Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лухская средняя общеобразовательная школа
«Рекомендовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ
__/____________/ МБОУ Лухской СОШ Лухской СОШ
ФИО __/______________/ ___/______________/
Протокол №___ ФИО ФИО
от «__»_____2013г. «__»______2013г. Приказ № ___ от
«__»_______2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Сидякиной Елены Сергеевны, высшая категория
по биологии, 5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ____от
«__»__________2013г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии, 7 класс
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основании программы по биологии для 5–9 классов авторов: Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования. Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии
в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Место курса биологии в учебном плане
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю). Характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач. Цели
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Содержание тем учебного курса Тема 1. Биология—наука о живом мире (8 ч)
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч) Учебно – тематическое планирование
по биологии
Класс: 7
Учитель: Сидякина Елена Сергеевна
Количество часов:
Всего: 34; в неделю: 1.
Плановых контрольных уроков ______, зачётов ______, тестов ________ ч.
Административных контрольных уроков ___________ч.
Планирование составлено на основе: Программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- М.: Вентана –Граф, 2008. -176)
Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова.
№ урока
| № урока в теме
| Дата проведения
| Тема урока
| Универсальные учебные действия
| Возможные виды деятельности/ формы контроля
| Коррекция
| План
| Факт
| Тема 1. Биология – наука о живом мире
| 1
| 1
|
|
| Наука о живой природе
|
|
|
| 2
| 2
|
|
| Свойства живого
|
|
|
| 3
| 3
|
|
| Методы изучения природы
|
|
|
| 4
| 4
|
|
| Увеличительные приборы
|
|
|
| 5
| 5
|
|
| Строение клетки
|
|
|
| 6
| 6
|
|
| Химический состав клетки
|
|
|
| 7
| 7
|
|
| Процессы жизнедеятельности клетки
|
|
|
| 8
| 8
|
|
| Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1
|
|
|
| Тема 2. Многообразие живых организмов
| 9
| 1
|
|
| Царства живой природы
|
|
|
| 10
| 2
|
|
| Бактерии: строение и жизнедеятельность
|
|
|
| 11
| 3
|
|
| Значение бактерий в природе и для человека
|
|
|
| 12
| 4
|
|
| Растения
|
|
|
| 13
| 5
|
|
| Знакомство с внешним строением растения
|
|
|
| 14
| 6
|
|
| Животные
|
|
|
| 15
| 7
|
|
| Грибы
|
|
|
| 16
| 8
|
|
| Многообразие и значение грибов
|
|
|
| 17
| 9
|
|
| Лишайники
|
|
|
| 18
| 10
|
|
| Значение живых организмов в природе и жизни человека
|
|
|
| 19
| 11
|
|
| Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 2
|
|
|
| Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля
| 20
| 1
|
|
| Среды жизни планеты Земля
|
|
|
| 21
| 2
|
|
| Экологические факторы среды
|
|
|
| 22
| 3
|
|
| Приспособление организмов к жизни в природе
|
|
|
| 23
| 4
|
|
| Природные сообщества
|
|
|
| 24
| 5
|
|
| Природные зоны России
|
|
|
| 25
| 6
|
|
| Жизнь организмов на разных материках
|
|
|
| 26
| 7
|
|
| Жизнь организмов в морях и океанах
|
|
|
| Тема 4. Человек на планете Земля
| 27
| 1
|
|
| Как появился человек на Земле
|
|
|
| 28
| 2
|
|
| Как человек изменял природу
|
|
|
| 29
| 3
|
|
| Важность охраны живого мира планеты
|
|
|
| 30
| 4
|
|
| Сохраним богатство живого мира
|
|
|
| 31
| 5
|
|
| Обобщение и систематизация знаний по материалам тем 3,4
|
|
|
| 32
|
|
|
| Проверка знаний по курсу биологии
|
|
|
| 33
|
|
|
| Экскурсия «Весенние явления в природе»
|
|
|
| 34
|
|
|
| Экскурсия «Многообразие живого мира»
|
|
|
| Требования к уровню подготовки В результате изучения биологии в 5 классе ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и тканей организмов; экосистем; биосферы;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Перечень учебно-методического обеспечения УМК
Программа по биологии. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с. Под редакцией И.Н. Пономаревой.
Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс
Г.И. Лернер. Биология. Словарь-справочник школьника в вопросах и ответах 6-11 класс. М: 2006.
Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах. С- Петербург 2005.
Учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.)
Дополнительная литература.
Акимов С.С. Биология в таблицах, схемах, рисунках. М.: Лист, 2000
Тесты, зачеты, блицопросы: Мухамеджанов И.Р. М.: ВАКО, 2006
Каменский А.А. Биология. Ответы на вопросы. М.: Экзамен, 2008
Балабанова В.В. Предметные недели в школе. Биология, Экология, Здоровый образ жизни. М.: Учитель, 2007
Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки. Биология 5-11 классы М.: Учитель, 2008
Касаткина Н.А. Нестандартные уроки и мероприятия. Биология 6-7 классы М.: Учитель 2008
Материально-техническое и информационно- техническое обеспечение. 1. Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
2.Компакт-диск «Уроки биологии КиМ» 5 класс.
3. Комплект микропрепаратов по биологии
4. Комплект таблиц по биологии |