Скачать 1.28 Mb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОУ ДОД «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ПРОФИЛЬНЫЙ) ЦЕНТР КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»
ВОЛЕЙБОЛ программа дополнительного образования детей спортивной направленности для обучающихся 7 – 18 лет Срок реализации 8 лет (для групп ОФП 1, 2, 3 года обучения, СФП 1, 2, 3, 4, 5 года обучения) Составители: Смышляев Д.В. Коровина Л.А. Климошенко А.М. Кемеровский муниципальный район 2011 год СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2.Организационно-методические указания 7 3. Организация учебно – тренировочной работы 11 2.1. Учебный план 13 2.2. Планирование годичных циклов подготовки 15 2.3. Программный материал для практических занятий 23 2.4. Теоретическая подготовка 38 2.5. Инструкторская и судейская практика 39 2.6 Восстановительные мероприятия 40 2.7. Педагогический и врачебный контроль 43 2.8. Психологическая подготовка 44 2.9. Воспитательная работа 47 3. Контрольно – переводные испытания 50 . 4.Литература 56 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе нормативных документов, регламентирующих деятельность спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей , нормативными документами Агентства по физической культуре и спорту. При ее разработке использовались существовавшие ранее программы по волейболу для спортивных школ и учитывались новейшие данные научных исследований и передовой опыт работы детско-юношеских спортивных школ. В программе нашли отражение задачи работы с учащимися: содержание учебного материала по физической, тактической и теоретической подготовке, распределение времени на виды подготовки; планы-графики прохождения учебного материала на каждый год обучения. Целевой установкой подготовки волейболистов является воспитание высококвалифицированных спортсменов, отвечающих современным требованиям и способных добиваться высоких спортивных результатов. Исходя из цели подготовки в процессе обучения и тренировки, решаются следующие основные задачи: 1. Осуществлять гармоническое развитие личности, воспитывать ответственность и профессиональное самоопределение, в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся.. 2. Укреплять здоровье, способствовать всестороннему физическому развитию. 3.Достигать высокого уровня основных физических качеств и совершенствовать овладению техникой и тактикой игры. 4.Добиваться высокого уровня индивидуальной и командной подготовленности, приобретать навыки их реализации в условиях соревнований. 5. Сохранять высокую общую и специальную работоспособность. 6.Приобретать глубокие теоретические знания и практические навыки по методике обучения и тренировки, планированию, контролю, восстановлению, судейству, организации соревнований и т. д. С учетом цели и основных задач обучения и тренировки определяются задачи отдельных этапов многолетней подготовки юных и квалифицированных волейболистов. Первый этап («предварительной подготовки») предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры). Возраст 9 – 11 лет. Сочетается этот этап с группами начальной подготовки 2-3 года обучения. Второй этап. («этап начальной специализации») посвящен базовой технико – тактической и физической подготовке, в этот период осуществляются освоение основ техники и тактики (без акцента на специализацию по игровым функциям), воспитание соревновательных качеств применительно к волейболу. Возраст 12 -14 лет. Сочетается этот этап с первым и вторым годами обучения в учебно – тренировочных группах. Третий этап. («углубленной тренировки») направлен на специальную подготовку; технико – тактическую, физическую, интегральную. Вводятся элементы специализации по игровым функциям. Возраст 15- 17 лет. Сочетается этот этап с 3 -5 годами обучения в учебно – тренировочных группах. В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов, построение тренировки в годичном цикле и т. д. При этом делается акцент на следующие положения: - усиление индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствование навыков выполнения технических приемов и их способов; - увеличение индивидуальной тактической подготовки как важнейшего условия реализации технического потенциала отдельных волейболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры групповой тактики в нападении и защите; - осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки; - повышение качества спортивного отбора детей с высоким уровнем развития способностей к волейболу и составление «индивидуального маршрута» для особо одаренных волейболистов с профессиональной последующей ориентацией; - разработка эффективной системы оценки уровня спортивной подготовленности волейболистов. Основу этой оценки составляют прежде всего количественно – качественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях и включение в квалифицированные команды мастеров. Программа содержит материал планирования процесса многолетней подготовки волеболистов, дифференцированный по годам обучения; материал по основным компонентам многолетней подготовки: физической (общей и специальной), технической, тактической, интегральной, теоретической, психологической; по системе оценки уровня подготовленности юных волейболистов на основе конкретных количественных показателей по видам подготовки на всех этапах многолетнего тренировочного процесса. Выполнение поставленных задач предусматривает: проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана, приемных, выпускных и переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и проведение контрольных игр; осуществление восстановительно – профилактических мероприятий; просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей, кинокольцовок, кинограмм, соревнований квалифицированных волейболистов, прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; обеспечение четкой, хорошо организованной системой отбора способных юных спортсменов; организацию систематической воспитательной работы, привитие юным спортсменам навыков спортивной этики, организованности, дисциплины, любви и преданности своему коллективу; четкую организацию учебно- воспитательного процесса, использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства и волевых качеств обучающихся; привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно – воспитательной работы. Процесс спортивной подготовки волейболистов осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Все они в целостном процессе подготовки дополняют друг друга, обеспечивают правильность и стройность реализации программы. В особенности обращается внимание на соблюдение принципов. Они построены на основе общепедагогических принципов и правил определяющих процесс воспитания и обучения. В связи со специфическими особенностями тренировочных занятий (значительные нервные и физические нагрузки, необходимость повышения функциональных возможностей организма спортсмена, обучение сложным упражнениям и др.) принципы в области спортивной подготовки получили особое содержание, принципы: сознательности и активности, специализации и всесторонности, возрастающих нагрузок, повторности, наглядности и индивидуализации. Принцип сознательности, во-первых, определяет сознательное отношение спортсменов к своей подготовке и предусматривает такую деятельность, которая дает возможность каждому спортсмену знать, что, почему и зачем он делает. Во-вторых, этот принцип определяет важную для прогресса в спорте возможность овладения огромными потенциальными ресурсами нервно- психических сил, способностью сверхрекордных проявлений в быстроте, выносливости, ловкости, воли к победе и др. Принцип активности определяет важнейшую роль самостоятельности спортсмена в практической реализации системы подготовки. Все многообразие процесса подготовки обучающегося осуществляется им самим, когда он, обучаясь, воспитываясь, тренируясь и соблюдая режим, проявляет активность, энергию, упорство, трудолюбие, стойкость, Устремленность к цели, столь необходимые для выполнения всех предписаний системы спортивной подготовки. Без активности и самостоятельности обучающихся не мыслима и реализация принципа сознательности. Принцип специализации. Этот принцип указывает, что объективно необходимым условием для высших достижений является сосредоточение времени и сил на каком-либо избранном предмете спортивных занятий. Специализированную направленность я придаю овладению техникой и тактикой, воспитанию волевых качеств, повышению здоровья, приобретению общего физического развития, достижению любой другой цели обучения, развития и воспитания. Принцип специализации в занятиях с юными спортсменами осуществляется как построение прочного и мощного специфического «фундамента», позволяющего им достичь через последующую специальную тренировку очень высоких в спортивном мастерстве, в приобретении волевых качеств. Принцип всесторонности. Он определяет необходимость для спортсмена всестороннего развития, включающего в себя высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, отличную работоспособность всех органов и систем организма, многообразное умение координировать движения, физическое совершенство в целом. Принцип возрастающих нагрузок. Правильное использование нагрузок и воздействие в процессе подготовки спортсменов основывается на принципах их возрастания. Этот принцип определяет четыре пути возрастания нагрузки. Первый – постепенный путь. Он основан на положении о том, что морфологические и физиологические перестроения и изменения в органах и системах и улучшение их функций под влиянием нагрузок и воздействий происходит постепенно на протяжении длительного времени. Второй путь – скачкообразное возрастание нагрузок. В спортивной подготовке, большой частью, нельзя обеспечить абсолютную постепенность. Ведь даже такая доза надбавки, как один метр дистанции, один сантиметр высоты, еще раз повторенное упражнение и т. п., является скачком, хотя и минимальным. Практически эти надбавки бывают больше, и поэтому можно говорить о скачкообразности. Третий путь – ступенчатообразность в повышении нагрузок. Он является главным в приобретении спортивной подготовленности. Как известно, одного тренировочного занятия недостаточно, чтобы вызвать в организме спортсмена, в его психической сфере и техническом мастерстве заметные изменения. Для этого нужно повторить ряд однонаправленных занятий с приблизительно одинаковой нагрузкой. Тренировочные нагрузки повышаются ступенчатообразно от одного дня к другому, но чаще от одного микроцикла к другому. Это значит, что внутри микроцикла сохраняется примерно одинаковые интенсивность и продолжительность упражнений, их сложность и психическая напряженность, а в следующем цикле они повышаются. Четвертый путь – волнообразность. Достигается изменением учебных, тренировочных и соревновательных нагрузок и включением интервалов активного и пассивного отдыха на протяжении занятия, тренировочного дня, микроцикла, этапа, периода, года и лет. Принцип повторности в значительной мере определяет процесс спортивной подготовки. Все ее многообразные задачи решаются через повторенное выполнение упражнений, действий, заданий, тренировочных работ и занятий, соревновательных стартов и т. д. Принцип повторности базируется на указанных ранее важнейших положениях о необходимости повторных воздействий для образования условно-рефлекторных связей, для возникновения соответствующих адаптационных изменений, перестройки и усовершенствования органов, систем и их функций под влиянием тренировочных и других нагрузок и воздействий. Принцип наглядности один из важнейших принципов в педагогике имеет большое значение и в спортивной подготовке. Принцип наглядности очень важен для обучения спортивной технике и тактике. Здесь главное не только в наглядных пособиях. Демонстрация с помощью видеозаписей, кино, фото, таблиц, рисунков, моделей того, чему обучают, конечно, значительно убыстряет обучение. Главное также в том, чтобы наглядные пособия, а также объяснения и показ создавали у учеников правильные представления на основе конкретных образов. Принцип наглядности важен и в воспитании спортсменов, и в развитии их силы, быстроты, выносливости и других качеств. Наглядные примеры образцового поведения тренера и лучших спортсменов, их высокая моральная устойчивость, дисциплинированность, трудолюбие весьма положительно влияет на других спортсменов. Принцип индивидуализации - один из важнейших принципов спортивной подготовки. Индивидуальный подход диктует реализацию системы спортивной подготовки соответственно особенностям спортсмена, обеспечивая достижение более эффективных результатов в воспитании, обучении и тренировке. На основе получаемых данных педагогического и врачебного контроля, а также самоконтроля обучающихся я постоянно согласовываю возможности обучающихся с составленной ранее программой подготовки – ослабляя или усиливая одни ее части, выводя не оправдавшиеся и включая новые. В спортивной подготовке я использую различные методы воспитания, обучения и тренировки. Эти методы определяют способы приемы и организацию выполнения упражнений, заданий, требований. Большинство методов основываются на главном – упражнении, реализуемым тремя его разновидностями: повторным методом, игровым и соревновательным. |
Департамент научно-технологической политики и образования Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета... | Протокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш | ||
Протокол № от 2011 г Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол № | Согласовано утверждено и введено Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | ||
Протокол от «28» 08. 2012г. №1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Протокол №1 от «25» августа 2011 г Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Протокол заседания от «30» августа 2011г. №01 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Приказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос | Протокол№1 Протокол №1 Приказом школы № Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол» Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | Протокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего... До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали... | ||
Программа по дпи, разработана на основе базисного учебного плана... Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | Протокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Протокол №1 от 31. 08. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Протокол №3 от 01. 03. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) |