Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы»





Скачать 258.19 Kb.
НазваниеИндивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы»
страница1/2
Дата публикации01.03.2016
Размер258.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №6 города Асино поселка Причулымский Томской области

Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода – часть живой природы».

Подготовила: учитель начальных классов

Непряхина Т.Н.

Асино- 2012 г.

Введение.

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижении оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта). Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.

  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

В гимназии, в которой я работала, проводила проектную деятельность- с тем классом в котором проводила уроки во время практики. Дети разрабатывали проект «Вода- часть живой природы» . Я представляю вашему вниманию работу учеников 3 класса. Ребята создавали проект сказки «Подружки капельки», Н.А.Рыжова «Жила была река» В заключительный день проектной недели проходилась презентация проектов среди учащихся начальной школы. Дети каждой группы должны представить проект, желательно использовать разные интересные формы презентации . Это может быть сценка, стихотворение, песня и другие формы. После презентации проекта класса, подводится итог о проведении проекта в начальной школе.

В задачи проектной недели входит не только создание проекта по определенной теме, но и продумать презентацию своего проекта, суметь заинтересовать слушателей, привлечь их внимание к своему проекту. Первая группа занималась продумыванием презентации нашего проекта. Рассмотрев разные предложения, было решено попробовать представить проект в стихотворной форме. Сначала было трудно, тогда на помощь пришли строчки из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Мы переделали начало стихотворения, а дальше, с помощью других учеников класса, предложения стали складываться в четверостишья. У нас получилось свое стихотворение – презентации. Проводится выбор темы исследования. Ставиться цель исследования: определить цель исследования - значит выяснить, зачем мы его проводим. Актуальность: Эта тема очень актуальна в наше время, так как вода играет огромную роль в нашей жизни. Трудно найти место на земле, где не было бы воды. Вода – есть всюду. Она используется человеком в повседневной жизни, для орашения полей, садов и огородов. Много воды требуется для промышленных предприятий. Водные богатства надо беречь и охранять. В нашей стране принят ряд законов по охране вод, которые необходимо выполнять всем гражданам. Надо охранять от загрязнений и отравлений водоёмы, экономно расходовать воду, не оставлять открытые краны, следить за сохранностью водопроводных труб. Цель: углубить и расширить знания о воде. Задачи исследования: - проанализировать значение экологически чистой воды для жизни всего живого на земле; - развивать познавательные интересы у школьников на основе применения исследовательской деятельности; - воспитывать бережное отношение ко всему окружающему, к воде, чтобы правильно её использовать. Объект и предмет исследования: объект: река, озёра, океан, растения

Предмет: человек, ГЭС (гидро - электро станция) Результаты исследования: Все дети подготовят в очень доступной форме доклад и выступят с ним. Проблемы, которые могут возникнуть: - Кто-то из детей не приготовиться; - плохо подготовятся; - побояться выступить с докладом перед аудиторией. Пути решения проблемы: заранее посмотреть и прорепетировать кто о чём будет рассказывать. Этапы самостоятельной групповой работы:

I группа: Придумывают «стихотворение о воде».

II группа: Рассказывают о воде и её свойствах.

III группа: Превращение и круговорот воды в природе. Сочиняют сказку «Подружки- капельки»

IV группа: «Рассказывают как образовались океаны и озёра»

V группа: «Как появились реки»

VI группа: «Почему вода в океане солёная?»

VII группа: «Почему вода в Большом Солёном озере солёная?»

VIII группа: «Работают по схеме задают вопросы»

IX группа: «Вода на службе человека- рассказывают про морской и речной транспорт- ГЭС»

X группа: «Рассказывают о человеческом организме»

XI группа: «Рассказывают о разнообразии растений».

I группа :

1.

Наш учитель в класс вошёл

И спросил лукаво:

-Что мы знаем о воде?

-И зачем она нужна? И какие свойства у неё?

2.

Если она обитает везде

Если вода и съедобна

Каждый знает, что её

Можно употреблять всюду.

3.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без - воды!

4.

И в природе есть вода

Так зачем она нужна?

II группа: Вода и её свойства:

Вода нужна всем. Без неё не могут жить люди, животные, растения. Но всему живому нужна чистая вода. А она во многих местах загрязняется оттого, что в неё попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило, на предприятиях необходимо строить очистные сооружения. Охрана чистоты воды – такое же важное дело, как и охрана чистоты воды – такое же важное дело, как и охрана чистоты воздуха. Кроме того, воду нужно использовать бережно, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран. Встреча с водой у нас происходит повседневно. Вода - это древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы. Книга Бытия, описывая сотворение мира, использует очень древний образ – оживляющие проникание “духа божьего” к мировым водам, изображаемое (в иудейском оригинале) через метафору птицы, которая высиживает яйцо. Но одновременно вода – плодотворящее мужское семя, заставляющее землю “рожать”. Этот мотив характерен, например, для хананейско – финикийского образа Балу (Баал-Хаддада). Эта же символика отмечается в древнегреческой мифологии, где речные божества выступают как жеребцы и супруги смертных женщин. Воду также сравнивали с мудростью. Так в даосизме образ воды, которая находит путь в обход препятствий – символ триумфа видимой слабости над силой. В психологии она представляет энергию бессознательного и его таинственные глубины и опасности. Неутомимая вода – буддийский символ бурного потока бытия. С другой стороны, прозрачность спокойной воды символизирует созерцательное восприятие. Свойства воды: бесцветная, житкообразная, прозрачная, безвкусная, без запаха, текучая, растворитель.(эти свойства выдвигают ученики других групп на проведённых опытах). Практическая работа: ОПЫТ 1. Форма воды.

Приготовьте разную посуду, например, стакан, чашку, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке – форму чашки, в блюдце – форму блюдца. Сделай вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

ОПЫТ 2. Цвет воды.

Приготовь полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной? Как видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же цвета вода? Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.

ОПЫТ 3. Прозрачность воды.

Вспомни, как ты в третьем классе изучал прозрачность воды, снега и льда. Каковы результаты этого опыта? Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти в стакан. Что можно сказать о прозрачности воды? Вода прозрачна. И все же в природе вода не всегда бывает прозрачной, так как нередко она загрязнена различными отходами.

ОПЫТ 4. Вкус воды.

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо знаком тебе вкус хлеба, молока, вареного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Нет, нельзя. Ни один из знакомых тебе вкусов нельзя отнести к воде.

Совершенно чистая вода не имеет вкуса, она безвкусна.

ОПЫТ 5. Запах воды.

Когда твоя мама печёт пирожки, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее.

Вода ничем не пахнет. Она без запаха.

ОПЫТ 6. Текучесть воды.

Приготовь фанерку или толстую картонку, пластмассовую пластинку. Вылей на нее немного воды. Что ты заметил? Наклони пластинку. Что произошло с водой?

По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной – стекает под уклон.

Возьми один стакан пустой. Другой - с водой. Перелей воду в пустой стакан. Вода течет из стакана в стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай какое. Проверь себя: это свойство называется текучестью. Вода текуча.

ОПЫТ 7. Вода – растворитель.

Приготовь четыре стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром, мелом, песком. Попробуй на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала соленой, во втором – сладкой. Теперь обрати внимание на соль, сахар, мел, песок, которые ты опускал в воду. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала соленой и сладкой. Мел и песок оседают на дно. Они хорошо видны. Проверь прозрачность воды во всех четырех стаканах, как ты это делал в опыте 2.

Вода в стаканах, куда бросали соль и сахар, осталась прозрачной. Вода с мелом и песком мутная. Почему не видно соли и сахара? Соль и сахар растворились в воде. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода – растворитель. В третьем и четвертом стаканах вода стала мутной от мела. Можно ли очистить ее так, чтобы снова стала чистой, прозрачной? Чтобы ответить на этот вопрос проделай опыт.

ОПЫТ 8. Очистка воды.

Приготовь стакан с мутной водой, пустой стеклянный стакан, воронку, промокательную бумагу, стеклянную воронку и палочку. Согни бумагу вчетверо. Сделай из нее бумажную воронку, вставь в стеклянную воронку, а затем в пустой стакан. По стеклянной палочке осторожно лей воду в воронку. Наблюдай за водой, которая будет вытекать из воронки. Проверь ее на прозрачность.

Сделай вывод. Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.

III группа: Превращение и круговорот воды в природе.

Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.

Летом всё понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет.

(влагооборот), непрерывный замкнутый процесс циркуляции воды, происходящий под влиянием солнечной радиации и сил тяжести; часть круговорота веществ на Земле. Включает испарение воды с поверхности суши, рек, озёр, водохранилищ, морей, океанов, перенос водяного пара воздушными потоками, конденсацию пара и выпадение атм. осадков, просачивание выпавшей воды – инфильтрацию, пространственное перемещение в виде поверхностного и подземного стока, течения в морях, водоёмах суши. Круговорот воды связывает воедино все части гидросферы
 
Выделяются следующие основные звенья круговорота воды: атмосферное, океаническое, материковое, включающие литогенное, почвенное, речное, озёрное, ледниковое, биологическое. С течением времени всё большее значение приобретает хоз. звено. Количественным выражением круговорота воды является водный баланс. Осн. уравнение водного баланса: осадки равны стоку плюс испарение.

Сказка «Подружки – Капельки» (сочинение сказки учениками)

Жила я, маленькая капелька, когда – то в большой реке. Вместе с подружками любила играть под лучами ласкового тёплого солнышка. Мы водили хоровод, играли в игры и весело смеялись. Но вдруг невидимая сила подхватила нас и понесла вверх к облакам. Капельки испарились и превратились в пар. «Мы летим!» - прокричали капельки. Когда они были уже достаточно далеко от земли, то почувствовали, что становится прохладно. «По-моему, мы снова превращаемся в водяные капельки», — сказала капелька своей подружке. В это время как раз рядом с ними проплывало красивое белое облако, и Капельки с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле. И эти капельки подружились со всеми остальными и так они путешествовали все вместе!

Чтение сказки Н.А. Рыжова «Жила была река».

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины - электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем от сюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов ... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Обсуждение сказки.

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?

-Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли она вела себя, или нет? Почему?

- Что случилось с горожанами, когда река ушла?

- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с ними? Смогли бы мы жить без них?

- Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?

- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они еще могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?

- Как люди нашего села относятся к рекам - так же, как и люди из сказки или по-другому?

Вывод: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.

IV группа: «Как образовались океаны и озёра?»

В истории Земли существует еще немало неразгаданных тайн и загадок. Одной из них является вопрос о том, как образовались океаны. На самом деле, мы даже не знаем точно, когда это произошло. Представляется, однако, несомненным тот факт, что в самый ранний период развития Земли их не существовало. Возможно, что вначале океан представлял собой огромные облака пара, превращавшегося в воду по мере того, как поверхность Земли остывала. По оценкам ученых, сделанным на основе сведений о количестве минеральных солей в океане, это случилось от 500 000 000 до 1 000 000 000 лет тому назад. Современные теории утверждают, что когда-то почти вся поверхность планеты была морем. Некоторые районы Земли по нескольку раз оказывались под волнами морей. Однако не известно, был лиданный участок дна мирового океана сушей и наоборот. Существует множество доказательств того, что в тот или иной период различные участки суши были покрыты неглубокими морями. Большая часть известняка, песчаника и глинистых сланцев, найденных на твердой суше, являются осадочными породами — отложениями минеральных солей на морском дне в течение миллионов лет. Самый обычный мел представляет собой спрессованное скопление ракушек крохотных существ, когда-то обитавших в морях. Сегодня волны мирового океана покрывают почти три четверти поверхности Земли. Хотя существует еще множество регионов, в которых человек не исследовал океанское дно, но мы приблизительно знаем, каков его вид. Оно не столь разнообразно, как поверхность материков, однако и на нем имеются горные хребты, равнины и глубокие впадины. Озера — это удаленные от моря водоемы, которые заполнили впадины на поверхности Земли. Эти впадины называются бассейнами. Озера образовались в результате стекания воды в низкие места. Озера пополняются в основном за счет дождей и тающего снега. Вода попадает в бассейн озера с ручьями, малыми и большими реками, подземными источниками и грунтовыми водами. Бассейны озер образуются несколькими способами. Некоторые озера — результат разлома и деформации земной коры. Озеро Верхнее в Северной Америке — пример такого озера. Иногда озера создаются вулканами. Поток лавы может заблокировать сток вод в долины и образовать бассейн. Иногда кратер потухшего вулкана заполняется водой. Кратерное озеро в южной части штата Орегон — пример такого озера. Многие озера занимают бассейны, образованные ледниковой эрозией. Все Великие Озера, кроме озера Верхнего и озера Виннипег в Канаде — примеры озер ледникового происхождения. На побережьях волны и прибрежные течения иногда отрезают узкие морские заливы от моря и со временем образуют озера из заливов и устьев рек. Иногда главное течение реки может само построить себе долину, откладывая наносы (грязь и почву) во время разлива. В результате долины притоков заполняются и образуют озера. В местах, где под почвой находится известняк, грунтовые воды растворяют и уносят его, создавая большие подземные пространства, из которых образуются бассейны озер. В штате Флорида много озер такого типа. Озера также могут быть созданы искусственно. Если на реке построить дамбу, она заблокирует поток воды и образуется озеро. Озеро Мид появилось, когда построили Гуверскую дамбу на реке Колорадо.

V группа: «Как появились реки?»

На Земле существует множество рек. Маленькие речушки и ручейки, сливаясь, образуют более крупные. Те несут свои воды в моря и океаны. Другие — как, например, Волга — впадают во внутренние моря и озера. А некоторые, текущие по засушенным регионам, становятся все меньше, пока вовсе не исчезают, испаряясь или уходя всухую почву. Сами реки получают воду за счет осадков, а также от тающих снегов и ледников на вершинах гор, из родников илигорных озер. Крупные реки имеют множество притоков, то есть более мелких рек, впадающих в них. Даже такие американские реки-гиганты, как Огайо и Миссури, на самом деле являются всего лишь притоками еще более полноводной Миссисипи. Каждая из них, в свою очередь, питается более мелкими притоками, так что огромная речная система Миссисипи состоит из тысяч рек, речушек и ручейков. Участок суши, воды которого питают ту или иную систему, называется бассейном реки. Самым большим является бассейн южноамериканской реки Амазонки, территория которого составляет 7 050 000 кв. км. Самая длинная река на свете — африканский Нил, его протяженность 6670 км. Реки не только орошают почву, но и разрушают ее, вымывая понемногу год за годом и унося в океан. Этот процесс протекает медленно, однако за тысячи лет его результаты оказываются весьма заметными. Наглядным примером разрушительного действия реки, оказываемого ею даже на скалы, является Гранд-Каньон, образованный американской рекой Колорадо.

VI группа: «Почему вода в океане солёная?»

Время от времени мы сталкиваемся с некоторыми вопросами, относящимися к нашей Земле, которые представляются нам таинственными и на которые еще не найдено ответов. Например, на­личие соли в воде океанов. Как она туда попала?
Да мы просто не знаем, как соль попала в океан! Конечно, нам известно, что соль растворяется в воде и что она попадает в океаны с дождевой водой. Соль с поверхности Земли постоянно растворяется и попадает в океан. Но мы не знаем, можем ли мы этим объяснить наличие огромного количества соли в океанах. Если высушить все океаны, из оставшейся соли можно было бы построить стену высотой 230 км и толщиной почти 2 км. Такая стена смогла бы обогнуть по экватору весь земной шар. Или другое сравнение. Соль всех высохших океанов по объему в 15 раз больше всего европейского континента! Обычную соль, которой мы ежедневно пользуемся, получают из морской воды, солевых источников или при разработке залежей каменной соли. Морская вода содержит 3-3,5% соли. Внутренние моря, такие, как Средиземное море, Красное море, содержат больше соли, чем открытые моря. Мертвое море, занимая всего 728 кв. км., содержит примерно 10 523 000 000 тонн соли. В среднем в литре морской воды содержится около 30 г соли. Залежи каменной соли в различных частях земли образовались многие миллионы лет назад в результате испарения морской воды. Для образования каменной соли необходимо, чтобы испарилось девять десятых объема морской воды; полагают, что на месте современных залежей этой соли находились внутренние моря. Они испарялись быстрее, чем поступала новая морская вода — вот и появились залежи каменной соли. Основное количество пищевой соли добывают из каменной соли. Обычно к залежам соли прокладывают шахты. По трубам закачивают чистую воду, которая растворяет соль. По второй трубе этот раствор поднимается на поверхность.

VII группа: «Почему вода в Большом Солёном озере солёная?»

Все знают, что океан соленый. Но почему соль содержится во внутриматериковых озерах, таких, как Большое Соленое озеро? Чтобы отве­тить на этот вопрос, нужно знать, как образова­лись озера и что с ними происходило. Озера — это результат скапливания воды в низких местах. Вода в озера поступает главным образом от дождей и таяния снегов. Вода прибы­вает из рек, ручейков, подземных источников и грунтовых вод. Растворенные в пресной воде ми­неральные соли поступают в озера. Эти минеральные вещества извлекаются из земли и из скал, находящихся рядом. В местах с сухим климатом озера быстро теря­ют воду, испаряясь. Когда большое количество воды, поступившей в озеро, испаряется, мине­ральные соли остаются в нем. Эти озера стано­вятся солеными, и содержание соли в них посто­янно увеличивается. Большое Соленое озеро именно такое. Мине­ральные вещества веками поступали в эти озера, и сейчас они содержат свыше 20 процентов мине­ральных веществ, большая часть которых — обыкновенная соль. В связи с большим содержа­нием соли в озерах живут только креветки. Боль­шое Соленое озеро находится на высоте 1220 метров над уровнем моря в северо-западной части штата Юта в США. Мертвое море, которое находится на границе между Израилем и Иорданом, другой пример со­леного озера. Оно лежит на 390 метров ниже уровня моря. В озеро впадает река Иордан, но не вытекает из него ни один ручеек. Небольшое ко­личество дождей и высокий уровень испаряемости привели к тому, что минеральные соли концент­рируются в озере. Оно содержит более 24 про­центов минеральных солей, третья часть кото­рых — обычная соль.

VIII группа: «Работа со схемами»









Подумай и расскажи, какую роль играет вода в твоей жизни. С помощью рисунков расскажи, где в природе встречается вода, какое значение она имеет для растений, животных и человека.



Подумай и скажи от чего загрязняются реки? На что это влияет? Как остановить загрязнение воды? Вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров. Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды. Вывод: Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами, которые мы с вами попробовали установить с помощью опытов.

IX группа: «Вода на службе человека- ГЭС»

Гидроэлектроста́нция (ГЭС) — электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища. Для эффективного производства электроэнергии на ГЭС необходимы два основных фактора: гарантированная обеспеченность водой круглый год и возможно большие уклоны реки, благоприятствуют гидростроительству каньонобразные виды рельефа. Гидроэлектростанции можно встретить в самых неожиданных местах. В России осталось совсем мало ГЭС, построенных до революции, и эксплуатирующихся до сих пор. Экологически же проблемы, вызванные строительством ГЭС, огромны. Огромное количество (до 600 тысяч т) взвешенных частиц в условиях изменённого стока способствуют её заливанию, обмелению. Плотины ГЭС – почти непреодолимое препятствие для рыбы, в том числе и для ценных осётровых, чьё уникальное, самое большое в мире, стадо находится под угрозой исчезновения. Принцип работы ГЭС






Схема плотины ГЭС

Принцип работы ГЭС достаточно прост. Цепь гидротехнических сооружений обеспечивает необходимый напор воды, поступающей на лопасти
гидротурбины, которая приводит в действие генераторы, вырабатывающие электроэнергию. Необходимый напор воды образуется посредством строительства плотины, и как следствие концентрации реки в определенном месте, или деривацией — естественным током воды. В некоторых случаях для получения необходимого напора воды используют совместно и плотину, и деривацию. Непосредственно в самом здании гидроэлектростанции располагается все энергетическое оборудование. В зависимости от назначения, оно имеет свое определенное деление. В машинном зале расположены гидроагрегаты, непосредственно преобразующие энергию тока воды в электрическую энергию. Есть еще всевозможное дополнительное оборудование, устройства управления и контроля над работой ГЭС, трансформаторная станция, распределительные устройства и многое другое. Гидроэлектрические станции разделяются в зависимости от вырабатываемой мощности:

  • мощные — вырабатывают от 25 МВТ и выше;

  • средние — до 25 МВт;

  • малые гидроэлектростанции — до 5 МВт.

Мощность ГЭС напрямую зависит от напора воды, а также от КПД используемого генератора. Из-за того, что по природным законам уровень воды постоянно меняется, в зависимости от сезона, а также еще по ряду причин, в качестве выражения мощности гидроэлектрической станции принято брать цикличную мощность. К примеру, различают годичный, месячный, недельный или суточный циклы работы гидроэлектростанции.



X группа: «Человеческий организм»



По мнению учёных, жизнь на Земле зародилась именно в воде. И сейчас ни один живой организм без воды не выживет. Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился: «Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconИндивидуальное домашнее задание по дисциплине «Дискретная математика»...
Курс математическая логика и теория алгоритмов обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным...
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconУрок окружающего мира в 3 классе «Аквариум маленькая искусственная экосистема»
Это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать...
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года; развивать познавательный интерес; формировать способность...
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconУрок во 2 классе Тема: «Царства живой природы»
Дом природы; картинки с объектами живой и неживой природы; конверты с представителями царства животных для работы в парах, карточки...
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: «Вода и её роль в природе» Цель
Оборудование для учителя: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, презентация
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconТема урока изо
Развивать у детей образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и произведений искусства
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconПояснительная записка
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconЭнергоинформационная безопасность
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconИз книги Елены Бембель
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconСибирский федеральный университет
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» icon«сибирский федеральный университет»
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconДомашнее задание Раздел Учение об эволюции органического мира Закономерности...
Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли. Привлечь учащихся к работе...
Индивидуальное задание по методике преподавания «окружающего мира» Тема проекта: «Вода часть живой природы» iconБиологические ритмы : список литературы
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск