Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры





Скачать 173.55 Kb.
НазваниеРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
Дата публикации10.01.2015
Размер173.55 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
19


I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __ Т.К. Каленик _____

(подпись) (и.о. фамилия)
Изменений нет.

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ ____ Т.К. Каленик___

(подпись) (и.о. фамилия)

АННОТАЦИЯ
Дисциплина «Научно-исследовательский семинар: специальные методы определения показателей пищевой и биологической ценности» включена в состав научно-исследовательского компонента М3.Н цикла основной образовательной программы магистратуры 260200.68 «Технология мяса и мясных продуктов » направления подготовки 260200 «Продукты животного происхождения».

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 13 зачетных единиц. Учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студента (360 часов). Дисциплина реализуется на 1 и 2 курсах в 1,2,3 семестрах.

Целью изучения дисциплины является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимых студентам для выполнения магистерских проектов.

Средства достижения цели:

1. Ознакомление студентов с основными формами научных исследований и современными методами получения научной информации;

2. Приобретение навыков постановки и проведения научных опытов и экспериментов;

3. Составление программы и оперативных планов предстоящих исследований;

4. Изложение результатов исследований и оценка их достоверности;

5. Освоение основных методов оценки практической и экономической эффективности проведенных исследований согласно ГОСТов и ТУ в области технологии переработки растительного, традиционного и нетрадиционного видов сельскохозяйственных животных, а также при хранении производимых продуктов.

Задачи дисциплины:

  1. Изучение и освоение этапов проектирования от выбора темы до внедрения ее результатов в производство.

  2. Ознакомление и приобретение навыков поиска научной информации на бумажных и электронных носителях, их корректного использования для избранной темы магистерского проекта.

  3. Приобретение навыков научных, в первую очередь, экспериментальных исследований в рамках избранной специальности, а также описания и изложения полученных результатов.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:

  • Предмет дисциплины, основные задачи и его значимость в написании магистерского проекта и, связанной с его выполнением, теоретических основ экспериментальной работы.

  • Основные и наиболее доступные в настоящее время способы получения и использования научной информации.

  • Основные признаки и приемы математической обработки полученных результатов и методы оценки точности, достоверности и воспроизводимости получаемых результатов.

В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:

  • Составить план или программу предполагаемых исследований от выбора направления до ее завершения, оформления и использования.

  • Оценить достоверность, точность и чувствительность применяемых методов, приборов и других средств получения научной информации.

  • Пользоваться стандартными и популярными методами математической обработки экспериментальных данных.

  • Пользоваться различными источниками информации, применять их в оценке полученных результатов.

Освоение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных компетенций подготовленности выпускника (п.5.1.ФГОС ВПО):

ОК-2 – стремиться к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-4 – использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;

ОК-6 – способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ОК-7 – быть готовым к активному обучению в науке, производственной и социально-общественной сферах деятельности

Освоение дисциплины в соответствии с целями ООП магистратуры направлено на формирование следующих компетенций профессиональной подготовленности выпускника (п.5.1.ФГОС ВПО):

Общепрофессиональных:

ПК-1 – способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов;

ПК-2 – обладать способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на её социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценить качество результатов деятельности;

ПК-4 – способностью и готовностью применять знания современных методов исследований;

ПК-5 – способностью осваивать знания в области современных проблем науки, естествознания, молекулярной биологии, микробиологии, техники и технологии продукции животного происхождения;

ПК-6 – способностью собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам;

ПК-7 – способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы;

ПК-16 – способностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;

ПК-17 – способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований;

ПК-18 – способностью самостоятельно выполнять исследования для решения научно- исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры и методов исследования свойств сырья, полуфабрикатов и готовой продукции при выполнении исследований в области проектирования новых продуктов);

ПК-20 – способностью представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений;

ПК-22 – способностью проектировать научно-исследовательские работы по заданной проблеме.

Для научно-педагогической деятельности:

ПК-18 – способность самостоятельно выполнять исследования для решения научно- исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры и методов исследования свойств сырья, полуфабрикатов и готовой продукции при выполнении исследований в области проектирования новых продуктов.

Освоение дисциплины осуществляется параллельно и тесно связано с изучением дисциплин: «Биотехнология продуктов питания из сырья животного происхождения», «Методология проектирования продуктов питания с заданными свойствами и составом», «Технохимический контроль», «Методы исследования сырья и продуктов животного происхождения», «Специальные методы определения показателей пищевой и биологической ценности»

Оценка результатов обучения: зачет.
I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса
Тема 1. Введение в дисциплину «Научно-исследовательский семинар: специальные методы определения показателей пищевой и биологической ценности»

Предмет учебной и исследовательской работы, цель и задачи. Виды знаний, основные признаки научных знаний, их отличия от художественных, религиозных и обыденных знаний. Важность приобретения навыков научной работы для повышения профессиональных качеств и квалификации в избранной сфере деятельности. Актуальность и практическая значимость работы. Классификации методов познания (по уровню познания, по точности предсказаний и по другим функциональным признакам).

Тема 2. Выбор темы и определение состояния изученности и уровня достигнутых успехов в избранном направлении (обзор литературы)

Мотивация постановки научных исследований (социальный заказ, актуальность, коммерческий интерес, малая изученность и др.). Теоретические и экспериментальные исследования, их планирование и осуществление. Знакомство с литературой и приобретение навыков работы с источниками информации на электронных и бумажных носителях. Отличия фундаментальных и прикладных исследований. Роль идеологий, парадигм, гепотез и объективных законов природы и общества в исследовательской работе. Базы данных, научные документы и издания, научно-техническая и патентная информация.

Тема 3. Объекты и методы проводимых исследований

Выбор и обоснование хода исследования и применяемых методов. Структура и уровни научного знания (эмпирический, теоретический, технический). Системный подход в научном познании, его преимущества и недостатки. Краткая характеристика применяемых в настоящее время аналитических методов исследования биологических и неорганических объектов (атомно-абсорбционный, активационный, рентген-флюоресцентный, изотопный, спектральный, хроматографический и др.). Специфика научных исследований в ВУЗах и академических НИИ. Структура и организация науки в России. Эмпирические исследования (наблюдения, описание, сравнения, счет, измерения, анкетный опрос). Теоретические исследования (исторические, логические, аналитические, моделирование и т.д.). Основные критерии научности знаний (объективность, эвристичность, верификация, фальсификация и др.).

Тема 4. Результаты исследований. Порядок и форма изложения. Достоверность и воспроизводимость эксперимента

Продуктивное и репродуктивное мышление, их роль в теоретических и прикладных исследованиях. Стадии творческого процесса (подготовка, инкубация, озарение и верификация). Язык или образ научного мышления (вербальный, сокральный, виртуальный). Специфические и неспецифические методы стимуляции творческого мышления. Роль личности в творческом процессе, формирование школ и отраслей знаний. Роль общения в процессе научного поиска (формальное, неформальное, «незримые колледжи» и семинары). Роль идеологий, парадигм и дискуссий в научном познании мира. Психология малых групп, их функциональная дифференциация. Стили руководства научными коллективами (авторитарный, либеральный и коллегиальный) их преимущества и недостатки. Идеи общения Дейла Корнеги. Оценка (научная, практическая, экономическая и статистическая) полученных результатов исследования.

Тема 5. Оценка полученных результатов исследования и формы ее представления

Основные методы статистической обработки экспериментальных данных. Понятия ошибки опыта, доверительной разности (НСР), случайных и систематических погрешностей. Регрессионный и кластерный анализы. Схема написания научного отчета, дипломного проекта и диссертации. Основные разделы, их краткая характеристика и содержание. Правила ссылок на используемую литературу. ГОСТы, применяемые в России при оформлении рукописных и печатных работ. Способы хранения информации (публикации, интернет, депонирование, каталоги, архивы). Существующие методы оценки значимости опубликованной информации (престижность издания, индекс цитирования, импакт-фактор).

Тема 5. Обработка и оформление научно-технической продукции и определение экономической эффективности проведенных и внедренных в производство результатов исследований

Правила оформления патентной документации (описание и формула изобретения, прототипы и аналоги изобретения, новизна и оригинальность решения). Правила оформления ТУ (разделы, перечень необходимых сведений, время и сфера действия). Государственная система проверки и внедрения разработанных новаций и рекомендаций в различных отраслях народного хозяйства. Подсчет экономической эффективности прикладных и фундаментальных исследований. Приоритетность и авторское право на интеллектуальную собственность в России. Законодательные и нравственные нормы.

II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Практические занятия
Занятие 1. Знакомство с правилами написания магистерских проектов, отчетов и диссертаций. Общая схема хода научного исследования. Основные понятия научно-исследовательской работы
Содержание занятия:

  1. Предмет учебной и исследовательской работы, цель и задачи дисциплины.

  2. Важность приобретения навыков научной работы для повышения профессиональных качеств и квалификации в избранной сфере деятельности.

  3. Правила написания магистерских проектов, отчетов, диссертаций.

  4. Общая схема хода научного исследования.

  5. Актуальность и практическая значимость научной работы.

  6. Классификации методов познания (по уровню познания, по точности предсказаний и по другим функциональным признакам).


Занятие 2. Знакомство с правилами написания и составления ТУ, патентов, ГОСТов и ОСТов. Схема и структура документа, формула изобретения, порядок составления и утверждения перечисленных документов
Содержание занятия:

  1. Правила оформления патентной документации (описание и формула изобретения, прототипы и аналоги изобретения, новизна и оригинальность решения).

  2. Правила оформления ТУ (разделы, перечень необходимых сведений, время и сфера действия).

  3. Государственная система проверки и внедрения разработанных новаций и рекомендаций в различных отраслях народного хозяйства.

  4. Подсчет экономической эффективности прикладных и фундаментальных исследований.

  5. Приоритетность и авторское право на интеллектуальную собственность в России.

  6. Законодательные и нравственные нормы


Занятие 3. Объекты и методы проводимых исследований
Содержание занятия:

  1. Выбор и обоснование хода исследования и применяемых методов.

  2. Структура и уровни научного знания (эмпирический, теоретический, технический).

  3. Системный подход в научном познании, его преимущества и недостатки. Краткая характеристика применяемых в настоящее время аналитических методов исследования биологических и неорганических объектов (атомно-абсорбционный, активационный, рентген-флюоресцентный, изотопный, спектральный, хроматографический и др.).

  4. Специфика научных исследований в ВУЗах и академических НИИ. Структура и организация науки в России.

  5. Эмпирические исследования (наблюдения, описание, сравнения, счет, измерения, анкетный опрос). Теоретические исследования (исторические, логические, аналитические, моделирование и т.д.).

  6. Основные критерии научности знаний (объективность, эвристичность, верификация, фальсификация и др.).


Занятие 4. Оценка полученных результатов исследования и формы ее представления
Содержание занятия:

  1. Основные методы статистической обработки экспериментальных данных.

  2. Понятия ошибки опыта, доверительной разности (НСР), случайных и систематических погрешностей.

  3. Регрессионный и кластерный анализы.

  4. Схема написания научного отчета, магистерского проекта и диссертации. Основные разделы, их краткая характеристика и содержание.

  5. Правила ссылок на используемую литературу.

  6. ГОСТы, применяемые в России при оформлении рукописных и печатных работ.

  7. Способы хранения информации (публикации, интернет, депонирование, каталоги, архивы).

  8. Существующие методы оценки значимости опубликованной информации (престижность издания, индекс цитирования, импакт-фактор).


Занятие 5. Поиск научной информации. Знакомство с основными источниками информации. Демонстрация и приобретение навыков пользования справочной литературой, включая электронные носители. Приобретение навыков расчета наименьшей средней разницы
Содержание занятия:

  1. Правила поиска научной литературы.

  2. Правила работы с реферативными журналами, каталогами.

  3. Правила пользования справочной литературой.

  4. Расчет наименьшей средней разницы при разных уровнях доверительности.

  5. Ошибка опыта, таблица Стьюдента.

  1. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА


Вопросы к зачету


  1. Что такое наука? Определение, функции в обществе.

  2. Определение культуры. Сферы культуры. Что относится к духовной культуре?

  3. Чем отличается знание от познания?

  4. Виды знаний (научное, художественное, религиозное и др.).

  5. Отличительные черты научного знания (объективность, эвристичность и т. д.).

  6. Основные критерии научности теории или знаний (верификация, фальсификация и др.)

  7. Что такое пародигма? Отличия и сходства с идеологией.

  8. Структура научного знания, ее уровни (эмпирический, теоретический и др.)

  9. Методы эмпирического уровня познания (наблюдения и др.)

Методы теоретического уровня познания, (дедукция, моделирование и др.)

  1. Чем отличается фундаментальная наука от прикладной науки? Назовите отраслевые (прикладные) НИУ и фундаментальные (академические) НИУ.

  2. Каким научным учреждениям дается статус федеральных и государственных научных центров?

  3. Чем отличается ученая степень от ученого звания?

  4. Кому присуждают научные степени кандидатов и докторов наук, а так же присваивают научные звания доцентов и профессоров?

  5. Аспирантура и ее функции. Порядок обучения в аспирантуре.

  6. Что такое научная диссертация?

  7. Кто может стать академиком?

  8. Общие правила написания магистерского проекта.

  9. Что такое патент, ТУ, ТИ, ГОСТы и ОСТы?

  10. Дайте определение точности анализа, его чувствительности и воспроизводимости.

  11. Как определяется достоверность опыта или эксперимента?

  12. Что такое актуальность, теоретическая и практическая значимость и экономическая эффективность исследования?

  13. Что такое статистическая вероятность? В каких случаях прибегают к законам статистики?


IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература


  1. Философия науки: учебное пособие для вузов / В.П. Кохановский, В. И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева ; [отв. ред. В.П. Кохановский].Москва Ростов-на-Дону: МарТ , 2005.

  2. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учебное пособие /Л. А. Микешина.Москва: Прогресс-Традиция: Московский психолого-социальный институт: Флинта , 2005.

  3. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов /Г.И. Рузавин - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 1999.

  4. Основы научных исследований: учебное пособие /Б. В. Григорьев; Дальневосточный федеральный университет, Институт истории, философии и культуры, Кафедра философии.Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета , 2010.

  5. История и методология науки и техники: учебное пособие для магистрантов и аспирантов технических специальностей / Н.А. Князев; Сибирский государственный аэрокосмический университет. Красноярск, 2010.

  6. Философия научного поиска /А. С. Новиков.Москва: [ЛИБРОКОМ] , [2009].


Дополнительная литература


  1. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М.: 1999, изд. ЮНИТИ. 318 с.

  2. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: 1979, изд. «Наука». 304 с.

  3. Богатов В.В. Организация науки в России. Владивосток, 2005, изд. «Дальнаука». 290 с.

  4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы М.: 1985, изд. политической литературы. 264 с.

  5. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие. М.: 1998. Изд. «Флинта». 312 с.

  6. Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности: Учебное пособие для студентов ВУЗов.М.: Мастерство, 2002. 176с.

  7. Растригин Л.А. Этот случайный, случайный, случайный мир. М.: 1974,изд. «Молодая гвардия». 208 с.

  8. Петрович Н.Т. Поговорим об информации. М.: 1973, изд. «Молодая гвардия». 207 с

  9. Блинов А.Л., Карпович К.В. и др. Проблемы логики и методологии науки. Новосибирск, 1982, изд. «Наука» СО. 336 с.

  10. Статистическая обработка данных анализов // Практикум по агрохимии. Под ред. В.Г.Минеева. М.: изд. МГУ, 1989. С. 268-286.


Электронные образовательные ресурсы


  1. Князева Т.В., Горбунова М.О., Рыбина И.Н. Технохимический контроль качества пищевых продуктов. Методические указания к лабораторным работам. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - 26 http://window.edu.ru/resource/952/19952/files/rsu244.pdf

  2. Забалуева Ю.Ю., Павлова С.Н. Методы исследований мяса и мясных продуктов: Методические указания к выполнению контрольной работы. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 21 с. http://window.edu.ru/resource/567/48567/files/mtdukmt24.pdf

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16»
Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16»
«Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» Форма подготовки – очная
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconУчебно-методический комплекс дисциплины cпециальность 050303. 65 «Иностранный язык»
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 6 февраля 2013г. Протокол №6
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconУчебно-методический комплекс дисциплины лексикология специальность...
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 6 февраля 2013г. Протокол №6
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20»
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20»
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20»
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
Н цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов» направления подготовки 260200...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
Целью освоения дисциплины «Пищевые белки и ферменты» является приобретение студентами теоретических знаний в области пищевой энзимологии...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
В. од. 1 профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
В. дв. 3 профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры
М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена на заседании кафедры
М профессионального (специального) основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Философии...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы культурологических знаний» с другими дисциплинами направления подготовки...
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры iconРабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск