Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа»





НазваниеУчебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа»
страница1/10
Дата публикации22.04.2015
Размер0.84 Mb.
ТипУчебный курс
100-bal.ru > Банк > Учебный курс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10







1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО по направлению «Социальная работа» (бакалавриат, 180 ч) и включает в себя основные компоненты, необходимых социальному работнику в его практической и научной исследовательской деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.

«Рискованно характеризовать целое столетие, которое едва перевалило на вторую половину. И всё же можно, пожалуй, сказать, что быстрое увеличение эмпирических исследований в области социологии остается одной из примечательных особенностей ХХ столетия», – писал в 1961 г. Лазарсфельд1. За 40 с лишним лет, прошедших с того времени, исследовательский бум нарастал, быть может, даже в геометрической прогрессии. Cлова, сказанные Лазарсфельдом в отношении социологической ситуации в Соединенных Штатах Америки, ныне можно распространить на все западные страны в целом, Россию и страны Восточной Европы, а также многие страны Азии и Африки.

Демократические процессы в России и на Западе приводят к тому, что социальные исследования всё более расширяют границы своего применения. Тому несколько причин.

  1. Становится всё больше тем и проблем, которые свободно и открыто обсуждаются в обществе.

  2. Демократия характеризуется таким фактом, как выборы и референдумы, а значит, нужны опросы для того, чтобы определить шансы политиков и идей.

  3. На рынок выбрасывается огромное количество товаров, конкурирующих друг с другом. Производители, дилеры хотят знать, какие из них и почему будут иметь успех у потребителей.

  4. Результаты исследований могут предоставить информацию для принятия решений по вопросам внешней и внутренней (в том числе социальной) политики государства.

  5. Исследования помогают оценить действенность существующей политики, измерить отношение тех или иных групп населения к социальным и экономическим изменениям.

  6. В цивилизованных странах растет уровень образования менеджеров. Менеджеру со средним или некачественным высшим образованием исследования «не нужны»: он считает, что и так всё знает. Высоко образованный менеджер для принятия решения старается собрать как можно большую информацию, и в этом ему поможет проведенное исследование.

Эффективность социальной работы во многом зависит от её научного обеспечения, которое должно учитывать новые жизненные реалии, а также использовать российские и зарубежные современные исследовательские технологии. Именно поэтому цель курса – дать студентам целостное теоретическое представление об основных методах сбора информации, используемых в социальной работе, и научить самостоятельно применять существующие методы в практике социальной работы.

Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности.

Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста, выступает основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Данный курс формирует следующие компетенции: ОК-1,9,10,12; ПК-12,13,16,17,18,19, 20.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Задачи курса:

  • дать углубленное представление о существующих в общественных науках видах исследований;

  • ознакомить с особенностями научно-исследовательского процесса в социальной работе с различными группами населения;

  • дать необходимый набор знаний в области исследовательской методологии, необходимый для выделения и описания проблемы;

  • научить качественно осуществлять обзор научной литературы и первичный сбор данных для предварительного изучения проблемы;

  • ориентировать на проведение исследования в процессе практики путем выдвижения и осознания собственных гипотез и концепций, а также осознания возможности их проверки своими силами или вместе с однокурсниками;

  • научить четко формулировать цели и задачи исследования, а также четко и грамотно выдвигать гипотезы, правильно вести записи или осуществлять кодификацию, составлять выборку, анализировать полученные данные, интерпретировать результаты проведенного исследования с целью их эффективного практического применения;

  • ознакомить с различными вариантами организации исследования;

  • научить основным методам проведения аналитической, прогнозной и мониторинговой работы;

  • ознакомить с требованиями, предъявляемыми к оформлению научно-исследовательских работ и отчетов.


1.3 Межпредметная связь
Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых исследовательская компетентность специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” изучается после того, как студентами уже в основном изучены теоретические основы социальной работы («Введение в профессию «Социальная работа», «Теория социальной работы») и сформировано представление об ее смысле и содержании. Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” является основой для последующего изучения студентами дисциплин из профессионального цикла (в первую очередь таких как «Социальная квалиметрия», «Культурология», «Фандрайзинг»).
2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

4










Общая трудоемкость дисциплины

5 (180)

5 (180)










Аудиторные занятия:

2 (72)

2 (72)










лекции

0,5 (18)

0,5 (18)










практические занятия (ПЗ)

1,5 (54)

1,5 (54)










семинарские занятия (СЗ)

0

0










лабораторные работы (ЛР)

0

0










другие виды аудиторных занятий

0

0










промежуточный контроль

0

0










Самостоятельная работа:

2 (72)

2 (72)










изучение теоретического курса (ТО)

0,5 (18)

0,5 (18)










курсовой проект (работа):

0,5 (18)

0,5 (18)










расчетно-графические задания (РГЗ)

0

0










реферат
















задачи

0,5 (18)

0,5 (18)










задания (тесты)

0,5 (18)

0,5 (18)










другие виды самостоятельной работы

0

0










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

1 (36)

1 (36)












3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)

ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)

ЛР

зачетных единиц

(часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)

Реализуемые компетенции

1

Методологические особенности научного исследования в области социальной работы

0,15

(6)

0,25

(9)

0

0,5

(18)

ОК-1,9,10,12

2

Количественные методы исследования в социальной работе

0,2

(6)


0,5

(18)

0

0,5

(18)

ПК-12,13,16,1718,19, 20

3

Качественные методы исследования в социальной работе

0,1

(4)

0,5

(18)

0

0,5

(18)

ПК- 12,13,16,17,18,19, 20

4

Обработка, анализ и интерпретация данных, применение результатов исследований в социальной работе

0,05

(2)

0,25

(9)

0

0,5

(18)

ОК-1,9,10,12; ПК-12,13,16,1718,19, 20


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль 1: Методологические особенности научного исследования в области социальной работы.

Раздел 1. Методологические особенности научного исследования в области социальной работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconУчебный курс “Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация...
...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconУчебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную...
«Социальная психология» и «Ювенология и социология молодежи» и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 040400 –Социальная работа. Дисциплина «История...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconПримерная программа наименование дисциплины инновационные технологии в агрономии
Курс входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин, включенных в учебный план подготовки магистра согласно фгос впо направления...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconПримерная программа наименование дисциплины механизация растениеводства...
Курс входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин, включенных в учебный план согласно фгос впо и учебного плана направления...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРоссийской федерации
Данная дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла М. 2 Фгос впо по направлению подготовки «Геодезия и дистанционное...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРабочая учебная программа по дисциплине
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconАннотация Курс «История и методология изучения культуры. Часть 1»
Культурология, и входит в базовую часть профессионального цикла М. 2 (теоретико-методологический модуль). Курс адресован студентам...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая -учебная программа...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Учебный курс «Криминология» предназначен для изучения студентами, обучающимися по специальности «Социальная работа», и соответствует...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРабочая программа дисциплины Социально-психологические аспекты управления....
Дисциплина «Социальная психология» входит в вариативную часть профессионального цикла
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРабочая программа
Дисциплина «Экономика труда» входит в базовую часть профессионального цикла (б б. 12), изучается в 4 семестре, форма итогового контроля...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля) Математика
Дисциплина «Математический анализ» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавра по направлению...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРоссийской федерации
...
Учебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика исследований...
Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск