Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.)





Скачать 144.67 Kb.
НазваниеЭлектромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.)
Дата публикации09.07.2013
Размер144.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Электромагнитные явления

1. Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.)

Мы с вами заканчиваем изучение может быть небольшой, но, я думая, каждый со мной согласиться, очень важной главы «Электромагнитные явления». А как иначе, ведь изучение электромагнитных явлений отрыло для человека новые возможности. А человек освоив эти явления, поняв их суть, сделал еще один шаг, или несколько, в мир, где все работает на него, где все подчинено его потребностям, в мир где он хозяин. И каждый из вас, постигая этот мир, станет хозяином этого мира.

Два мира есть у человека;

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим, по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.
Сегодня на уроке мы повторим, обобщим знания по этой теме. Попробуем знания, полученные при изучении отдельных параграфов, выстроить в стройную систему.
2. Фронтальный опрос, и вызвать 3-х человек к доске.

(на 8 мин.)

Задание для первого человека: нарисовать магнитное поле прямолинейного проводника с током.

Задание для второго человека: нарисовать магнитное поле соленоида. Задание для третьего человека: нарисовать магнитное поле постоянного магнита. (написаны на карточке)
Начнем с повторения отдельных понятий, фактов, событий.

Рис. Древнего компаса.

Первые сведения о магнитах теряются в глубокой древности. В старинных летописях сохранилось упоминание о том, что в 1110 г. до н.э. в Китае были устройства, показывающие на юг.

Что это за устройства, как мы их иначе теперь называем? (компас)

Компас

Что представят собой компас?

А стрелка это не что иное, как магнит.

Магнит

Первые магниты были естественного происхождения. Что они представляют собой?

В 1269 году Пьер Перегрин написал книгу о магнитах, в которой собрал все известные в то время сведения о свойства магнитов.

А какие вы знаете свойства магнитов?

Также Перегрин в своей книге написал об изготовлении искусственных магнитов. Как получают искусственные магниты?

А что называют магнитным полем?

Но только ли вокруг магнитов существует магнитное поле?

Магнитное поле прямолинейного проводника с током

Что же является источником магнитного поля?

Но если причина возникновения магнитного поля это движущиеся заряженные частицы, то почему тогда оно существует вокруг постоянных магнитов? Какое предположение сделал по этому поводу в 1820 году А.М.Ампер?

1820 год А.М.Ампер

А что используют для графического изображение магнитного поля?

Рисунки магнитных полей (линий со стрелками)

А что такое магнитные силовые линии? Как они направлены?

На доске уже нарисованы магнитные поля прямолинейного проводника с током соленоида и постоянного магнита. Какими правилами руководствуются здесь при определении направления магнитных линий?

А как можно менять магнитное действие катушки с током?

Катушка с железным сердечником и без него.

Как иначе называют соленоид с железным сердечником?

Каково применение электромагнитов?

Применение электромагнитов.

Да действительно электромагнит – одна из основных деталей многих приборов, он широко применяются в технике благодаря его замечательным свойствам. Каким?

  1. они быстро размагничиваются при выключении тока

  2. их можно изготавливать (в зависимости от назначения) самых разных размеров

  3. во время работы можно регулировать его магнитное действие, меняя силу тока в катушке. 10 мин.



3. Работа в группах по 3 - 4 человека: провести эксперимент и сделать вывод, ответив на вопрос.

1) Изготовить простейший электромагнит, намотав на железный гвоздь провод.

Оборудование: железный гвоздь, изолированный провод, резистор, источник тока, зажимы (чтобы провод не разматывался), соединительные провода, компас.

Определить магнитные полюса электромагнита.

Ответ: Мы изготовили электромагнит, используя железный гвоздь и изолированный провод. У шляпки гвоздя мы получили … полюс электромагнита, у заостренного конца - … полюс, т.к….

2) Начертите приблизительное расположение нескольких магнитных линий для двух магнитов, расположенных так, как показано на рисунках. Получите рисунки магнитных полей в обоих случаях с помощью железных опилок.

Сделать рисунки на доске, объяснив каким правилом руководствовались при определении направления магнитных линий.


S N

N S

S N

S N


Ответ: С помощью железных опилок мы получили следующую форму силовых линий, а направлены они …..

3) Провести эксперимент и установить, как ведут себя свободные концы двух гвоздей, притянувшихся шляпками к полюсу магнита?

Ответ: Два гвоздя, притянувшиеся шляпками к полюсу магнита …. , т.к. …

4) Проведите эксперимент и установите как расположится магнитная стрелка, если ее поместить в точках А, В, С, D магнитного поля магнита на рисунке. А

В

С


D

Ответ: Магнитная стрелка устанавливается следующим образом, т.к. …

5) С помощью магнитной стрелки установить намагничена ли данная деталь. Если да определить ее магнитные полюса.

Ответ: Даная деталь оказалась (намагничена, не намагничена),т.к. …

20 мин.
4. Тест «Сила Лоренца и сила Ампера» из 5 вопросов на 3 варианта (Начальный, средний и достаточный уровень) (на 5-6 мин.)

25 мин.

5. Проверка теста (на 4-5 мин.)

Поставьте себе оценки, исходя из следующих критериев:

0-2 правильных ответа – «2»

3 правильных ответа – «3»

4 правильных ответа – «4»

5 правильных ответа – «5» 30 мин.
6. А. М. Ампер и взаимодействующие проводники (на 5 мин.)

И так А. М Ампер установил, что проводники с током взаимодействуют, магнитные поля действуют на проводники с током, но практически-важное значение имеет вращение рамки с током в магнитном поле.

Вращение рамки с током в магнитном поле.

Так где же используется вращение проволочной обмотки с током в магнитном поле?

Электрические двигатели

Что называют электродвигателем?

Устройство электрического двигателя

На чем основан принцип действия такого двигателя?

Какими преимуществами они обладают по сравнению с тепловыми двигателями?

Первые практически пригодные электродвигатели постоянного тока были сконструированы в 30-х годах 19 века российским ученым Борисом Семеновичем Якоби.

Где применяются электрические двигатели.

Применение электрических двигателей.(транспорт, различная бытовая, производственная техника) Одно их первых применений электрические двигатели нашли в электрических трамваях. В России их использование началось в начале ХХ века.

Генератор постоянного тока

Ну, наверно, самым главным изобретением, совершенным в области электромагнитных явлений стал генератор электрического тока, тока без которого мы буквально не представляем своей жизни. И как становится тоскливо, когда вдруг в наших домах пропадает электричество, а представьте, что это произошло по всей планете…

Как же устроен и как работает генератор постоянного тока?
Вернемся к началу нашего рассказа.

Первые используемые человеком магниты были природные.

А что намагнитило существующий в природе магнитный железняк?

Т.е. Земля подобно большому магниту, должна иметь свои магнитные полюса. И где же они находятся?

Магнитное поле Земли, оказывает заметное влияние на организм человека и животных. Соломахина Юля сейчас нам расскажет о тех интересных фактах, которые она обнаружена при выполнении своего проекта по этой теме. 35 мин.

7. Презентация «Влияние магнитного поля на человека и животных».

( на 7 мин.)

Влияние магнитных полей на организм человека и животных

Интерес к воздействию магнитных полей на человека возник сразу же после открытия этого явления.

Не существует такой великой цивилизации, в которой магниты не применялись бы для улучшения состояния человека. Первые сведения о применении магнитотерапии встречаются еще 2000 лет назад - в Древнем Китае. Из древнего Египта до нас дошло множество документов, которые доказывают использование магнитотерапии для восстановления здоровья человека. Один из мифов этих времен связывает неземную красоту и здоровье Клеопатры с тем, что она постоянно носила магнитную ленту на голове.

В конце 15 и начале 16 веков, ряд европейских ученых начинают изучение и применение магнитотерапии в целях лечения. Королеву Елизавету 1, страдавшую артритом, ее врач лечил при помощи магнитов. В конце 18-го века магнетизм начинает широко применяться при лечении различных заболеваний.

За долгие века использования магнитотерапии, из метода народной медицины она превратилась в научно обоснованный способ лечения разнообразных проблем.

Все живые организмы, в том числе и человек, рождаются и развиваются в естественных условиях планеты Земля, которая создает вокруг себя постоянное магнитное поле - магнитосферу. Это поле играет очень существенную роль для всех биохимических процессов в организме. Относительно сильные магнитные поля заметного действия на организм не оказывают. Со слабыми полями ситуация сложнее. Существуют эксперименты по содержанию животных (мышей) в магнитном вакууме. С помощью железных экранов внешние магнитные поля подавлялись примерно в 1000 раз. Оказалось, что в магнитном вакууме популяция мышей вырождается через несколько поколений и через некоторое время они погибают. Это доказывает, что отсутствие естественного магнитного поля Земли приводит к фатальным изменениям для живых организмов. Этот вывод является существенным, учитывая последние научные результаты. Они показывают, что естественное магнитное поле Земли медленно, но постоянно ослабевает, а в больших городах, особенно в современных домах, в которых мы живем и работаем, магнитное поле подвергается дополнительному экранированию. Это приводит к «Дефициту магнитного поля Земли».

Используя различные специальные магнитные предметы, мы естественным способом можем компенсировать уменьшение магнитного поля. При этом магнитное поле обладает столь разносторонним лечебным действием, что может использоваться при огромном числе заболеваний. Основа лечебного эффекта магнитного поля - улучшение кровообращения и состояния кровеносных сосудов. Отсюда и разноплановость его использования. Ведь правильная доставка крови, а с ней питательных веществ, во многом определяет работу всех органов человека, состояние нервной системы, костей и суставов.

Эритроциты или красные кровяные тельца, обладают естественным отрицательным зарядом, благодаря которому, они отталкиваются друг от друга и в результате наблюдается оптимальное движение крови и нормальная поставка кислорода, питательных веществ на клеточном уровне. Под воздействием загрязненной окружающей среды, химизированной пищи, некачественной воды и грязного воздуха, кроме того, что страдают все органы и системы организма, эритроциты в крови начинают терять свой естественный отрицательный заряд. Это приводит к уменьшению сил, с которыми они отталкиваются друг друга и в определенных зонах начинает образование специфических группировок эритроцитов. Это, затрудняет движение крови, так как в определенных узких участках кровеносной системы эти сгруппированные эритроциты не могут пройти, что полностью нарушает кровообращение. Под действием магнитного поля, эритроциты в крови постепенно восстанавливают свой отрицательный заряд, и следует нормализация движения крови, разбиение эритроцитных группировок. Благодаря чему нормализуется

система кровообращения и стабилизируется артериального давления.

Еще одной составляющей действия магнитного поля является восстановление нормальной полярности клеток. Третьей - активизация работы ферментных систем.

Использование магнитов является естественной компенсацией при ослабленном магнитном поле Земли, и, благодаря биохимическому и биофизическому воздействию магнитного поля на обменные процессы, приводит к быстрому восстановлению ряда функций, органов и систем организма.

В последнее десятилетие пристальное изучение магнетизма Земли позволило обнаружить несомненную связь всех живых организмов с этим явлением. Еще в 1975 году Ричард Бейкмор открыл целую группу бактерий, способных двигаться только строго в направлении северного полюса магнита, названных "живыми компасами", потому что внутри них оказался кристалл магнитного железняка.
Впоследствии биологические магниты были найдены в мозгах пчел, лососей, дельфинов и других животных. Долго искали магнитный компас у почтового голубя, однако мозги птицы никак не реагировали на магнитные поля. Наконец компас обнаружили в... брюшной полости! Навигационные способности мигрирующих животных всегда поражали людей. Ведь какой-то компас приводит их к месту, расположенному за тысячи километров от места рожденья. Скворец, зимующий вдалеке от скворечника, висящего где-нибудь близ Калуги или Воронежа, безошибочно находит его весной. Многие птицы даже в пасмурную погоду, когда не видно ни звезд, ни солнца, они точно находят дорогу к дому. Такая навигационная система позволяет китам одолевать большие пространства с точным выходом к нужному месту миграций, морским черепах находить крошечный островок в океане, где они родились и куда ежегодно с разных сторон собираются, чтобы сделать кладки яиц и вновь удалиться. И это проясняет картину нахождение дома кошками, увезенными от него за сотни километров!

Когда теория биокомпасов была блестяще подтверждена на голубях (и еще на 60 видах животных, совершающих сезонные миграции), то встал вопрос о поисках внутри человеческого тела.

Сенсационного результата первыми добились калифорнийские ученые, биологи в содружестве с физиками. Гелиобиологу Джозею Кришвингу с помощниками удалось обнаружить кристаллы магнитного железняка, и не где-нибудь в кишках, а в мозгах человека. Кришвинг долго изучал в магнитных полях образцы тканей, полученных при посмертных вскрытиях, и пришел к выводу, что количества магнетика в мозговых оболочках как раз ровно столько, сколько необходимо для работы простейшего биологического компаса. Отсюда следует, что каждый из нас носит в голове самый настоящий компас, точнее, сразу несколько компасов с микроскопически малыми "стрелками". Однако умение пользоваться скрытым чувством, как мы видим, есть далеко не у каждого.

Полученное из лабораторий сенсационное сообщение интересно не только с научной точки зрения. Теперь можно с полной ответственностью заявить, что человеку не следует терять самообладания в любой сложной ситуации. Для заблудившегося в пустыне, в океане, в горах или в лесу (что более актуально для нас) всегда имеется шанс найти верную дорогу к спасению.

42 мин.

8. Итог урока. (на 3 мин.)

История магнитных явлений насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет, история электрических не меньше. Но вплоть до начала 19 века эти явления изучались по отдельности. И вот случай: выдающееся открытие сделано не в лаборатории, а на лекции, прямо на глазах студентов – и, более того, благодаря наблюдательности одного из них. Датский физик Ханс Христиан Эрстед намеривался продемонстрировать студентам нагревание проволоки электрическим током и в тот момент, когда он включил ток, один из студентов обратил его внимание на то, что случайно оказавшаяся вблизи с проводником магнитная стрелка повернулась и встала перпендикулярно ему.

Никто тогда еще не мог представить грандиозных последствий этого открытия, а именно начала сближения «Электричества» и «Магнетизма». А позже к сближению этих явлений последовали уверенные шаги Ампера, Фарадея, Максвелла. Это сближение впоследствии нам дало радио, телефон, телевидение и самые современные технологии. Подумать только, чуть заметное движение магнитной стрелки стало предвестником перехода от «века ПАРА» к «веку ЭЛЕКТРИЧЕСВА».

Открытия Эрстеда, Фарадея, Ампера, сближающие «Электричество» и «Магнетизм» стали переходом от века «ПАРА» к веку «ЭЛЕКТРИЧЕСВА». Как вы понимаете эту фразу?
Вы очень хорошо сегодня поработали на уроке. Я каждому поставлю оценку за тест и за работу устно.

Домашнее задание: Кроссворд №2 стр.74.

Дополнительно: расширить кроссворд, добавив в него новые слова и вопросы.

Начальный уровень
1. Сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током

А. Сила Архимеда Б. Сила Лоренца В. Сила Ампера

2. В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?

А. От нас. Б. К нам. В. Вправо.



3. На рис. 1 изображена положительно заряженная частица, движущаяся со скоростью v в магнитном поле. Какой вектор на рис. 2 указывает направление силы, с которой поле действует на частицу?

Рис. 1 Рис. 2



4. На каком из вариантов рисунка указано правильное расположение линий магнитного поля катушки с током?
5. В какой точке магнитного поле тока, протекающего по проводнику MN, действует на магнитную стрелку с наименьшей силой?

Средний уровень
1. Сила Лоренца действует на заряженную частицу, помещенную в магнитное поле и …

1. движущуюся перпендикулярно его силовым линиям.

2. движущуюся под некоторым углом к его силовым линиям.

3. покоящуюся в этом магнитном поле.

А. только 1. Б. только 2. В. только 3. Г. 1, 2.

А Б

2. На рисунке показано сечение проводника

током. Электрический ток направлен

перпендикулярно плоскости рисунка. В каком

случае правильно указано направление линий

индукции магнитного поля, созданного этим током?



3. Проводник с током находится между полюсами магнита.

Определить направление силы, действующей со стороны

магнитного поля на проводник.

А. Вверх. Б. Вниз. В. Влево. Г. Вправо.

4. На рисунке изображена отрицательно заряженная частица,

движущаяся со скоростью v в магнитном поле. Определить

направление силы, с которой поле действует на частицу.

А. Вверх. Б. Вниз. В. Влево. Г. Вправо.




5. Два проводника расположены параллельно друг

другу. Укажите направление тока во втором проводнике,

если проводники притягиваются друг к другу.

А. Вниз. Б. Вверх.

Достаточный уровень
1. Как продолжает двигаться заряженная частица, влетевшая в магнитное поле перпендикулярно силовым линиям:

А. равномерно и прямолинейно. Б. равномерно по окружности.

В. равноускоренно прямолинейно.




2. Как направлена сила, действующая на

положительный заряд, движущийся в

магнитном поле.

А. От нас. Б. К нам. В. Сила равна нулю.

3. Чему равна сила Лоренца, действующая на протон, движущейся в магнитном поле по окружности радиусом 5 см, если скорость электрона 5•10 6 м/с? Масса протона 1.7 •10-27 кг.

1) Изготовить простейший электромагнит, намотав на железный гвоздь провод.

Оборудование: железный гвоздь, изолированный провод, резистор, источник тока, зажимы (чтобы провод не разматывался), соединительные провода, компас.

Определить магнитные полюса электромагнита.

Ответ: Мы изготовили электромагнит, используя железный гвоздь и изолированный провод. У шляпки гвоздя мы получили … полюс электромагнита, у заостренного конца - … полюс, т.к….

2) Начертите приблизительное расположение нескольких магнитных линий для двух магнитов, расположенных так, как показано на рисунках. Получите рисунки магнитных полей в обоих случаях с помощью железных опилок.

Сделать рисунки на доске, объяснив каким правилом руководствовались при определении направления магнитных линий.


S N

N S

S N

S N



Ответ: С помощью железных опилок мы получили следующую форму силовых линий, а направлены они …..

3) Провести эксперимент и установить, как ведут себя свободные концы двух гвоздей, притянувшихся шляпками к полюсу магнита?

Ответ: Два гвоздя, притянувшиеся шляпками к полюсу магнита …. , т.к. …


4) Проведите эксперимент и установите как расположится магнитная стрелка, если ее поместить в точках А, В, С, D магнитного поля магнита на рисунке. А

В

С


D

Ответ: Магнитная стрелка устанавливается следующим образом, т.к. …

5) С помощью магнитной стрелки установить намагничена ли данная деталь. Если да определить ее магнитные полюса.

Ответ: Даная деталь оказалась (намагничена, не намагничена),т.к. …

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconУрока: обучающие
Организационный этап – 2 мин: проверка наличия учащихся на уроке, сообщение им темы и целей урока
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconПлан урока: Организационный момент 2 мин. Повторение 2 мин. Вопросы...
Дегтярёва Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства гкс(К)оу «Шадринская школа-интернат №11 I, V видов»
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconУрок проводится в 8 классе при изучении темы «Электрические явления»
...
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель математики: Сообщение темы, целей урока, практической значимости рассматриваемой темы
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconЗанятия
Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconУрока I. Сообщение темы и целей урока
Цель урока: вспомнить, что известно о морфологическом разборе существительного из 5 кл., сравнить с новым разбором, научиться разбирать...
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) icon«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
Устный работа – 3 мин. IV. Опрос по правилам – 3 мин. V. Актуализация знаний – 3 мин. VI. Письменный счёт – 7 мин. VII. Упрощение...
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сообщение темы урока, формулирование целей урока и мотивация учебной деятельности
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организационный момент. Сообщение темы, целей урока, плана работы, мотивация деятельности
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя об особенностях письменного пересказа. Сообщение темы и целей урока
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconI. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
...
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Прежде чем начать урок мы с Вами заполним календарь погоды
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconКонспект урока по лёгкой атлетике для учащихся 10 классов (девушки). Задачи урока
Подготовительная часть – 10 мин в том числе – приветствие, сообщение задач урока, комплекс ору и специальные упражнения
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconII. Сообщение темы и целей мероприятия
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconКонспект урока по спортивным играм (настольный тенис) для учащихся 10 класса
Подготовительная часть – 10 мин в том числе – приветствие, сообщение задач урока, комплекс ору и специальные упражнения
Электромагнитные явления Сообщение темы целей урока. (на 2 мин.) iconПояснительная записка курсу
Курс поддерживает темы: тепловые явления, электрические явления, оптические явления и рассчитан на 34 часа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск