Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103»
«Рекомендовано»
Руководитель МО _________ Шлычкова Т. К.
Протокол № 1 от
«29» августа 2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по учебной работе ____________ Сафина З.Т.
«29» августа 2013г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ
«СОШ №103» _________Хабибуллин Р.Н.
Приказ № 117
от «31» августа 2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «ОБЖ»
общеобразовательный курс (базовый уровень) для 11 класса Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.13 Составитель: учитель
1 квалификационной категории Хамидуллина М.А.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования и Основной образовательной программы МБОУ – СОШ с. Новосельское.
В программе реализованы требования Федеральных законов:
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по двум линиям:
– основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования. Цели и задачи курса:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
возможные виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником; сообщение; анализ ситуации; доклад; реферат; проект; творческие работы
В учебном плане МБОУ-СОШ с. Новосельское в 2013-2014 учебном году на изучение ОБЖ в 7 классе предусмотрено 35 часов, 1 час в неделю. Контроль знаний осуществляется в форме тестирования, проведения самостоятельных и проверочных работ. Учебно-тематический план
№
| Тема
| Кол-во часов
| 12
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
| 5
| 3
| Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
| 8
| 4
| Воинская обязанность.
| 7
| 5
| Особенности военной службы.
| 6
| 6
| Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России.
| 8
| 7
| Повторение
| 1
| Итого:
| 35
| Содержание тем учебного курса
Раздел № 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глав № 1 Основы здорового образа жизни (5часов)
Физическое развитие и здоровье- это в первую очередь личная гигиена. И это не случайно. Само слово « гигиена» происходит от греческого «гигиэйнос» -целебный, приносящий здоровье. В широком понимании гигиена – это наука, изучающая условия, необходимые для сохранения здоровья.
Личная гигиена – это комплекс правил, выполняя которые вы сохраните и укрепите свое здоровье.
Правила личной гигиены и здоровья. Нравственность издоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.
Болезни передаваемые половым путем . меры профилактики.
Психологическое состояние человека.
Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье.
Глав №2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (8 ч)
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Первая медицинская помощь при ранениях. Первая медицинская помощь при травмах.
Первая медицинская помощь при остановке сердца . Раздел №2 Основы военной службы.
Глава №3 Воинская обязанность(7 ч)
Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение.
Обязательная подготовка граждан к военной службе .добровольная подготовка к военной службе
Организация медицинского освидетельствования. Организация профессионального отбора граждан.
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
Глав №4 Особенности военной службы (6 ч)
Войны в истории человечества и Росси.
Обще воинские уставы – нормативно правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих
Военная присяга – клятва воина на верность Родине-России.
Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военую службу. Время и организация призыва
Воинские звания военнослужащих вооруженных сил РФ
Глав №5 Военнослужащий-защитник своего Отечества. Честь и достоинства воина Вооруженных Сил России. (8 ч)
Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Военнослужащий-специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной. Требования к уровню подготовки обучающихся Обучающиеся должны знать:
Современные средства поражения и их поражающие факторы.
План ГО и ЧС школы.
Особенности города (поселка) как среды обитания человека, наличие в нем зон повышенной опасности.
Чрезвычайные ситуации криминогенного характера, правила поведения в них.
Наиболее характерные для данного региона чрезвычайные ситуации природного техногенного характера, меры , принимаемые по защите населения и правила поведения.
Меры профилактики травм, правила безопасного поведения дома и на улице, в школе, при занятиях физической культурой и спортом.
Организацию Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение.
Средства индивидуальной и коллективной защиты, правила пользования ими.
Вредные привычки, их влияние на здоровье.
Историю создания Вооруженных Сил России.
Виды и рода войск Вооруженных Сил России.
Боевые традиции ВС России.
Символы воинской чести.
С инфекционными заболеваниями, профилактика заболеваний
Обучающиеся должны уметь:
Действовать по сигналу "Внимание всем!" и речевым информациям, передаваемым по сетям радио-телевизионного вещания в случаях угрозы или возникновения стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также в случаях применения средств поражения.
Действовать в возможных аварийных ситуациях в жилище, причинах их возникновения и правилах поведения.
Действовать в различных операциях и аварийных ситуациях, возникающих в общественном транспорте и правилах безопасного поведения. -Действовать в криминогенных ситуациях, более характерных для района проживания, правилах поведения и допустимых пределах самообороны.
Действовать в возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного региона.
Пользоваться индивидуальными средствами защиты.
Определить стороны горизонта по местным предметам и солнцу, двигаться по азимуту, разводить костери приготовить пищу на костре.
Выполнять элементы, предусмотренные по программе детско-юношеского движения "Школа-безопасности".
Пользоваться правилами безопасного поведения при передвижении в различных видах транспорта.
Оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006;
ОБЖ 5 – 11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования РФ, © ГУ РЦ ЭМТО, © «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
От Кремля до Рейхстага. Мультимедиа CD-ROM. © 2000, Московское городское объединение архивов.
Ударная сила. «Никто, кроме нас!». DVD-video. Документальный фильм «Воинам десантникам с благодарностью от Первого канала»
4.Сам себе МЧС. DVD-video.
Список литературы (основной и дополнительной)
Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2001г.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля.
Измерители
| Дата проведения
| план.
| Факт.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 10
| 11
| Раздел 1. Основы военной службы (25ч)
| Воинская обязанность(10ч)
| 1
| Войны в истории человечества и России
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Война как форма взаимоотношений народов и государств. Негативное влияние войны на судьбы народов и государств. Россия в мировом сообществе. Военные угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил в обеспечении национальной безопасности страны
| Иметь представление:
о роли войны в жизни общества, о роли ВС РФ в обеспечении национальной безопасности страны.
Использовать: полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Индивидуальный опрос
|
|
| 2
| Военная служба -особый вид гос. службы
| 1
| Комбинированный
| Военная служба - особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ, определяющее правовую основу военной службы. Военные аспекты международного военного права
| Знать: основные законодательные акты РФ , определяющие правовую основу военной службы
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Индивидуальный опрос
|
|
| 3
| Исполнение обязанностей военной службы
| 1
| Комбинированный
| Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» об исполнении обязанностей военной службы. Принципы военной службы. Отличие военной службы от других видов государственной службы
| Знать: Основные положения законодательства РФ об исполнении обязанностей военной службы
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Индивидуальный опрос
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 10
| 11
| 4
| Организация обороны Российской Федерации
| 1
| Комбинированный
| Организация обороны РФ. Федеральный закон «Об обороне».Права и обязанности граждан РФ в области обороны
| Знать: основные положения законодательства РФ об обороне государства.
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Индивидуальный опрос
|
|
| 5
| Основные сведения о воинской обязанности
| 1
| Комбинированный опрос
| Воинская обязанность, определение воинской обязанности и её содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву ,пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе
| Знать: об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Работа по карточкам
|
|
| 6
| Организация воинского учета и его предназначение
| 1
| Комбинирование
| Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету
| Знать: об организации воинского учета, о первоначальной постановке граждан на воинский учет, об обязанностях граждан по воинскому учету.
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Работа по карточкам
|
|
| 7
| Обязательная подготовка граждан к воинской службе
| 1
| Комбинированный
| Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе
| Знать: о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе
Использовать: приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
| Индивидуальный опрос
|
|
| 8
| Добровольная подготовка граждан к военной службе
| 1
| Комбинированный
| Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно– прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
| Знать: об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе
Использовать: приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
| Тест
(20 мин)
|
|
| 9
| Освидетельствование граждан и профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет. Психологическая квалификация воинских должностей
| 1
| Комбинированный
| Организация и предназначение медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Категории годности к военной службе. Организация профессионально - психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Основные требования к индивидуально- психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей
| Знать: об организации медицинского освидетельствования и профессионально – психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет, о категориях годности к военной службе.
Использовать: приобретенные знания при первоначальной постановке на воинский учет и для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
| Работа по карточкам
|
|
| 10
| Организация призыва на военную службу. Прохождение военной службы по призыву
| 1
| Комбинирование
| Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек. Ответственность граждан по вопросам призыва. Прохождение военной службы по призыву. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих
| Знать: о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек, о порядке прохождения военной службы по призыву, об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих.
Использовать: полученные знания при постановке на воинский учет.
Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности в военной службе
| Работа по карточкам
|
|
|
Особенности военной службы (8ч)
| 11
| Общевоинские уставы Вооруженных Сил – закон воинской жизни
| 1
| Комбинированный
| Общевоинские уставы – нормативно – правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ , Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, их предназначение и основные положения
| Знать: о нормативно – правовых актах, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих; о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы
| Проверочная работа по разделу «Воинская обязанность» (20 мин)
|
|
| 12
| Военная присяга- клятва воина на верность Родине - России
| 1
| Комбинированный
| Военная присяга – основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга
| Знать: о традициях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Использовать: приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
| Индивидуальный опрос
|
|
| 13
| Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок
| 1
| Комбинированный
| Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас
| Знать: о повседневном порядке жизни воинской части.
Использовать: приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы
| Индивидуальный опрос
|
|
| 14
| Воинские знание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации . Военная форма одежды
| 1
| Комбинированный
| Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Военная форма одежды
| Знать: Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, виды военной формы.
Владеть навыками: осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Индивидуальный опрос
|
|
| 15
| Статус военнослужащего. Социальная и правовая защита военнослужащего.
| 1
| Комбинированный
| Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву
| Иметь представление: о статусе военнослужащего; его правах и свободах; льготах предоставляемых военнослужащим
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Тест (15мин)
|
|
| 16
| Прохождение военной службы по контракту
| 1
| Комбинированный
| Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
| Знать: основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы ,предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Использовать: приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.
Владеть: навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней
| Работа по карточкам
|
|
| 17
| Альтернативная гражданская служба
| 1
| Комбинированный
| Федеральный закон « Об альтернативной гражданской службе».Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
| Знать: особенности прохождения альтернативной гражданской службы.
Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности к военной службе
| Тест
(15 мин)
|
|
| 18
| Права и ответственность военнослужащих
| 1
| Комбинированный
| Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих ( дисциплинарная, административная, гражданско – правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность за преступления против военной службы
| Знать: общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности , установленной для военнослужащих; об уголовной ответственности за преступления против военной службы.
Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Индивидуальный опрос
|
|
| 19
| Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
| 1
| Комбинированный
| Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов
| Знать: об основах военной службы.
Иметь представление: об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе
Использовать: полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Работа по карточкам
|
|
| Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России(7ч)
| 20
| Военнослужащий патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
| 1
| Комбинированный
| Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить воинское звание защитника Отечества : любовь к Родине, е истории, культуре ,традициям,народу, высокая воинственная дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России,народа и Отечества
| Иметь представление: об основных качествах военнослужащего.
Владеть навыками: оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.
Использовать: приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
| Проверочная работа по разделу «особенности военной службы» (20мин)
|
|
| 21
| Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий
| 1
| Комбинированный
| Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и военное мастерство. Быть готовым к грамотным профессиональным действиям в условиях современного боя
| Знать:об основных качествах военнослужащего.
Использовать: приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
| Индивидуальный опрос
|
|
| 22
| Требования воинской деятельности, предъявляемые к морально- этическим и профессиональным качествам гражданина
| 1
| Комбинированный
| Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально- этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета)
| Знать: об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных Сил и родах войск; о требованиях предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника.
Уметь: оценивать уровень своей подготовленности к военной службе.
Использовать: приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
| Индивидуальный опрос
|
|
| 23
| Воинская дисциплина. Ее суть и значение
| 1
| Комбинированный
| Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части др.)
| Знать: о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступления против военной службы.
Использовать: приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы
| Работа по карточкам
|
|
| 24
| Офицер Российской армии. Подготовка офицерских кадров
| 1
| Комбинированный
| Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования
| Знать: об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ, об основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования; правилах прима в военные образовательные учреждения.
Владеть навыками: осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Индивидуальный опрос
|
|
| 25
| Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
| 1
| Комбинированный
| Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента
| Знать: о миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации
Владеть навыками: осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе
| Работа по карточкам
|
|
| |