Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения)





НазваниеРабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения)
страница1/3
Дата публикации26.11.2014
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Форма 1

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор В.Б. Мандриков

_________________________

«______»_____________2003 г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А



по Клинической фармакологии и фармакотерапии

для специальности 040500 - фармация

квалификация специалиста – провизор (заочная форма обучения)

факультет фармацевтический

кафедра Клинической фармакологии и интенсивной терапии

курс Y

семестр – IX

учебно-экзаменационная сессия - 4 недели (29 часов)

лекции в учебно-экзаменационную сессию - 9 часов

практические занятия в учебно-экзаменационную сессию - 20 часов

всего аудиторных часов в сессию 29 часов

самостоятельная работа 113 часов (19 недель), форма контроля -

выполнение заданий контрольной работы и подготовка реферата.

экзамен - в IX семестре

ВСЕГО ЧАСОВ - 142 часа


Рабочая программа составлена на основании Программы по клинической фармакологии для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 1995 году начальником Управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным (г.Москва)

Индекс ___________________________________
Рабочая программа, разработанная доцентом кафедры, к.м.н. Роговой Н.В., обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ и клинической аллергологии ФУВ ВолГМУ 16 июня 2003 года (протокол № 17).

Заведующий кафедрой клинической

фармакологии академик РАМН,

доктор медицинских наук, профессор В.И. ПЕТРОВ

Рабочая программа обсуждена и утверждена цикловой методической комиссией фармацевтического факультета 11 сентября 2003 года (протокол № 1)

«______»_________________2003 года

Председатель ЦМК фармацевтического

факультета, д.х.н., профессор А.К. БРЕЛЬ



  1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

Лекарственная терапия применяется у абсолютного большинства больных и по прогнозам в XXI веке ожидается увеличение числа жителей старших возрастных групп, что повлечет за собой неизбежный рост заболеваемости и необходимость индивидуализации лечения. Внедрение в клиническую практику большого количества лекарственных средств, потребовало необходимость изучения не только эффективности и безопасности их применения, но и создание единой методологии по исследованию фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия и побочного действия лекарств у больных. Это обосновывает введение в программу подготовки провизора предмета клинической фармакологии, которая представляет собой интегрированный опыт многих отраслей медико-биологических знаний и, прежде всего, опыта по индивидуализированному применению лекарственных средств.

Настоящая рабочая программа составлена с учетом современных достижений науки и практики в области клинической фармакологии для повышения качества подготовки специалистов-провизоров, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040500 – «Фармация» с квалификацией «Провизор».

Цель преподавания Клинической фармакологии и фармакотерапии – научить будущего провизора методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций для информации врачей на основе знаний фармакодинамики, фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной медицины.

Программа преподавания дисциплины включает 2 раздела: общие и частные вопросы клинической фармакологии.

Первый раздел – «Общие вопросы клинической фармакологии» дает студенту представление о предмете, о связях с другими науками, о его практической значимости, систематизирует изучение дисциплины.

Цель общего раздела: обучить основам дисциплины и методологии, отражающей взаимосвязь теории и практики предмета клинической фармакологии, и тем самым обеспечить мотивацию для восприятия и освоения студентами конкретного материала по частным вопросам клинической фармакологии и фармакотерапии.

Задачи преподавания Клинической фармакологии и фармакотерапии складываются из задач преподавания общего раздела дисциплины, задач преподавания частных вопросов клинической фармакологии и фармакотерапии, задач лекционного курса, задач практических занятий.

Задачи общего раздела:

- представить целостную систему теоретических основ клинической фармакологии, рассмотреть связь патологии с проявлениями основных симптомов болезни;

- указать место фармакотерапии в лечении наиболее распространенных заболеваний и рассмотреть общие принципы осуществления индивидуального лечения больных:

а) уметь оценивать фармакокинетические параметры лекарственных средств;

б) знать методологию изучения фармакодинамических эффектов лекарственных средств;

в) знать возможные побочные эффекты лекарственных препаратов;

г) уметь прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, знать порядок их регистрации;

д) знать особенности фармакодинамики, фармакокинетики лекарственных средств в зависимости от функционального состояния биологической системы организма (вид патологии, возраст, беременность и т.д.);

е) уметь оценивать возможные взаимодействия препаратов;

ж) знать факторы, способствующие изменению действия и метаболизма лекарственных средств, а также факторы, увеличивающие или снижающие риск нежелательных лекарственных реакций;

з) знать фазы клинического исследования новых лекарственных средств и основные положения доказательной медицины;

и) знать основные принципы формулярной системы, уметь составлять формулярный список аналоговой замены, формуляр лечебного учреждения;

к) знать основы фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики, уметь проводить основные расчеты и организовывать такие исследования.

Во втором разделе «Частные вопросы клинической фармакологии и фармакотерапия» излагается клиническая фармакология широко применяемых в практической медицине лекарственных средств и принципы их выбора при различных заболеваниях с учетом основных симптомов.

Цель раздела: научить методологии выбора конкретного лекарственного средства с учетом данных фармакокинетики, фармакодинамики препаратов, формулярной системы (формулярного списка, формулярной статьи, стандартов и национальных рекомендаций по лечению), рациональной комбинации лекарственных средств и характера течения заболевания.

Задачи раздела:

- научить студентов использовать общие закономерности фармакодинамики и фармакокинетики, взаимодействия и нежелательных лекарственных реакций препаратов при характеристике конкретных групп лекарственных средств;

- знать особенности фармакокинетики, фармакодинамики лекарственных средств при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, желудочно-кишечного тракта, печени и почек, соединительной ткани, щитовидной железы;

- знать факторы риска и клинические проявления основных нежелательных реакций лекарственных средств;

- уметь оценивать эффективность и безопасность групп лекарственных средств (определять адекватные клинические, лабораторные, функциональные параметры лекарственной терапии и наиболее простые, доступные и информативные методы оценки эффективности и безопасности терапии);

- знать основные клинические проявления часто встречающихся заболеваний и принципы их лечения;

- знать методы оценки качества жизни;

- уметь определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам способ введения лекарственных средств;

- владеть навыками проведения фармацевтического консультирования пациентов.

Освоение дисциплины осуществляется через самостоятельную работу и занятий во время учебно-экзаменационной сессии (лекционный курс и практические занятия).

Задачи лекционного курса учебно-экзаменационной сессии: дать ориентацию в понятиях симптомов и синдромов основных заболеваний внутренней медицины, в осуществлении как принципа выбора эффективных и безопасных групп лекарственных средств, так и выбора конкретного препарата с учетом функционального состояния организма больного.

Задачи практических занятий учебно-экзаменационной сессии: сформировать умения и навыки, необходимые для деятельности провизора в области обеспечения врачей и потребителей лекарственных средств информацией по клинической фармакологии препарата с целью наиболее рационального его применения.

Основной акцент делается на различные формы практической работы студента, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов на основе внеаудиторной самоподготовки, самостоятельной работе на практических занятиях.

Оптимальной формой всех видов самостоятельной работы является система обучающих заданий, которые должны предусматривать проведение информационно-поисковой работы провизора при выборе лекарственных средств с оформлением протокола по выбору эффективных и безопасных групп, по рекомендации необходимых методов контроля за эффективностью и безопасность выбранного препарата с указанием возможных нежелательных лекарственных реакций и оценкой вероятности их развития и способов коррекции.

С целью повышения творческой активности будущих специалистов все виды самостоятельной работы студента объединяются в изучаемом курсе в выполнение курсовой работы (научно-практической самостоятельной работы студента). Выполняется творческое задание на модели клинической ситуации (выбор лекарственной терапии больному, находящемуся на стационарном лечении), способствующее развитию у студентов навыков работы с литературой, умению работать с конкретной методикой на приборах по химико-фармацевтическому анализу, обобщать и использовать полученные знания для решения конкретных задач. Возможна замена выполнения курсовой работы на дипломную работу или другие формы, например выполнение учебно-исследовательской работы по одной из следующих тем:

1. Фармакологическая несовместимость при назначении антимикробных средств;

2. Фармакологическая несовместимость витаминов;

3. Побочное действие психотропных лекарственных средств;

4. Побочное действие гипотензивных лекарственных средств;

5. Побочное действие витаминов;

6. Побочное действие гормональных препаратов;

7. Тератогенное действие лекарственных средств;

8. Основные параметры фармакокинетики и их значение в фармакотерапии;

9. Факторы, влияющие на всасывание лекарственных веществ в ЖКТ;

10. Биодоступность лекарств и факторы её определяющие;

11. Фармакогенетика в деятельности фармацевта;

12. Сравнительная эффективность современных лекарственных средств для лечения язвенной болезни;

13. Сравнительная характеристика клинической эффективности современных гипотензивных средств;

14. Сравнительная характеристика клинической эффективности современных антиангинальных средств;

15. Пути профилактики побочных эффектов сердечно-сосудистых лекарственных средств;

16. Сравнительная характеристика эффективности современных антибиотиков и химиотерапевтических средств;

17. Пути профилактики побочных эффектов антибактериальных средств;

18. Закономерные пути метаболизма лекарственных средств в организме человека;

19. Особенности фармакокинетики в детском возрасте;

20. Особенности фармакодинамики в детском возрасте;

21. Особенности метаболизма и действия лекарств у пожилых. Пути профилактики побочных эффектов лекарственной терапии;

22.Самолечение как проблема современной медицины;

23. Особенности фармакотерапии у беременных женщин;

24. Информационная и консультативная работа фармацевта в условиях специализированного отделения многопрофильной больницы;

25. Современные информационные системы поиска лекарственных препаратов в условиях многопрофильной больницы;

26. Информационная и консультативная работа фармацевта в условиях поликлиники;

27. Деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии;

28. Положительные и отрицательные стороны рекламы в фармации.

Контроль самостоятельного изучения дисциплины студентами-заочниками осуществляется через выполнение ими заданий контрольной работы и подготовку реферата.

Отбор содержания программы был проведен на основании интеграции с медико-биологическими и специальными дисциплинами с перечнем базисных знаний и умений для достижения поставленных целей обучения.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040500 – «Фармация» с квалификацией «Провизор» студенты фармацевтических факультетов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений после изучения дисциплины Клиническая фармакология и фармакотерапия должны ЗНАТЬ:

1. Основные симптомы и синдромы наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

2. Основные фармакокинетические параметры лекарственных средств у здоровых лиц и при патологии, их особенности у новорожденных и пожилых лиц;

3. Основные принципы проведения фармакокинетических исследований и мониторного наблюдения за концентрацией лекарственных средств;

4. Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору групп лекарственных средств для фармакотерапии основных заболеваний внутренних органов;

5. Средства выбора для купирования основных симптомокомплексов при ургентных состояниях;

6. Особенности дозирования лекарственных средств в зависимости от возраста, характера заболевания с учетом хронобиологии и хронофармакологии и других факторов;

7. Основные виды лекарственного взаимодействия (фармацевтическое, фармакокинетическое и фармакодинамическое), лекарство-индукторы и лекарство-ингибиторы;

8. Методы оценки эффективности и безопасности основных групп лекарственных средств;

9. Основные нежелательные реакции наиболее распространенных лекарственных средств, способы их профилактики и коррекции;

10 Принципы математического моделирования для выбора режима дозирования лекарственных средств;

11. Основы формулярной системы;

13. Положения доказательной медицины и её уровни;

14. Фазы клинического исследования новых лекарственных средств;

15. Взаимосвязь фармакокинетики, фармакодинамики, клинической эффективности и безопасности лекарственных средств у больных с различной стадией поражения основных функциональных систем.


Студент после изучения дисциплины Клиническая фармакология и фармакотерапия должен УМЕТЬ:

1. Определять группы лекарственных средств для лечения определенного заболевания, исходя из механизма действия препарата и состояния функций организма;

2. Осуществлять выбор конкретного эффективного и безопасного лекарственного средства, в группе аналогов для лечения основных симптомокомплексов;

3. Определять оптимальный режим дозирования; выбирать лекарственную форму препарата, дозу, кратность и длительность введения лекарственных средств;

4. Разъяснять больным способ и время приема лекарственного средства или их комбинации (проводить фармацевтическое консультирование больных);

5. Выбирать методы контроля за эффективность и безопасностью применения групп лекарственных средств и предсказать риск развития нежелательных лекарственных реакций;

6. Давать рекомендации по профилактике нежелательных лекарственных реакций;

7. Информировать врачей о фармакодинамике, особенностях фармакокинетики, взаимодействии и нежелательных лекарственных реакциях новых, поступающих в аптечную сеть лекарственных средств, предложить рациональную замену «устаревшим» и отсутствующим препаратам согласно принципам доказательной медицины;

8. Соблюдать правила фармацевтической этики и деонтологии во взаимоотношениях с медицинским персоналом, больными, их родственниками, выполнять комплекс задач, в частности, предотвращать отказ в отпуске лекарственных средств;

9. Уметь читать, понимать и оценивать протоколы клинических исследований новых лекарственных средств;

10. Выбирать лекарственное средство для формирования лекарственного формуляра;

11. Иметь представление о влиянии лекарственных средств на параметры качества жизни;

12. Уметь собирать фармакологический и аллергологический анамнез;

13. Уметь использовать учебную, научную, нормативную, справочную литературу и компьютерные базы данных по клинической фармакологии и базы данных доказательной медицины;

14. Проводить расчеты основных фармакокинетических параметров лекарственной терапии.

Студент после изучения дисциплины Клиническая фармакология и фармакотерапия должен получить ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

С учетом тяжести течения заболевания, ургентности состояния и проявления основного симптомокомплекса осуществлять:

- выбор группы лекарственных средств;

- выбор конкретного лекарственного средства с учетом фармакодинамики, фармакокинетики, функционального состояния организма, известных нежелательных лекарственных реакций, возможных межлекарственных взаимодействий при назначении других препаратов;

- выбор лекарственной формы, дозы, пути введения препаратов и схемы дозирования (кратность, зависимость от приема пищи, межлекарственных взаимодействий);

- прогнозирование риска развития нежелательных лекарственных реакций;

- обоснование рациональности и необходимости проведения комбинированного назначения лекарственных средств, коррекцию режима дозирования при назначении лекарств-индукторов и лекарств-ингибиторов;

- проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности к лекарственным средствам.

Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения курса Клинической фармакологии и фармакотерапии.

Изучение Клинической фармакологии и фармакотерапии должно базироваться на знании студентом следующих разделов:

1. нормальная физиология с основами анатомии человека - функционирование органов и систем человека в их взаимной связи в норме;

2. частная и общая патология – функционирование органов и систем человека в условиях патологии, основные представления о реактивности организма, этиологии и патогенезе основных болезненных состояний;

3. история медицины – история лекарствоведения, этика и деонтология медработника;

4. правоведение – правовая основа деятельности медработника при оказании помощи пострадавшим, права пострадавших и их законных представителей, получение информированного согласия больного (пострадавшего);

5. философия – мировоззрение и медицина, основные законы диалектического материализма в медицине;

6. латинский язык – транскрипция лекарственных препаратов на латинском языке, основные правила выписывания рецептов;

7. биология;

8. физика и биологическая физика – методы определения физических параметров химических соединений и биологически активных веществ;

9. микробиология – микроорганизмы, как причины инфекционных заболеваний, строение, размножение и обмен веществ патогенных микроорганизмов;

10. биохимия – основы ферментологии, обмен веществ в органах и системах в норме и при патологии;

11. общая биоорганическая химия – минеральный состав тканей и жидкостей организма, биологическая роль микроэлементов в жизнедеятельности клетки и всего организма, химическая природа веществ, входящих в состав организма или поступающих в него извне, методы химического анализа (определение рН, концентрации соединений в физиологических жидкостях).

12. Фармакология;

13. Первая доврачебная помощь – назначение и механизм действия лекарственных средств, использующихся при неотложной помощи пострадавшим (больным);

14. Управление и экономика фармации – основы фармакоэкономического анализа

Знание курса Клинической фармакологии и фармакотерапии позволит студенту лучше освоить при дальнейшем обучении в вузе такие предметы как Фармацевтическая химия, Фармацевтическая технология и биотехнология.


  1. Содержание дисциплины Клиническая фармакология

и фармакотерапия.

В соответствии с учебным планом по специальности преподавание Клинической фармакологии и фармакотерапии для студентов заочной формы обучения осуществляется в 9-ом семестре (Y курс) в объеме 142 часа с экзаменом в 9-ом семестре. Изучение студентами дисциплины состоит из двух больших этапов. Вначале студенты самостоятельно изучают предмет в течение 19 недель, на что учебным планом выделяется 113 часов. Для самостоятельного изучения им предлагается 16 тем. На кафедре разработано учебно-методическое пособие для студентов Y курса фармацевтического факультета заочной формы обучения, в котором даны подробные рекомендации по самостоятельному изучению Клинической фармакологии и фармакотерапии. Первые 11 тем представляют наибольшую важность для освоения дисциплины, поэтому на их изучение отводится чуть больше времени, и они входят в контрольную работу, которую студент должен выполнить, оформить и представить в деканат фармацевтического факультета ВолГМУ до 4 декабря.

Самостоятельная работа.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconРабочая программа по Первой доврачебной помощи для специальности...
Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 1997...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconРабочая программа по основам экологии и охраны природы для специальности 040500 Фармация
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconТема урока: «мыла»
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconI часть (вводная беседа)
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) icon«Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconСанкт-петербургский государственный политехнический университет
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) icon2012–2013 учебный год Лектор: д ф. м н. С. А. Ждан
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconМосковский государственный технический университет гражданской авиации
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconРазработка урока химия 11 класс по теме: «Химические реакции»
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconПриложение а результаты выборочного социологического опроса посетителей...
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconКонспект урока по химии в 10 классе Учитель: Лабко С. Л., учитель...
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconРабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconПрограмма дисциплины философи я гос впо специальность 040500 Фармация....
Нента) к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 040500 (Фармация) и уровню...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconРабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400...
Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 2002...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) iconРабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол...
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для специальности 040500 фармация квалификация специалиста провизор (заочная форма обучения) icon«согласовано» Руководитель департамента образовательных медицинских...
Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск