Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов»





Скачать 353.92 Kb.
НазваниеМетодическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов»
страница1/3
Дата публикации03.07.2015
Размер353.92 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Биология > Методическая разработка
  1   2   3
Муниципальное казённое образовательное учреждение Воскресенского муниципального района Нижегородской области Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Аттестационная работа

Методическая разработка учебной программы по биологии

«Структурная организация живых организмов»

Курс «Биология. Общие закономерности. 9 класс».

Выполнила:

Гущина Светлана Сергеевна,

учитель биологии

педагогический стаж 23 года.

2013 год

Содержание.

Стр.


  1. Пояснительная записка. 2-3

  2. Цели и задачи раздела. 4

  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики

восприятия и освоения учебного материала учащимися,в

соответствии с возрастными особенностями. 5

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы. 6-7

  2. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. 8-10

  3. Система знаний и система деятельности. 11

  4. Календарно – тематическое планирование по разделу.12

  5. Анализ результатов контроля по данному разделу. 13

  6. Разработка урока.14-19

  7. Список литературы. 20

  8. Приложения. 21-25


Пояснительная записка.

«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

Я.А. Коменский

Повышение эффективности и качества знаний – главная задача учителя. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов. Нужно создавать такую обстановку на уроке, чтобы все ученики работали с интересом в течение всего отведенного времени. А выбранные учителем формы и методы работы могли привлечь всех учащихся к активной мыслительной деятельности и создать необходимые условия для восприятия нового материала.
Исходя из выше сказанного цель моей работы:

  • выявление наиболее оптимальных и рациональных методик преподавания в разделе программы «Структурная организация живых организмов», разработка и апробация различных вариантов обучения учащихся на уроках биологии.

Методическая разработка раздела образовательной программы составлена по курсу 9 класса «Биология. Общие закономерности», на который приходится 70 часов (2 часа в неделю). Основу для разработки составили:

  • Программа для общеобразовательных учреждений по биологии 9 класс. Авторы: В.Б.Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И.Сонин, М: Дрофа, 2010г.

  • Учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров,Н.И. Сонин Биология.Общие закономерности. 9 класс: Учебник для общеобразовательныхучебных заведений. - М.: Дрофа, 2011 .


Программа основного общего образования по биологии 9 класса «Биология.Общие закономерности (Авторы В.Б. Захаров, Е.Т, Захарова, Н.И. Сонин), является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.
Данная линия УMK предусматривает концентрический способ изложения материала с периодическим возвращением к пройденному материалу на более высоком уровне.

Структура курса по биологии этой линии:

  1. 5 класс - «Природоведение»,А.А. Плешаков и Н.И. Сонин. (2 ч.) Учащиеся получают основные знания о том, что все живые существа имеют клеточное строение. Главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро. Живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. Они разнообразны по форме и размерам. Среди них есть половые клетки, которые дают начало новому организму.

  2. 6 класс – «Живой организм»,Н.И. Сонин, (1ч.)

Понятия углубляются. Учащиеся делают выводы: клетка -целостная система. Обязательными частями клетки являются мембрана, цитоплазма и генетический аппарат (у ядерных организмов - это ядро). Все организмы делятся на безъядерные и ядерные. Вирусы не имеют клеточное строение. Хромосомы - носители наследственной информации.

  1. 7 класс «Многообразие живых организмов»;В. Б. Захаров, Н.И.Сонин (2 ч.) Рассматриваются клетки, являющиеся структурными компонентами живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы. Учащиеся отмечают особенности клеток, давая сравнительную характеристику их строения и функций. Вводится понятие неклеточной формы жизни – вирусам.

  2. 8 класс - «Человек»,Н.И.Сонин, М. П. Сапин (2 ч);

Клетка – главный структурный и функциональный элемент организма человека. Углубляются знания о строении клеток и зависимости строения от выполняемых функций.

  1. 9 класс - «Общие закономерности» (2 часа в неделю).

В 9 классе дается представление об общих закономерностях биологии, клеточная теория опирается на определенную сумму естественнонаучных знаний.

При выборе раздела общеобразовательной программы я руководствовалась следующими мотивами:

  • Актуальностью данной темы, заключающейся в том, что знания цитологического материала необходимы для познания общих закономерностей живой природы, т.к. клеточное строение организмов подчеркивает единство всего органического мира;

  • Считаю достаточно важным обобщить и закрепить знания, полученные на более ранних этапах обучения и грамотно организовать усвоение более сложных тем раздела «Структурная организация живых организмов»;

  • Подготовкой учащихся к изучению биологии в 10-11 классах на профильном уровне;

  • Большим количеством вопросов из раздела «Структурная организация живых организмов», входящим в содержание КИМ по ЕГЭ и ГИА.


Цели и задачи раздела.

Цели изучения биологии, установленные государственным стандартом, предусматривают: «... ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»

Цель раздела: Формирование знаний о химической организации, строении, функции клетки и процессах, происходящих внутри неё.
Образовательные задачи:

  • Изучить химический состав клеток

  • Выявить роль неорганических и органических веществ

  • Изучить пластический и энергетический обмен веществ

  • Раскрыть особенности и значение фотосинтеза

  • Закрепить знания о строении прокариотических и эукариотических клеток, органоидов клеток

  • Дать представление о деление клетки (митоз и мейоз)

  • Рассмотреть основные положения клеточной теории


Развивающие задачи:

1. Формировать у учащихся умения:

  • характеризовать особенности организации клеток эукариот прокариот,

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, выделять главные мысли, составлять план, конспект, реферат, презентацию;

  • владеть языком предмета.

2. Развивать у учащихся навыки: исследовательской, проектной и
творческой деятельности, а также навыки выступления перед
аудиторией, коммуникативные навыки
Воспитательные задачи:

  • Соблюдать правила безопасности при работе с препаровальными иглами, покровными, предметными стеклами, скальпелями;

  • Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью;

  • Формировать положительную мотивацию к предмету.



Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащихся в соответствии с возрастными

особенностями.

  • В юношеском возрасте наблюдается бурное развитие всех познавательных процессов. Юноши и девушки стремятся мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, относительно свободно размышляют на нравственные, религиозные, политические и другие темы.

  • Им легко дается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок (индуктивный и дедуктивный тип мышления).

  • Бурное развитие и становление абстрактно-логического мышления приводит к тому, что в юношеском возрасте начинает доминировать потребность оперировать абстрактными категориями, которые в этом возрасте легко усваиваются. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

  • Развитие письменной и монологической речи, учит юношей и девушек формулировать мысли, передавать собеседнику при помощи рассказа свои мысли и чувства, свою "картину мира"

Технология обучения биологии, положенная в основу УМК, рассчитана на всех и доступна всем учащимся, независимо от уровня развития способностей. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. В становлении речевого механизма, таким образом, участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне:

  • основные положения клеточной теории

  • химическую организацию клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ

  • строение и функции основных органоидов клетки

  • особенности клеток про- и эукариот

  • сущность пластического и энергетического обмена веществ

  • сущность биосинтеза белка

  • фотосинтез, его значение


на повышенном уровне:

  • историю развития учения о клетке

  • строение и функции НАДФ

  • взаимосвязи строения и функций органоидов клетки

  • сходства и различия у растительной, животной и грибной клеток

  • этапы энергетического и пластического обмена

  • свойства генетического кода

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться цитологической терминологией

  • характеризовать основные положения клеточной теории

  • объяснять роль химических веществ в жизни клетки

  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты

  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

  • читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток

  • находить взаимосвязь между строением и функциями

  • делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице

  • находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ

  • применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов

  • уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

углеводы,липиды,белки,фермент,мономер,полимер,ДНК,нуклеотид,комплементарность,РНК (Т-РНК, И-РНК, Р-РНК),АТФ,мембрана, цитоплазма,ядро,рибосома, митохондрии,ЭПС,аппарат Гольджи,лизосомы,пластиды,ассимиляция,диссимиляция,фотосинтез,транскрипция,трансляция,биосинтез,ген,генетический код, триплет.
на повышенном уровне:

репликация,микротрубочки,матричный синтез,метаболизм,катаболизм,анаболизм,строма,грана,тилакоид,ламелла.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Для развития творчества учащихся используется не одно отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приемов нескольких, что дает большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

  • Технология развития критического мышления.

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровье сберегающие технологии

  • Элементы проектной технологии и проблемного обучения




  • Технология развития критического мышления.

Самостоятельные исследования школьников, как нельзя лучше, можно организовать, опираясь на технологию развития критического мышления.Педагогическая технология развития критического мышления – это система учебных стратегий, методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Основу технологии составляет базовая модель трех этапов “Вызов - Осмысление - Размышление”, которая позволяет учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации, исследовать поставленную проблему со всех сторон и осознанно размышлять о том, что они узнали.

Стадия «вызова».

Цель стадии: Дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. В случае успешной реализации фазы вызова у учащихся возникает мощный стимул для исследования стоящих перед ними вопросов.

Стадия «осмысления» (реализации смысла)

Работа с различными источниками информации, при которой происходит свое понимание исследуемого вопроса. Происходит индивидуальное принятие и отслеживание информации. Главная задача учителяподдерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную на стадии вызова.

Стадия «рефлексии»

В процессе рефлексиита информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения.

Множество методов технологии направлено на обучение школьников работать в группе, высказывать своё мнение, уважать мнение товарищей. Комбинируя приёмы, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников и объёмом подлежащего усвоению конкретного материала.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Компьютерные технологии открывают широкие возможности для развития принципиально нового обучения. Внедрение информационных технологий может содействовать реорганизации обучения, существенному повышению его эффективности.Преимущества технологии при изучении раздела «Структурная организация живых организмов»:

  • материал раздела абстрактный, большое значение имеет наглядность;

  • совершенствование навыков владения компьютером;

  • возможность привлечения ЭОР;

  • индивидуализация обучения (дифференцированные задания);

  • объективность и оперативность контроля и оценивания знаний при использовании интерактивных тестов;

  • использование различных видов представления информации(презентации, видео, аудио, тренажеры, обучающие компьютерные

программы, интерактивные тесты и т.п.);

  • Здоровье сберегающие технологии.

Считаю своей педагогической задачей формирование у школьников такой системы взглядов на жизнь, в которой здоровье являлось бы важнейшей ценностью. Целью технологии считаю привитие учащимся норм поведения, которые безущерба для здоровья обеспечат качество обучения, воспитания и развития школьников. При планировании урока считаю необходимым учитывать следующие параметры;

  • Контроль за физическими и психическими нагрузками на уроке;

  • Создание максимально-комфортных условий;

  • Чередование видов деятельности;

  • Оптимальное время работы с компьютером;

  • Дифференцировка заданий;

  • Возможность проведения физкультминуток.



  • Проектные технологии.

Одним из действенных способов организации учебной и воспитательной деятельности учащиеся на уроках биологии в 9 классе является проектная методика. Учащимся предлагается определенная, взятая из реальной жизни, проблема, знакомая и значимая для них. Чтобы решить ее, учащиеся должны приложить имеющиеся у них знания и сформированные умения и навыки, а также новые, которыми еще предстоит овладеть. При работе над проектом знания по биологии выступают как средство, с помощью которого учащиеся получают необходимые им сведения, и как способ общения друг с другом. Проектная методика, как способ организации исследовательской и природоохранной деятельности может быть использована на любом этапе обучения.

В разделе «Структурная организация живых организмов» выполняется информационный проект, где участники собирают определенную информацию об истории создания клеточной теории и выступают с сообщениями. Также разрабатывается проект о патогенных бактериях и их влиянии на историческое развитие человеческой цивилизации.


  • Проблемное обучение

До 20% классно урочных занятий по предмету планируется, как проблемные уроки.Именно на таких уроках отличаются все 4 показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность) на этапе: введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «гибкость» на этапе выдвижения гипотеза - «оригинальность», на этапе проверка произведенного решения - «точность». К главным целям проблемного обучения относится:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

  • усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания более прочные, чем при традиционном обучении;

  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

Методы и формы работы на уроках биологии, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, стимулируют интерес к предмету, содействуют развитию интеллектуальных и практических умений, углубляют теоретические знания, оказывают воспитывающее воздействие. В результате повышается качество знаний учащихся, их успеваемость.

Формы организации деятельности

  • фронтальные (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе);

  • групповые (работа в парах - при проверке домашнего задания, наэтапе закрепления знаний; работа в гетерогенных группах на уроках изучения нового материала);

  • индивидуальные (на уроках контроля, обобщения и систематизации изученного на этапе закрепления знаний, умений, навыков);


Система знаний и система деятельности.
Виды деятельности

  • Познавательная деятельность
    Использование анализа, умения обобщать пройденный материал, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать

  • Преобразующая деятельность
    Умение задавать вопросы и ставить задачи по преобразованию реальности, умение действовать в ситуации неопределенности, использование техники выбора, способов поиска новых путей решения проблем

  • Общеучебная деятельность
    Деятельность по организации учебного места, формирование умений и способов поиска биологической информации, работа со справочной и дополнительной литературой, совершенствованию техники чтения, формирование навыков конспектирования; организация работы в группе, использование метода взаимооценки.

  • Самоорганизующая деятельность
    Формировать способы самостоятельной постановки целей, самоучета собственной деятельности, осознание своего продвижения.


Поурочное планирование по разделу




п/п

Содержание учебного материала

Дата проведения




Раздел 2. Структурная организация клетки (10ч).







Глава 2.1. Химическая организация клетки(2ч).




26

1 Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

2-7.12.13

27

2 Органические вещества, входящие в состав клетки.

9-14.12.13




Глава 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2ч).




28

1 Пластический обмен. Биосинтез белков.

9-14.12.13

29

2 Энергетический обмен.

16-21.12.13




Глава 2.3. Строение и функции клеток (6ч).




30

1 Прокариотическая клетка.

16-21.12.13

31

2 Эукариотическая клетка.

23-28.12.13

32

3 Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

23-28.12.13

33

4 Эукариотическая клетка. Ядро.

01.14

34

5 Деление клеток.

01.14

35

6 Клеточная теория строения организмов.

01.14
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconРабочая учебная программа элективного курса по биологии 9 класс «Цитологические...
«Цитологические основы и реализация наследственной информации» рассчитан на 34 часа. Он согласуется с темами «Структурная организация...
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconТематическое планирование по биологии. Составлено с учетом программы и учебника
...
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconОбразовательная программа по биологии ведущие идеи курса биологии...
Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разнoуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций...
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconРабочая программа по биологии 7 класс 70 часов (2 часа в неделю)...
Ммы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования «Многообразие живых организмов» авторов В....
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconТематическое планирование по биологии, 6 класс
Многообразие живых организмов, основные признаки. Отличие живого от неживого Основные признаки живых организмов
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам...
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconПояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал...
Таточного внимания. В простых случаях в этом нет необходимости, но в ботанике и зоологии мы регулярно встречаемся с процедурами нетривиального...
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconРазнообразие растений
...
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего...
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconРабочая учебная программа по биологии для 7 класса (наименование...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, Е....
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconПояснительная записка рабочая программа предназначена для изучения...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconРабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconРабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconЛекции Название лекции Круг вопросов Период: октябрь-январь 1 Входной тест 2
Биология как наука. Свойства живых организмов. Методы исследования живых организмов. Уровни жизни
Методическая разработка учебной программы по биологии «Структурная организация живых организмов» iconПояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена...
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск