Скачать 44.9 Kb.
|
Урок естествознания №2Тема "Зоология – наука о животных"Зоология (от греч. «зоо» — животное, «логос» — учение) — раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека. Современная зоология — система наук о животных. Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов, цитология — их клеточное строение; физиология изучает деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Основы эмбриологии рассматривают индивидуальное развитие организмов, систематика — классификацию животных. Важную часть зоологии составляет экология, рассматривающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология изучает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. В школьный курс зоологии включены основы и других наук: генетики, изучающей закономерности наследственности, зоогеографии — распространение животных, этологии — их поведение. Зоология изучает различные группы животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих . Особый мир животных представляют простейшие. 2. Сходство и различие животных и растений Животные имеют много общих черт с другими живыми организмами. Важнейшие из них следующие: клеточное строение; способность к питанию, дыханию, выделению; а также обмен веществ между организмом и окружающей средой, размножение, рост, развитие. Животные отличаются от растений по следующим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные освоили все среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную, организменную. 3. Многообразие животных В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и даже человека. Больше всего на Земле насекомых (бабочек , жуков, мух, пчел и др.) — более 1 млн. видов. Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток , слизней, перловиц, кальмаров. Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы. Немного по сравнению с другими группами современных птиц — 8600 видов, еще меньше млекопитающих — около 4000 видов. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие — благодаря плавникам, третьи закапываются в ил. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное, когда-либо жившее на Земле, — синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т. 4. Значение животных. Дикие и домашние животные Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных — опылителей растений . Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим. Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния. Проявляется и отрицательная роль животных в природных сообществах. Многие приносят вред растениям, которыми питаются. Массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги. Азиатская перелетная саранча полностью уничтожает растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Из-за действий саранчи человек полностью лишается урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека. Для человека важное значение имеют дикие промысловые животные. Значительную часть белковой пищи человек получает за счет, вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц. Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений. Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные . Мы получаем от них продукты питания (молоко , яйца, шерсть, мед), пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу. Одной из первых была одомашнена собака (более 10 тыс. лет назад). Предком ее был волк. Много лет собака служит человеку помощником в охоте, охране домашних животных, жилья и самого хозяина. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак . В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке. Самый известный памятник собаке находится в Париже. Он посвящен сенбернару, спасшему 40 человек, сбитых снежными лавинами в Альпах. Памятник на Аляске поставлен вожаку ездовых собак, который вывез замерзавшего и потерявшего дорогу ездока к людям. Есть и другие памятники собакам: поводырю слепых; собакам, служившим на границе; помощникам людей, оставшимся верными своим хозяевам даже после их смерти. Есть памятник собаке, страдающей на благо науке. Открыт он был по инициативе известного русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте памятника написаны такие слова: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства. И. Павлов». Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных — млекопитающие и птицы. Итак, современная зоология — это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение. |
Календарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Зоология –наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных | ||
Поурочно-тематическое планирование по биологии, 7 класс Зоология-наука о животных, методы зоологии, биологические науки. Описание животных как биологических объектов | Модульная программа Раздел «Животные» 7 класс урок №1 (2 ч) Зоология наука о животных Цель урока: в процессе работы над учебными элементами вы должны повторить правила работы на уроках биологии; изучить структуру и... | ||
Урок естествознания №3 Тема "Ботаника наука о растениях" Бота́ника (др греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях, раздел биологии. Ботаника... | Методические указания для студентов 7 Тема «Разнообразие животных.... П58 Зоология: лабораторные занятия : учеб метод пособие / Е. В. Попова. — Балашов : Николаев, 2008. — 48 с | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наука зоология её структура. Роль зоологии в практической деятельности человека. Сходство и различия растений и животных | Рабочая программа по биологии (II ступень обучения) ... | ||
Кафедра Разведения и генетики сельскохозяйственных животных очная форма обучения зоология Целью данных методических указаний является помочь студентам в изучении дисциплины «Зоология», правильно спланировать время, отведенное... | Тема: М. М. Пришвин «Изобретатель» Как вы думаете, почему я начала урок с викторины о животных? (будем читать произведение о животных) | ||
Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Зоология» являются: школьные курсы «Зоология» и «Общая... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | ||
Календарно- тематическое планирование 8 класс. №п/п Тема урока Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение,... | Урок: познание мира Тема урока : Дикие и домашние животные. Млекопитающие Тдц обучающая: формирование представлений у учащихся о животных, как о части живой природы, дать представление о необходимости защиты... | ||
Урок по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. Задачи Ребята мы с вами знаем, что нас окружает мир живой и неживой природы: царство растений и царство животных | Тематическое планирование по химии Класс 8 № Тема урока Тип урока Домашнее задание Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях |