Решение заседания кафедры Протокол №1 «03»





НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
страница1/4
Дата публикации28.02.2016
Размер0.64 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______Левченко И.Ю.________________

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № __1

«__03_» ___________2013_г.



  1. Программа модуля «Психиатрия детей и подростков»


Направление: 05400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Специальная педагогика и психология (очная форма обучения)

Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Москва-2014
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель учебной дисциплины “Психиатрия детей и подростков” - обеспечить фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями по психиатрии. Курс по началам психиатрии имеет большую теоретическую значимость для бакалавров, т.к. он формирует естественно-научное профессиональное мировоззрение.
Задачи учебной дисциплины:


  • сформировать у студентов научное представление о психиатрии и ее связи с психологией в современных условиях, о принципах диагностики в психиатрии;

- сформировать у студентов представление о функциональных эндогенных и органических психических заболеваниях, психосоматических заболеваниях;

  • уметь использовать знания клинической психопатологии и классификации синдромов, принципы лечения, профилактики и реабилитации больных;

  • привить навыки самостоятельной работы с литературой и умение ориентироваться в современных направлениях психиатрии.

Объем в ЗЕ: кредита 5

Время изучения: курс 3 семестр 5

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин:

Основы анатомии, физиологии, валеологии, Основы нейрофизиологии и ВНД, Основы генетики, Неврология.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Медико-биологические проблемы дефектологии (Клиника интеллектуальных нарушений), Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инклюзивное образование, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития), Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта (Психология умственно отсталых детей, Олигофренопедагогика), Методики образования лиц с нарушениями интеллектуального развития (Технологии обучения детей с ЗПР / Современная система образования детей с ЗПР, Обучение и воспитание детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / Коррекционная работа при РДА, Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА / Педагогические технологии работы с детьми с ДЦП, Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Основы сурдопедагогики, Основы тифлопедагогики / Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития/ Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития).
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

Из числа общекультурных компетенций:

способностью и готовностью:

способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, ОК-4 (ОК-ПедБ 00-И-1)

из числа профессиональных компетенций:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ ПК-1 (ПК-ПедБ 00-И-1);

готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ ПК-2 (ПК-ПедБ 00-И-2);

в области диагностико-консультативной деятельности:

способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики ПК-6 (ПК-ПедБ 00-И-06);

в области исследовательской деятельности:

готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности ПК-9 (ПК-ПедБ 00-И-09);

способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ ПК-12 (ПК-ПедБ 00-И-11);

в области культурно-просветительской деятельности:

способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения ПК-14 (ПК-ПедБ 00-И-12).
Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;

  • в области исследовательской деятельности:

сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.
Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Психиатрия детей и подростков, как клиническая дисциплина, имеет, глубокие связи с общей и специальной психологией, специальной педагогикой, социологией и другими смежными областями знаний. Это фундаментальный курс, который наряду с другими медицинскими дисциплинами составляет медико-биологическую и клиническую основу для коррекционной педагогики, специальной психологии, социологии.

Таким образом, психопатология с практической и теоретической точек зрения является одним из базовых и значимых для педагога-дефектолога предметов медицинского цикла, т.к. именно психические расстройства являются основными при многих отклонениях в развитии.

Студенты, изучившие учебный материал должны знать:

- классификацию психических расстройств, методы обследования в психиатрической практике;

- особенности клинической психопаталогии, симптомы и синдромы психических заболеваний,

- эндогенные психические заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз;

- абиотрофические заболевания головного мозга;

- функциональные психогенные заболевания;

-психические расстройства при соматических заболеваниях, травмах, употреблении ПАВ.

Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - нормативный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК-ПедБ 00И-01




Тема 1


Конспекты лекции 1, презентации


тесты с многозначными ответами, тест с открытой формой задания,


реферирование, тезирование


Рабочая тетрадь

Тема 1


Письменный опрос


ПК-педБ 00-И-01



Тема 2


Конспекты лекции 2, презентации

тесты с заданиями на исключение лишнего,

имитационное упражнение; реферирование


Рабочая тетрадь

Тема 2

Письменный опрос

ПК-педБ 00-И-06




Конспекты лекции 2, презентации

тесты идентификации

Конспектирование, аннотирование

Рабочая тетрадь тема 2

Устный опрос

ОК-ПедБ 00И-01


Тема 3


Конспекты лекции 3, презентации

тесты с закрытой формой ответа, тесты с заданиями на исключение лишнего


аннотирование


Рабочая тетрадь тема 3




Письменный опрос

ПК-ПедБ 00И-06


Конспекты лекции 3, презентации

Тесты с многозначным выбором, тесты перекрестного выбора

планирование

Рабочая тетрадь тема 3

Письменный опрос

ОК-педБ 00-И-01




Тема 4

Конспекты лекции 4, презентации

тесты с заданием на исключение лишнего, конспектирование

анализ различных типов данных, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь

Тема 4

Письменный опрос

ОК-педБ 00-И-01




Тема 5

Конспекты лекции 5, презентации

тесты идентификации, конспектирование

имитационное упражнение, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос

ПК-ПедБ 00И-06




Презентации

Конспектирование.

Реферирование.

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос

ОК-педБ 00-И-01




Тема 6

Конспекты лекции 6, презентации

тесты перекрёстного выбора, устный и письменный опрос

реферирование, тезирование

Рабочая тетрадь тема 6

Письменный опрос

ПК-педБ 00-И-09




Конспекты лекции 6, презентации

тесты с заданием на исключение лишнего, устный и письменный опрос

реферирование, тезирование

Рабочая тетрадь тема 6

Письменный опрос

2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Психопатология


Лекции

20







Практические/семинарские

52







Занятия в интерактивной форме







18

Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен









36

Общий объем часов по дисциплине

72

72

180



3. Содержание модуля/ дисциплины

Краткое содержание курса
Тема 1. Введение. Классификация психических расстройств. Методы обследования в психиатрической практике.
Алгоритм организации самостоятельной познавательной деятельности студента

В ходе изучения темы студент должен знать:

  • классификацию психических заболеваний, методы обследования в психиатрической практике;

  • ориентироваться в методах обследования в психиатрической практике.


Основные вопросы темы


  1. Классификация психических расстройств.

  2. Методы обследования в психиатрической практике.




  1. Классификация психических расстройств


Введение. Проблемы психиатрии тесно соприкасаются и входят в медицинские, психологические, педагогические, юридические дисциплины. Существенным параметром заболеваний является отклонение психики и поведения больного человека от стандартных норм, принятых в данном обществе. Дисциплина носит междисциплинарный характер. В то же время многообразие подходов при решении практических задач включает диагностику личности с целью профилактики, лечения и социально-психологической помощи. Приоритетные концепции для объяснения психических заболеваний сформулированы на основе данных о психических функциях в норме и при патологии отечественных и зарубежных физиологов, психологов и психиатров.

Традиционное определение психиатрии как учения о распознавании и лечении психических болезней содержит самые существенные признаки этой медицинской дисциплины. Распознавание включает не только диагностики, но и исследование этиологии, патогенеза, течения и исхода психических болезней. Лечение помимо собственно терапии включает организацию психиатрической помощи, профилактику и социальные проблемы (8).

Понятие «психические болезни» не исчерпывается психозами, т.е. выраженными формами психических нарушений с грубым противоречием реальным отношениям, расстройством отражения реального мира и дезорганизацией поведения. В широком понимании сюда относятся и более легкие расстройства психики (неврозы, псиихопатии, умственное недоразвитие и другие нарушения различного генеза, напр., органические заболевания головного мозга, интоксикации, соматогении).

Психиатрия подразделяется на общую (общая психопатология), которая исследует основные закономерности проявления и развития патологии психической деятельности, общие вопросы этиологии, патогенеза, природу психопатологических процессов и их причины, принципы классификации, проблемы восстановления и методы исследования и частную психиатрию (исследует все вопросы при отдельных психических заболеваниях).

Современные классификационные диагностические системы существуют в двух вариантах:

DSM-1Y и МКБ-10. Практически чаще используется первый вариант (2) Американская психиатрическая ассоциация все психические расстройства подразделяет на психотические, невротические, функциональные и органические.

Психотические - утрата чувства реальности, сопровождаемая бредом и галлюцинациями (напр., при шизофрении).

Невротические - утраты чувства реальности не наблюдается, расстройства чаще обусловлены внутрипсихическими конфликтами или событиями жизни, которые вызывают тревогу и проявляются такими симптомами как обсессии, фобии, компульсивность.

Функциональные - структурные нарушения и этиологический фактор, которые могли бы быть названы причиной болезни, неизвестны.

Органические заболевания, обусловленные структурными (морфологическими) изменениями в головном мозге, обычно не сопровождаются интеллектуальными нарушениями, делирием или деменцией (напр., болезнь Пика).
2. Методы обследования больных психическими заболеваниями

Обследование включает:

1. Клиническое исследование (расспрос, наблюдение, субъективный анамнез, объективный анамнез);

  1. Психологическое исследование основано на тесных связях психиатрии и психологии. Выделяют 3 линии связей:

2.1. психопатология как общее учение о психических болезнях;

2.2. включение экспериментально - психологических исследований в мультидисциплинарное изучение природы психических заболеваний и патологических состояний мозга;

2.3. участие патопсихологической службы в решении практических задач психиатрической клиники (диагностика, экспертиза, реабилитация и психокоррекция).

3. Инструментальные методы исследования функционального состояния мозга человека (ЭЭГ, рентгенокраниография, ангиография, компъютерная томография).

4. Лабораторные методы исследования (крови мочи, серологические реакции крови, спинномозговой жидкости).
История болезни – паспортная часть не отличается от документа в других отраслях медицины. Особое значение придается анамнезу и психическому статусу. В нее заносятся данные всех обследований, обоснование диагноза, течение болезни, прогноз и исход, а также все назначения по лечению больного. При выписке оформляется эпикриз. Это документ, который сохраняется в течение многих лет.

Список использованной литературы:

  1. Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. – Ростов- на- Дону: Феникс, 1997.

  2. Клиническая психиатрия. – М.: Медицина, 1998.

3.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс, 2005.


Тема 2. Клиническая психопатология. Симптомы и синдромы психических заболеваний.
Алгоритм организации самостоятельной познавательной деятельности студента

В ходе изучения темы студент должен знать:


  • классификацию симптомов и синдромов психических заболеваний;

  • различия и общие черты анализа психических отклонений по И. П. Павлову и З. Фрейду;

  • особенности различий между функциональными, эндогенными и органическими нарушениями психики.


Основные вопросы темы


  1. Сиптомы психических заболеваний.

2. Синдромы психогенных расстройств психической деятельности
1. Сиптомы психических заболеваний
Проблемы психиатрии тесно соприкасаются и входят в медицинские, психологические, педагогические, юридические, дисциплины. Существенным параметром заболеваний является отклонение психики и поведения больного человека от стандартных норм, принятых в данном обществе. Дисциплина носит междисциплинарный характер. В то же время многообразие подходов при решении практических задач включает диагностику личности с целью профилактики, лечения и социально-психологической помощи. Приоритетные концепции для объяснения психических заболеваний сформулированы на основе данных о психических функциях в норме и при патологии отечественных и зарубежных физиологов, психологов и психиатров.

Психопатология – общее учение о закономерностях психических заболеваний. Оно включает: семиологию (изучение и описание отдельных симптомов, составляющих в закономерном сочетании психопатологические синдромы), особенности динамики синдромов в процессе болезни, общие вопросы этиологии и патогенеза.

Понятие «психическое заболевание» (психоз) – это специфически человеческая форма патологии, проявляющаяся нарушением отражения человеком окружающего мира и своего внутреннего мира, в результате чего страдает адаптация к социальной среде.

Психозы - большая группа заболеваний, возникающих в связи с драматическими событиями в жизни, трудностями, которые человек не в силах преодолеть, но не может и смириться с ними. Тягостные воспоминания вызывают стойкое эмоциональное напряжение - фрустрацию.

Несовершенство нозологических классификаций психических расстройств и заболеваний создает трудности в диагностике.

А.В. Снежневский различал: стойкие изменения, определяющие готовность (предрасположенность) к психическому заболеванию и собственно заболевание.

В первом случае негативные симптомы являются стойкими аномалиями личности.

Психоз – текущий болезненный процесс определяется развитием позитивных симптомов с их разнообразием, богатством, изменчивостью и обратимостью (табл.1).

Индивидуальные особенности личности человека охарактеризованы немецким психиатром Карлом Леонгардом как акцентуации характера. Если они чрезмерно усилены, то проявляются в избирательной уязвимости личности к психогенным воздействиям.

Различают следующие типы:

Астенический (тревожность, нерешительность, утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии ;

Сенситивный (боязливый, робкий, стеснительный, с чувством неполноценности);

Шизоидный (замкнутый , отгороженный, аутичный, эгоистичный) ;

Застревающий (параноидный);

Аффективный (легко возбудимый);

Эпилептоидный (неуправляемый, импульсивный, застревающий, с вязким мышлением и обстоятельностью);

Истероидный

Гипертимный (постоянное возбуждение, скачка мыслей, словоохтливость)

Гипотимный

Дистимный (чрезмерная сосредоточенность, ответственность, мрачность

Экстравертированный

Интровертированный.

Таблица 1
Общая характеристика психического состояния, особенностей характера, социальной адаптации
Психическое состояние Особенности характера

Социальная адаптация и помощь


1. Норма(состояние физического, психичекого и социального благополучия)


Черты

характера


Социальная адаптация

адекватна


2. Акцентуация характера


Особенности характера

В социальной среде адаптируется,

иногда необходима помощь психолога

3. Психопатизация личности

(чаще проявляется в армии, в больших коллективах)


А.Психопаты-истероиды,

Б.Патопсихологические личности

В социальной среде адаптируются неудовлетворительно

А. Работают психологи

Б. Наблюдение психиатров


4. Психические заболевания


Психопатологические синдромы

В периоды обострения требуется психиатрическое лечение, во время ремиссии-наблюдение


2. Синдромы психогенных расстройств психической деятельности
2. 2.1. Синдромы функциональных психогенных расстройств психики
Все функциональные расстройства подчиняются триаде Ясперса:

1. Все психические расстройства возникают вследствие психотравмы;

2. Психическое расстройство длится во время действия психотравмы и она актуальна для пациента;

3. Содержание переживаний соответствует содержанию и характеру психотравмы (критерий психологически понятных связей).
1.Тревожные и фобические расстройства
Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляется ожиданием неблагополучного развития событий. Эмоционально – это чувство беспомощности, бессилия, страха. В поведении - это дезорганизация деятельности с нарушением ее направленности и продуктивности.

Различают тревогу ситуативную и как черту личности (тревожность), которая является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Паника развивается на фоне тревожности и длится от нескольких минут до часа и более. Чаще паника возникает ночью.

Фобии - навязчивое переживание страхов конкретного содержания и в определенной обстановке, сопровождаются вегетативными дисфункциями (нозофобии, социофобии и др.). В отличие от бреда все фобии переживаются критически.

2. Обсессивно - компульсивные расстройства

Обсессии – навязчивые мысли, которые личностью воспринимаются как чуждые, не зависящие от желания, идущие вразрез с мышлением, эмоциями и поступками.

Навязчивые действия – бессмысленные ритуалы, имеющие символичекое значение.

Компульсивные действия - навязчивые действия, направленные на защиту от нарастающей тревоги, хотя больной не осознает мотивы поведения, а выполнение действия ослабляет тревогу и вызывает чувство удовлетворения и удовольствия. Сюда относится бродяжничество у подростков.

3.Неврастенический синдром

Выделяется 3 формы: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний, которые связаны с невротическим конфликтом, т.е. нарушением значимых жизненных отношений человека, восходящих к детству и активирующихся в психотрамирующих ситуациях. Органических изменений мозга нет. Неврастения проявляется быстрой истощаемостью активного внимания и тревожной суетливостью, слабостью, снижением работоспособности, неустойчивостью настроения и эмоций, раздражительностью, обидчивостью. Характерна гиперстезия к шуму, боли.
4. Аффективные реакции
Проявляются расстройством настроения, депрессией, сочетаются с астенией, гипохондрией, тревогой, обсессией с определенными личностными особенностями:

  • невротические депрессии – ведущий симптом - снижение настроения (скука, апатия, пессимизм, утрата интересов)

  • депрессиивные реакции возникают при – и после сильного стресса с изменением адаптации в обществе. Длительность определяется перспективой. Особенностью реакции на стресс являются идеи о собственной виновности, ненужности в жизни, но при этом есть мотивы привлечь к себе внимание и защиту.


5. Суицидальные реакции
Чаще возникают в молодом возрасте, у мужчин в 4 раза чаще, чем у женщин. Учащиеся, люди свободных профессий, пенсионеры обнаруживают склонность к суициду в 5-6 раз выше средних уровней.

Среди всех лиц только 1 треть страдает психическими заболеваниями. У остальных наибольшее этиологическое значение имеют алкоголизм, наркотики, депрессии.
6. Сверхценные идеи
- Это доминирующие в психике идеи, нарушающие гармонию. По Крипелину к особым свойствам характера таких людей относятся:

психический инфантилизм с однобоким мышлением, чувство высокого достоинства, живость воображения, которые мешают адаптации в обществе. Содержание сверхценных идей: ревность, сутяжничество,

одержимость в борьбе за свое здоровье, ипохондрия. При неблагоприятном течении сверхценная идея превращается в сверхценный бред.
7. Диссоциативные расстройства
связаны с большими значимыми эмоциональными потрясениями и проявляются грубыми, но функциональными расстройствами психики:

ступором (застыванием) с утратой речи, затемнением сознания, галлюцинаторными сценами (обстановка боя, любовными сценами с соперником и т.д.). Продолжительность в среднем - сутки.

Характерна амнезия с выпадением из сознания травмирующих событий.
8. Посттравматическое стрессовое расстройство
- Это непсихотическая затяжная реакция на тяжелый стрессовый

раздражитель, который может перейти в психоз у ранее здорового человека (природные и техногенные катастрофы, боевые действия, пытки, изнасилования).

Типичные признаки – повторное переживание травмы в виде навязчивых воспоминаний, сновидений и кошмарах, на фоне «оцепенелости» чувств (эмоциональное безразличие, отчуждение, притупление чувств). Характерна утрата испытывать чувства удовольствия и радости – ангедония. Развиваются вегетативные реакции, тревога, бессонница, суицидальные мысли.
2. 2. 2. Синдромы эндогенных психических заболеваний
Под эндогенными особенностями подразумеваются базовые свойства личности, которые имеют биологические основы и проявляются темпераментом и конституциональным выражением (тип телосложения,

Индивидуально - типологические свойства темперамента). В процессе взаимодействия человека со средой формируется характер, причем, одни из природных качеств берутся под контроль сознания, другие усиливаются и заостряются. Начиная от Гиппократа типы телосложения и темперамента и вероятность психических заболеваний сравнивались между собой. Исследователи проводили определенные параллели. Например: Кречмер конституциональные типы обозначил наименованиями основных психических заболеваний: шизотимный, циклотимический, вискозный (смешанный).

Эндогенными называются психические заболевания, при которых непосредственная внешняя причина отсутствует или служит пусковым толчком, выявляющим предрасположенность. Обычно аномальное психическое развитие личности просматривается задолго до манифестации психоза. Кречмер установил, что они проявляются определенными чертами характера (табл. 2).

Эти разновидности склада личности представляют обобщенные схематические радикалы ее, но их выделение облегчает первичную ориентацию в индивидуальных, генетически обусловленных особенностях личности.

Таблица 2
Черты характера в норме и их изменения при переходе к психозам

( по А. Снежневскому , 8)


Варианты нормы

Переходные формы

Психозы

Шизотимик

Шизоид

Шизофреник

Циклотимик

Циклоид

Циклофрения

Эпилептотимик

Эпилептоид

Эпилептик

Истеротимик

Истероид

Истерик

.

Шизоидный склад личности характеризуется преобладанием аутизма, абстрактного мышления, склонностью к мечтанию, эмоциональной хрупкостью, гиперэстезией в сочетании со сдержанностью чувств и холодностью. В осуществлении господствующих стремлений проявляют одержимость. Телосложение - астеническое.

Циклоидный склад личности отличает общительность, откровенность, открытость, свободное выражение чувств, конкретность стремлений, реализм и деятельность. Типична склонность к резким колебаниям настроения.

Эпилептоидный склад отличает эгоцентризм, самоутверждение, повышенная самооценка, чувство превосходства, интенсивная энергичность, вязкость аффекта и речи. Телосложение - атлетическое.

Истерический склад – это непостоянство устремлений, влечений, привязанностей, изменчивость настроения от восторга до отчаяния, богатое воображение со склонностью желаемое принимать за действительное. Телосложение - грациальное.

2. 2. 3. Психотические расстройства при эндогенных заболеваниях
1. Аффективные расстройства (расстройства настроения)

Они проявляются в виде депрессивных и маниакальных синдромов, связаны с глубокими изменениями в соматической сфере (изменения находят в базальных и подкорковых структурах мозга, нарушаются эндокринные процессы, расстраиваются биологические ритмы «сон – бодрствование»). В отличие от аффективных расстройств при функциональных психогенных нарушениях при тех видах патологии витально важные чувства занимают в самосознании особое место. Собственное Я видится глазами другого человека, действительность в сознании отражается неадекватно. Эндогенные расстройства аффективной сферы психики идут из глубоких слоев личности, корни которых находятся в биологических процессах.
2. Депрессивный синдром при эндогенных психозах отличается чувством глубокой тоски, мрачным настроением, безысходностью, суицидальными мыслями. Это внешне проявляется мимикой и пантомимикой, особенностями речи.

Характерны следующие особенности депрессии при эндогенных заболеваниях:

  • начало без непосредственной связи с психотравмой или она не имеет четкого отражения в переживаниях;

  • протекает в форме повторных приступов от нескольких недель до нескольких месяцев; сходные заболевания и самоубийства фиксируются у родственников; закономерны суточные колебания настроения (оно тягостно с утра и днем).


3. Маниакальный синдром

Под этим названием описываются состояния интеллектуального, эмоционального и психомоторного возбуждения, которые протекают в виде повторяющихся приступов (фаз). Как и в депрессии они подразделяются на тяжелые и легкие (гипер – и гипоманиакальность).

В периоды обострений характерно повышенное настроение, веселость, прилив бодрости и энергии, «скачка мыслей».

Внимание неустойчиво, мышление поверхностно, поведение бессистемное и подчиняется сиюминутным желаниям, влечениям инстинктов и легкомысленным поступкам и правонарушениям.

Маниакальные и депрессивные состояния, различаясь по характеру аффектов, близки по патогенезу и клинике и чаще всего характеризуют МДП. Объективно находят по ЭЭГ учащение ритмов и десинхронизацию, в клинической картине: ментизм (наплывы мыслей), уменьшение ночного сна, сосуществование смешанных аффективных состояний (внешне больные оживлены и нелогичны, но нет искреннего повышения настроения, самочувствие мрачное, раздражительное с идеями преследования. Нарушается адекватность отражения внешнего мира в сознании собственного Я, субъективные переживания не контролируются и на поверхности оказываются причудливые переживания. Они составляют содержание личности, при углублении расстройств психики появляются новые симптомы (бред)).
4. Бредовые расстройства

При эндогенных психозах понятие бреда отличается от бреда при функциональных психогенных расстройствах. Если при функциональных расстройствах фиксируются сверхценный бред, то это является искаженным толкованием реальных событий. При эндогенных психозах искажено и восприятие и ложно истолковываются нереальные аутостические фантазии с утратой психологической понятности.

Различают следующие бредовые расстройства психики:

Параноидный синдром характеризуется генерализованным захватом всех сфер психической деятельности. Основу составляют бредовые идеи, они непоследовательны и возникают как «озарение» без осмысления реальной действительности. Галлюцинации слуховые (вербальные), обонятельные, реже - зрительные. На высоте приступов бред сопровождается аффектами тревоги и страха, растерянностью, психомоторным возбуждением и агрессивностью.
5.Синдром психического автоматизма В. Х. Кандинского - Г. Клерамбо
В центре синдрома – переживание непроизвольности собственного Я

(мыслей, чувств, поступков, их навязанности со стороны. Характерны наплывы мыслей (ментизм, их отнятие, псевдогаллюцинации (они не отождествляются с реальными событиями и предметами, а оцениваются как навязанные), бред физического и психического воздействия.

Все симптомы связаны с нарушениями глубоких слоев душевной деятельности, в том числе, со способностью выделять себя из окружающего мира.
6. Шизоаффективные расстройства
- сочетают два полюса эндогенных расстройств: шизофренические и аффективные. Депрессивные и маниакальные аффекты усложнены присоединением ярких патологических переживаний. Это бред, он становится нелепым, фантастическим, нарушения поведения грубые, сновидные расстройства сознания. Содержание бреда черпается из аутистических фантастических переживаний до заболевания и галлюцинаций (общение с Богом, космический бред). Приступы могут оканчиваться восстановлением психики, но при повторных приступах все восстанавливается по типу «клише».
7. Онейроидный синдром (онейрос – греч. сновидение)

При онейроиде в центре лежит изменение чувства Я, больной одновременно чувствующее и действующее лицо с мгновенным перемещением во времени и пространстве. Содержание сноподобных переживаний определяется духовным миром и маниакальностью («цепь необыкновенных событий») или депрессивностью аффекта (онейроид со страхами, содержание их угрожающее типа «армагеддон»).

В том и другом случае больные заторможены, мимика, взгляд обращены

«в себя». О пережитом рассказывают по окончанию приступов.
8.Кататонический синдром
Глубина расстройств психики максимальна и распространяется на КБП и подкорковые образования. Социальная суть человека в психике угасает, появляются расстройства биологических функций ЦНС.

Синдром включает 2 состояния, которые могут сменять друг друга – ступор и кататоническое возбуждение. Общие проявления, произвольная деятельность минимальны или отсутствуют, на смену приходят или ступор или стереотипные движения. Речь утрачивается, расторможены тонические и клонические движения.
9. Гебефренический синдром
Имеет 2 варианта: доброкачественное течение в виде приступов с выраженными аффективными расстройствами – это причудливая смесь мании и депрессии с бессвязной речью и поведением, дурашливостью, манерностью, шутовством (чаще в детском и подростковом возрасте).

Злокачественное течение отличается снижением психической продуктивности, утратой эмоциональных контактов, агрессивностью, злобностью, извращением влечений, дурашливостью, гримасничаньем, манерностью с постепенным переходом в катотонию.
Таким образом, при всех эндогенных психозах можно выделить следующие особенности:

- их развитие не связано с воздействием внешних патогенных факторов;

- содержание переживаний и поведение больных определяется аутистическими фантазиями;

- постоянно наблюдаются аффективные синдромы, отличающиеся от функциональных расстройств психики;

- больные не критичны, их признания не убедительны, критика может быть «по научению».
Список использованной литературы:

1. Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. – Ростов- на- Дону: Феникс, 1997.

2. Клиническая психиатрия. – М.: Медицина, 1998.

3. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс, 2005.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск