Скачать 0.52 Mb.
|
Пояснительная записка Программа «Современный танец» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности общекультурного уровня освоения для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Актуальностью данной программы является наличие потребности детей в современном танце как средстве самопознания, самовыражения и развития. Танец – это поэзия души и тела, которая помогала людям испокон веков выражать свои чувства и переживания. Специфической особенностью искусства танца является его непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпо-ритмичное построение. Жизнь тела является зеркалом сознания. В танце становятся явными, видимыми различные качества и внутренние конфликты личности, ее неповторимость и ограниченность. Различные категории движения – пространство, время, вес, течение являются метафорами основных жизненных «тем» личности. Одним из богатейших и действительных средств эстетического воспитания детей является танцевальное искусство. Оно обладает большой силой эмоционального воздействия, способствует формированию нравственных и эстетических идеалов, побуждает детей к творческой танцевальной активности. Целью программы является раскрытие индивидуальных творческих способностей детей средствами танцевального искусства. Задачи программы: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Отличительные особенности программы Программа предусматривает изучение следующих танцевальных направлений современного танца: хип-хоп и его вариации (элементы RnB, house-dance, new style и мн.др), диско (диско-фристаил), джаз (джаз-модерн). Данные танцевальные стили имеют высокую актуальность на данный момент. Они приобретают всё большее развитие и распространение во всём мире. В программу входят такие разделы как «Основы гармонии музыкально-пластического движения»; «Танцевальная гимнастика»; «Ритмика»; «Элементы классического танца»; «Современный танец»; «Традиционные мероприятия»; «Постановочная работа». Рост мастерства, музыкальности, выразительности исполнения учащихся является результатом систематической работы педагога-хореографа и концертмейстера, осуществляется путем постепенного перехода от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в ритмических упражнениях и музыкальных играх, к более сложным, требующим передачи стиля, манеры, характера танцев. Этот процесс творческого роста учащихся требует последовательного продвижения по предлагаемому учебному плану. Обучение строится на следующих педагогических принципах:
Подготовительный уровень (первое полугодие) 1 год обучения Разделы:
Начальный уровень (второе полугодие) 1 год обучения Разделы:
Углубленный уровень 2 год обучения Разделы:
Профессиональный уровень 3 год обучения Разделы:
Каждый из разделов имеет своё конкретное содержание на определённый год обучения и свои конкретные задачи, по формированию специальных знаний, умений и навыков. Раздел: «Основы гармонии музыкально-пластического движения» Включает в себя развитие музыкальности, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости на музыку, упражнение на восприятие характера музыки и передачу его через движение, а так же музыкальные игры, упражнение на ориентировку в пространстве. «Ритм – это то, что дает движение музыке, это самый важный двигатель и самый устойчивый строительный элемент, как бы цемент музыки…» (Б. Астафьев). Ритмика – это первые шаги в мир хореографического искусства. Развитие музыкально-ритмического восприятия учащихся на занятиях хореографией происходит через знание музыкальных размеров 2/4, 4/4, 3/4; понятия темпо-ритма, интервалов, пауз. Все эти компоненты входят в специальные ритмические упражнения и развивающие музыкальные игры. Раздел: «Танцевальная гимнастика» Включает комплекс корректирующих и развивающих упражнений, направленных на выработку правильной осанки, выворотности тазобедренного и голеностопного сустава, эластичности мышц ног, гибкости позвоночника, коррекцию стоп, ритмизации двигательной деятельности. Детям младшего и среднего школьного возраста танцевальная гимнастика помогает корректировать фигуру, исправляет сутулость, большой прогиб в пояснице, асимметрию лопаток, укрепляет связки иксообразных ног, способствует исправлению плоскостопия. В гимнастических упражнениях дети приучаются сосредотачивать внимание на суставно-мышечных ощущениях и сознательно управлять мышцами путем сокращения одних и расслабления других, а также научатся добиваться полного расслабления тела. У учащихся улучшится гибкость корпуса и выворотность ног. Занятия включают в себя:
Раздел: «Ритмика» Ритмическая гимнастика – это средство воздействия на опорно-двигательный аппарат, сердечно – сосудистую и дыхательную системы. Упражнения ритмической гимнастики делятся на: упражнения для рук, плечевого пояса, шеи и туловища, ног и мышц всего тела. Бег, прыжки, элементы классического и народно – сценического танца, движения в современных ритмах, формирование координации движений, развитие физических способностей, выносливости, пластичности, выразительности, двигательной памяти, освоение правильного дыхания во время движений. На занятиях ритмической гимнастики используются методы имитации, аналогий, театрализации сюжета, ролевые игры, танцевальные импровизации. Раздел: «Элементы классического танца» Включает в себя упражнения, направленные на постановку рук, ног, корпуса, головы. Знакомство с позициями, с понятием «опорной» и «работающей» ноги. В дальнейшем достигается согласованность и гармония в движениях рук, ног, корпуса, головы. На занятиях дети усваивают специальную терминологию, наряду с изучением упражнений классического танца, расширяют знания выразительных возможностей движений танца. Вырабатываются непременные данные классического танца (выворотность ног, танцевальный шаг, гибкость, апломб, вращение, прыжок, свободное владение руками, координация движений, выносливость, сила мышц). Классический танец и классический экзерсис – это тот фундамент, на котором строится все здание хореографического искусства и танцевального воспитания. Классический экзерсис вырабатывает правильную осанку, устойчивость корпуса. Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движениям; укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног; вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений; развивает силу, выносливость и ловкость, а также способствует собранности внимания. Выразительность танца – одна из основ и основных достижений русского хореографического искусства. Одно из основных требований методики классического танца – целенаправленной музыкальное воспитание. Программа усложняется в зависимости от возраста учащихся и результативности их обучения, дети постепенно овладевают искусством танца. Раздел: «Современный танец» (танец-хип-хоп, танец-диско и диско-фристайл, танец-джаз, танец-модерн) На начальном этапе включает в себя занятия диско-гимнастикой и основные, базовые движения хип-хоп-танца. Техника её базируется на чередовании мышечного напряжения и расслабления в единстве с ритмом музыки. Современный танец построен на широком использовании шагов, прыжков, подскоков. Данный курс ставит перед собой задачу – дать представление об основных направлениях современной танцевальной культуры, отличительных особенностях и специфике исполнения и предусматривает углублённое изучение современного танца на уровнях – II и III. Занятия хип-хоп-танцем включают в себя систему движений и упражнений в сильном, самоуверенном и самоутверждённом характере. Это базовые и основные движения стиля, а так же их разновидности. Занятия диско-танца начинаются с развития силы мышц рук и ног, элементов гимнастики и освоения движений в очень быстром темпе музыки (до 144 ударов в минуту). На углублённом уровне этот стиль включает в себя элементы классики, художественной гимнастики, акробатики, бального танца, джаза, и др. Танцевальная дисциплина – диско-фристайл включает в себя достаточно много элементов акробатики и различных трюков, обязательных к исполнению. Занятия джаз-танцем начинаются с освоения изолированных движений, после чего переходят к их комбинациям, следуя правилу «от простого к сложному». Постепенно в урок вводятся танцевальные комбинации с использованием хорошо усвоенных элементов. Танец-модерн представляет собой синтез стилизованного народного и классического танцев. На занятиях используются современные музыкальные обработки классических и народных произведений. Занятия по данной программе включают в себя комплекс упражнений, связанных с мышечным напряжением и расслаблением, разучивание движений на середине, просмотр видеоматериалов (лучшие образцы программ профессиональных и любительских коллективов современного танца), открытые занятия для родителей и педагогов; участие в концертных программах, смотрах, конкурсах. В результате обучения у учащихся вырабатываются:
Раздел: «Традиционные мероприятия» Данный раздел введен в программу для сохранения традиций ансамбля и целостности коллектива. Вечера, праздники, беседы о хореографическом искусстве, о правилах поведения в различных жизненных ситуациях, о поведении за кулисами во время выступления, о нормах этики и морали развивают всесторонне-гармоничную личность и способствуют объединению учащихся в коллективе и их родителей. Видео журналы позволяют больше узнать о мире танца и о искусстве в целом и представляют собой образовательную ценность. Раздел: «Постановочная работа» Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебный процесс. Учащиеся в ходе постановочной работы и на репетициях осваивают музыкально-танцевальную природу искусства, приобретают навыки актёрского мастерства и сценического искусства, приучаются к сопереживанию, сотворчеству, максимально раскрывают свой творческий потенциал. У детей развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности, нестандартное мышление, умение выразить чувства, умение импровизировать. При организации образовательного процесса используются методы наблюдения, убеждения, стимулирования, создание ситуации успеха для каждого ребенка. Адресность. Программа предусматривает дифференцированный подход по возрасту и способностям учащихся и адресована мальчикам и девочкам младшего, среднего и старшего школьного возраста(7-17 лет). Условия набора учащихся. В группу первого года обучения принимаются дети младшего, среднего школьного возраста, имеющие склонность к танцевальной деятельности. Обязательным условием для зачисления является медицинское заключение о допуске к занятиям. Для просмотра и зачисления в группы современного танца на 1 год обучения проводится начальная диагностика (Приложение 1). Группы 1 года обучения комплектуются по возрастному принципу: 7-8 лет; 9-10 лет; 11-12 лет, 13 и старше. Программный материал распределён на 3 уровня по годам обучения и делится на несколько разделов. Срок реализации программы – 3 года. Формы и режим занятий:
(216 часов в год);
Продолжительность академического часа – 45 минут. Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, по звеньям, в парах и индивидуальная. Занятия могут быть организованы в форме традиционного занятия, комбинированного занятия, репетиции, праздника, зачета, конкурса, фестиваля, концерта. Наполняемость групп: 1 год обучения – 15 человек; 2 год обучения – 12 человек; 3 год обучения – 10 человек. Ожидаемые результаты По итогам освоения программы обучения современному танцу обучающийся:
У обучающегося:
Способы проверки результата Достижение ожидаемых результатов можно проверить путем:
Формами подведения итогов реализации программы являются зачетные открытые занятия для родителей, которые проводятся в декабре (промежуточный контроль) и в мае (итоговый контроль), участие детей в праздниках, концертах, фестивалях и танцевальных конкурсах. Совместные посещения различных концертов и конкурсов способствуют сплочению детского коллектива и формированию у детей интереса к танцевальной деятельности. Способы фиксации результата Результаты освоения программы фиксируются в зачетных ведомостях и учебных журналах, дневнике педагогических наблюдений, а также зачётных книжках и портфолио обучающихся. Учебно-тематический план 1 года обучения
Содержание программы 1 года обучения
Теория: Знакомство с учащимися и родителями. Цели и задачи программы обучения. Требования к внешнему виду учащихся (аккуратность прически, одежды и обуви для занятий), правила личной гигиены. Правила техники безопасности (правила поведения на улице, дорожного движения, противопожарной безопасности, правила поведения в учреждении и учебных классах). Практика: Начальная диагностика учащихся.
Теория: Мелодия и движения (быстро, медленно, умеренно). Характер музыкального произведения (весело, грустно, спокойно, торжественно). Динамические оттенки (тихо, громко). Движение и музыкальная выразительность. Понятие «интервал», «дистанция», «ширина», «колонна». Основные построения и перестроения (в колонну, шеренгу, цепочку, в круг, свободное размещение по залу, повороты вправо, влево). Маршировка в темпе и ритме. Движение по направлениям вперёд, назад, в сторону. Разучивания приветствия (I свободная позиция, VI позиция). Танцевальные игры (на координацию, внимание, воображение, освоение пространства танцевального зала). Импровизация на заданную музыкальную тему.
Теория: Термины:
Практика: Упражнения на формирование осанки, коррекцию фигуры, развитие силы ног, укрепление мышечного корсета. Упражнения для развития гибкости. Подражательные элементы, направленные на эмоциональную разрядку («волк», «лисичка», «кузнечик», «медведь», «ласточка»). Упражнения в положении сидя:
Упражнения в положении лежа на спине:
Упражнения в положении лежа на животе:
Упражнения в положении стоя на коленях:
Упражнения из положения стоя:
Упражнения из положения, лежа на боку:
Теория: Музыкальная грамота - темп, ритм, затакт, музыкальный размер. Построение в «шеренгу», «ручеек», «змейка», «решетка», «диагональ». Азбука музыкального движения: мелодия и движения; темп (быстро, медленно, умеренно); музыкальные размеры 2/4, 4/4, 3/4; «такт» и «затакт»; сильная доля. Практика:
Джаз (джаз-модерн) Теория: Понятия «джаз – танца», «волна вперед», «спираль», «ступенчатое расслабление», «бамп», «боковая волна», «шассе», «кик». Практика:
Хип-хоп Теория: Базовые движения («The Wop», «Prep», «Running man», «Harlem Shake», «Crab», «Kriss Kross», «Red Law», «Cross over», «Reebok», «Crouch», «BK «Monestary», Bounce», «Robocop», «Setlе», «Happy feet»). Практика: Базовые движения:
Комбинации с несколькими элементами. Упражнения на изолирование движений отдельными частями тела. Танцевальные связки с уже усвоенными элементами. Диско (диско-фристаил) Теория: Понятия («passé», «setle», «plie», «pressure line»). Практика:
Ожидаемые результаты Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 года обучения:
У ребенка сформируется устойчивый интерес к танцевальным занятиям. Учебно-тематический план 2 года обучения
Содержание программы 2 года обучения
Теория: Цели и задачи программы обучения. Требования к внешнему виду учащихся (аккуратность прически, одежды и обуви для занятий). Беседы по технике безопасности (правила поведения на улице в учреждении и учебных классах; правила дорожного движения; противопожарная безопасность). Практика: викторины, игры на закрепление знаний по технике безопасности.
Теория: Понятия «шпагат», «колесо», «мостик» (стойка на руках). Практика: Комплексы упражнений на коррекцию и укрепление мышечного корсета, гибкость и координацию движений. Упражнения со скакалкой.
Теория: Азы классического танца: 1, 2, 3 позиции рук и ног в классическом танце. Постановка корпуса и головы. Термины demi-plie, battement tendu, bаttеments tendu jete; rе1еvе на полупальцах. Практика:
Экзерсис на середине
Allegro
4 . Современный танец. Джаз (джаз-модерн) Теория: Понятия джаз-танца. Движения: «волна вперед», «спираль», «ступенчатое расслабление», «бамп», «боковая волна», «шассе», «кик». |