Изучение ядовитых растений





Скачать 104.46 Kb.
НазваниеИзучение ядовитых растений
Дата публикации07.12.2014
Размер104.46 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
Доцент Г.С. Антипина

Доцент И.Т. Кищенко
ИЗУЧЕНИЕ ЯДОВИТЫХ РАСТЕНИЙ

Методические указания

Введение
На Земном шаре насчитывается около 500 тысяч видов растений, из них примерно 10 тысяч видов относятся к ядовитым. К этой группе принадлежат растения, содержащие ядовитые вещества, которые при попадании в организм даже в малых дозах могут вызвать болезнь или смерть человека, так и домашних животных (Ядовитые растении…, 1950; Астахова, 1977). Ядовитые растения и в наше время до сих пор зачастую становтся причиной непоправимого несчастья.

Большинство ядовитых растений растет в тропических и субтропических зонах Земного шара. Многие люди, даже далекие от ботаники и медицины, слышали о таких ядовитых растениях как анчар, строфант, чилибуха и другие. Однако и на севере есть ряд растений, которые представляют опасность для людей и животных. Люди могут отравиться этими растениями случайно, по незнанию (например, спутать листья болиголова и петрушки, или при использовании их как лекарственных (например, травой ландыша, побегами багульника). Особенно чувствительны к действию ядовитых растений дети.

Ядовитые растения можно встретить в различных местообитаниях таежной зоны – в лесах (вороний глаз четырехлистный, ландыш майский), на лугах (калужница болотная, лютики), по берегам рек и озер (белокрыльник болотный, паслен сладко-горький), на болотах (багульник болотный), на полях (белена черная, куколь обыкновенный, лютики) (Чернов, 1958; Полянский, 1968; Петров, 1978; Елина, 1987; Тренин, 1988). Ядовитые растения надо знать и уметь отличать от растущих рядом безобидных трав и кустарников.

Природа ядовитых веществ, содержащихся в растениях, ожжет быть различна. Это алкалоиды (белена черная, чистотел большой), гликозиды (ландыш майский), эфирные масла (вех ядовитый, багульник болотный). Ядовитые вещества в том или ином количестве встречаются обычно во всех частях растений, но наибольшая их концентрация у некоторых растений отмечается в конкретных органах: в листьях (багульник болотный), в корнях и корневищах (вех ядовитый), в цветках (ландыш майский), в подах (вороний глаз четырехлистный), в семенах (белена черная).

Многие виды растений, содержащие ядовитые вещества (например, багульник болотный, ландыш майский, чистотел большой и другие), широко известны как лекарственные. В народной медицине применяются и такие сильноядовитые растения как болиголов пятнистый, вех ядовитый (Юдина и др., 1988; Телятьев, 1991).

Часто ядовитые вещества разрушаются при высушивании или варке растений (например, у лютиков, белокрыльника болотного), но могут сохраняться и в ухом материале (у веха ядовитого и других).

Следует иметь ввиду, что некоторые виды растений, входящих в группу ядовитых, включены в «Красную книгу Карелии» (1985) как редкие и нуждающиеся в охране. Это, например, волчье лыко обыкновенное ,купальница европейская, купена душистая, паслен сладко-горький, ландыш майский. Необходимость бережного отношения к таким растениям надо учитывать при изучении растительного мира школьниками.

Актуальность и научная новизна. Определение ядовитых растений является обязательным при ботанической характеристике лесных, луговых, сельскохозяйственных угодий, инвентаризации и анализе флоры данного растения. Изучение биологии и экологии ядовитых растений необходимо для таких разделов ботаники как флористика, экология, систематика, физиология, биохимия растений, а также для медицины, токсикологии, фармакологии. Подобные исследования в Карелии носили лишь эпизодический характер.

Научная и практическая значимость. При выполнении данной работы могут быть получены новые сведения о распространении ядовитых растений на территории республики. Школьники расширяют знания о растительном мире Карелии, биохимии растений, учатся распознавать ядовитые растения, знакомятся с некоторыми методами изучения растений, закрепляют навыки определенных видов, узнают о профилактике отравлений ядовитыми растениями и мерах первой помощи при отравлениях.
1. Цель, задачи и объекты исследования
Цель работы – определить видовой состав ядовитых растений конкретной местности и познакомиться с их морфолого-экологической характеристикой.

Задачами работы являются:

1) Изучить видовой состав ядовитых растений.

2) Выявить морфологические особенности ядовитых растений.

3) Установить характер сезонного развития ядовитых растений.

4) составить фитоценотическую характеристику ядовитых растений.

5) Познакомиться с профилактикой отравлений ядовитыми растениями и мерами первой помощи при отравлениях.

6) Собрать гербарий ядовитых растений исследуемой территории.

Вполне возможно разделить общую тему на несколько самостоятельных разделов по фитоценотическому («Ядовитые растения лесов», «Ядовитые растения лугов») или по систематическому («Ядовитые растения семейства Лютиковые», «Ядовитые растения семейства «Лилейные») направлениям.

Объектами исследования являются ядовитые растения, обнаруженные на изучаемой территории. Наиболее обычные, часто встречающиеся на территории виды растений, которые можно выявить в ходе ботанических экскурсий, следующие:

семейство Лютиковые: лютик едкий (луга, травянистые леса, поля), лютик ползучий (сырые луга, берега водоемов, поля, огороды), Лютик ядовитый (сырые луга, берега водоемок), калужница болотная (заболоченные луга, леса, берега водоемов), купальница европейская (сырые луга, поляны, берега водоемов);

семейство Молочайные: молочай острый (луга, канавы, поля);

семейство Ягодковые: волчье лыко обыкновенное (травянистые леса);

семейство Сельдерейные (Зонтичные): вех ядовитый (болота, берега водоемов);

семейство Вересковые: багульник болотный (заболоченные леса, болота);

семейство Ароидные: белокрыльник болотный (заболоченные леса, болота, берега, на богатых почвах);

семейство Лилейные: вороний глаз четырехлистный (незаболоченные леса), ландыш майский (сосновые и смешанные леса, на богатых почвах), майник двулистны (хвойные, смешанные леса) («Ядовитые растения».., 1950; Астахова, 1977; Петров, 1978 и др.).

Значительно реже на территории республики встречаются другие ядовитые растения. Так, на берегах водоемов можно найти василистник желтый (семейство Лютиковые), паслен сладко-горький (семейство Пасленовые), в лесах – василистник водосборолистный, воронец колосистый, водосбор обыкновенный, борец северный (семейство Лютиковые), купену лекарственную (семейство Лилейные), на полях, огородах, у жилья – куколь обыкновенный (семейство Гвоздичные), чистотел большой (семейство Маковые), паслен черный (семейство Пасленовые) и такие смертельно ядовитые растения как болиголов пятнистый (семейство Сельдерейные) и белену черную (семейство Пасленовые) («Ядовитые растения», 1950; Полянский, 1968; и др.). Если какой-то из названных видов будет встречен при выполнении работы, то его необходимо обязательно включить в число изучаемых растений.


2. Сроки и объем работ
Работу можно проводить в течение нескольких лет. Естественно, что многолетние наблюдения будут иметь большое научное значение и дадут материалы для сравнительного анализа данных, в том числе и фенологических наблюдений.

Начало работы надо планировать на май, когда зацветают ранневесеннецветущие растения, в том числе относящиеся к ядовитым – волчье лыко обыкновенное, калужница болотная. Наблюдения за растениями необходимо проводить в течение всего вегетационного периода до листопада.
3. Оборудование и материалы
До начала работы необходимо подготовить обычное оборудование для ботанических экскурсий - гербарные папки, гербарные сетки, ножи, копалки, фильтровальную (или газетную) бумагу, а также лупы, лезвия, препаровальные иглы (Лантратова, Чехонина, 1977; Гуленкова, Красникова, 1986). Для монтировки гербария потребуется картон или ватман, бумага для рубашек или калька, нитки, иглы, клеевая бумага, этикетки (Скворцов, 1977). Фиксацию цветков и плодов можно проводить 4% раствором формалина или 70% этиловым спиртом. Важно иметь для достоверного определения растений не только атлас, школьные определители, но и несколько научных определителей (см. список).
4. Методика работы

Еще до начала работы необходимо познакомить школьников с основами морфологии растений (Лантратова, Чехонина, 1977; Ботаника, 1987), методом морфолого-экологического анализа, основными понятиями геоботаники, методикой фенологических наблюдений (Чехонина, Лантратова, 1978). Надо иметь представление о современной системе классификации цветковых растений (Жизнь растений, 1980-1982; Черепанов, 1981; Цветковые растения, 1983; Тахтаджян, 1987). Школьники должны уметь определять растения, пользуясь определителями.

Основным методом работы является морфолого-экологический анализ найденных видов (Лантратова, Чехонина, 1977). Он позволяет дать характеристику морфологических особенностей вегетативных и репродуктивных органов растения, его экологии и распространения. Морфолого-экологический анализ можно выполнять по следующей схеие:

  1. название растения, его систематическое положение;

  2. жизненная форма;

  3. особенности строения подземных органов (корней, корневищ);

4) морфология стебля (положение в пространстве, форма поперечного сечения, тип ветвления, опушение, метаморфозы и т.д);

5) морфология листа (тип листорасположения, тип листа, части листа, жилкование, метаморфозы);

6) тип соцветия;

7) строение цветка (тип симметрии, особенности околоцветника, андроцея, глинецея, тип завязи, формула цветка, способ опыления и т.д.);

8) тип плода (особенности морфологии, способ распространения плодов и семян);

9) экологическая характеристика вида (экологическая группа по отношению к воде, свету, плодородию почвы);

10) экологическая характеристика виды (экологическая группа по отношению к воде, свету, плодородию почвы);

11) особенности химического состава растения, воздействие на человека, профилактика отравлении, меры первой помощи при отравлениях.

Экологическая характеристика ядовитых растений дается по собственным наблюдениям и литературным данным (Петров, 1978; Елина, 1987; Юдина и др., 1988 и др.).

В ходе первых ботанических экскурсий делаются наблюдении за ядовитыми растениями, определяются примерные места их произрастания. При детально-маршрутных исследованиях проводятся сплошные обследования территории путем заложения серии маршрутов и геоботанических описаний тех фитоценозов, в которых выявлены ядовитые растения. Геоботанические описания выполняются на специально выбранных пробных площадях и позволяют получить фитоценотическую характеристику изучаемого вида растений – его обилие, встречаемость, проективное покрытие, жизненность и т.д. (см. методические указания «Флора и растительность лесов», «Флора и растительность лугов» и «Флора и растительность болот»).

Для проведения фенологических наблюдений выбирают несколько здоровых одновозрастных растений изучаемого вида. Наблюдения проводятся по единой схеме (Чехонина, Лантратова, 1978) периодически: в период вегетации – через 3-5 дней, бутонизации и цветения – ежедневно, плодоношения – через 5-7 дней, в зимний период один раз в месяц. Начало и окончание фенологических фаз определяются для вегетативной и репродуктивной сфер растения.

Большинство ядовитых растений нашей республики – многолетние травы. Для них необходимо отметить следующие фенофазы: в вегетативной сфере - набухание почек, распускание почек, распускание первых листьев, образование розетки (у розеточных форм), рост побегов и листообразование, изменение окраски листьев, листопад, засыхание надземных побегов, относительный покой, в репродуктивной сфере – бутонизация, цветение, плодоношение.

У кустарника волчьего лыка обыкновенного отмечаются начало сокодвижения, набухание почек, распускание почек, развертывание листьев, осеннее расцвечивание листьев, листопад, период относительного покоя (вегетативная сфера), бутонизация, цветение, плодоношение, осыпание подов и семян (репродуктивная сфера).

Если в ходе работы будет найден куколь обыкновенный, то фенологические наблюдения за его развитием проволдятся по схеме для однолетних растений (Чехонина, Лантратова, 1978).

По результатам фенологических наблюдений можно составить таблицы, фенологические спектры. Желательно сопровождать результаты фенологических наблюдений метеорологическими данными, полученными в ближайшей метеостанции (см. методические указания «Сезонное развитие растений».


5. Анализ и оформление результатов исследования
Обобщение и анализ полученных флористических, геоботанических, фенологических данных выполняются после завершения работы. По результатам геоботанических исследований необходимо составить общую характеристику исследованных фитоценозов, определить их принадлежность к тому или иному типу растительных ассоциаций (см. методические указания «Флора и растительность лесов»), флористическое богатство, долю ядовитых растений в составе флоры исследованных фитоценозов. Необходимо обобщить данных по систематическому составу ядовитых растений, выявить преобладающие жизненные формы и экологические группы, составить таблицы по встречаемости ядовитых растений в различных типах фитоценозов. Сопоставление фенологических наблюдений за несколько лет позволит спектры цветения ядовитых растений в различных типах фитоценозов, выявить влияние подгонных условий развитие ядовитых растений (см. методические указания «Сезонное развитие растений»). Желательно составить карту распространения ядовитых растений в изучаемой местности. Если среди ядовитых растений были определены редкие и охраняемые виды, то места их произрастания на картах должны быть отмечены особо.

Результаты выполненных работ могут быть представлены в виде реферата или доклада.

План его может быть следующим:

Введение.

1. Объекты и методика исследования.

2. Морфолого-экологическая характеристика ядовитых растений, особенности их химического состава, признаки отравления.

3. Результаты фенологических наблюдений за ядовитыми растениями.

4. Редкие и нуждающиеся в охране ядовитые растения.

5. Профилактик4а отравлений и первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями.

Выводы.

Литература.

Представленный материал должен содержать иллюстрации - рисунки, фотографии, схемы распространения ядовитых растений в районе исследования, гербарные коллекции.

Данные могут быть переданы в научные учреждения, органы охраны природы, периодическую печать. Желательно познакомит с выявленными ядовитыми растениями дошкольников и младших школьников.


Литература

Астахова В.Г. Загадки ядовитых растений. М.: Лесная промышленность, 1977. 176 с.

Ботаника, Морфология и анатомия растений. М.: Просвещение, 1988, 480 с.

Гуленкова М.А., Красникова А.И. Летняя полевая практика по ботанике, М.: Просвещение, 1986, 175 с.

Елина Г.А., Многоликие болота. М.: Наука, 1987, 191 с.

Жизнь растений. Т. 5-6. М.: Просвещение, 1980.-1982.

Красная книга Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1985. 183 м.

Лантратова А.С., Чехонина М.В. Морфолого-экологический анализ при изучении флоры Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1977, Ч.1, 147 с. Ч.2. 117 с.

Петров В.В. Мир лесных растений. М.: Наука, 1978. 168 с.

Полянский И.И. Ботанические экскурсии. М.: Просвещение, 1968, 498 с.

Скворцов А.Н. Гербарий. Пособие по методике и технике. М.: Наука, 1977. 199 с.

Тахтаджян А.Л. Система Магнолиафитов. Л.: Наука, 1987. 639 с.

Телятьев В.А. Целебные клады. Иркутск, Вост.-Сиб. Кн. Изд-во, 1991, 400 с.

Тренин В.В. Лесные карты. Петрозаводск. Карелия, 1988. 78 с.

Черепанов С.К., Сосудистые растения СССР. Л.: Наука, 1981. 510 с.

Цветковые растения. Петрозаводск: Карелия. 1963, 104 с.

Чернов М.В., Вредные и ядовитые травы Карелии. Петрозаводск. Гос. Изд-во КАССР, 1958, 64 с.

Чехонина М.В., Лантратова А.С. Систематика растений с основами геоботаники. Петрозаводск: ПГУ, 1978. 141 с.

Юдина В.Ф., Холопцева Н.П., Либман Л.А. Полезные растения Карелии. Л.: Наука, 1988. 280 с.

Ядовитые растения лугов и пастбищ. М-Л.: Изд0во АН СССР, 1950, 527 с.


Определители:
Определитель сосудистых растений центра Европейской России. М.: Изд-во МГУ, 1991. 400 с.

Раменская М.Л. Определитель высших растений Карелии. Петрозаводск. Гос. Изд-во КАССР, 1960. 485 с.

Раменская М.Л., Андреева В.Н. Определитель высших растений Мурманской области и Карелии. Л., Наука, 1981. 432 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучение ядовитых растений iconРеферат Ядовитые лекарственные растения
Отдельные представители ядовитых растений, их распространенность, влияние на организм (стр. 12-16)
Изучение ядовитых растений iconЗ. Н. Рябинина Начальник уадипк / О. М. Мысенко
Сформировать представление о строении грибов, о связи растений и грибов, о съедобных и ядовитых грибах
Изучение ядовитых растений iconПлан-конспект урока по теме «Здоровье человека и безопасность жизни»
...
Изучение ядовитых растений iconПравила : здорового образа жизни в осенний период; бережного отношения...
Сформировать представление о строении грибов, о связи растений и грибов, о съедобных и ядовитых грибах
Изучение ядовитых растений iconУрок в 3 классе по окружающему миру на тему: «О молниях, змеях, собаках и прочем…»
Оборудование: учебники, рабочие тетради, пластмассовые линейки, кусочки бумаги, сообщения о растениях и грибах, магнитная доска,...
Изучение ядовитых растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающиеся знакомятся с многообразием растений – однолетних, двулетних, многолетних, комнатных растений, их изучение, размножение,...
Изучение ядовитых растений iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология...
Целью данного курса является раскрытие особенностей функциональной активности и изучение основных закономерностей жизнедеятельности...
Изучение ядовитых растений iconТема: «Характеристика класса Однодольные. Изучение растений семейства...
Повторить понятие о таксономических категориях; дать характеристику класса Однодольные; познакомить с основными признаками растений...
Изучение ядовитых растений iconУрок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные...
Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений
Изучение ядовитых растений iconРоль комнатных растений в жизни людей. Разновидности комнатных растений
Цели: познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; разновидностями комнатных растений
Изучение ядовитых растений iconТема урока: Части растения. Что общего у разных растений?
Цели урока: изучение частей растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами). Знакомство с разнообразием плодов и семян....
Изучение ядовитых растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ле «Царство Растений», по теме «Подцарство Высшие растения» №23, учащиеся знакомы с Подцарством низших растений, после изучения отдела...
Изучение ядовитых растений iconУрока в теме Дата Тема урока Тип урока
Знать: многообразие жизненных форм растений, особенности органов растений, давать характеристику общих признаков растительных организмов,...
Изучение ядовитых растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека. Познакомить с новой группой растений комнатными...
Изучение ядовитых растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
Изучение ядовитых растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск