Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Рабочая программа дисциплины «Микробиология молока и молочных продуктов» на основе модульной технологии обучения Направление подготовки: 260200.62 продукты питания животного происхождения Cтепень: бакалавр Форма обучения: очная Орел 2013 год Составители: Скребнева Е.Н., кандидат биологических наук, доцент кафедры эпизоотологии и терапии ____________________________ « 21 » мая 2013 г. Рецензент: Родина Н.Д., кандидат биологических наук, доцент кафедры технология производства молока и молочных продуктов ____________________________ « 24 » мая 2013 г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 260200.62 продукты питания животного происхождения Программа принята методической комиссией факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, протокол № Председатель методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины: Гарькова И.В., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ____________________________ « » 2013 г. Программа обсуждена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии, протокол № 12 Зав. кафедрой: Сахно Н.В., доктор ветеринарных наук, доцент ____________________________ « 27 » мая 2013 г. Лист согласования рабочей программы Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины: Масалов В.Н. доктор биологических наук, профессор ____________________________ « 9 » июля 2013 г. Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, протокол № 10 Секретарь Ученого совета факультета: Попкова Т.В., кандидат биологических наук, доцент ____________________________ « 31 » мая 2013 г. Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 260200.62 продукты питания животного происхождения, протокол № Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки 260200.62 продукты питания животного происхождения: Гарькова И.В., кандидат биологических наук, доцент ____________________________ « » 2013 г. Заведующий выпускающей кафедры технология производства молока и молочных продуктов: Мамаев А.В., доктор биологических наук, профессор ____________________________ « » 2013 г. Директор научной библиотеки: Ишханова Е.В. ____________________________ « » 2013 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 5
6. Примерный перечень тем курсовых проектов (работ) 15 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации 16 7.1. Перечень тем рефератов 16 7.2. Вопросы к модулям 17 7.3. Вопросы к зачету 19 7.4. Итоговый контрольный тест 21 7.5. Формирование рейтинговой оценки. Критерии и методы оценки качества знаний студентов по дисциплине 32 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 33 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 36 Введение Микробиология молока и молочных продуктов – наука о мельчайших, невидимых невооруженным глазом организмах, названных микробами или микроорганизмами. Она изучает их систематику, строение, физиологию, генетику, методы их выявления и распознавания. Микроорганизмы имеют повсеместное распространение, что свидетельствует о их значительной роли в природе и жизни человека. С помощью микроорганизмов происходят важные производственные процессы: хлебопечение, производство молочных продуктов, органических кислот, спирта, вина, пива ферментов, гормонов, антибиотиков и других веществ. Наряду с полезными микроорганизмами существуют группы возбудителей порчи пищевых продуктов, патогенных или болезнетворных микробов – возбудителей различных заболеваний человека, животных, растений, насекомых. Микроорганизмы имею большое значение при производстве кисломолочных продуктов (творог, ряженка, йогурт, кефир, сыры и др.). Их получают путем сквашивания молока или сливок чистыми культурами молочнокислых бактерий, иногда с участием дрожжей и уксуснокислых бактерий. В процессе сквашивания протекают сложные микробиологические и физико-химические процессы, в результате которых формируются вкус, запах, консистенция и внешний вид готового продукта. Введение дисциплины «Микробиология молока и молочных продуктов» в учебный план вызвано бурным развитием научно-технической революции, увеличением объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемостью и обновлением знаний. Дисциплина призвана активизировать творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций и содействовать в овладении навыками проведения самостоятельных научных исследований. 1. Цели освоения дисциплины Целью изучения дисциплины «Микробиология молока и молочных продуктов» является формирование у будущих специалистов научного мировоззрения, знаний о многообразии мира микроорганизмов, широте их распространения в природных средах и пищевых продуктах, решающей роли микроорганизмов в технологии молока и молочных продуктов и их значение как потенциальных возбудителей порчи молочных продуктов, иногда вызывающих пищевые отравления.. Задачи курса «Микробиология молока и молочных продуктов»: 1. Производственно-технологическая деятельность: - Участие в разработке и осуществлении технологических процессов; - Выполнение мероприятий по обеспечению качества продукции; - Контроль за соблюдением экологической безопасности производства; - Оценка инновационного потенциала новой продукции. 2. Организационно-управленческая деятельность: Выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов. 3. Научно-исследовательская деятельность: - Изучение и анализ научно-технической информации отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; - Постановка и выполнение экспериментов по заданной методике и анализ результатов; - Проведение измерений и наблюдений, составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; - Составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок. 4. Проектная деятельность: - Формирование цели проекта (программы), решение задач критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей; - Разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности, планирование реализации проекта; - Участие в разработке технически обоснованных норм времени (выработки), расчет нормативов материальных затрат (технические нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов).
Цикл – профессиональный Студент должен знать: -систематику и биологические свойства основных групп микроорганизмов (бактерии, грибы, вирусы), оказывающих влияние на качество молока и молочных продуктов; -принципы их культивирования; -теоретические основы взаимодействия микробов в природе и в процессе выработки молочных продуктов; -принципы составления, контроля и применения заквасок; -состав и свойства заквасок, используемых при производстве различных молочных продуктов; -основы микробиологического контроля на предприятиях молочной промышленности. Уметь: -культивировать микроорганизмы и изучать их свойства; -контролировать качество закваски; -проводить микробиологические исследования и оценивать качество молока и молочных продуктов; -осуществлять микробиологический контроль санитарно-гигиенического состояния производства технологического процесса. Дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: биологическая безопасность пищевых систем, общая технология отрасли.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) Общекультурные компетенции (ОК): - владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - уметь логически верно, аргументировано и ясно сформулировать устную и письменную речь (ОК-2); - уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - стремиться к саморазвитию, к повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); - уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранение недостатков (ОК-7); - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); - использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информации (ОК-12); б) Профессиональные компетенции (ПК): - обладать способностью использовать нормативную и техническую документацию, регламенты, ветеринарные нормы и правила в производственном процессе (ПК-1); - обладать способностью изучать научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований (ПК-3); - обладать способностью организовывать входной контроль качества сырья и вспомогательных материалов, производственный контроль полуфабрикатов, параметров технических процессов и контроль качества готовой продукции (ПК-5); - обладать способностью обрабатывать текущую производственную информацию, анализировать полученные данные и использовать их в управлении качеством продукции (ПК-6); - обладать способностью обосновывать нормы расхода сырья и вспомогательных материалов при производстве продукции (ПК-7); - обладать способностью разрабатывать нормативную и техническую документацию, технический регламент (ПК-8); - обладать готовностью осуществлять контроль за соблюдением экологической и биологической безопасности сырья и готовой продукции (ПК-9); - обладать готовностью выполнять работы по стандартизации и подготовке продукции к проведению процедуры подтверждения соответствия (ПК-14). в) В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - теоретические основы жизнедеятельности микроорганизмов, морфологические и физиологические особенности, используемые для их идентификации; - основные биологические свойства микроорганизмов, вызывающие порчу сырья и продуктов животного происхождения, возбудителей пищевых отравлений и зооантропонозов, передающихся через продукты животного происхождения; - основные требования, предъявляемые к сырью; морфологию, строение, размножение и классификацию прокариотных и эукариотных микроорганизмов, вирусов и их значение в производстве структурированных продуктов животного сырья; особенность санитарно контроля на перерабатывающих предприятиях; - способы технологической обработки сырья. Уметь: - анализировать, обобщать и делать выводы по результатам исследований; - подбирать режимы технологической обработки сырья животного происхождения и ингредиентов; - анализировать полученные данные по наличию вредных веществ для организма человека; - обосновывать нормы расхода сырья и вспомогательных материалов при производстве продуктов животного происхождения; - применять достижения новых технологий. Владеть навыками: - владеть способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; - уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; - осуществлять экономический анализ и прогноз своей деятельности; - владеть сенсорными методами анализа, методами определения вредных и токсических веществ, методами продуктового расчета в производстве, техникой выделения чистой культуры и методами идентификации микроорганизмов. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
5.4. Лабораторный практикум
5.5. Практические занятия Не предусмотрены 5.6. Самостоятельная работа студентов Важной составляющей образовательного процесса в современной высшей школе является внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР). На этот вид умственной работы в процессе обучения делается все больший упор, так как процесс самообразования, умение организовать его и правильно сочетать с аудиторной работой в присутствии преподавателя является основой всего процесса получения знаний, их углубления, умелого применения в практической деятельности. Как аудиторная, так и внеаудиторная работа студентов, работа с преподавателем и без него, самостоятельно, должна быть активной, разнообразной, вызывать интерес. Только в этом случае можно говорить об активизации учебного процесса как одном из направлений повышения его эффективности.
|
Химия и физика молока «Химия пищи». Дисциплина является основой для изучения дисциплин «Технология молока и молочных продуктов», «Микробиология молока... | Программа учебной дисциплины биохимия и микробиология молока и молочных... Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности... | ||
Конспект урока технологии «Приготовление блюд из молока и молочных... Цель: ознакомить с питательной ценностью молока и молочных продуктов; научить приготовле6нию блюд из молочных продуктов; совершенствовать... | Методические рекомендации и контрольные задания по дисциплине сд... ... | ||
«микробиология молока и молочных продуктов» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Конспект урока в 1 классе Цель: ознакомить с питательной ценностью молока и молочных продуктов; научить приготовле6нию блюд из молочных продуктов; совершенствовать... | ||
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» Цель: ознакомить с питательной ценностью молока и молочных продуктов; научить приготовле6нию блюд из молочных продуктов; совершенствовать... | Рабочая программа по химии разработана для групп специальностей 260201... «Технология молока и молочных продуктов», 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» | ||
Урок экспедиция по родному краю Цель: ознакомить с питательной ценностью молока и молочных продуктов; научить приготовле6нию блюд из молочных продуктов; совершенствовать... | Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, санитария и гигиена... Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальностям среднего профессионального образования... | ||
Конспект открытого занятия «Незнайка в гостях у осени» Цель: ознакомить с питательной ценностью молока и молочных продуктов; научить приготовле6нию блюд из молочных продуктов; совершенствовать... | Лекция о вреде курения, алкоголя и наркомании с учащимися 7-9-х классов Цель: ознакомить с питательной ценностью молока и молочных продуктов; научить приготовле6нию блюд из молочных продуктов; совершенствовать... | ||
Учебно-тематический план элективного курса «Океан света» Цель: ознакомить с питательной ценностью молока и молочных продуктов; научить приготовле6нию блюд из молочных продуктов; совершенствовать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: ознакомить с питательной ценностью молока и молочных продуктов; научить приготовле6нию блюд из молочных продуктов; совершенствовать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: ознакомить с питательной ценностью молока и молочных продуктов; научить приготовле6нию блюд из молочных продуктов; совершенствовать... | Конспект урока с применением икт предмет: Русский язык Тема: Морфемика и словообразование Цель: ознакомить с питательной ценностью молока и молочных продуктов; научить приготовле6нию блюд из молочных продуктов; совершенствовать... |