Содержание коррекционной работы в группах для детей с «общим недоразвитием речи».
Цель: Освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Задачи: Совершенствование произносительной и лексико-грамматической стороны речи. Развитие самостоятельной развернутой речи. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Перечень программ технологий
| Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада»- М., МГЗПИ, 1991г.
Н.В.Нищева
1.»Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада»
2. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (4-7 ЛЕТ) (рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях экспертным советом комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга)
Г.А.Ванюхина «Речецветик» (парцианальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольников) (рекомендована Министерством образования Свердловской области к использованию в образовательном процессе ДОУ) Екатеринбург, 1993г.
| Перечень пособий
Диагностический материал
| Г.А.Каше «Подготовка детей к школе с недостатками речи»-М.,1985г.
Т.А.Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте», М., ГНОМ и Д, 2000г.
Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно» (учебно-методический комплект), М.,Детство-Пресс, 1998г.
Т.А.Ткаченко «Скоро в школу» (учебно-методический комплект) М.,Детство-Пресс,1998г.
Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольников 4-6лет», М.,Ювента, 2007г.
Т.А.Ткаченко «Формирование описательной речи у дошкольников 5-7лет»,М.,Ювента2007г.
О.С.Гомзяк «Говорим правильно» (рабочие тетради №1,2,3), М.,ГНОМ иД,2007г.
С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребёнка говорить и читать», М.,ГНОМ и Д,2007г.
В.В.Коноваленко «Пишем и читаем» №1,2,3,4 (рабочие тетради», М.,ГНОМ-ПРЕСС,2000г.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи» (фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»), М.,ГНОМ Ид,2001г.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР» (3 периода),М.,ГНОМ и Д,2001г.
Л.М.Граб «Развиваем графические навыки» «рабочая тетрадь для детей с ОНР), М., ГНОМ и Д,2008г.
И.А.Подрезова «Школа умелого карандаша» (перспективное планирование, рабочие тетради и альбомы упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7лет с речевыми нарушениями), М., ГНОМ и Д,2007Г.
Н.Э.Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» ( альбомы №1,2,3,4), М., ГНОМ и Д, 2008Г.
Н.М.Миронава «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей (подготовительной) логогруппы» (планы- конспекты занятий, альбомы упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями), М., ГНОМ и Д.2008г.
Н.В.Соколова «Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников»,М., Школьная пресса,2006г.
И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина «Методы обследования речи у детей» (институт коррекционной педагогики), М., 1992г.
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., Альфа. 1993г.О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда», М.,Владос,1998г.Е.Косинова «Логопедические тесты», М.,Эксмо,2007г.Н.Гатанова, Е. Тунина «Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет», СП., Нева,2004г.
Н.Гатанова, Е. Тунина «Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 5-ти лет», СП., Нева, 2004г.
Н.Гатанова, Е. Тунина «Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 6-ти лет», СП., Нева, 2004г.
| Содержание коррекционной работы в группах для детей с «заиканием».
Цель: Устранение заикания. Задачи: Нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизических особенностей и формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
Перечень программ
| А.С.Миронова «Программа обучения правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста».
Н.А.Чевелева «Преодоление заикания у детей» М., «Гном и Д», 2001г.
| Технологии
| И.Г.Выгодская, Е.А.Пеллингер, Л.П.Успенска «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» М., 1993г.
М.И.Честякава «Психогимнастика» М.,1990г.
С.В.Леонова «Психолго-педагогическая коррекция заикания у дошкольников», М.,Владос,2004г.
| Перечень пособий
| Т.А.Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте», М., ГНОМ и Д,2000г.
Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно» (учебно-методический комплект) М., Детство-Пресс,1998г.
Т.А.Ткаченко «Скоро в школу» М., Детство-Пресс ,1998г.
Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста 4-6 лет» М., Ювента,2007г.
Н.А.Рычкова «Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием» (методические рекомендации), М., 1997г.
О.С.Гомзяк «Говорим правильно» (рабочие тетради №1,2,3) М., ГНОМ и Д,2007г.
Н.В.Соколова «Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников»,М., Школьная пресса,2006г.
М.Н.Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» (методическое пособие), М.,АЙРИС-ПРЕСС,2007г.
Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шиикова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи», М., Книголюб,2005г.
В.В.Коноваленко «Пишем и читаем» №1,2,3,4(рабочие тетради), М., ГНОМ-ПРЕСС 2000г.
Н.Э.Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (альбомы № 1,2,3,4), М., ГНОМ и Д 2008г.
Н.М.Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей (подготовительной) логогруппы» (планы- конспекты занятий, альбомы упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями), М., ГНОМ и Д, 2001г.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»), М.,ГНОМ и Д,2001г.
С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребёнка говорить и читать» (рабочие тетради №1,2,3), М., ГНОМ и Д,2007г.
И.А.Подрезова «Школа умелого карандаша» (перспективное планирование, рабочие тетради и альбомы упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7лет с речевыми нарушениями), М., ГНОМ и Д,2007г.
Л.М.Граб «Развиваем графические навыки» (рабочая тетрадь для детей с ОНР), М., ГНОМ Ид,2008г.
Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова «Логопедия. Заикание», М., Академо,2003г.(схема психолого-педагогического обследования заикающихся).
| Диагностический материал
| И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина «Методы обследования речи у детей», (институт коррекционной педагогики), М., 1992г.
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., 1992г.
О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда», М., Владос,1998г.
Е.Косинова «Логопедические тесты», М., Эксмо,2007г.
Н.Гатанова, Е. Тунина «Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет», СП., Нева,2004г.
Н.Гатанова, Е. Тунина «Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 5-ти лет», СП., Нева,2004г.
Н.Гатанова, Е. Тунина «Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 6-ти лет, СП., Нева,2004г.
| Содержание коррекционной работы в группе для детей с « задержкой психического развития".
Цель: Уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.
Задачи: Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (форме, цвете, величине), о расположении их в пространстве; накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка; повышение уровня сенсорного и умственного развития; обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.
Перечень программ:
| С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (программы и методические материалы).
| Технологии:
| Программы имеют гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации», включены в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий.
Н.Ю. Борякова «Ступеньки развития» (концепция построения адаптивной модели обучения и воспитания детей с ЗПР и программно-методический материал).
Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина «Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР». (организационный аспект).
| Перечень пособий:
| С.Г. Шевченко «Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» (учебно-методический комплект).
Т.Г. Неретина «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения». (учебно-методический комплект.
Л.С. Маркова « Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР». (практическое пособие), М.: Арти, 2002
Т.А. Ткаченко « Учим говорить правильно». (учебно-методический комплект), М.: Детство-Пресс, 1998
Т.А. Ткаченко «Скоро в школу». (учебно- методический комплект) М.: Детство-Пресс, 1998
Т.А. Ткаченко « Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет», М.: Ювента, 2007
Т.А. Ткаченко « Формирование описательной речи у дошкольника 5-7 лет» .: Ювента, 2007
О.С. Гомзяк «Говорим правильно», М.: ГНОМ и Д, 2007
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц « Учим ребенка говорить и читать» (рабочие тетради №1, 2, 3), М.:ГНОМ и Д, 2007
М.А. Касицина, В.Д. Смирнова « Дошкольная математика», М.: ГНОМ и Д, 2002
Г.Е. Сычева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», М.: Книголюб, 2003
Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина «Игралочка», М.: «Баласс», 2005
Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина «Раз-ступенька, два-ступенька», М.: «Баласс», 2005
И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» для работы с детьми 5-6 лет и 6-7 лет, М.: «Мозаика-синтез», 2007
М.А. Касицина «Рисующий гномик», М.:ГНОМ и Д, 2005
Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 4-5 лет», М.:Сфера, 2000
В.В. Коноваленко «Пишем и читаем» №1,2,3,4 (рабочие тетради), М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000
С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко «Развитие связной речи» (фронтальные логопедические знания по лексическим темам), М.: ГНОМ и Д, 2001
| Диагностический материал
| С.Д .Забрамная, О.В.Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», М., Владос, 2003г.
И.Д.Конкнкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР», М.,ГНОМ и Д, 2004г.
О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда», М., Владос,1998г.
Е. Косинова «Логопедические тесты», М., Эксмо,2007г.
Е.А.Стребелева, Г.А. Мишина «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста», М, Владос,2008г.
Н.Гатанова, Е. Тунина «Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 3-х лет», СП., Нева 2004г.
Н.Гатанова, Е.Тунина «Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет», СП, Нева,2004г.
Н.Гатанова, Е. Тунина «Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 5-ти лет», СП., Нева ,2004г.
Н.Гатанова, Е. Тунина «Программа развития иобучения дошкольника. Тесты для детей 6-ти лет», СП., Нева, 2004г.
|
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Развитие речи в коррекционных группах проводится учителем-логопедом.
Формы работы
| гкп
| Средняя группа
| Старшая группа
| Подготовительная группа
| Развитие и совершенствование артикуляционной моторики.
| +
| +
| +
| +
| Развитие фонематического восприятия.
| +
| +
| +
| +
| Формирование произносительных умений и навыков.
| +
| +
| +
| +
| Обогащение словаря.
| +
| +
| +
| +
| Совершенствование лексических и грамматических средств языка.
| +
| +
| +
| +
| Совершенствование слоговой структуры слов.
| +
| +
| +
| +
| Развитие связной речи.
| +
| +
| +
| +
| Подготовка к обучению грамоте.
| -
| -
| +
| +
|
Индивидуальная работа
|
|
|
|
| Развитие и совершенствование артикуляционной моторики.
| +
| +
| +
| +
| Развитие и совершенствование общей и ручной моторики.
| +
| +
| +
| +
| Развитие слухового восприятия, внимания.
| +
| +
| +
| +
| Развитие зрительного восприятия, памяти.
| +
| +
| +
| +
| Развитие ритма.
| +
| +
| +
| +
| Формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры.
| -
| +
| +
| +
| Совершенствование лексических и грамматических средств языка.
| +
| +
| +
| +
| Развитие навыков связной речи.
| +
| +
| +
| +
|
Взаимодействие с воспитателем
|
|
|
|
| Упражнения для развития общей и мелкой моторики.
| +
| +
| +
| +
| Упражнения для развития артикуляционной моторики.
| +
| +
| +
| +
| Дидактические игры и упражнения для развития лексико – грамматических категорий.
| +
| +
| +
| +
| Дидактические игры и упражнения для развития связной речи.
| +
| +
| +
| +
| Индивидуальные занятия по заданию логопеда (тетрадь ребенка).
| +
| +
| +
| +
|
Работа с родителями.
|
|
|
|
| Консультации.
| +
| +
| +
| +
| Индивидуальные беседы.
| +
| +
| +
| +
| Показ – индивидуальных занятий.
| +
| +
| +
| +
| Открытые занятия.
| +
| +
| +
| +
| Семинары.
Папки – передвижки.
| +
| +
| +
| +
| Тетрадь взаимодействия логопеда с родителями.
| +
| +
| +
| +
| |