Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новосельское
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей естественных наук.
Руководитель ШМО:
__________/Т.В.Приезжева/
Протокол № ___ «__»_____2013г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР:______/Н.Н.Брюханова/
«__»_____2013г.
| УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
с. Новосельское: __________/А.В.Погодин /
Приказ №__ «__»___2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА.
ОБЖ, 11 класс Составил: Петрунин Сергей Николаевич,
преподаватель-организатор ОБЖ
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ____ «__»_______2013г.
2013- 2014
Пояснительная записка Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования и Основной образовательной программы МБОУ – СОШ с. Новосельское.
В программе реализованы требования Федеральных законов:
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по двум линиям:
– основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования. Цели и задачи курса:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
возможные виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником; сообщение; анализ ситуации; доклад; реферат; проект; творческие работы
В учебном плане МБОУ-СОШ с. Новосельское в 2013-2014 учебном году на изучение ОБЖ в 7 классе предусмотрено 35 часов, 1 час в неделю. Контроль знаний осуществляется в форме тестирования, проведения самостоятельных и проверочных работ. Учебно-тематический план
№
| Тема
| Кол-во часов
| 12
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
| 5
| 3
| Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
| 8
| 4
| Воинская обязанность.
| 7
| 5
| Особенности военной службы.
| 6
| 6
| Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России.
| 8
| 7
| Повторение
| 1
| Итого:
| 35
| Календарно-тематическое планирование
№
п/п
| Наименование разделов и тем урока
| Кол-во час
|
Элементы
содержания
| ИКТ
| Дата
| план
| факт
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни. (5 ч)
| 1
| Правила личной гигиены и здоровья
| 1
| Личная гигиена, общие понятия и определения.
Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 2
| Нравственность и здоровье.
Формирование правильного взаимоотношения
полов
| 1
| Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 3
| Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики
| 1
| Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 4
| Психологическое состояние человека
| 1
| Психологические и нервные заболевания.Психопатии. Психические травмы, которым может подвергнутся нормальный человек. Педагогическая запущенность: тяжелая форма алкоголизма и наркомании.
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 5
| Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье
| 1
| Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. (8 ч)
| 6
| Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
| 1
| Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 7
| Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульт мозговой
| 1
|
|
|
| 8
| Первая медицинская помощь при ранениях
| 1
| Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки.
Правила наложения жгута. Борьба с болью
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 9
| Первая медицинская помощь при травмах и ушибах
| 1
| Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 10
| Первая медицинская помощь при растяжении связок и вывихе
| 1
|
|
| 11
| Наложение кровоостанавливающего жгута
| 1
|
|
|
| 12
| Первая медицинская помощь при остановке сердца
| 1
| Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 13
| Этапы реанимации
| 1
|
|
| Воинская обязанность.(7 ч)
| 14
| Основные понятия о воинской обязанности
| 1
| Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 15
| Организация воинского учета
и его предназначение.
| 1
| Организация воинского учета. Обязанности граждан по воинскому учету
|
|
|
| 16
| Обязательная подготовка граждан к военной службе
| 1
| Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе
|
|
|
| 17
| Добровольная подготовка к военной службе.
| 1
| Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразавательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 18
| Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет
| 1
| Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 19
| Организация профессионально-психологического отбора граждан
| 1
| Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет
|
|
|
| 20
| Увольнение с военной службы
и пребывание
в запасе.
| 1
| Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| Особенности военной службы. (6 ч)
| 21
| Войны в истории человечества и России.
| 1
| XX век был насыщен войнами и военными конфликтами.
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 22
| Общевоинские уставы Вооруженных Сил – закон воинской жизни
| 1
| Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации,
их предназначение и основные положения
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 23
| Военная присяга– клятва воина на верность Родине – России.
| 1
| Военная присяга – основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги.
. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 24
| Прохождение военной службы по призыву
| 1
| Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределениевремени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды
|
|
|
| 25
| Призыв на военную службу, время и организация призыва
| 1
| Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва.Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 26
| Воинские звания военнослужащих вооружённых сил РФ.
| 1
| Граждане состоящие на военной службе имеют определённые воинские звания, которые присваиваются им в соответствии со служебным положением, военной или специальной подготовки..
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России.( 8 ч)
| 27
| Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
| 1
| Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание – защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге.
|
|
|
| 28
| Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющей оружием и военной техникой
| 1
| Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения.
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 29
| Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина
| 1
| Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение.
Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащемуТребования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 30
| Взаимоотношения в воинском коллективе
| 1
| Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 31
| Офицер Российской Армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой.
| 1
| Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования
|
|
|
| 32
| Военные образовательные учреждения профессионального образования
| 1
| Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 33
| Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
| 1
| Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях.
| Электр пос«ОБЖ 5-11»
|
|
| 34
| Обобщение по курсу «ОБЖ»
| 1
| Выполнение проверочных заданий, тестов по пройденному за учебный год материалу
| Эл.п.«ОБЖ 5-11»
|
|
| 35
| Повторение
| 1
|
|
|
|
| Итого:
| 35
|
|
|
|
|
Содержание тем учебного курса
Раздел № 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глав № 1 Основы здорового образа жизни (5часов)
Физическое развитие и здоровье- это в первую очередь личная гигиена. И это не случайно. Само слово « гигиена» происходит от греческого «гигиэйнос» -целебный, приносящий здоровье. В широком понимании гигиена – это наука, изучающая условия, необходимые для сохранения здоровья.
Личная гигиена – это комплекс правил, выполняя которые вы сохраните и укрепите свое здоровье.
Правила личной гигиены и здоровья. Нравственность издоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.
Болезни передаваемые половым путем . меры профилактики.
Психологическое состояние человека.
Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье.
Глав №2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (8 ч)
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Первая медицинская помощь при ранениях. Первая медицинская помощь при травмах.
Первая медицинская помощь при остановке сердца . Раздел №2 Основы военной службы.
Глава №3 Воинская обязанность(7 ч)
Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение.
Обязательная подготовка граждан к военной службе .добровольная подготовка к военной службе
Организация медицинского освидетельствования. Организация профессионального отбора граждан.
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
Глав №4 Особенности военной службы (6 ч)
Войны в истории человечества и Росси.
Обще воинские уставы – нормативно правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих
Военная присяга – клятва воина на верность Родине-России.
Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военую службу. Время и организация призыва
Воинские звания военнослужащих вооруженных сил РФ
Глав №5 Военнослужащий-защитник своего Отечества. Честь и достоинства воина Вооруженных Сил России. (8 ч)
Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Военнослужащий-специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной. Требования к уровню подготовки обучающихся Обучающиеся должны знать:
Современные средства поражения и их поражающие факторы.
План ГО и ЧС школы.
Особенности города (поселка) как среды обитания человека, наличие в нем зон повышенной опасности.
Чрезвычайные ситуации криминогенного характера, правила поведения в них.
Наиболее характерные для данного региона чрезвычайные ситуации природного техногенного характера, меры , принимаемые по защите населения и правила поведения.
Меры профилактики травм, правила безопасного поведения дома и на улице, в школе, при занятиях физической культурой и спортом.
Организацию Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение.
Средства индивидуальной и коллективной защиты, правила пользования ими.
Вредные привычки, их влияние на здоровье.
Историю создания Вооруженных Сил России.
Виды и рода войск Вооруженных Сил России.
Боевые традиции ВС России.
Символы воинской чести.
С инфекционными заболеваниями, профилактика заболеваний
Обучающиеся должны уметь:
Действовать по сигналу "Внимание всем!" и речевым информациям, передаваемым по сетям радио-телевизионного вещания в случаях угрозы или возникновения стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также в случаях применения средств поражения.
Действовать в возможных аварийных ситуациях в жилище, причинах их возникновения и правилах поведения.
Действовать в различных операциях и аварийных ситуациях, возникающих в общественном транспорте и правилах безопасного поведения. -Действовать в криминогенных ситуациях, более характерных для района проживания, правилах поведения и допустимых пределах самообороны.
Действовать в возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного региона.
Пользоваться индивидуальными средствами защиты.
Определить стороны горизонта по местным предметам и солнцу, двигаться по азимуту, разводить костери приготовить пищу на костре.
Выполнять элементы, предусмотренные по программе детско-юношеского движения "Школа-безопасности".
Пользоваться правилами безопасного поведения при передвижении в различных видах транспорта.
Оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006;
ОБЖ 5 – 11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования РФ, © ГУ РЦ ЭМТО, © «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
От Кремля до Рейхстага. Мультимедиа CD-ROM. © 2000, Московское городское объединение архивов.
Ударная сила. «Никто, кроме нас!». DVD-video. Документальный фильм «Воинам десантникам с благодарностью от Первого канала»
4.Сам себе МЧС. DVD-video.
Список литературы (основной и дополнительной)
Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2001г.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
|