Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения»





Скачать 72.66 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку «Сложносочинённые предложения»
Дата публикации02.09.2014
Размер72.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Туризм > Урок
Открытый урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения»

                                                                                                                        Класс: 9                                                                                                               

Цель урока: расширение знания учеников о ССП; совершенствование навыка постановки знаков препинания в ССП.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить умение отличать ССП от других видов предложений;

познакомить с группами ССП по значению и союзам;

совершенствовать навык постановки знаков препинания в ССП.

2. Воспитывающие: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи.

3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения выделять главное, обобщать; развитие умения преобразовывать текст в таблицу.

Оборудование урока (средства обучения):

Учебник, тестовые задания, карточки.
ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. ( 2-3 минуты)

Приветствие. Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте отгадаем шараду – антоним к слову простое ( сложное ), средняя единица языка – предложение.

А о каком СП пойдет сегодня речь? (о ССП)

Записываем тему в тетради.

Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке (Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания).

  1.  Мотивация

Знание ССП  необходимо при выполнении задания части В из государственной итоговой аттестации.

  1. Работа с текстом ( 5 мин)

Чтобы легче было усвоить новый материал, нам с вами необходимо переработать теоретический материал, данный в учебнике, в таблицу.

Сейчас каждая группа поработает со своим материалом. В итоге получится таблица о ССП.

(Работа в группах: 1 группа-ССП с соединительным союзом

2 группа-ССП с разделительным союзом

3 группа-ССП с противительным союзом.

4 группа-знаки препинания в ССП.

Далее каждая группа представляет свою схему. Затем один человек представляет всю таблицу.

  1. Задание на понимание изученного материала. ( 10 минут)

  • Индивидуальная работа

Игра «Верно-неверно»

Верно ли утверждение, что: (буклет распечатан каждому ученику)

1. Предложение – это синтаксическая единица?(верно)1

2. В сложносочиненном предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и интонацией?(неверно сочинит союзами)0

3. Запятая в ССП не ставится в трех случаях:

1) если части ССП имеют общий второстепенный член;

2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;

3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.(верно)1 (101)

4.К противительным союзам относятся НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО(верно)1

5.Сложносочиненные предложения бывают: с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами, подчинительными союзами? (неверно)0

6.К разделительным союзам относятся ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,ТО ЛИ…ТО ЛИ (верно)1(101)

7. В ССП простые предложения неравноправны? (неверно равноправны) 0

8. Между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая.(неверно. ставится)0

с соединительными союзами

9. К соединительным союзам относятся . И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НО, А.(неверно. Но, а противительные)0

После выполнения задания у вас должен получиться следующий ответ:

«101 101 000». Проверяем сразу.

Оценивание «5»- 9 правильных ответов

«4»- 8 правильных ответов

« 3»- 5 правильных ответов

«2»- если ответил на 4 вопроса и меньше.



  • Тестирование по теме Сложносочиненное предложение.

Критерии оценки теста

10 вопросов верно- «5»

8 вопросов верно- «4»

5 вопросов верно – «3»

Тест по теме «Сложносочиненное предложение»

1.Определите сложное предложение.

А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.

В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.

С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.

D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.

Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени.

2. Определите сложносочинённое предложение.

А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.

В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.

С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.

D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.

3. Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.

А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.

D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.

Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

4. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.

В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.

С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.

Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

5. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром. D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.

Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
6.Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.

В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.

С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.

D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.

Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.

7. Определите сложное предложение.

А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души.

В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.

С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно.

D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.

Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

8. Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом.

А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину.

В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.

С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.

D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать.

Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами.

9.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.

В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.

D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

Е) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.

Ключ к тесту

1. D

  1. С

3. Е

4. А

5. А

  1. С

7. Е

8. В

9. А


  1. Работа с заданиями из ГИА.

А сейчас давайте посмотрим , с какими же заданиями мы столкнемся на ГИА.

Раздаю карточки с заданиями В7.

Карточка 1

В7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

По стенкам, (1) как живые, (2) шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, (3) и пугливый лягушонок сидел, ( 4) уцепившись за лист и закрыв от страха.

В7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые)между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Лес-это дом для человека,(1) даже больше, (2) чем дом, (3) и правила поведения в нем, (4) уважение к его жителям должны должно быть не менее строгими, (5) чем в собственном доме.

В7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые)между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Желтыми огнями загорелась осень, (1) частыми дождями заплакало небо, (2) и быстро стали пустеть дачи и умолкать,(3) как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, (4)точно свечи, (5) одну за другой.

Ответы к карточке.

1.3

2. 3

3. 2

Работа с заданиями ГИА.

  • Что же нужно сделать, чтобы правильно решить это задание? Попробуйте составить план действий при выполнении задания ( в группе).

( Примерный план действий:

  1. Определить грамматическую основу.

  2. Определить вид предложения

  3. Определить при помощи какого союза связаны ПП в составе сложного.

  4. Вспомнить постановку знаков препинания в предложении данного вида.)

Один ученик отвечает.

  • Попробуйте, основываясь на алгоритм, выполнить задания на карточках. ( Тут же проверяем по ключу).

  • А сейчас попробуйте составить свой вариант задания В7.( смотрю, проверяю сама).

  1. Дом.задание праграф 8, упр 58.

  2. Рефлексия, работа с листами оценивания

Зеленый круг-все было понятно

Желтый – частично не все понятно

Красный круг- ничего не понял

 Благодарю за урок!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconПрограмма по русскому языку
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями...
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. 2-ой урок в разделе «Сложносочиненные предложения»
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconУрок. Итоговая работа по теме: «Сложносочиненные предложения»
А. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconУрок-проект по русскому языку по теме «Односоставные предложения»
Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconУрок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения»
Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4)
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconУрок по русскому языку в 4 «А» классе по теме: «Синтаксический разбор предложения»
Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных...
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconУрок Цели урока
Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными....
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconТема: «Сложносочиненные предложения, знаки препинания в них»
Урок подготовлен по учебнику Н. Г. Гольцовой, М. А. Мещериной «Русский язык. 10-11 класс»
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconУрок №21. Тема урока: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Выпишите слова, в которых ь знак выполняет функцию – обозначение мягкости предыдущего согласного
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» icon«Второстепенные члены предложения»
Программы: Примерная программа основного общего образования по русскому языку. Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/...
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconУрок русского языка в 9 классе. Тема: «Сложносочиненные предложения»
Цель урока: совершенствование умений определять смысловые отношения в ссп и правильно ставить в нем знаки препинания
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по...
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в ссп, урок 4 из 5 в теме ссп
Урок по русскому языку «Сложносочинённые предложения» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина...
Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск