Кол-во часов





Скачать 479.52 Kb.
НазваниеКол-во часов
страница1/4
Дата публикации30.10.2014
Размер479.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4
Целью освоения дисциплины Б 3.Б.6.7. Основы генетики является подготовка студентов к работе с детьми имеющими наследственные заболевания, оказание помощи ребенку и его семье.

Для осуществления данной цели нужно решить следующие задачи дисциплины:

-научить студентов пользоваться в своей практической работе теоретическими знаниями и умениями в области генетики;

-интегрировать генетические знания в профессиональное мышление будущих дефектологов, что необходимо для эффективного взаимодействия с врачами при разработке психолого- педагогических коррекционных мероприятий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Для определения уровня усвоения содержания данной дисциплины, студенты должны знать:

-какое место занимает генетика в системе подготовки специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии;

-основные этапы развития генетики, а также имена отечественных и зарубежных ученых, внесших большой вклад в развитие генетики;

-знать терминологию основных понятий генетики;

-классификацию наследственных болезней;

-формы менделирующей патологии, сопровождающейся нарушениями психического, интеллектуального, эмоционально-личностного , сенсорного, речевого и моторного развития,

-хромосомные синдромы и болезни с наследственной предрасположенностью;

-методы диагностики, лечения и коррекции;

-причины нарушений в системе хромосом и генных мутаций;

-медицинский прогноз, мутагенные факторы внешней среды;

-современные данные о функционировании генетического аппарата.
Должны уметь:

-собирать клинико-генетические данные, составлять и «читать» родословную анализировать полученные данные и делать заключение о соответствии наблюдающегося расщепления тому или иному менделевскому типу наследования;

-устанавливать генотип родителей, если известен генотип ребенка, и наоборот – распознавать ситуацию, при которой показано медико-генетическое консультирование;

-объяснять родителям преимущества и ограничения метода пренатальной диагностики;

-оказывать психологическую поддержку семьям, имеющим ребенка с наследственной болезнью;

- способствовать интеграции детей с генетически детерминированными отклонениями развития в общество.
Темы для самостоятельного изучения


№п/н

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Виды выполнения работы и форма контроля

1. Подготовка к аудиторным практическим занятиям

1

Вопросы общей генетики

Основные этапы развития генетики.

10

Подготовка реферативных сообщений, составление обобщающей таблицы:

«Вклад отечественных и зарубежных ученых в генетику»

2

Генетика человека

Роль наследственности и среды в развитии, воспитании и обучении детей.

10

Составление схемы «Влияние внешних и внутренних факторов на воспитание и обучение детей»

3

Наследственность и патология

Генные болезни.

Хромосомные болезни.

Болезни с наследственной предрасположенностью.

10

Составление обобщающей таблицы:

«Виды наследственных заболеваний и их краткая характеристика».

4

Диагностика, лечение и профилактика наследственных заболеваний

Методы диагностики наследственных болезней.

10

Составление таблицы:

«Методы диагностики ,их характеристика и значение»

2.Темы для самостоятельного изучения

5

Генетика человека

Человек как объект генетического исследования.

10


Выписки из первоисточника:

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда .-М., 1993

Тератология человека. Руководство / Под ред. Г.И. Лазюка. — М., 1991.

6

Наследственность и патология

Наследственно обусловленные формы различных видов нарушений

10

Выписки из первоисточника:

Конигсморг Б.В., Горлин Р.Д. Генетические и метаболические нарушения слуха.-М.,1980

Григоренко ЕА„ ПаулзД.Л. Генетические факторы, влияющие на возникновение девиантных форм развития и детских психических рас­стройств // Дефектология. — 1995.— № 3.

Наследственные болезни нервной системы / Под ред. Ю.Е. Вельтишева, П.А. Темина. — М., 1998.

7

Диагностика, лечение и профилактика наследственных заболеваний

Профилактика наследственных болезней

12


Выписки из первоисточника:

Айзенк X., Эванс Д. Энциклопедия психологических тестов. Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка. — М., 1997.

Мутовин Г.Р. Клиническая генетика. — М., 1997.

ИТОГО:

72






Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№1,2

Раздел: Наследственность и патология
План:

1)Характеристика клинических проявлений.

2)Классификация наследственных болезней:

3)Наследственно обусловленные формы:
Вопросы для коллективного обсуждения

1)Характеристика клинических проявлений.

2)Классификация наследственных болезней:

-генные болезни;

-хромосомные болезни;

-болезни с наследственной предрасположенностью.

3)Наследственно обусловленные формы:

-интеллектуальных нарушений;

-сенсорных нарушений (глухоты, тугоухости и слепоты, слабовидения);

-нарушения опорно-двигательного аппарата;

-речевых расстройств;

-эмоционально-личностных расстройств и поведения;
Задания для самостоятельной работы

1)Перечислите клинические проявления наследственных болезней.

2)Классификация наследственных болезней.

3)Этиология, патогенез и классификация генных болезней.

4) Этиология, патогенез и классификация хромосомных болезней

5)Сенсорные дефекты при наследственных болезнях.

6)Нарушение зрения при наследственных болезнях.

7)Речевые расстройства при наследственных болезнях.

8)Роль генетических факторов в возникновении нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения.

9) Роль генетических факторов в возникновении нарушений опорно-двигательного аппарата.
Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Попова Л. А. Основы генетики в коррекционной педагогике : [учеб. пособие для студ. фак. коррекц. педагогики пед. вузов] / Попова Л. А., Степанова Т. П. ; под ред. В. П. Соломина. - СПб. : Корона-Век, 2009. - 172, [3] с. : ил. - ISBN 978-5-7931-0545-3[Гриф] : 230-26.

  2. Мастюкова Е. М. Основы генетики : клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии : учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика" и др. / Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. ; под общ. ред. В И. Селиверстова, Б. П. Пузанова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 367 с. : ил., табл. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00596-0 : 121-40.

  3. Медицинская генетика : Учебник для студ. мед. училищ и колледжей / Под ред. Н. П. Бочкова. - М. : Мастерство, 2001 ; Высш. шк. - 192 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 5-294-00028-8 : 46-00.

  4. Сборник задач по генетике : для студ. биол. фак. / [Н. П. Максимова и др.]. - Минск : БГУ, 2008. - 167 с. : табл. - ISBN 978-985-485-933-0 : 25-00.


Дополнительная:

  1. Никольский В. И.Генетика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Биология" / Никольский В. И. - М. : Академия, 2010. - 248, [1] с. : ил. - (Высшее профессиональное обрзование). - ISBN 978-5-7695-5807-8[Гриф] : 345-58.

  2. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / под ред. И. В. Равич-Щербо ; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1988. - 333 с.

  3. Щипков В. П.Общая и медицинская генетика : учеб. пособие для студ. мед. вузов / Щипков В. П., Кривошеина Г. Н. - М. : Академия, 2003. - 256 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-1296-2[Гриф УМО] : 91-30;108-90.

  4. Равич-Щербо И. В.Психогенетика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. и направл. "Психология" / Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. ; под ред. И. В. Равич-Щербо . - М. : Аспект Пресс, 2004. - 447 с. : ил. - ISBN 5-7567-0232-6 [Гриф] : 128-13.

  5. Щипков В. П.Практикум по медицинской генетике : учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. образ. мед. профиля / Щипков В. П., Кривошеина Г. Н. - М. : Академия, 2003. - 112 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1461-2[Гриф МО] : 49-50.

  6. Медицинская генетика : Учебник для студ. мед. училищ и колледжей / Под ред. Н. П. Бочкова. - М. : Мастерство, 2001 ; Высш. шк. - 192 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 5-294-00028-8 : 46-00.

  7. Топорнина Н. А.Генетика человека : Практикум для вузов / Топорнина Н. А., Стволинская Н. С. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 96 с. : ил. - (Практикум). - ISBN 5-691-00717-3 : 11-85.

  8. Шевченко В. А.Генетика человека : учебник для вузов / Шевченко В. А., Топорнина Н. А., Стволинская Н. С. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 240 с. : ил. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-691-00477-8 : 40-73;57-23.

  9. Карманова Е. П.Практикум по генетике : учеб. пособие для студ. вузов / Карманова Е. П., Болгов А. Е. ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : ПетрГУ, 2004. - 204 с. : ил. - ISBN 5-8021-0316-7[Гриф] : 186-20.

  10. Мазяркина Т. В.Сборник задач по классической генетике / Мазяркина Т. В. ; М-во общего и проф.образования,Мурм.гос.пед.ин-т. - Мурманск, 1998. - 29 с. - ISBN 5-88476-155-4 : 30-00.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№3

Раздел: Диагностика, лечение и профилактика наследственных болезней
План:

1)Методы диагностики наследственных болезней.

2)Принципы лечения наследственных болезней.

3)Профилактика наследственных болезней.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1)Особенности фенотипических проявлений наследственных болезней.

2)Симптомокомплексы при различных наследственных синдромах.

3)Лабораторные методы диагностики наследственных болезней.

4)Методы доклинической диагностики наследственных болезней.

5)Преимплантационная диагностика.

6)Медико-генетическое консультирование.

7)Неинвазивные, инвазивные и просеивающие методы пренатальной диагностики.
Задания для самостоятельной работы

1)Выписки из первоисточника: Айзенк X., Эванс Д. Энциклопедия психологических тестов. Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка. — М., 1997., Мутовин Г.Р. Клиническая генетика. — М., 1997..

2) Составить таблицу: «Методы диагностики ,их характеристика и значение»
Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Попова Л. А. Основы генетики в коррекционной педагогике : [учеб. пособие для студ. фак. коррекц. педагогики пед. вузов] / Попова Л. А., Степанова Т. П. ; под ред. В. П. Соломина. - СПб. : Корона-Век, 2009. - 172, [3] с. : ил. - ISBN 978-5-7931-0545-3[Гриф] : 230-26.

  2. Мастюкова Е. М. Основы генетики : клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии : учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика" и др. / Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. ; под общ. ред. В И. Селиверстова, Б. П. Пузанова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 367 с. : ил., табл. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00596-0 : 121-40.

  3. Медицинская генетика : Учебник для студ. мед. училищ и колледжей / Под ред. Н. П. Бочкова. - М. : Мастерство, 2001 ; Высш. шк. - 192 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 5-294-00028-8 : 46-00.

  4. Сборник задач по генетике : для студ. биол. фак. / [Н. П. Максимова и др.]. - Минск : БГУ, 2008. - 167 с. : табл. - ISBN 978-985-485-933-0 : 25-00.


Дополнительная:

  1. Никольский В. И.Генетика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Биология" / Никольский В. И. - М. : Академия, 2010. - 248, [1] с. : ил. - (Высшее профессиональное обрзование). - ISBN 978-5-7695-5807-8[Гриф] : 345-58.

  2. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / под ред. И. В. Равич-Щербо ; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1988. - 333 с.

  3. Щипков В. П.Общая и медицинская генетика : учеб. пособие для студ. мед. вузов / Щипков В. П., Кривошеина Г. Н. - М. : Академия, 2003. - 256 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-1296-2[Гриф УМО] : 91-30;108-90.

  4. Равич-Щербо И. В.Психогенетика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. и направл. "Психология" / Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. ; под ред. И. В. Равич-Щербо . - М. : Аспект Пресс, 2004. - 447 с. : ил. - ISBN 5-7567-0232-6 [Гриф] : 128-13.

  5. Щипков В. П.Практикум по медицинской генетике : учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. образ. мед. профиля / Щипков В. П., Кривошеина Г. Н. - М. : Академия, 2003. - 112 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1461-2[Гриф МО] : 49-50.

  6. Медицинская генетика : Учебник для студ. мед. училищ и колледжей / Под ред. Н. П. Бочкова. - М. : Мастерство, 2001 ; Высш. шк. - 192 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 5-294-00028-8 : 46-00.

  7. Топорнина Н. А.Генетика человека : Практикум для вузов / Топорнина Н. А., Стволинская Н. С. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 96 с. : ил. - (Практикум). - ISBN 5-691-00717-3 : 11-85.

  8. Шевченко В. А.Генетика человека : учебник для вузов / Шевченко В. А., Топорнина Н. А., Стволинская Н. С. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 240 с. : ил. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-691-00477-8 : 40-73;57-23.

  9. Карманова Е. П.Практикум по генетике : учеб. пособие для студ. вузов / Карманова Е. П., Болгов А. Е. ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО "Петрозавод. гос. ун-т". - Петрозаводск : ПетрГУ, 2004. - 204 с. : ил. - ISBN 5-8021-0316-7[Гриф] : 186-20.

  10. Мазяркина Т. В.Сборник задач по классической генетике / Мазяркина Т. В. ; М-во общего и проф.образования,Мурм.гос.пед.ин-т. - Мурманск, 1998. - 29 с. - ISBN 5-88476-155-4 : 30-00.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кол-во часов iconЛекции (кол-во часов) Практич и семинарские занятия (кол-во часов)
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Кол-во часов iconКол-во часов
Авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Л. С. Киселева, Э. Г. Позняк. Всего: 36 часов
Кол-во часов iconКол-во часов
Информатика и икт. Базовый курс. 8 класс Н. Д. Угринович, 1ч в неделю, всего 35 часов
Кол-во часов iconТема урока Кол-во часов
Добукварный (подготовительный) период 31 часов (литературное чтение – 14 ч., русский язык – 17 ч.)
Кол-во часов iconТемы, раздела Кол-во часов Кол-во проверочных работ 6
Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других...
Кол-во часов iconКол-во часов
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов, в неделю – 1 ч (1ч во второй четверти, 1ч в третьей четверти)
Кол-во часов iconЙ курс 140 часов Тематический план Разговорные темы темы кол-во часов форма контроля
Описание жилищных условий в России, Германии, США и Великобритании. Работа по дому
Кол-во часов iconКол-во часов

Кол-во часов iconКол-во часов

Кол-во часов iconТема урока Кол-во часов

Кол-во часов iconУрока Тема Кол-во часов

Кол-во часов iconТема урока Кол-во часов

Кол-во часов iconТема урока Кол-во часов

Кол-во часов iconОбщее кол-во часов на тему

Кол-во часов iconТема урока Кол-во часов

Кол-во часов iconТема урока Кол-во часов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск