Скачать 0.64 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Форма 1 «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор В.Б. Мандриков _________________________ «______»_____________2003 г. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М Апо Первой доврачебной помощи для специальности 040500 - фармация квалификация специалиста – провизор (заочная форма обучения) факультет фармацевтический кафедра Клинической фармакологии и интенсивной терапии курс III семестр – YI учебно-экзаменационная сессия - 5 недель (16 часов) лекции в учебно-экзаменационную сессию - 5 часов практические занятия в учебно-экзаменационную сессию - 11 часов всего аудиторных часов в сессию – 16 часов самостоятельная работа – 65 часов (14 недель), форма контроля – выполнение заданий контрольной работы и подготовка реферата. зачет - в YI семестре ВСЕГО ЧАСОВ - 81 час Рабочая программа составлена на основании Программы по первой доврачебной помощи для студентов высших фармацевтических учебных заведений Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 1997 году начальником управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным (г.Москва) Индекс ___________________________________ Рабочая программа, разработанная доцентом кафедры, к.м.н. Роговой Н.В., обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ и клинической аллергологии ФУВ ВолГМУ 16 июня 2003 года (протокол № 17). Заведующий кафедрой клинической фармакологии академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор В.И. ПЕТРОВ Рабочая программа обсуждена и утверждена цикловой методической комиссией фармацевтического факультета 11 сентября 2003 года (протокол № 1) «______»_________________2003 года Председатель ЦМК фармацевтического факультета, д.х.н., профессор А.К. БРЕЛЬ
В различных жизненных ситуациях часто требуется оказать неотложную медицинскую помощь, от правильности оказания которой во многом зависит судьба пострадавшего или заболевшего. Независимо от специальности медицинского работника оказание неотложной помощи является его первостепенным долгом. Знание основных принципов диагностики неотложных состояний, угрожающих жизни, правил оказания медицинской доврачебной помощи поможет будущим провизорам правильно оказать помощь, спасти от гибели тысячи больных и пострадавших. Цель преподавания Первой доврачебной помощи. Основной целью курса является обучение студентов основным вопросам патогенеза и клинических проявлений патологических состояний, развивающихся в результате острых терапевтических, хирургических, гинекологических, нервных заболеваний у взрослых и детей, угрожающих жизни больного (пострадавшего) и требующих первой доврачебной помощи, обучение правилам оказания первой доврачебной помощи. Задачи преподавания Первой доврачебной помощи. Учебно-целевые задачи по разделу учебной программы направлены на формирование основополагающих знаний и умений оказания любой неотложной медицинской доврачебной помощи: научить студентов принципам диагностики неотложных состояний, угрожающих жизни; квалифицированно выполнять реанимационные мероприятия; применять стандартные средства для временной остановки кровотечения; производить инъекции лекарственных препаратов; накладывать стандартные транспортные шины; накладывать повязки на раны; знать и уметь применять противоядия; знать организацию и структуру службы скорой медицинской помощи; основам асептики и антисептики; правилам транспортировки заболевших и пострадавших; правилам ухода за больными; правилам оказания помощи при наиболее распространенных неотложных состояниях. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040500 – «Фармация» с квалификацией «Провизор» студенты фармацевтических факультетов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений после изучения дисциплины Первая доврачебная помощи должны ЗНАТЬ: - основные клинические признаки патологических состояний, угрожающих жизни больного (пострадавшего) и требующие оказания неотложной доврачебной медицинской помощи; - порядок и очередность выполнения мероприятий доврачебной помощи по спасению жизни пострадавших и внезапно заболевших; - причины и основные этапы развития патологических состояний, возникающих в результате острых заболеваний, травматических поражений, отравлений для оказания обоснованной и адекватной доврачебной медицинской помощи; - основные методы асептики и антисептики как при работе в обычных условиях, так и при возникновении экстремальных ситуаций; - правила общего и специального ухода за больными с различными заболеваниями и повреждениями; - вопросы деонтологии при оказании медицинской доврачебной помощи, как в обычных условиях, так и при возникновении экстремальных ситуаций, в том числе при катастрофах. Студент после изучения дисциплины Первая доврачебная помощь должен УМЕТЬ: 1. По простым клиническим признакам оценить общее состояние внезапно заболевшего или пострадавшего: - состояние сознания; - сердечно-сосудистой системы (частота пульса, величина артериального давления); - дыхательной системы (характер и тип дыхания, частота дыхания, наличие одышки); - мочевыделительной функции почек (количество, цвет мочи, почасовой диурез). 2. Распознать состояние клинической смерти и провести реанимационные мероприятия: - по показаниям устранить механическую асфиксию; - провести искусственное дыхание методом изо рта в рот и с помощью воздуховода; - выполнять непрямой массаж сердца; - организовать ингаляцию кислорода; - выполнить внутримышечную инъекцию препаратов (по указанию врача). 3. Оказать неотложную доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы. 4. Провести комплекс доврачебных мероприятий при стенокардии, подозрении на инфаркт миокарда. 5. Оказать медицинскую доврачебную помощь при обмороке, коллапсе. 6. Приступить к купированию гипертонического криза, включая внутримышечные инъекции препаратов. 7. Оказать неотложную медицинскую помощь при эпилептическом припадке, включая профилактику асфиксии. 8. Осуществить временную остановку наружных артериальных кровотечений путем: - прижатия артерий на протяжении (височной, общей сонной, подключичной, плечевой, бедренной артерий, брюшной аорты); - наложения стандартного ленточного резинового жгута; - методом форсированного сгибания конечности. 9. Провести временную остановку венозных и капиллярных кровотечений. 10. Обеспечить доступными средствами сохранение жизни раненым, перенесшим острую кровопотерю. 11. Оказать неотложную доврачебную помощь при термических и химических ожогах (включая обезболивание, наложение контурных повязок, транспортную иммобилизацию). 12. Осуществлять уход за тяжелобольными, находящимися в стадии ожогового шока (включая ингаляцию кислорода, контроль за введением противошоковых жидкостей). 13. Оказать неотложную доврачебную помощь при ранениях мягких тканей (включая использование индивидуального перевязочного пакета для наложения асептических, бинтовых фиксирующих и сетчатых повязок). 14. Оказать неотложную помощь при повреждениях опорно-двигательного аппарата (включая обезболивание, транспортную иммобилизацию с использованием лестничных шин, шин Дитерихса, а также импровизированных шин). 15. По назначению врача снять гипсовую повязку при угрозе жизнеспособности конечности. 16. Подготовить и провести стерилизацию перевязочного материала и инструментария. 17. Организовать работу перевязочной с учетом подготовки и знаний асептики и антисептики. 18. Под контролем врача проводить подготовку операционного поля, производить перевязки неосложненных ран. 19. По жизненным показаниям начать оказание помощи при отравлениях, включая промывание желудка, дачу антидотов, внутримышечных инъекций для поддержания сердечной деятельности. Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения курса Первой доврачебной помощи. Изучение Первой доврачебной помощи должно базироваться на знании студентом следующих разделов: 1. нормальная физиология с основами анатомии человека - функционирование органов и систем человека в их взаимной связи в норме; 2. частная и общая патология – функционирование органов и систем человека в условиях патологии, основные представления о реактивности организма, этиологии и патогенезе основных болезненных состояний; 3. история медицины – история лекарствоведения, этика и деонтология медработника; 4. правоведение – правовая основа деятельности медработника при оказании помощи пострадавшим, права пострадавших и их законных представителей, получение информированного согласия больного (пострадавшего); 5. философия – мировоззрение и медицина, основные законы диалектического материализма в медицине; 6. латинский язык – транскрипция лекарственных препаратов на латинском языке, основные правила выписывания рецептов; 7. биология; 8. физика и биологическая физика – методы определения физических параметров химических соединений и биологически активных веществ; 9. микробиология – микроорганизмы, как причины инфекционных заболеваний, строение, размножение и обмен веществ патогенных микроорганизмов; 10. биохимия – основы ферментологии, обмен веществ в органах и системах в норме и при патологии; 11. общая биоорганическая химия – минеральный состав тканей и жидкостей организма, биологическая роль микроэлементов в жизнедеятельности клетки и всего организма, химическая природа веществ, входящих в состав организма или поступающих в него извне, методы химического анализа (определение рН, концентрации соединений в физиологических жидкостях). Изучение первой доврачебной помощи необходимо для того, чтобы любой пострадавший своевременно мог получить грамотную медицинскую помощь до прибытия бригады скорой медицинской помощи, что во много раз повышает эффективность последующего врачебного этапа лечения, а главное увеличивает выживаемость пострадавших (больных) при неотложных состояниях. Знание курса Первой доврачебной помощи позволит студенту лучше освоить при дальнейшем обучении в вузе такие предметы как Фармакология, Клиническая фармакология.
В соответствии с учебным планом по специальности преподавание Первой доврачебной помощи для студентов заочной формы обучения осуществляется в 6-ом семестре (III курс) в объеме 81 час с зачетом в 6-ом семестре. Изучение студентами дисциплины состоит из двух больших этапов. Вначале студенты самостоятельно изучают предмет в течение 14 недель, на что учебным планом выделяется 65 часов. Для самостоятельного изучения им предлагается 18 тем. На кафедре разработано учебно-методическое пособие для студентов III курса фармацевтического факультета заочной формы обучения, в котором даны подробные рекомендации по самостоятельному изучению Первой доврачебной помощи. Первые 11 тем представляют наибольшую важность для понимания принципов доврачебной медицинской помощи, поэтому на их изучение отводится чуть больше времени, и они входят в контрольную работу, которую студент должен выполнить, оформить и представить в деканат фармацевтического факультета ВолГМУ до 27 апреля. Самостоятельная работа. Тематический план самостоятельных занятий студента.
Таким образом, студент должен за первые 10 недель самостоятельной работы изучить 10 тем курса (рекомендуется 1 четырех часовое занятие в неделю), подготовить реферат на одну из предложенных тем, выполнить задания контрольной работы и представить её в деканат факультета. Затем за оставшиеся 4 недели самостоятельно изучить ещё 7 тем курса (рекомендуется 2 трех часовых занятия в неделю). На второй этап изучения дисциплины – учебно-экзаменационную сессию учебным планом отводится 16 часов. Студенты продолжают изучение Первой доврачебной помощи на базе кафедры клинической фармакологии ВолГМУ. Лекционный курс из 3-х лекций (5 часов) и 5 практических занятий (11 часов) в процедурных кабинетах и перевязочных клиники. После завершения изучения дисциплины студенты сдают зачет. В лекционный курс вынесены темы, которые особенно трудны для самостоятельной подготовки, требуют детального изучения и важны для более полного усвоения материала на практических занятиях. Лекции не дублируют темы практических занятий, а только дополняют их. Учебно-экзаменационная сессия. |
Рабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для... Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 1995... | Рабочая программа по основам экологии и охраны природы для специальности 040500 Фармация «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
Тема урока: «мыла» «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | I часть (вводная беседа) «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
Санкт-петербургский государственный политехнический университет «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
2012–2013 учебный год Лектор: д ф. м н. С. А. Ждан «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | Московский государственный технический университет гражданской авиации «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
Разработка урока химия 11 класс по теме: «Химические реакции» «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | Приложение а результаты выборочного социологического опроса посетителей... «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | ||
Конспект урока по химии в 10 классе Учитель: Лабко С. Л., учитель... «Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным... | Программа дисциплины философи я гос впо специальность 040500 Фармация.... Нента) к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 040500 (Фармация) и уровню... | ||
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | Рабочая программа Биоэтика 060301 фармация Факультет фармацевтический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Фармация», утвержденному приказом Министерства образования... | ||
Формирование навыков и умений оказания первой доврачебной медицинской... | Учебно-методический комплекс по дисциплине экология специальность:... Гос впо по специальности 080106. 51 Финансы и кредит. Квалификация –экономист, утвержденный Министерством образования РФ «17» января... |