1.4. Содержание коррекционной работы
Ведущим компонентом в образовательном процессе с детьми, имеющим нарушения речи, является коррекционная работа.
Основная цель: всестороннее формирование личности ребенка с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, коррекция и компенсация нарушений развития.
Задачи:
Создание ребенку с проблемами в развитии возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного развития
Обеспечение охраны и укрепления здоровья
Коррекция негативных тенденций развития
Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности
Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей Психолого-медико-педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности специалистов, направленной на создание социально- психологических условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы данной категории детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
Основной целью медико-педагогического сопровождения следует считать координацию деятельности всех субъектов образования по созданию условий для полноценного психического и личностного развития детей.
Воспитатель Модель взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей Музыкальный
руководитель
Педагог Монтессори
Старший
воспитатель
Педагог-психолог
ПДО
по ИЗО
Учитель-логопед
ПДО по хореографии
Руководитель
по ФВ
ПДО по театральной деятельности
Основные области деятельности специалистов сопровождения детей с нарушениями речи
Специалисты сопровождения
| Области сопровождения
| Учитель-логопед
| Логопедическая диагностика, коррекция речевых нарушений, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию приемов в работе с ребенком; педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми по коррекции речи.
| Педагог-психолог
| Психологическая диагностика, психологическое консультирование, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики, проведение тренинговых, психокоррекционных форм работы.
| Воспитатель
| Определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, коммуникативной активности и культуры, уровня сформированнности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (организация режима развивающих и коррекционных игр).
| Педагог по дополнительному образованию по изобразительной деятельности
| Реализация используемых программ художественно-эстетического воспитания, программ дополнительного образования с элементами арт-терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
| Музыкальный руководитель
| Реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, театральной, креативной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
| Педагог по дополнительному образованию по театрализованной деятельности
| Педагог по дополнительному образованию по хореографии
| Реализация используемых программ с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в макро- и микропространстве. Реализация программ дополнительного образования с элементами танцевальной и креативной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога, и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
| Руководитель по физическому воспитанию
| Реализация используемых программ с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в макро- и микропространстве. Подбор индивидуальных упражнений для занятий с детьми, имеющими соматическую слабость, замедленное развитее локомоторных функций, отставание в развитии двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений, с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога- психолога, врача-психоневролога.
| Старшая медицинская сестра
| Организация медицинской диагностики. Организация и контроль антропометрии, проведение физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем. Обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников. Контроль и анализ выполнения натуральных норм продуктов. Контроль за качеством поступающих продуктов.
| Старший воспитатель
| Перспективное планирование деятельности сопровождения, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы специалистов коррекционного блока, анализ эффективности деятельности специалистов, организация и проведение, содержание документации медико-психолого-педагогического консилиума.
Основные направления работы с ребенком определяются всеми специалистами на медико-психолого- педагогическом консилиуме.
|
Организация коррекционной работы
Блоки
| Содержание
| Диагностический блок
| Раннее выявление детей с нарушениями речи
Первичное обследование.
Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
Обследование детей городской ПМПК.
Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.
| Организационный блок
| Комплектование групп, утверждение списков детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности.
Комплектование подгрупп по результатам диагностики.
Составление и утверждение перспективных планов коррекционной работы на год.
Планирование индивидуальной работы с детьми.
Организация работы медико-педагогического консилиума ДОУ.
| Коррекционно-развивающие занятия
| Работа учителя-логопеда по совершенствованию всех сторон речи
Работа музыкального руководителя по развитию темпо- ритмической организации. Логоритмические занятия.
Работа руководителя по физ. воспитанию по развитию и коррекции общей моторики.
Работа музыкального руководителя, ПДО по хореографии по развитию и коррекции общей моторики, слуха,
Воспитательно-образовательная и коррекционная работа воспитателя, ПДО по ИЗО.
| Блок профилактической и консультативной работы
| Углубленные медицинские осмотры (консультации детей с речевыми проблемами у врачей узких специальностей: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога).
Проведение семинаров-практикумов и консультаций для воспитателей, специалистов.
Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи
Профилактика нарушений устной и письменной речи
| Методическое обеспечение
| Научно-методическая помощь работникам ДОУ по вопросам коррекции.
Создание библиотеки коррекционной литературы и периодических изданий.
Участие в работе районного и городского методических объединений учителей-логопедов.
Курсовая подготовка.
Участие в семинарах и конференциях.
Самообразование по вопросам коррекции.
Обобщение передового педагогического опыта по вопросам коррекции.
| Оптимизация коррекционно-педагогического процесса
| Материальная база.
Оснащение логопедических кабинетов.
Формирование коррекционно-развивающей среды в группах компенсирующей направленности.
Использование ТСО, создание аудио- и видеотеки.
| Блок контроля
| Проведение тестовых срезов.
Медико-педагогический консилиум ДОУ о выпускниках группы компенсирующей направленности.
Анализ работы учителя-логопеда на педагогических и методических советах ДОУ.
Анализ работы учителя-логопеда на родительских собраниях.
Подведение итогов работы за учебный год.
| Ведение документации
| Речевые карты;
Перспективный и календарный планы;
Тетрадь взаимосвязи учителя- логопеда и воспитателей;
Тетрадь взаимосвязи с музыкальным руководителем, ПДО по ИЗО, руководителем по ФВ, ПДО по театру.
Журнал протоколов медико-педагогических совещаний;
Индивидуальные карты развития ребенка;
Индивидуальные тетради для домашних заданий учителя-логопеда;
Индивидуальный маршрут развития ребенка;
Журнал учета консультаций для родителей;
Протоколы городской (областной) ПМПк.
Протоколы заседаний и документация к ПМПк учреждения.
Мониторинг динамики развития детей их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования
|
Система коррекционной работы с детьми
Содержание работы направлено на коррекции недостатков в психическом развитии детей и в речевом развитии детей с нарушением речи. Цель коррекционной работы:
Овладение навыками свободного пользования развернутой связной речью. Коррекционные задачи с детьми с нарушениями речи
Практическое усвоение логических и грамматических средств языка
Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия)
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты
Развитие навыков связной речи
Развитие внимания, памяти, совершенствование словесно-логоческого мышления
Планируемый результат:
Формирование правильного произношения в сочетании с развитием дикции
Обогащение и активация словарного запаса
Устранение аграмматизмов в речи детей
Формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте
Совместное проведение родительских собраний Учитель-логопед Воспитатели Коррекция учебной нагрузки
Ведение документации:
тетрадь взаимосвязи, лист занятости,
экран речи
Участие в коррекционной работе специалистов ДОУ
Обогащенная развивающая
среда по коррек-
ции речевых
нарушений Семинары-практикумы для педагогов и родителей
Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ
Единое лексическое планирование
Открытые мероприятия для педагогов и родителей
Контроль за правильной речью детей во всех режимных моментах
Содержание коррекционной работы
№
| Направление коррекционной работы
| Содержание коррекционной работы
| 1
| Укрепление соматического здоровья
| Применение в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий
| 2
| Констатация нервно-психического состояния, укрепление нервной системы
| Направление на консультацию к невропатологу, психиатру, психотерапевту; согласование лечебных процедур и других видов помощи
| 3
| Нормализация зубочелюстной системы
| Направление на консультацию к стоматологу- терапевту, стоматологу-хирургу, ортодонту; согласование лечебных процедур и других видов помощи
| 4
| Развитие общих произвольных движений
| Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое
| 5
| Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук
| 6
| Формирование психологической базы речи
| Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения
| 7
| Развитие речевого аппарата
| Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы
| 8
| Развитие мимической мускулатуры
| Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики
| 9
| Формирование правильного звукопроизношения
| Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация
| 10
| Развитие фонематических процессов
| Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове
| 11
| Формирование слоговой структуры слова
| Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры
| 12
| Развитие и совершенствование лексико - грамматической стороны речи
| Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по лексическим темам; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов
| 13
| Подготовка к обучению грамоте
| Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного
| 14
| Индивидуальная помощь ребенку вне коррекционных занятий
| Нормализация общего и речевого режима в группе детского сада, семье; проведение воспитателем и родителями индивидуальной работы по заданию дефектолога; реализация коррекционной составляющей деятельности всего педагогического коллектива ДОУ
|
Обеспечение индивидуального сопровождения воспитанников Старший воспитатель
Составление годового плана совместно с учителем- логопедом.
Организация и проведение педсоветов.
Руководство деятельностью ПМПк ДОУ.
Разработка и контроль ведения документации.
Контроль соблюдения режима и учебных нагрузок.
Анализ проведения групповых, индивидуальных занятий.
Контроль за повышением квалификации педагогов.
Учитель-логопед
Постановка диафрагмального речевого дыхания.
Коррекция дефектных звуков, постановка отсутствующих.
Автоматизация правильных звуков.
Работа над остальными компонентами речевой системы.
Воспитатель
Соблюдение единого речевого режима.
Работа по заданию логопеда. Развитие мелкой моторики. Развитие психических процессов.
Развитие познавательной деятельности.
Создание развивающей среды.
Родители
Соблюдение единого речевого режима.
Выполнение домашних заданий и рекомендаций логопеда.
Соблюдение режима работы ДОУ.
Младший воспитатель
Соблюдение единого речевого режима.
Сопровождение режимных моментов художественным словом и их «оречевление».
Выполнение с детьми графомоторных упражнений, заданий на развитие мелкой моторики.
Музыкальный руководитель
Соблюдение единого речевого режима
Развитие чувства ритма, темпа. Работа над дыханием. Развитие арти-куляционной моторики.
Развитие общей и мелкой моторики.
Согласование речи с движением.
Руководитель по физическому воспитанию.
Соблюдение единого речевого режима.
Развитие общей моторики.
Развитие дыхания.
Развитие координации движений.
РЕБЕНОК
Возрастная динамика.
Основные требования к единому логопедическому режиму.
Правильная, выразительная речь всех членов педагогического коллектива – образец речи для дошкольника.
Знание речевых возможностей детей.
Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов.
Регулярное посещение детьми занятий, исключение необоснованных пропусков.
Вера педагогов и родителей в успех исправлений речевых недостатков у каждого ребенка.
Поощрение даже небольшого сдвига в улучшении речи ребенка.
Активное взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам коррекции
В конце обучения ребенок должен приобрести следующие знания и умения:
Понимание речи;
Представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда и обувь», «мебель», «посуда» и другие.
Способность к обобщению, обобщающие понятия по соответствующим темам;
Различать понятие «звук», «слово», «предложение»;
Умение составлять рассказы по темам в соответствие с планом, схемой;
Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова – предметы», «слова – действия», «слова – признаки», а также о числительном;
Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета формы, вкуса, материала.
Коррекционная работа построена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие +» под редакцией А.И.Булычевой, НОУ «Учебный центр им.Л.А.Вегера «Развитие» год издания 2012 год.
Перечень программ
| Филичева, Т.Б. и др. «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи»[Текст]/ Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.- М.:Просвещение,1991.-
Филичева, Т.Б. и др. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада)» [Текст]/ Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.- М.:Просвещение,1993.
Каше, Г.А. и др. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (подготовительная к школе группа)» [Текст]/ Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой. М.: Просвещение, 1986.
Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.-352с.
Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-192с.
| Перечень пособий
| Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст]/З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.-214 с.
Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст]/З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.-284 с.
Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие / В. М. Акиенко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 110 с.: илл. – (Сердце отдаю детям).
Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 254, [2] с.: ил. – (Высшая школа).
Батяева, С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011. – 88 с.
Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 32 с. («Конфетка»)
Веселые скороговорки для «непослушных» звуков / Автор-состовитель И.Г. Сухин. Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг: 2002.-192 с.: ил. – (Детский сад: день за днём).
Выгодская, И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.: ил.
Гайдина, Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.-112с. – (Мастерская учителя)
Громова, О.Е Методики формирования начального детского лексикона.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-176 с.
Дети, в школу собирайтесь. Пособие для педагогов и родителей/ О. М. Дъяченко, Н.Ф. Астаськова, А. И. Булычева и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 192 с.
Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. – (Учебное пособие).
Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками /сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Жохова, О. В., Лебедева Е. С. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека логопеда). (7)
Жукова, Н. С. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.: ил.
Жукова, Н.С Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.-320 с. (Серия «Учимся играя»)
Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др.; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. – 273 с.
Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда, 2-е изд. испр. и дополн. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 279 стр.
Каше, Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Просвещение, 1986.
Кириллова, Е В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека логопеда). (6)
Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем - логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющих нарушение речи. - СПб.: Союз, 2002 – 368 с.
Колесникова, Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-практических занятий
Коноваленко, В. В. Коррекция произношения звуков Г, Г`, К, К`, Х, Х`. Дидактический материал для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010. – 48 с.
Коноваленко, В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период. Пособие для логопедов.-2-е изд. – М.: «Гном-пресс»,1999. – 48 с. ( В помощь логопеду)
Коноваленко, В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. II период. Пособие для логопедов.-2-е изд. – М.: «Гном-пресс»,1999. – 96 с. ( В помощь логопеду)
Коноваленко, В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. III период. Пособие для логопедов.-2-е изд. – М.: «Гном-пресс»,1999. – 80 с. ( В помощь логопеду)
Коренькова, М. Г. Речевой фитнес для малышей. – Томск, 2011.
Кузнецова, Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 128 с. (Серия «Практическая логопедия»)
Курдвановская, Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
Левин, В., Жедек П. Умный магнитофон/ Игровые приемы в развивающем обучении русскому языку. – Томск, «Пеленг», 1992. – 45 с.
Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ЕЦ Сфера, 2009. – 176с. – (Логопед в ДОУ)
Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989.- 528 с.: ил.
Лопатина, Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. —СПб: Образование, 1994. – 92 с.
Лунина, Н. А. Играем в буквы и слова. Путешествуем по Реченьке: развиваем память, речь, внимание, воображение. [Текст]/ Н. А. Лунина.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.- 141 с. – ( Играем).
Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
Максаков, А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 176 с.: цв. вкл.
Мастюкова, Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с. – (Педагогика – родителям).
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
Миронова, Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Н. М. Миронова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 48 с.
Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
Морозова, И. А., Пушкарева М. А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88 с.
Немов, Р.С. Психология. В 3т. Т.2 – М.: Просвещение, Владос, 1995.
Нищева, Н. В. Если ребенок плохо говорит… – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011. – 64 с.
Нищева, Н. В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009. – 160 с.
Нищева, Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2010. – 240 с. – (Кабинет логопеда).
Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь – январь. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2009. – 448 с.
Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада . – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 192 с.
Нищева, Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010. – 112 с.
Новиковская, О. А. Альбом по развитию речи для дошкольников в рассказах и веселых картинках / О. А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2011. – 88 с.: ил.
Новиковская, О. А. 100 упражнений для развития речи / О. А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2010. – 62, [2] с.: ил. – (Маленькие гении).
Новотворцева, Н. В. Развитие речи детней 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с., ил.
Олисова, Л. Г. Обучение письму в систему развивающего обучения. Методическое пособие по работе с Букварной тетрадью. – Томск: «Пеленг», 1996, - 72 с.
Поздеева, С. И. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах. Часть первая. Урок обучения грамоте. Урок литературного чтения. – Томск: «Пеленг», 2000, - 96 с.
Пятибратова, Н.В. Отвечает логопед. – М.: «Унисерв», 2009. – 88с.
Пятница Т.В. Лексика + Грамматика=…: пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет. В 3 ч. Ч.1.- 7-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2012.-124с. :ил.
Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) /Большакова С. Е. – М.: А.П.О., 1996. 28 с.
Развиваем речь /сост. В.В. Полушкина. – М.: Астрель; СПб.: Астрель-СПб, 2011. – 95 с.: ил. – (Готовимся к школе).
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать /Гаврина С. Е., Кутявина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил.
Севостьянова, Е. О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с. – (Программа развития).
Семаго, Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с., илл.
Селивёрстов, В. И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 244с.
Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР: пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей. М.: Мозаика – Синтез, 2008 – 72с.
Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР: пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей. М.: Мозаика – Синтез, 2009 – 96с.
Смирнова, Л.Н, Овчинников С.Н Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009.-88с.
Смирнова, Л.Н, Овчинников С.Н Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет – М.:АСТ: Астрель, 2009.- 175с.: ил. – (Популярная логопедия)
Соловьева, Н. В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед») (6).
Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 248 с.: ил.; 32 с.вкл. цв.
Турищева, В.В Организация сопровождения развития детей с 2-х до 5 лет с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида [Текст]: учебно-методический комплект /авторский коллектив В.В. Турищева, Г.А. Стрижнева, Т.Н. Мченская, М.В. Рузанова; под общ. Ред. М.В. Оксём.- Кемерово: изд-во МОУ ДПО «НМЦ», 2011.-121с.
Успенская, Л. П., Успенский М. Б. Учись говорить правильно. Сборник речевого материала для логоп. занятий с дошкольниками. Изд. 2-е, перераб. и доп., М., « Просвещение», 1973.
Успенская, Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн.для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.: ил.
Филичева, Т.Б. и др. «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи»[Текст]/ Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.- М.:Просвещение,1991.
Филичева, Т.Б. и др. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада)» [Текст]/ Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.- М.:Просвещение,1993.
Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.- 223 с.: ил.
Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. Воспитание» - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.: ил.
Хватцев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – 384 с., ил.
Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 79 с.
Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под ред. В. В. Гербовой . – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
Яссман, Л. В., Данюков В. Н. Основы детской психопатологии: Учебно-методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов. – М.: «Олимп»; «ИНФРА-М», 1999. – 256 с.
Ястребова, А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. – М.: АРКТИ, 1996. – 176 с.
Яцель, О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах / О. С. Яцель. – М.: Издательство «Гном и Д», 2011. – 48 с.
| |