Скачать 74.76 Kb.
|
Благова О.В. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА. Во все времена решающая роль в образовании и воспитании подрастающего поколения отводилась учителю, от его организационно-управленческой компетентности, культуры, умения устанавливать отношения зависит благополучие и успехи учащихся. Студентам ВПО, будущим педагогам, предстоит летняя педагогическая практика в лагере, где важно обладать специальными знаниями и навыками в области планирования, организации, управления, руководства деятельностью детей. В этой связи актуальной для системы высшего профессионального образования становится задача формирования перспективного типа педагогического работника, обладающего организационно-управленческой компетентностью. Организационно-управленческие компетенции представляют собой характеристику личности, выражающиеся в способности осуществлять целеполагание; организовывать, планировать, контролировать деятельность и предвидеть её результат, осуществлять анализ; мотивировать и стимулировать деятельность учащихся; разрабатывать и применять разнообразные управленческие решения; извлекать и анализировать информацию из разных источников; к адаптации в новых ситуациях; к самоорганизации и рефлексии. Можно выделить 4 составляющих компонента организационно-управленческой компетентности: - Умение осуществлять целеполагание и конструирование организационно-управленческой деятельности, ее планирование и предвидение искомых результатов; - Умение осуществлять анализ деятельности, самодиагностику и на основе этого вносить коррективы; - Умение устанавливать и поддерживать отношения; - Умение использовать адекватные средства, формы, методы, приемы деятельности для достижения оптимальных результатов организационно-управленческой деятельности. Целенаправленное формирование организационно-управленческой компетенции у студентов необходимо, чтобы в будущем они ощущали себя действительно конкурентоспособными специалистами, способными компетентно решать профессиональные задачи и квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность. Анализ научных исследований и поиск подходов к педагогическому осмыслению вопросов формирования организационно-управленческой компетентности студентов, будущих педагогов в процессе обучения позволяют выделить противоречие между необходимостью целенаправленного формирования организационно - управленческой компетентности будущих педагогов и недостаточной разработанностью вопросов методики и практики формирования данного компонента личностно-профессиональной компетентности студентов в системе ВПО. В процессе решения выявленного противоречия изучалась научная педагогическая литература, что позволило определить состояние, уровень и особенности подходов к развитию организационно-управленческой компетентности. Все более широкое распространение в современной практике обучения находит метод проектов. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. Выпускник образовательного учреждения в современных условиях для адаптации к изменчивым жизненным ситуациям, в том числе в профессиональной деятельности, должен обладать широтой знаний, умения их интегрировать и применять для объяснения окружающих его явлений. Все это подтверждает необходимость использовать в проектной деятельности проектов практической направленности. Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивация к освоению данной области познания, которая проявляется только в условиях личностно значимых для обучающихся. В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является постижение истины, работа студентов над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом могут быть: видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта студенты используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль обучающего сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае необходимости. [1] Данный метод очень интересен. Он способствует развитию организационно-управленческой компетентности и такие её составляющих, как: рефлексия, умения и навыки работы в команде, умение осуществлять анализ деятельности, самодиагностику и на основе этого вносить коррективы. Большинство немецких ученых в сфере профессиональной педагогики считают, что игровые методы обучения обладают наибольшим потенциалом в обеспечении профессионального развития руководителей, позволяют совершенствовать деятельность и создавать новые модели профессиональной практики, что соответствует целям актуализации управленческого профессионализма в современных условиях. [2] При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность. Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. [1] Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке. [2] Опыт педагогической деятельности на факультете физической культуры Томского государственного университета, связанный с преподаванием дисциплин «Менеджмент физической культуры и спорта» и «Правовые основы физической культуры и спорта», показал продуктивность такого вида деятельности, как деловая игра, предусматривающая разделение студентов на группы с целью выполнения определенной функции руководителя спортивной организации. В качестве примера можно привести деловую игру, связанную с созданием новой физкультурно-спортивной организации (новая федерация по виду спорта, новый фитнес-клуб, новый спортивный зал и т.п.). В процессе деловой игры студенты должны создать новую организацию и пройти ряд этапов по её формированию. Подобные виды деятельности направлены на приобретение практического опыта, связанного с умением выполнять основные управленческие обязанности [3]. Учитывая проведённый анализ, мы предполагаем, что эффективному развитию организационно-управленческой компетенции будущих педагогов, которым необходимо пройти летнюю педагогическую практику в лагере, будут способствовать введение дополнительных тем в программу по планированию педагогической деятельности, а также организации и управлению временным детским коллективом с использованием таких методов, как дискуссии, кейс-ситуации и ролевые игры. Также мы считаем, что рассматриваемая компетентность будет развиваться в ходе реализации проектов учащихся, которые создаются в ходе всего учебного курса. Студенты проектируют программу работы с детьми выбранного им возраста, учитывающую все мероприятия, проводимые с отрядом, расписаны игры и анализы дня с учетом возрастных особенностей детей, логикой развития лагерной смены, то есть студенты начнут организовывать свою работу на предстоящую практику, начиная с целеполагания. В ходе изучения курса каждый студент попробует себя в качестве педагога в разных ситуациях, тем самым отрабатывая свои навыки организации и руководства коллективом. Мы хотим отметить, что организационно-управленческие компетентности нельзя развить путём простого прослушивания лекций, решающим фактором становится практика, поэтому процент практических занятии выше, чем у рассмотренных аналогов. Немалое значение в процессе подготовки педагогов, студентов учреждении высшего профессионального образования имеет разработанное нами мультимедийное учебное пособие «Я - профессионал», способствующее рефлексии будущей деятельности вожатого, погружению его в виртуальную среду детского коллектива. В нем представлены видеофрагменты сложных ситуации, которые могут возникнуть в лагере; студентам необходимо будет найти выход из проблем, продумать действия вожатых, которые необходимо выполнить для разрешения ситуации. В пособии даны полезные советы, а также предоставлена большая игротека вожатого. Учебное пособие представляет собой WEB-сайт так, чтобы обучение могло быть с элементами дистанционного, некоторые домашние задания предполагается выполнять с помощью сайта, также есть возможность обсуждения решений. Список литературы.
|
План мдоу «Детский сад №170 общеразвивающего вида» на 2013-2014 учебный год ... | Приемы, используемые для подготовки учащихся к егэ по математике А предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога,... | ||
Методические разработки «Работа с родителями воспитанников как показатель... Непосредственно образовательная интегрированная деятельность с детьми первой младшей группы «День рождение Зайчика» | План работы методического объединения учителей начальных классов «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактора повышения качества образования в условиях введения фгос начального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив школы работал над проблемой «Развитие профессиональной компетентности педагога... | План индивидуальной практики стажеров (курс обучения стажеров 24... Базовая (опорная) площадка как форма развития профессиональной компетентности педагога | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «математичское моделирование. Часть i» «Системный анализ организационно-управленческой деятельности в больших системах» | Филиппская Елена Михайловна 20. 10. 1957 30 лет 2010 2010 Высшая... Развитие творческой компетентности учеников на уроках словесности (4г.); информационно-коммуникационная компетентность учителя русского... | ||
Отчет по организационно управленческой практике обучающийся гр. 2121м пашинова Мария Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство здравоохранения российской федерации Она готовит студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: профилактической; диагностической; лечебной; реабилитационной;... | ||
Литература. Введение «Использование здоровьесберегающих технологий как важнейшее условие развития профессиональной компетентности педагога» | Система управленческой документации Стандарт устанавливает общие требования к подготовке и оформлению управленческой документации Омского института (филиала) ргтэу (далее... | ||
Планы семинарских занятий дисциплины (модуля) Для качественного усвоения учебного материала и активации учебного процесса студенты развивают интерес к себе как личности, способной... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... «История» и начинает готовить студентов-историков к педагогической, научно-исследовательской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой... | ||
«Волшебница зима» Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной... | Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 –... Цель ооп – обеспечение углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды, которая обеспечит... |