Скачать 98.93 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой менеджмента и психологии управления _______________(Пучкова Е.Б.) Решение заседания кафедры Протокол № 1_ «_3_» _сентября_2013 г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля Б.3. КВ1. «Тренинг креативности» Направление: 080200 «Менеджмент» Профиль: «Управление человеческими ресурсами» Квалификация: бакалавр менеджмента Набор 2011-2012 года Составитель: _Королева Н. Н. ст. преподаватель Москва-2013 Пояснительная записка Цель – сформировать знания о способах диагностики и развития креативности Задачи: - сформировать представление студентов о роли креативности в профессиональной деятельности; - дать закрепленные на практике знания об особенностях творческого подхода к профессиональной деятельности, в частности, к управлению, его сильных и слабых сторонах; - сформировать базовые навыки, необходимые для реализации творческого подхода к профессиональной деятельности на практике; - дать знания о методах диагностики и развития креативности, их достоинствах и недостатках; - сформировать базовые навыки разработки тренинговой программы креативных способностей; - научить использовать полученные знания для развития собственного творческого потенциала. Объем в ЗЕ: _2___ Время изучения: курс__4__семестр__8__ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: _ОМ Теории менеджмента, ОМ Управление человеческими ресурсами, ОМ Психология труда, ОМ Психология профессий и профессиография Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: _ОМ Научно-исследовательская практика, ОМ Производственная практика, ОМ НИРС_ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный Модуль направлен на формирование следующих компетенций: ПКМенБ-00 - И18 ПКМенБ-00 - И21 ПКМенБ-00 - И42 Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: Ф01МенБ-00/01 Формы освоения ОМ: при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения Формы контрольных и учебных заданий: 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование. 2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тестирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics. 3 уровень сложности: кейсы, проблемные задачи, эссе. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - инструментальный класте Содержание курса Тема 1. Общее представление о креативности. Основные подходы к её определению, описанию и исследованию. Общее представление о креативности, описание подходов к её определению. Виды креативности. Особенности проявления творческого потенциала субъекта в различных областях жизнедеятельности, знания и бизнеса. Новейшие разработки в исследованиях креативности. Творчество в построении своей собственной жизни. Общее описание основных подходов к определению и исследованию творчества и креативности. Ассоцианистский подход. Понимание творчества в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг и др.). Изучение творчества в рамках гештальт-психологии (К. Дункер, М. Вертхаймер). Когнитивный подход к исследованию креативности (Ньюэлл, Саймон, М. Боден и др.). Возможности моделирования творческого мышления. Экономически ориентированные модели креативности (Р.Стернберг, М. Ранко). Системный подход к изучению креативности (М. Чиксентмихайи). Модель творческого процесса по Г.Уоллесу. Концепции нешаблонного, латерального мышления (Де Боно). Отечественные исследования креативности. Изучение творчества в рамках социокультурной парадигмы (Л. Выготский). Походы Я.А. Пономарёва, О.К. Тихомирова, Д. Б. Богоявленской, В.А.Петровского. Тема 2. Диагностика креативности. Основные достижения и проблемы. Проблема выделения критериев креативности. Основные подходы к её диагностике. Достоинства и недостатки психометрических методов, их критика. Концепция дивергентного и конвергентного мышления Дж. Гилфорда. Диагностика дивергентного мышления. Критика дивергентности как критерия креативности. Проблема соотношения интеллекта и творческих способностей. Экспертные методы в диагностике креативности. Их преимущества и недостатки. Применение компьютерных методик в диагностике творческих способностей. Тема 3. Методы диагностики креативности. Наиболее популярные методики диагностики креативности. Диагностика вербальной и невербальной креативности. Выделение различных параметров в процессе диагностики креативности, их значение. Наиболее популярные тестовые методики: тест невербальной креативности Э. Торренса, тесты вербальной креативности Дж. Гилфорда и С. Медника. Использование метода “Креативное поле” для диагностики творческих способностей. Уровни интеллектуальной активности, критерии их выделения. Тема 4. Проблема стимуляции и развития креативности. Когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни. Личностная и социокультурная обусловленность креативности и творчества. Возможности стимуляции креативности на когнитивном уровне. Эмоциональные факторы, влияющие на творческую деятельность субъекта. Инсайт и эмоциональное предвосхищение решения задачи. Роль внутренней и внешней мотивации субъекта как детерминанты его креативности (Т. Эмабайл). Чувствительность к противоречиям как важнейшая составляющая творческого мышления. Барьеры, мешающие проявлению творческого потенциала человека. Краткое описание основных подходов к развитию и стимуляции креативности. Индивидуальные и групповые методы, их преимущества и недостатки. Алгоритмические и неалгоритмические методы развития креативности. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Тема 5. Концепция мозгового штурма. Влияние обмена идеями на креативность субъекта. Особенности совместной творческой деятельности. Сущность концепции мозгового штурма (А. Осборн). Правила, особенности и примеры его использования. Ограничение критического мышления во время сессии. Специфика процессов обмена идеями в условиях мозгового штурма. Недостатки и преимущества метода. Новейшие модификации мозгового штурма: электронный мозговой штурм (EBS). Использование мозгового штурма в сочетании с другими методами. Тема 6. Роль метафор и аналогий в творческом процессе. Метод синектики. Визуализация и работа с образом как средства развития креативности. Роль метафор и аналогий в процессе генерирования творческих идей. Общая характеристика метода синектики (У.Гордон). Виды аналогий: персонифицированная, прямая, символическая и фантастическая. Особенности переноса при использовании различных видов аналогий. Возможности применения метода синектики в рекламной деятельности. Ограничения метода синектики. Тема 7. Комбинаторные методы в развитии и стимуляции креативности. Морфологический анализ. Развитие способности к нешаблонному мышлению. Сущность и основные преимущества комбинаторных методов развития креативности. Метод морфологического анализа: его краткое описание, основные принципы, преимущества и недостатки (Ф.Цвики). Возможности совершенствования метода морфологического анализа и его применения в различных областях. Нешаблонное мышление. Способы его развития (Де Боно). Важность отхода от привычных схем и стереотипов. Роль юмора в развитии нешаблонного мышления. Основные понятия:
Темы рефератов.
Вопросы к зачету
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная
Дополнительная
Рекомендуемые сайты:
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |