метода и методологии в научно-теоретическом познании

Определение методологии науки. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования. Объект и предмет методологии психологии. Понятия методологии, парадигмы, теории, метода, методики. Т.Кун: понятие “парадигмы” в науке. Классическая и постклассическая парадигмы науки. Значение методологии в научных исследованиях. Формирование исторических типов сознания и соответствующих им типов познания.

Различия методологии как части философского познания и как внутрипредметной, конкретно-научной области знания. Методология и философия; методология и науковедение; методология и психология научной деятельности.

Метод как форма познавательного и практического отношения к действительности. Теория как предпосылка метода. Теория как отражение предмета во всеобщей логической форме.

Предмет и метод познания. "Конкретность" как объективная характеристика предмета познания. "Абстрактное" как одностороннее знание. Слово и абстракция как форма сознания. Механизм сознания и абстракция. Особенности эмпирического и теоретического мышления. Метод и методология. Классификация методов и уровни методологии. Методология и психология.

Методология психологии как самостоятельная область психологического познания. Представление о психологическом познании как целостной системе.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconПедагогическая практика аспирантов учебно-методический комплекс рабочая...
Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования, 27. 09. 2011, протокол №1. Соответствует...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск