Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов





Скачать 230.17 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов
Дата публикации23.12.2014
Размер230.17 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С.Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М.М.Кирьян., в объёме 34 часов.
Изучение истории военного искусства в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Сформировать у учащихся целостное представление о основах развития военного искусства, выявить зависимость форм и способов ведения военных действий от политической, социально-экономической и структуры общества,

  • охарактеризовать наиболее яркие личности этого времени, их роль в истории

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах военной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с программой ведения борьбы в тылу врага

  • об основных этапах боевых действий в войне на Дальнем востоке против Японии, Африке, Средиземном море, Западной Европе в бассейне Тихого океана;

  • приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к историческим военным традициям нашего государства


Основные задачи курса:

  • Воспитывать у кадет чувство патриотизма, беспредельной преданности и любви к родине и ее Вооруженным Силам;

  • Воспитание интеллектуальности и поднятие морального духа;

  • Готовности к безупречному выполнению своих обязанностей;

  • Высокой дисциплинированности и личной ответственности при защите Отечества;

  • Мужество, чувство товарищества и коллективизма, готовности к взаимопомощи;

  • формировать у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;

  • способствовать закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;

  • определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого;

  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;

  • При выполнении творческих работ формировать умение и определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;

  • овладевать монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение;

  • участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.




  • Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: сформировать у учащихся целостное представление о объективной сущности развития военного искусства, выявить зависимость форм и способов ведения военных действий от развития производства, социально-экономической и политической структуры общества,

  • раскрытие значения военного искусства в эпоху рабовладельческого и феодольного обществ. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений военной истории в дореволюционный период, Советского военного искусства и армий ведущих мировых стран

особенностей строительства и реконструкции Вооружённых сил, развития основных средств вооружённой борьбы в предвоенный период
Роль предмета в освоении образовательной программы школы.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения, осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Способ развертывания учебного материала соответствует целям и задачам изучения предмета в общеобразовательной школе.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Методическая система и средства достижения целей изучения предмета.

Для изучения предмета используются следующие методы и средства достижения цели:

словесный – рассказ, дискуссия, объяснение,

наглядный – иллюстрация, демонстрация и показ,

работа с книгой – конспектирование, цитирование, реферирование, чтение, анализ,

видеометод – обучение и контроль с помощью ПК.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ П\П

Наименование раздела

Всего часов

Количество часов на контрольные работы

1

РАЗДЕЛ I. Развитие военного искусства до революции

19

1




Военное искусство в эпоху рабовладельческого и феодального обществ

8







Военное искусство в эпоху домонополистического капитализма

6







Военное искусство эпохи империализма (до 1918 г.)

5




2

РАЗДЕЛ II. Советское военное искусство и военное искусство основных капиталистических государств после первой мировой войны до начала Великой Отечественной войны

15

1




Строительство и техническая реконструкция Строительство Советских Вооруженных Сил и развитие военного искусства в период между гражданской и ВОВ

6







Строительство и техническая реконструкция Строительство Советских Вооруженных Сил

3







Вооруженные силы и военные территории основных империалистических стран

6







Всего часов

34

2



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I. Военное искусство в эпоху рабовладельческого и 8ч.

феодального обществ
Ассирия, Вавилон, древний Египет. Воинская повинность свободных граждан. Наёмные армии. Рода войск: пехота, конница, колесницы, слоны,

Верблюды. Применение ударного оружия и защитного снаряжения. Марафонская битва (490 год до н. э.), построения боевых порядков.

Морское сражение у острова Саламин (480 год до н. э.), Битва при Платеях (479 год до н. э.), Морское сражение при Аргинусских островах (406 год до н. э.), Морское сражение при Эгоспотамах (405 год до н. э.), Битва при Херонее (338 год до н.э.),Битва на реке Граник (334 год до н. э.) Битва при Иссе (333 год до н. э.), Битва при Гавгамелах (331 год до н. э.), Битва на реке Гидасп (326 год до н. э.), Морское сражение у мыса Экном (256 год до н. э.), Битва на реке Треббия (218 год до н. э.), Битва при Каннах (216 год до н. э.), Битва при Заме (202 год до н. э.), Битва при Пидне (168 год до н. э.), Битва при Фарсале (48 год до н. э.), Морское сражение при мысе Акций (31 год до н. э.),Осада и взятие Иерусалима (70 год), Битва у Граупийских гор (83 год)
Битва на Каталаунских полях (“битва народов”) 451 год,Греко-персидские войны. Завоевания Александра Македонского. Пелопонесская война. Войны Древнего Рима с Ганнибалом. Битва при Тразименском озере. Битва при Каннах. Римская империя и «варвары». Особенности построения боевых порядков: «фаланга», «легион», война на море. Арабские войны. Три периода феодализма:VI-XIвв, XI-XVвв. XVI- XVII вв. Феодальное ополчение. Роль конницы и пехоты. Войны древней Руси против кочевников. Битва на реке Калка (1223 год), Битва на реке Нева (1240 год),Битва на Чудском озере (“Ледовое побоище”) (1242 год), Куликовская битва (1380год)

Освобождение Москвы от поляков (1612 год)

Тевтонский орден, орден Меченосцев. Крестовые походы на Ближний Восток. Столетняя война между Англией и Францией. Завоевания турок – османов.

Наёмные армии на период войны. Появление огнестрельного оружия и его влияние на стратегию и тактику войн.
РАЗДЕЛ 2. Военное искусство в эпоху домонополистического капитализма 6ч

Освоение новых колониальных территорий . Буржуазные революции, развитие капитализма в Европе. Нарезное огнестрельное оружие, развитие артиллерии.

Появление инженерных войск. Искусство строительства и обороны крепостей.

появление армейских баз и складов во время « Тридцатилетней войны » (1618-1648гг.), совершенствование тылового обеспечения,. Создание мощных военно-морских флотов, паровые корабли.

Вклад Петра I, А.Суворова и М.Кутузова в развитие военного искусства. Северная война (1700-1721 гг.) , Битва у Лесной (1708 год), Полтавская битва (1709 год), Гангутское морское сражение (1714 год), Взятие Измаила (1790 год), дальнейшее развитие военной стратегии, Сражение при Аустерлице (Битва трех императоров) (1805 год), стратегическое отступление в войне с Наполеоном 1812г. Бородинское сражение (1812 год). Разгром Французской армии. Лейпцигское сражение (Битва народов) (1813 год),Битва при Ватерлоо (1815 год)

Кавказская война (1817-1864 годы), Крымская война (1853-1856 годы) Синопское морское сражение (1853 год) Появление и развитие штабов, планирование боевых действий. Подготовка военных кадров.

Гражданская война в США (1861-1865гг.) , франко- прусская война (1870-1871гг.). Переход от линейного построения войск к тактике колонн и рассыпного строя, от редутов к окопам. Создание массовых регулярных армий. Войны России с Турцией XVIII- XIX в., Выдающиеся флотоводцы XVIII-первой половины XIX в.Ф.Ушаков, П. Нахимов изменившие тактику морских сражений.
РАЗДЕЛ 3. Военное искусство эпохи империализма (до 1918 г.) 5ч
Быстрое развитие США, Германии, Японии, противоборство с Великобританией, Францией, передел рынков сбыта и сфер влияния.

Русско-японская война (1904-1905 гг.) В ночь на 9 февраля японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура - военно-морской базы, арендованной Россией у Китая. Оборона Порт-Артура (1904 год), Цусимское морское сражение (1905 год).
Балканские войны (1912-1913 годы). Война коалиции (Балканского союза) Сербии, Болгарии, Черногории и Греции против Турции с целью завоевания турецких владений на Балканском полуострове (Первая Балканская война) и война той же коалиции и примкнувших к ней Турции и Румынии против Болгарии с целью передела территорий, захваченных в предыдущей войне (Вторая Балканская война).

Первая мировая война (1914-1918 годы) .Война между двумя коалициями, Антантой и Тройственным союзом, за преобладание в Европе и мире. Поводом к войне послужило убийство в Сараево 28 июня 1914 года сербским террористом Гаврило Принципом наследника австрийского и венгерского престолов эрцгерцога Фердинанда. Появление танковых войск, авиации. Применение корабельной артиллерии, минного и торпедного оружия. Марнское сражение (1914 год), Ютландское морское сражение (1916 год), Брусиловский прорыв (операция русского Юго-Западного фронта летом 1916 года),Операция на

р. Сомме (1916 год)

РАЗДЕЛ 4 Советское военное искусство в гражданской войне в СССР 6ч
Создание Вооруженных Сил Советской Республики. РККА, Рабоче-Крестьянская Красная Армия (Красная Армия) — официальное наименование Сухопутных войск и ВВС, которые вместе с ВМФ, Пограничными войсками, Войсками внутренней охраны и Государственной конвойной стражей составляли Вооружённые Силы СССР с 15 января 1918 года по февраль 1946 года. Днём рождения РККА считается 23 февраля 1918 года — день, когда было прекращено немецкое наступление на Петроград и подписано перемирие

5 периодов Гражданской войны (октябрь 1917г.- октябрь 1922г.). Интервенция. Всего среди участников интервенции в РСФСР и Закавказье, насчитывают 14 государств. Среди интервентов были Франция, США, Великобритания, Япония, Польша, Румыния и др. Интервенты либо стремились захватить часть российской территории (Румыния, Япония, Турция), либо получить от поддерживаемых ими белогвардейцев значительные экономические привилегии (Англия, США, Франция и др.). Действия стран Антанты. Целями Белого движения были: освобождение России от большевистской диктатуры, единство и территориальная целостность России, созыв нового Учредительного собрания для определения государственного устройства страны. Ядром Белого движения на юге России стала Добровольческая армия, созданная под руководством генералов Алексеева и Корнилова в Новочеркасске.

Зимой 1918-1919 войска Деникина установили контроль над Северным Кавказом в последующем развернув наступление на южные регионы России с перспективой захвата Москвы. Но действия армии Махно в тылу «освободительной» оттянув на себя часть сил «белой армии» и недостаток сил и средств привели к отступлению Добровольческой армии и последующему её разгрому .

Генералы «освободительной армии»:, Колчак, Юденич, Деникин, Врангель. В апреле 1919 г. основным был Восточный фронт, в ходе боев Красная Армия под командованием М.В. Фрунзе перешла в наступление и практически разбила армию Колчака . Одновременно с советско-польской войной шла борьба на юге и в Крыму с армией П.Н. Врангеля. Борьба длилась до ноября 1920 г., когда Южный фронт под командованием М.В. Фрунзе окончательно овладел Крымским полуостровом.

Полководцы и герои Красной Армии: Будёный , Ворошилов, Чапаев. Перекопско-Чонгарская операция (1918—1920 годы), Варшавская операция войск Западного фронта Советской России во время войны с Польшей (1920 год). Оперативное искусство и тактика.
РАЗДЕЛ 5. Строительство и техническая реконструкция Строительство Советских Вооруженных Сил и развитие военного искусства в 3ч.

период между гражданской и Великой Отечественной войной
Военная реформа (1924-1925). Закон об обязательном прохождении военной службы (18 сент.1925г.). Техническое перевооружение. Создание легких высокоскоростных танков. Создание мотомеханизированных войск. Развитие бомбардировочной авиации. Сухопутные войска.

Наука об обороне государства”. Разработка теории оперативного искусства. Обычные и ударные армии. Управление тылом.
РАЗДЕЛ 6 Вооруженные силы и военные территории основных 6ч.

империалистических стран между первой и второй мировыми войнами

Фашистская диктатура Германии 1933г. Теория танковой войны. Роль видов вооруженных сил. Военно-воздушные силы. Сухопутные войска. Подготовка вооруженных сил к войне. Концепция “молниеносной войны”.

ВС и военные теории Италии Виды вооруженных сил. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Выжидательная тенденция. Подписание Стального пакта (1939).

Военная доктрина Японии. Оккупация Маньчжурии. Агрессивность японского империализма. Виды войск. Создание кольцевой системы. Военные конфликты 1938 и 1939 годов.

Военно-морские силы. Военно-воздушные силы. Сухопутные силы США. Теория морской войны. Теория пассивной обороны.

Начало второй мировой войны. Германо-польская война. Захват фашистской Германией Норвегии и Дании. Поражение англо-французской коалиции.

Окупация Польши.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

при изучении истории военного искусства

В процессе изучения курса истории военного искусства учащиеся должны овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;

  • уметь выделить главную мысль в учебнике, рассказе учителя, одноклассников, документе;

  • анализировать исторические явления, процессы, факты;

  • определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

  • осуществлять самоконтроль и самооценку.


В процессе изучения курса истории военного искусства овладеть знаниями:

  • о. военном искусстве в эпоху рабовладельческого и феодального обществ

  • Вооружённых Силах, стратегии, тактике в эпоху домонополистического

капитализма;

  • основных особенностях войн по переделу сфер влияния в мире

  • развитии Вооружённых сил и военного искусства в период Гражданской войны

  • строительстве и технической реконструкции Вооружённых сил перед Второй мировой войной;

  • военное искусство после Второй мировой войны;

  • Вооруженных силах и военных теориях основных империалистических стран между первой и второй мировыми войнами


В результате изучения предмета ученик должен:

знать:

  • основные этапы и ключевые события военной истории эпоху рабовладельческого и феодольного обществ. Военной истории в дореволюционный период, направления развития Советского военного искусства и армий ведущих мировых стран

  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • определять последовательность и длительность событий в важнейших войнах рабовладельческого и феодального обществ;

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных этапов боевых действий;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий развития основных средств вооружённой борьбы, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям военной истории завершающего этапа Великой Отечественной войны;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.



Календарно-тематическое планирование

по истории военного искусства 9 класса - 34 часа


№ занятия

Планирование учебного материала

Кол-во часов

Контр

знаний

Дата

По

плану

По

факту




Развитие военного искусства до революции
















Военное искусство в эпоху рабовладельческого и феодального обществ

8










1

Военное искусство в эпоху рабовладельческого общества

4










2

Военное искусство в эпоху феодализма

4

Контр










Военное искусство в эпоху домонополистического капитализма

6

.







3

Вооруженные силы

2










4

Стратегия

2










5

Тактика

2













Военное искусство эпохи империализма (до 1918 г.)

5










6

Социально-экономические условия

2










7

Военное искусство в первых войнах эпохи империализма

1










8

Военное искусство в Первой Мировой войне

2

Контр




























Советское военное искусство и военное искусство основных капиталистических государств после первой мировой войны до начала Великой Отечественной войны


































Советское военное искусство в гражданской войне в СССР

6










9

Создание Вооруженных Сил Советской Республики

2










10

Стратегия

2










11

Оперативное искусство и тактика

2

Контр










Строительство и техническая реконструкция Строительство Советских Вооруженных Сил и развитие военного искусства в период между гражданской и ВОВ

3










12

Строительство и техническая реконструкция

2










13

Военное искусство

1













Вооруженные силы и военные территории основных империалистических стран между первой и второй мировыми войнами

6










14

Вооруженные силы и военные теории Германии

1










15

Вооруженные силы и военные теории Италии

1










16

Вооруженные силы и военные теории Японии

1










17

Вооруженные силы и военные теории Франции

1










18

Вооруженные силы и военные теории Великобритании

1










19

Вооруженные силы и военные теории Соединенных Штатов Америки

1

зачёт








Виды и формы контроля
Составным компонентом контроля является проверка знаний.

Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по истории военного искусства - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по истории. В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по истории или в случае необходимости провести их коррекцию.

В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль за результатами учебной деятельности учащегося, выделяют три типа контроля: внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика); взаимный (осуществляется одним учеником над деятельностью другого ученика); самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по истории или в случае необходимости провести их коррекцию. Систематический контроль знаний учащихся по истории является одним из основных условий повышения качества обучения.

Выделяют следующие методы контроля:

1.Устные (опрос, устная контрольная работа и работа с картой у доски).

2.Письменные (терминологический диктант, контрольная работа, тематический реферат).

3.Анализ исторических источников.

Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения - массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной .

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль.

Говоря о средствах контроля знаний и умений учащихся, чаще всего имеют ввиду задание или несколько заданий, которые предлагаются учащимся с целью выявления соответствующих поставленным целям результатов обучения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы

Основная

М.М.Кирьян, Ю.В.Плотников «История военного искусства»

Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России ХХ в. М., Просвещение 2000.

Жилин П.А. История военного искусства. М., Военное издательство.- 1986.

Зырянов П.Н. История России Х1Х в. М., Просвещение, 1997.

Кочетов Н.С. История России с древнейших времен до 2001 г. Волгоград: Учитель, 2000.

Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История. Волгоград: Учитель,2001.

Кочетов Н.С. Предметные недели в школе. Волгоград: Учитель, 2001.

Левандовский А.А. Россия в ХХ в. 10/11кл. М., Просвещение, 1999

Мазинг Г.Ю. Ракета и орудие. М., Издательство ДОСААФ СССР.-1987.

Хогг Ян. Пистолеты-пулеметы. “Эксмо-пресс”, 2001.

Черникова Т.В. Профильное обучение: программа элективных курсов здоровье сберегающей направленности. ООО “ТЦ Сфера”, 2006.

Дополнительная

Голдина Р.Г. Силуэты растаявших веков. – Ижевск.,1996.

Елисеев Г.А. История религий. – М., 1997

Лернер И.Я. развитие мышления учащихся в процессе обучения. – М.,1982.

Нейхардт А.А. Семь чудес Древнего мира. - М., 1966.

Пич С., Миллард Э. Греки. – М., 1994.

Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История.- Ярославль,1997.

Торопцев А. 1000 великих битв с древних времен до Х1 века.- М., 2001.
Атлас 8 класс. Контурные карты, 8 класс.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР____________

Сатискова Л.В.

«____»______________20___г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПояснительная записка характеристика учебного предмета, его место...
«История народной культуры и изобразительного искусства» со сроком обучения 5 лет, реализуется 4 года, со 2 по 5 класс. При реализации...
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconРеферата и дипломной работы Общая тематика
Каргалов В. В. Московские воеводы XVI – XVII вв. – М., 2002; Разин Е. А. История военного искусства, в 3-х т. — Спб., 1999
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconОбразовательная программа в области циркового искусства «искусство цирка»
Программа учебного предмета «История циркового искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований...
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПрограмма элективного курса «История войн и военных конфликтов (20-начало 21 веков)»
Часов, ориентирована на привлечение учащихся к глубокому изучению военной истории как важной составной части истории в целом (прежде...
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории. История Нового времени (7 класс)
Рабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы...
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПояснительная записка рисунок характеристика учебного предмета, его...
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории для...
Рабочая программа по истории для 5-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования составители:...
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории. История Нового времени (8 класс)
Рабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы...
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПояснительная записка рабочая программа по истории для 5 класса разработана...
А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г., реализующих программы...
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Дом печати, 2005 год, Всеобщая история/ Гомуми тарих, Алексашкина Л. Н., Москва, 2009 год, Солтанбеков Б. Ф., Иванов А. А., Галлямова...
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПояснительная записка рабочая программа составлена для общеобразовательного...
Программа разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание. 5 – 11 классы», на основе учебника...
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconРегиональный конкурс методических разработок уроков и программ элективных курсов Румянцева Т. Ю
Ознакомить учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией,...
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 03. История хореографического искусства
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «История изобразительного искусства»
Пояснительная записка рабочая программа для изучения предмета история военного искусства разработана учителем Шмандуровым С. Л. на основе учебника по истории военного искусства. Автор М. М. Кирьян., в объёме 34 часов iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
Примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск