Скачать 0.65 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Форма 1 «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор В.Б. Мандриков _________________________ «______»_____________2003 г. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М Апо Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 - фармация квалификация специалиста – провизор (заочная форма обучения) факультет фармацевтический кафедра Клинической фармакологии и интенсивной терапии курс Y семестр – IX учебно-экзаменационная сессия - 4 недели (29 часов) лекции в учебно-экзаменационную сессию - 9 часов практические занятия в учебно-экзаменационную сессию - 20 часов всего аудиторных часов в сессию – 29 часов самостоятельная работа –113 часов (19 недель), форма контроля - выполнение заданий контрольной работы и подготовка реферата. экзамен - в IX семестре ВСЕГО ЧАСОВ - 142 часа Рабочая программа составлена на основании Программы по клинической фармакологии для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 1995 году начальником Управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным (г.Москва) Индекс ___________________________________ Рабочая программа, разработанная доцентом кафедры, к.м.н. Роговой Н.В., обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ и клинической аллергологии ФУВ ВолГМУ 16 июня 2003 года (протокол № 17). Заведующий кафедрой клинической фармакологии академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор В.И. ПЕТРОВ Рабочая программа обсуждена и утверждена цикловой методической комиссией фармацевтического факультета 11 сентября 2003 года (протокол № 1) «______»_________________2003 года Председатель ЦМК фармацевтического факультета, д.х.н., профессор А.К. БРЕЛЬ
Лекарственная терапия применяется у абсолютного большинства больных и по прогнозам в XXI веке ожидается увеличение числа жителей старших возрастных групп, что повлечет за собой неизбежный рост заболеваемости и необходимость индивидуализации лечения. Внедрение в клиническую практику большого количества лекарственных средств, потребовало необходимость изучения не только эффективности и безопасности их применения, но и создание единой методологии по исследованию фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия и побочного действия лекарств у больных. Это обосновывает введение в программу подготовки провизора предмета клинической фармакологии, которая представляет собой интегрированный опыт многих отраслей медико-биологических знаний и, прежде всего, опыта по индивидуализированному применению лекарственных средств. Настоящая рабочая программа составлена с учетом современных достижений науки и практики в области клинической фармакологии для повышения качества подготовки специалистов-провизоров, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040500 – «Фармация» с квалификацией «Провизор». Цель преподавания Клинической фармакологии и фармакотерапии – научить будущего провизора методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций для информации врачей на основе знаний фармакодинамики, фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной медицины. Программа преподавания дисциплины включает 2 раздела: общие и частные вопросы клинической фармакологии. Первый раздел – «Общие вопросы клинической фармакологии» дает студенту представление о предмете, о связях с другими науками, о его практической значимости, систематизирует изучение дисциплины. Цель общего раздела: обучить основам дисциплины и методологии, отражающей взаимосвязь теории и практики предмета клинической фармакологии, и тем самым обеспечить мотивацию для восприятия и освоения студентами конкретного материала по частным вопросам клинической фармакологии и фармакотерапии. Задачи преподавания Клинической фармакологии и фармакотерапии складываются из задач преподавания общего раздела дисциплины, задач преподавания частных вопросов клинической фармакологии и фармакотерапии, задач лекционного курса, задач практических занятий. Задачи общего раздела: - представить целостную систему теоретических основ клинической фармакологии, рассмотреть связь патологии с проявлениями основных симптомов болезни; - указать место фармакотерапии в лечении наиболее распространенных заболеваний и рассмотреть общие принципы осуществления индивидуального лечения больных: а) уметь оценивать фармакокинетические параметры лекарственных средств; б) знать методологию изучения фармакодинамических эффектов лекарственных средств; в) знать возможные побочные эффекты лекарственных препаратов; г) уметь прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, знать порядок их регистрации; д) знать особенности фармакодинамики, фармакокинетики лекарственных средств в зависимости от функционального состояния биологической системы организма (вид патологии, возраст, беременность и т.д.); е) уметь оценивать возможные взаимодействия препаратов; ж) знать факторы, способствующие изменению действия и метаболизма лекарственных средств, а также факторы, увеличивающие или снижающие риск нежелательных лекарственных реакций; з) знать фазы клинического исследования новых лекарственных средств и основные положения доказательной медицины; и) знать основные принципы формулярной системы, уметь составлять формулярный список аналоговой замены, формуляр лечебного учреждения; к) знать основы фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики, уметь проводить основные расчеты и организовывать такие исследования. Во втором разделе «Частные вопросы клинической фармакологии и фармакотерапия» излагается клиническая фармакология широко применяемых в практической медицине лекарственных средств и принципы их выбора при различных заболеваниях с учетом основных симптомов. Цель раздела: научить методологии выбора конкретного лекарственного средства с учетом данных фармакокинетики, фармакодинамики препаратов, формулярной системы (формулярного списка, формулярной статьи, стандартов и национальных рекомендаций по лечению), рациональной комбинации лекарственных средств и характера течения заболевания. Задачи раздела: - научить студентов использовать общие закономерности фармакодинамики и фармакокинетики, взаимодействия и нежелательных лекарственных реакций препаратов при характеристике конкретных групп лекарственных средств; - знать особенности фармакокинетики, фармакодинамики лекарственных средств при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, желудочно-кишечного тракта, печени и почек, соединительной ткани, щитовидной железы; - знать факторы риска и клинические проявления основных нежелательных реакций лекарственных средств; - уметь оценивать эффективность и безопасность групп лекарственных средств (определять адекватные клинические, лабораторные, функциональные параметры лекарственной терапии и наиболее простые, доступные и информативные методы оценки эффективности и безопасности терапии); - знать основные клинические проявления часто встречающихся заболеваний и принципы их лечения; - знать методы оценки качества жизни; - уметь определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам способ введения лекарственных средств; - владеть навыками проведения фармацевтического консультирования пациентов. Освоение дисциплины осуществляется через самостоятельную работу и занятий во время учебно-экзаменационной сессии (лекционный курс и практические занятия). Задачи лекционного курса учебно-экзаменационной сессии: дать ориентацию в понятиях симптомов и синдромов основных заболеваний внутренней медицины, в осуществлении как принципа выбора эффективных и безопасных групп лекарственных средств, так и выбора конкретного препарата с учетом функционального состояния организма больного. Задачи практических занятий учебно-экзаменационной сессии: сформировать умения и навыки, необходимые для деятельности провизора в области обеспечения врачей и потребителей лекарственных средств информацией по клинической фармакологии препарата с целью наиболее рационального его применения. Основной акцент делается на различные формы практической работы студента, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов на основе внеаудиторной самоподготовки, самостоятельной работе на практических занятиях. Оптимальной формой всех видов самостоятельной работы является система обучающих заданий, которые должны предусматривать проведение информационно-поисковой работы провизора при выборе лекарственных средств с оформлением протокола по выбору эффективных и безопасных групп, по рекомендации необходимых методов контроля за эффективностью и безопасность выбранного препарата с указанием возможных нежелательных лекарственных реакций и оценкой вероятности их развития и способов коррекции. С целью повышения творческой активности будущих специалистов все виды самостоятельной работы студента объединяются в изучаемом курсе в выполнение курсовой работы (научно-практической самостоятельной работы студента). Выполняется творческое задание на модели клинической ситуации (выбор лекарственной терапии больному, находящемуся на стационарном лечении), способствующее развитию у студентов навыков работы с литературой, умению работать с конкретной методикой на приборах по химико-фармацевтическому анализу, обобщать и использовать полученные знания для решения конкретных задач. Возможна замена выполнения курсовой работы на дипломную работу или другие формы, например выполнение учебно-исследовательской работы по одной из следующих тем: 1. Фармакологическая несовместимость при назначении антимикробных средств; 2. Фармакологическая несовместимость витаминов; 3. Побочное действие психотропных лекарственных средств; 4. Побочное действие гипотензивных лекарственных средств; 5. Побочное действие витаминов; 6. Побочное действие гормональных препаратов; 7. Тератогенное действие лекарственных средств; 8. Основные параметры фармакокинетики и их значение в фармакотерапии; 9. Факторы, влияющие на всасывание лекарственных веществ в ЖКТ; 10. Биодоступность лекарств и факторы её определяющие; 11. Фармакогенетика в деятельности фармацевта; 12. Сравнительная эффективность современных лекарственных средств для лечения язвенной болезни; 13. Сравнительная характеристика клинической эффективности современных гипотензивных средств; 14. Сравнительная характеристика клинической эффективности современных антиангинальных средств; 15. Пути профилактики побочных эффектов сердечно-сосудистых лекарственных средств; 16. Сравнительная характеристика эффективности современных антибиотиков и химиотерапевтических средств; 17. Пути профилактики побочных эффектов антибактериальных средств; 18. Закономерные пути метаболизма лекарственных средств в организме человека; 19. Особенности фармакокинетики в детском возрасте; 20. Особенности фармакодинамики в детском возрасте; 21. Особенности метаболизма и действия лекарств у пожилых. Пути профилактики побочных эффектов лекарственной терапии; 22.Самолечение как проблема современной медицины; 23. Особенности фармакотерапии у беременных женщин; 24. Информационная и консультативная работа фармацевта в условиях специализированного отделения многопрофильной больницы; 25. Современные информационные системы поиска лекарственных препаратов в условиях многопрофильной больницы; 26. Информационная и консультативная работа фармацевта в условиях поликлиники; 27. Деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии; 28. Положительные и отрицательные стороны рекламы в фармации. Контроль самостоятельного изучения дисциплины студентами-заочниками осуществляется через выполнение ими заданий контрольной работы и подготовку реферата. Отбор содержания программы был проведен на основании интеграции с медико-биологическими и специальными дисциплинами с перечнем базисных знаний и умений для достижения поставленных целей обучения. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040500 – «Фармация» с квалификацией «Провизор» студенты фармацевтических факультетов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений после изучения дисциплины Клиническая фармакология и фармакотерапия должны ЗНАТЬ: 1. Основные симптомы и синдромы наиболее распространенных заболеваний внутренних органов; 2. Основные фармакокинетические параметры лекарственных средств у здоровых лиц и при патологии, их особенности у новорожденных и пожилых лиц; 3. Основные принципы проведения фармакокинетических исследований и мониторного наблюдения за концентрацией лекарственных средств; 4. Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору групп лекарственных средств для фармакотерапии основных заболеваний внутренних органов; 5. Средства выбора для купирования основных симптомокомплексов при ургентных состояниях; 6. Особенности дозирования лекарственных средств в зависимости от возраста, характера заболевания с учетом хронобиологии и хронофармакологии и других факторов; 7. Основные виды лекарственного взаимодействия (фармацевтическое, фармакокинетическое и фармакодинамическое), лекарство-индукторы и лекарство-ингибиторы; 8. Методы оценки эффективности и безопасности основных групп лекарственных средств; 9. Основные нежелательные реакции наиболее распространенных лекарственных средств, способы их профилактики и коррекции; 10 Принципы математического моделирования для выбора режима дозирования лекарственных средств; 11. Основы формулярной системы; 13. Положения доказательной медицины и её уровни; 14. Фазы клинического исследования новых лекарственных средств; 15. Взаимосвязь фармакокинетики, фармакодинамики, клинической эффективности и безопасности лекарственных средств у больных с различной стадией поражения основных функциональных систем. Студент после изучения дисциплины Клиническая фармакология и фармакотерапия должен УМЕТЬ: 1. Определять группы лекарственных средств для лечения определенного заболевания, исходя из механизма действия препарата и состояния функций организма; 2. Осуществлять выбор конкретного эффективного и безопасного лекарственного средства, в группе аналогов для лечения основных симптомокомплексов; 3. Определять оптимальный режим дозирования; выбирать лекарственную форму препарата, дозу, кратность и длительность введения лекарственных средств; 4. Разъяснять больным способ и время приема лекарственного средства или их комбинации (проводить фармацевтическое консультирование больных); 5. Выбирать методы контроля за эффективность и безопасностью применения групп лекарственных средств и предсказать риск развития нежелательных лекарственных реакций; 6. Давать рекомендации по профилактике нежелательных лекарственных реакций; 7. Информировать врачей о фармакодинамике, особенностях фармакокинетики, взаимодействии и нежелательных лекарственных реакциях новых, поступающих в аптечную сеть лекарственных средств, предложить рациональную замену «устаревшим» и отсутствующим препаратам согласно принципам доказательной медицины; 8. Соблюдать правила фармацевтической этики и деонтологии во взаимоотношениях с медицинским персоналом, больными, их родственниками, выполнять комплекс задач, в частности, предотвращать отказ в отпуске лекарственных средств; 9. Уметь читать, понимать и оценивать протоколы клинических исследований новых лекарственных средств; 10. Выбирать лекарственное средство для формирования лекарственного формуляра; 11. Иметь представление о влиянии лекарственных средств на параметры качества жизни; 12. Уметь собирать фармакологический и аллергологический анамнез; 13. Уметь использовать учебную, научную, нормативную, справочную литературу и компьютерные базы данных по клинической фармакологии и базы данных доказательной медицины; 14. Проводить расчеты основных фармакокинетических параметров лекарственной терапии. Студент после изучения дисциплины Клиническая фармакология и фармакотерапия должен получить ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: С учетом тяжести течения заболевания, ургентности состояния и проявления основного симптомокомплекса осуществлять: - выбор группы лекарственных средств; - выбор конкретного лекарственного средства с учетом фармакодинамики, фармакокинетики, функционального состояния организма, известных нежелательных лекарственных реакций, возможных межлекарственных взаимодействий при назначении других препаратов; - выбор лекарственной формы, дозы, пути введения препаратов и схемы дозирования (кратность, зависимость от приема пищи, межлекарственных взаимодействий); - прогнозирование риска развития нежелательных лекарственных реакций; - обоснование рациональности и необходимости проведения комбинированного назначения лекарственных средств, коррекцию режима дозирования при назначении лекарств-индукторов и лекарств-ингибиторов; - проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности к лекарственным средствам. Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения курса Клинической фармакологии и фармакотерапии. Изучение Клинической фармакологии и фармакотерапии должно базироваться на знании студентом следующих разделов: 1. нормальная физиология с основами анатомии человека - функционирование органов и систем человека в их взаимной связи в норме; 2. частная и общая патология – функционирование органов и систем человека в условиях патологии, основные представления о реактивности организма, этиологии и патогенезе основных болезненных состояний; 3. история медицины – история лекарствоведения, этика и деонтология медработника; 4. правоведение – правовая основа деятельности медработника при оказании помощи пострадавшим, права пострадавших и их законных представителей, получение информированного согласия больного (пострадавшего); 5. философия – мировоззрение и медицина, основные законы диалектического материализма в медицине; 6. латинский язык – транскрипция лекарственных препаратов на латинском языке, основные правила выписывания рецептов; 7. биология; 8. физика и биологическая физика – методы определения физических параметров химических соединений и биологически активных веществ; 9. микробиология – микроорганизмы, как причины инфекционных заболеваний, строение, размножение и обмен веществ патогенных микроорганизмов; 10. биохимия – основы ферментологии, обмен веществ в органах и системах в норме и при патологии; 11. общая биоорганическая химия – минеральный состав тканей и жидкостей организма, биологическая роль микроэлементов в жизнедеятельности клетки и всего организма, химическая природа веществ, входящих в состав организма или поступающих в него извне, методы химического анализа (определение рН, концентрации соединений в физиологических жидкостях). 12. Фармакология; 13. Первая доврачебная помощь – назначение и механизм действия лекарственных средств, использующихся при неотложной помощи пострадавшим (больным); 14. Управление и экономика фармации – основы фармакоэкономического анализа Знание курса Клинической фармакологии и фармакотерапии позволит студенту лучше освоить при дальнейшем обучении в вузе такие предметы как Фармацевтическая химия, Фармацевтическая технология и биотехнология.
и фармакотерапия. В соответствии с учебным планом по специальности преподавание Клинической фармакологии и фармакотерапии для студентов заочной формы обучения осуществляется в 9-ом семестре (Y курс) в объеме 142 часа с экзаменом в 9-ом семестре. Изучение студентами дисциплины состоит из двух больших этапов. Вначале студенты самостоятельно изучают предмет в течение 19 недель, на что учебным планом выделяется 113 часов. Для самостоятельного изучения им предлагается 16 тем. На кафедре разработано учебно-методическое пособие для студентов Y курса фармацевтического факультета заочной формы обучения, в котором даны подробные рекомендации по самостоятельному изучению Клинической фармакологии и фармакотерапии. Первые 11 тем представляют наибольшую важность для освоения дисциплины, поэтому на их изучение отводится чуть больше времени, и они входят в контрольную работу, которую студент должен выполнить, оформить и представить в деканат фармацевтического факультета ВолГМУ до 4 декабря. Самостоятельная работа. |
Рабочая программа по Первой доврачебной помощи для специальности... Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 1997... | Рабочая программа по основам экологии и охраны природы для специальности 040500 Фармация «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
Тема урока: «мыла» «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | I часть (вводная беседа) «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
«Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | Санкт-петербургский государственный политехнический университет «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
2012–2013 учебный год Лектор: д ф. м н. С. А. Ждан «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | Московский государственный технический университет гражданской авиации «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
Разработка урока химия 11 класс по теме: «Химические реакции» «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | Приложение а результаты выборочного социологического опроса посетителей... «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
Конспект урока по химии в 10 классе Учитель: Лабко С. Л., учитель... «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | ||
Программа дисциплины философи я гос впо специальность 040500 Фармация.... Нента) к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 040500 (Фармация) и уровню... | Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400... Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 2002... | ||
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | «согласовано» Руководитель департамента образовательных медицинских... Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности... |