Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/14
Дата публикации25.10.2013
Размер1.83 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


XII ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

им. В.И. ВЕРНАДСКОГО

Сборник материалов

Тамбов, 2010

ББК

Редакционная коллегия:

Селиванова О.В., зав. кафедрой преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Уварова Н.Н., к.х.н, доцента, зам. директора Института естествознания ТГУ им. Г.Р. Державина;

Черникова С.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Тарасова С.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Егорова М.К., зав. отделом экологии и охраны природы ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития. Экологии и туризма»

Буковский М.Е., к.г.н., преподаватель кафедры экологии и БЖД ТГУ им. Г.Р. Державина;

Мезинова И.А., лаборант кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО

В сборник включены тезисы докладов, представленных на ХII юношеских чтениях им. В.И. Вернадского. В них изложены результаты исследований молодых ученых, аспирантов, студентов, учителей, учащихся школ.

Материалы могут быть полезны педагогам и преподавателям образовательных учреждений разных типов, занимающихся организацией исследовательской деятельности школьников и студентов.

Содержание

ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

Дробжев Михаил Иванович

В.И.Вернадский о роли науки в жизни общества и личности

Козлов Аркадий Артемьевич

Сущностные черты ноосферных процессов

Залукаева Анастасия Николаевна

Экологическое образование, заложенное в учении В.И. Вернадского, как основа развития личности

Жданов Александр Александрович

Экологический аспект применения композиционных строительных материалов с добавкой наноструктурных углеродных материалов

Паплевина Екатерина

Творчество В.И.Вернадского – пример подхода к изучению природы родного края
CЕКЦИЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ В.И.ВЕРНАДСКОГО В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Селиванова Л.В.

Пути формирования исследовательских навыков в начальной школе

Дорофеева И.А.

Проблемы и перспективы организации летнего экологического практикума

Жданова М.А.

Исследовательская деятельность в рамках реализации экологического проекта «Человек и природа»

Войликова Е.В.

Исследовательская деятельность при обучении математике

Валовень С.А.

Школьное научное общество как средство развития исследовательских компетенций

Егорова Е.Н.

Экологическое образование и исследовательская деятельность в рамках элективного курса предпрофильной подготовки, для учащихся 9 классов

Хомиченко Т.Н.

Развитие исследовательских компетенций при реализации программы дополнительного образования «Экобиослед»

Буданцева М.В.

Внедрение исследовательского принципа на пришкольном участке

Флягина М.В.

Профессиональная направленность исследовательской деятельности

Кондратьева М.А.

Использование проектной деятельности в туристско-краеведческой работе

Калужина Т.Н.

Система работы по формированию исследовательских компетенций учащихся в МОУ лицей №29 г.Тамбов

Буковский М. Е.

Дистанционное обучение как способ обеспечения равных возможностей получения качественного образования

Белинская М.А.

Организация дистанционного обучения через НП - «Телешкола» в профильном классе
СЕКЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ В.И.ВЕРНАДСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ»
Коломейцева Н.

Гидрометрическое обследование реки Цны у г.Котовска

Олейников А.А.

Геоботаническое описание нижнего течения реки Кашмы

Семилетов А.,

Нанохимия – прямой путь к высоким технологиям нового века

Кузнецова Г.А.

Разработка элективного курса для школьников «Нанотехнологии и безопасность»

Старков К.А., Киреев А.А.

Изучение стабильности существования поселений бобра в средней части бассейна р. ворона

Пелов И.П.

Исследование зависимости активности каталазы в листьях растений земляники от различной концентрации цинка и меди в почве

Яковлева В

Исследование влияния гуанидина на диффузию водорода через стальную мембрану в кислых средах
СЕКЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Маштак Н.

Влияние антропогенного фактора на биоразнообразие лишайников г. Тамбова

Грачёва Т., Киселева Е.

Проблемы мусорных свалок в г. Жердевке Тамбовской области

Анциферова Е.

Наводнение от дождя

Анциперова Я.

Влияние качества питьевой воды на здоровье человека

Григоревская Е., Фитисов Ю.

Определение коэффициента агрессивности зданий

Илясов А., Николаева Ф.

Экономия воды

Завистяева Н.

Исследование состояния городской среды при изучении видового состава растений

Воропаева Ю., Сергеева А.

Оценка экологического состояния пришкольного участка

Хвастова А.

Сохраним первоцветы

Приложение 1. Секция педагогов
Приложение 2. Секция школьников

ПРИВЕТСТВИЯ

УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ
Панасина И.А.,

начальник отдела общего и

дошкольного образования

управления образования и науки области

Уважаемые коллеги, разрешите поздравить с началом работы XII юношеских Вернадовских чтений!

Державин, Рахманинов, Герасимов, Баратынский, Чичерин, Мичурин. Ярко сияет в этом замечательном созвездии имя Владимира Ивановича Вернадского, чья жизнь тесным образом связана с Тамбовским краем. Тамбовчане чтут своего знаменитого земляка, основоположника целого комплекса естественных наук, философа, политического и общественного деятеля, академика В.И.Вернадского.

В.И.Вернадский – один из крупнейших создателей новой научной дисциплины ХХ столетия - науки о науке или, как ее еще называют, науковедение. В.И.Вернадский был одним из тех, кто еще на рубеже XIX-XX веков откликнулся на запросы и потребности качественно новой исторической эпохи, наступившей в развитии науки. По сути, Владимир Иванович был и остается первым и пока единственным, кто предпринял попытку осмыслить науку как целостное явление планетарного масштаба в единстве всех ее основополагающих аспектов: природных и социальных, исторических и теоретических, индивидуальных и коллективных.

Наследие Вернадского является для нас мощным стимулом к активным действиям, для достижения устойчивого развития общества в гармонии с природой, в гармонии с новым веком.

Прекрасные личные качества В.И. Вернадского: честность, доброта, увлеченность наукой, трудолюбие, жажда познания делают его примером для молодежи, для тех, кто может и хочет посвятить себя науке и творчеству.

В.И.Вернадский – один из немногих ученых, обращение к творческому наследию которых со временем возрастает. Чем больше проходит времени, чем дальше вперед продвигается наука, тем ярче раскрываются значение и глубина его идей не только в историческом аспекте, но и в поиске путей решения новых проблем. Одновременно растет понимание трудности пути, который ведет к адекватному восприятию его научного наследия.

В.И.Вернадский – создатель новых научных дисциплин и направлений, крупнейший организатор науки и ее историк, самобытный философ и мыслитель, который, по словам Л.С.Берга, «в своем лице представляет всю Академию». История науки не знает ни одного ученого, о котором так было сказано при жизни.

И сегодня наследие Вернадского помогает решать проблемы в развитии общества, формировании духовности и высокой нравственности.

Вернадский говорил, что придет время, когда человеческий разум, его деятельность станут основным фактором развития планеты. И мы, люди разума, должны взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию Земли, за наше будущее, за будущее наших детей.

Сегодня, 12 марта 2010 года, вся мировая общественность празднует день рождения В. И. Вернадского. В этом зале собрались все неравнодушные к идеям и наследию ученого, кто помнит и почитает Великого земляка, прославившего тамбовский край далеко за пределами нашей области.

Желаю всем участникам и гостям Чтений творческих успехов, ярких научных открытий, достойного личного вклада в развитие и процветание отчего края.
Мартынова О.В.,

начальник отдела экологии и биоразнообразия

управления охраны окружающей среды

и природопользования

Уважаемые участники и гости! По поручению управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, всех специалистов-экологов приветствую вас в день рождения В.И.Вернадского и от всей души желаю успешной и плодотворной работы на традиционных юношеских Чтениях!

На сегодняшний день Юношеские чтения имени В.И.Вернадского являются одной из крупнейших конференций исследовательских работ в нашей стране. Чтения — значительный фактор инновационного развития системы образования, на них организуются интересные встречи, экскурсии, происходит творческое общение участников.

Целью проведения Чтений является пропаганда и развитие научного наследия В.И.Вернадского. Деятельность ученого оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на сознание людей, познакомившихся с его трудами. И сегодня нас объединило глубокое уважение к учению Человека, Ученого и Мыслителя, к которому мы – жители Тамбовской области, испытываем особые теплые чувства.

Мы гордимся тем, что его биосферно - ноосферная концепция во многом сформировалась во время четверть вековой связи с нашим краем. Этот период жизни и деятельности помог в становлении его как ученого, политика и государственного деятеля.

Традиция регулярного проведения юношеских Чтений, на которых ведется широкое обсуждение ноосферной концепции В.И. Вернадского, лучшее свидетельство тому, что на Тамбовской земле сформировалось целое научное сообщество людей, объединенных именем Владимира Ивановича.

Идеи нашего замечательного земляка не просто памятны для нас, они важны сегодня, как основа практической реализации программ и планов устойчивого развития нашего региона и воплощаются в конкретную политику, направленную на интеграцию научного, промышленного и природного потенциала Тамбовской области.

Для экологов утверждение В.И. Вернадского о единстве окружающей среды и роли человека разумного в ней является главным и определяющим нашу профессиональную деятельность.

Многие примеры конкретных решений экологических проблем области соответствуют принципам устойчивого развития, обозначенным В.И. Вернадским почти 100 лет назад.

Это и проблемы отходов, минерально-сырьевой базы, сохранение видового разнообразия и экоэффективности в целом, вопросы организации научной деятельности, творчества людей и многие другие сферы, о развитии которых мечтал ученый.

Одна из задач Чтений – стимулировать развитие экологических инициатив и проектов, поэтому я надеюсь, что сегодняшняя встреча, обсуждение вопросов и принятые рекомендации будут способствовать эффективному решению многих важных проблем.

Желаю участникам продуктивной работы.

ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

В.И.Вернадский о роли науки в жизни общества и личности

Дробжев М. И.,

к.ф.н., доцент, зав. лабораторией по изучению наследия В.И.Вернадского ТГУ им. Г.Р. Державина

В.И. Вернадский по праву считается величайшим мыслителем современности. Академик Л.С. Берг ещё при жизни Владимира Ивановича назвал его ученым, который в своем лице представляет всю Академию наук СССР. Такова была энциклопедичность и глубина знаний этого русского мыслителя.

Одним из направлений его научной деятельности считается выявление роли человека в перерастании биосферы в ноосферу. Он научно доказал закономерность появления мыслящего существа в ходе эволюции биосферы и превращении человека в арбитра всех процессов на Земле.

Человек призван управлять переходом биосферы в ноосферу. Развивая эту мысль, Вернадский предсказывал, что перед человеком открывается огромное будущее, если он поймёт это, и не будет употреблять свой труд и свой разум на самоистребление.

Какие же факторы жизнедеятельности человека делают его мощной геологической силой на планете Земля? Это, прежде всего, развитие науки и глубокие знания, основанная на них трудовая деятельность, высокая нравственность, духовность и культура.

Но, что же такое научная мысль, наука? Это выработка и теоретическая, логическая систематизация объективных знаний о действительности, которая формируется и кодифицируется в результате практической трудовой и духовной деятельности. Наука – это идеальное и, в то же время практическое богатство (К. Маркс). Она со временем становится непосредственной производительной силой. Сегодня это всеми признанный факт.

Исторический процесс мыслитель рассматривает как природное, огромного геологического значения, явление. И в этом процессе «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но в планетном аспекте». [1. с.262].

Остановимся на роли и значении науки в развитии человеческой цивилизации. Вернадский рассматривал науку как систему знаний, как способ и форму деятельности, и как социальный институт. Она у него носит космический характер; как синтез и единство естественных и гуманитарных наук, их в целом гуманитарный характер; как непосредственную производительную силу.

Исследователи учения В.И.Вернадского правильно подчеркивают объективность, эмпирическую обобщенность его воззрений, происходящих на планете и в Космосе процессов. Они подчеркивают, что, во-первых, Вернадский на основе анализа учения Д. Дана, Ле Конта, Ж. Бюффона и В. Пфеффера вывел закон следующего содержания: на протяжении всей истории нашей планеты наблюдается усовершенствование и рост центральной нервной системы – мозга. Уровень их развития в многовековой эволюции никогда не идет вспять, а только вперед. Это замечательное обобщение сущности биологической эволюции.

В.И.Вернадский пишет: «Научная мысль как проявление живого вещества, по существу не может быть обратным явлением – она может останавливаться в своем движении, но раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени». [1. с. 258].Сам ход истории научной мысли видится ученому как природный процесс истории биосферы, как большое природное явление геологически сложившейся организованности биосферы. Для него наука – это создание жизни, гущи жизни, cmuxuŭнoe отражение жизни человека в окружающей среде. Его вывод: научная мысль становится планетным явлением.

Признание человека и его научной мысли как стихийного проявления геологического процесса и биологической эволюции не мешает ученому-натуралисту подчеркивать воздействие человека на все процессы, происходящие в мире, определяя пути развития природы и общества, приобретения им регулирующих функций.

Научная мысль тесно связана с производственной, бытовой, духовной деятельностью, творчеством, в ходе которой происходит опосредованное отражение реальной действительности, накопление и передача социального опыта. Мысль, кроме того, тесно связана с речью, языком. Мысль через абстрагирование, обобщение эмпирических фактов жизни, через логику мышления формирует понятия, законы, умозаключения, выдвигает предположения и гипотезы, обосновывает теории.

Русский мыслитель видел в переходе биосферы в ноосферу идеальное сочетание разумной деятельности человека в соответствии с законами природы, которые являются фундаментом знания, первичны. Знания же вторичны, это плод усилий человека как вида живого вещества. Развитие и углубление научных знаний – явление положительное как для человечества, так и для природы.

Но сознание может и порождать гордыню человека, который возомнил, что ему все можно, все позволено. Хищный интерес у человека может возобладать, и тогда беззащитная природа и сам человек страдают. Более того, вера во всесилие науки, сциентизм, превращение науки в своего рода религию, приводит к рассогласованности социальных законов с законами природы. Порождает оскудение природы, окружающей среды и ведет к ухудшению среды обитания человека, новым болезням и страданиям.

Вернадский заметил, что процесс перехода от незнания к знанию не всегда предсказуем. Часто случай является «богом-изобретателем», путь к истине многовариантен, и никакой заранее выбранный метод не гарантирует ее абсолютное постижение. В этом плане заблуждение – это не только уход от истины, но одно из направлений ее нахождения и методов познания. Метод проб и ошибок никто не отменял. Самый верный способ поумнеть – это наделать глупостей. «На ошибках учатся», – говорят в народе.

А если это так, то к видам познания наряду с наукой следует отнести мифологию и магию, религию, астрологию, алхимию, обыденное и практическое знание, жизненный опыт, практику, фольклор, искусство и культуру вообще. Аристотель и Вл. Соловьев утверждали, что знание достигается через науку, веру, мнения и опыт. Однако средством получения знания выступает и мораль, и искусство. Огромную роль в постижении знаний играет философия.

Еще совсем недавно типология знаний исходила из противопоставления науки и не науки, сегодня стали говорить вместо ненаучные – вненаучные формы познания. Одна буква в начале слова резко меняет ситуацию и делает вненаучные формы познания легитимными, дающими знания, которые, однако, могут быть верными и неверными.

Определение знания как субъективного образа объективного мира и отражения объективной реальности очень верно. Но это утверждение не позволяет установить, какое знание правильное, а какое неправильное и является ошибочным, заблуждением. В то же время логически можно утверждать, что все виды вненаучного знания – фантазии, заблуждения, верования, убеждения, предрассудки, мифы и сказки, обыденные представления, эмоции и нравственные установки – есть формы знания.

Доказательством этого положения служит тот факт, что, характеризуя и анализируя сущность науки как формы знания и познания и вненаучных форм знания, мы приходим к оценке уровня освоения человеком и обществом окружающей среды, ступеней познания мира. Поэтому следует признать, что существует определенная система единства и многообразия познания в ходе исторического развития человечества, что знание возникает не только через науку.

Да и наука ошибается, и то, что считается знанием, в определенные эпохи развития общества оказывается очень неполным, а их оценка неверной. Так в физике в начале XIX в. произошла революция в миропонимании. Было пересмотрено представление о неизменности атома, о массе как неизменном количестве вещества, о законах Ньютона как незыблемых устоях физической картины мира.

И вот ведь в чем еще дело. Изменения во взглядах на эти явления были сделаны не всегда учеными физиками, философами, но и … поэтами. В.И. Ленин высказал предположение о неисчерпаемости электрона. По-своему эту мысль выдвинул русский поэт Валерий Брюсов в стихотворении «Мир электрона»:

Быть может, эти электроны –

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков.

Еще быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Поэт не только включает в содержание атомов их строение, величину, разнообразие, но даже и духовные явления, человеческие страсти, скорбь и высокомерие. Он пишет:

Их миры малы, но все та же

Их бесконечность, как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь и даже

Там та же мировая спесь. [2, с. 431].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск