ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 827»
| «СОГЛАСОВАНО»
на заседании МО ________________
протокол № _____
от «____ » _____2014г.
| «СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
«____ » ________2014г. Е.Ю.Савушкина
| «УТВЕРЖДЕНО»
приказом по школе № ____
от «____» _____________ 2014 г.
Директор________________ Н.В.Огородникова
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ ____10_____КЛАССА
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Нифантьева Е.А.
учителя
высшей категория
г. Москва
2014 г.
| Пояснительная записка
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.«Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 34 часа.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; содержание курса нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; структуру курса; перечень лабораторных работ; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса; учебно – методическое обеспечение.
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:
1. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.
2. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011. Содержание тем учебного курса .
| Введение(2ч.)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
|
Основы цитологии (16ч.)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.
| Размножение и индивидуальное развитие( 7ч.)
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
| Основы генетики (8ч.)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека
| Генетика человека (2ч.)
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
|
| Основы селекции и биотехнологии ( 4ч.)
Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
|
|
|
| Учебно - тематический план по биологии 10 класс
Наименование темы
| Кол-во часов
| 1.Введение
| 3
| 2.Основы цитологии
| 11
| 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов
| 9
| 4.Основы генетики
| 7
| 5.Генетика человека
| 3
|
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
• особенности жизни как формы существования материи;
• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
• фундаментальные понятия о биологических системах;
• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности.
уметь
• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
• владеть языком предмета. Литература для учителя:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3. Козлова Т. А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
5. Реброва Л. В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
6. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;
Литература для учащихся: 1. Батуев А.С.,Гуленкова 'М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с. Дополнительная литература:
«Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.
Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та, 1993. – 240с.
Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы,тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека
http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология"
\ КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ, 10 КЛАСС.
Учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы».
Дата
| ТЕМА УРОКА
| ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
|
| Основные понятия
| Домашнее задание
| Биология как наука. Методы научного познания.- 3 часа
|
| 1. Краткая история развития биологии.
| Активизировать знания уч-ся о биологии как науке о живой природе, охарактеризовать основные направления развития современной биологии, продолжить расширение и углубление знаний об истории развития биологии с древнейших времен до настоящего времени, вызвать у уч-ся интерес к изучению общебеиологических проблем.
|
| Клеточная, эволюционная, мутационная теории, генетика
| § 1.1
|
| 2. Сущность жизни и свойства живого.
| Сформировать понятия о сущности жизни, продолжить углубление представлений и знаний о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого, продолжить формирование умений вычленять и характеризовать критерии живого при изучении живой природы.
|
| Основные свойства живой материи,открытая система,биологическая система.
| § 1.2
|
| 3. Уровни организации и методы познания живой природы.
| Охарактеризовать уровни организации живого, показать их тесную взаимосвязь и соподчиненность, сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе, познакомить уч-ся с особенностями и разнообразием методов познания живого.
|
| Методы научного познания :научный факт, научный метод, уровни организации живого:молекулярный,клеточный,организменный,популяционно-видовой,экосистемный,биосферный.
| § 1.3
| Клетка. – 13часов
|
| 4. История изучения клетки. Клеточная теория.
| Познакомить уч-ся с методами изучения клетки, раскрыть основные положения современной клеточной теории, закрепить умение применять эти положения для доказательства материального единства органического мира, показать роль научно-технических достижений в изучении клеток.
|
| Прокариоты и эукариоты ,клетка, клеточная теория, цитология.
| § 2.1
|
| 5. Химический состав живой природы. Неорганические вещества клетки
| .Охарактеризовать химические элементы клетки, выделив особенности макро-,микро-,и ультромикроэлементов; сформировать знания о химическом составе клетки, продолжить формирование умения доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном составе клеток.
Сформировать знания о неорганических веществах клетки,
|
| Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
| § 2.2, 2.3
|
| 6. Органические вещества клетки. Липиды.
| Сформировать знания о многообразии и функциях липидов в клетках и организмах, формировать умение устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.
|
| Биополимеры, липиды ,воска ,фосфолипиды.
| § 2.4
|
| 7. Органические вещества клетки. Углеводы.
| Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки на основе общей характеристики органических веществ, познакомиться с классификацией, строением и функциями углеводов, продолжить формирование умения устанавливать связи между строением и функциями веществ.
|
| Моно-, ди- и полисахариды.
| § 2.5
|
| 8. Органические вещества клетки. Белки.
| Продолжить расширение и углубление знаний о важнейших органических веществах клетки на основе изучения строения и функций белков, сформировать знания о функциях белков и их важнейшей роли в органическом мире, продолжить формировать умения выявлять связи между строением и функциями веществ.
|
| Денатурация, ренатурация, структуры белка.
| § 2.5
|
| 9. Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.
| Раскрыть особую роль нуклеиновых кислот в живой природе-хранение и передача наследственной информации на основе характеристики строения молекул ДНК и РНК как биополимеров, объяснить механизм удвоения ДНК, сформировать умение схематично изображать этот процесс.
|
| ДНК, РНК
| § 2.6
|
| 10. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.
| Начать формирование знаний о строении эукариотической клетки, объяснить суть мембранного принципа её строения, познакомить со строением различных органоидов клетки.
|
| Органоиды, пино- и фагоцитоз
| § 2.7
|
| 11. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.
| Начать формирование знаний о строении эукариотической клетки, объяснить суть мембранного принципа её строения, познакомить со строением различных органоидов клетки.
|
| Органоиды, пино- и фагоцитоз
| § 2.7
|
| 12. Клеточное ядро. Хромосомы.
| Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки на основе изучения главного органоида клетки-ядра, его функций, повторить основные понятия о хромосомном наборе клеток.
|
| Кариотип, хроматин, хромосомы.
| § 2.8
|
| 13. Прокариотическая клетка.
| Начать формирование знаний о строении прокариотической клетки, её сходстве и различии с эукариотической клеткой.
|
| Плазмида, бактерия, нуклеоид.
| § 2.9
|
|
|
|
|
|
|
| 14. Реализация наследственной информации в клетке.
| Раскрыть сущность реализации наследственной информации в клетке на основе важнейшего процесса жизнедеятельности клеток - биосинтеза белка, сформировать знания о генетической информации, генетическом коде, его свойствах, матричных реакциях, особенностях транскрипции и трансляции.
|
| Генетический код, транскрипция, трансляция
| § 2.10
|
| 15. Неклеточные формы жизни.
| Сформировать знания о специфической форме жизни - вирусах и их особой группе - бактериофагах; о специфических чертах строения этих форм жизни, особенностях их размножения, научном и практическом значении.
|
| Вирусы, фаги.
| § 2.11
|
| 16. Урок – обобщение по теме «Клетка».
| Обобщить и углубить знания уч-ся о строении клетки на основе сравнения прокариот и эукариот; закрепить знания об особенностях строения растительных, животных клеток и клеток грибов; углубить понимания уч-ся целостности клетки.
|
|
| § 2.1-2.11
| Организм. – 20 часов
|
| 17. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.
| Сформировать знания уч-ся о том, что организм-это единое целое, показать на примерах многообразие живых организмов, продолжить развивать навыки сравнения на примере сравнения одноклеточных и многоклеточных организмов.
|
| Одноклеточные, многоклеточные организмы, колонии.
| § 3.1
|
| 18. Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.
| Углубить, знания о метаболизме на основе изучения сущности энергетического обмена и особенностей трёх его этапов; убедить уч-ся в большом значении АТФ как важнейшего энергетического вещества клетки.
|
| Метаболизм, анаболизм, катаболизм, анаэробы, аэробы.
| § 3.2
|
| 19. Пластический обмен. Фотосинтез.
| Углубить и расширить знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена; охарактеризовать две фазы фотосинтеза; обосновать космическую роль зелёных растений.
|
| Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, фотолиз
| § 3.3
|
| 20. Деление клетки. Митоз.
| Напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле, познакомить уч-ся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы, углубить знания о репликации ДНК, охарактеризовать основной способ деления эукариот-митоз, раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза.
|
| Жизненный цикл клетки.
| § 3.4
|
| 21. Размножение: половое и бесполое.
| Возобновить в памяти уч-ся общие сведения о размножении в живой природе, приобретенные в предшествующих классах; систематизировать эти сведения и охарактеризовать на новой, цитологической основе, раскрыть сущность и практическое значение как бесполого, так и полового размножения
|
| Спорообразование, фрагментация, шизогония
| § 3.5
|
| 22. Образование половых клеток. Мейоз.
| Продолжить формирование знаний о половом размножении охарактеризовать мейоз, сформировать знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрыть биологическое значение мейоза.
|
| Гаметы, ово- и сперматогенез.
| § 3.6
|
| 23. Оплодотворение.
| Сформировать знания о сущности оплодотворения, объяснить особенности опыления и двойного оплодотворения у цветковых растений, продолжить формирование умения делать вывод о материальном единстве живой природы.
|
| Наружное, внутреннее, двойное оплодотворение.
| § 3.7
|
| 24. Индивидуальное развитие организма.
| Сформировать знания об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить уч-ся с типами онтогенеза и его периодами: эмбриональном и постэмбриональном.
|
| Онтогенез, эмбриогенез, энто-, мезо- и эктодерма.
| § 3.8
|
| 25. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье человека.
| Сформировать знания об онтогенезе человека, продолжить развивать умение сравнивать на примере сравнения онтогенеза человека и других живых организмов, закрепить знания уч-ся о репродуктивном здоровье человека, обобщить и углубить знания уч-ся о влиянии никотина, алкоголя и наркотических средств на развитие зародыша человека.
|
| Эмбриональное и постэмбриональное развитие, составляющие ЗОЖ.
| § 3.9
|
| 26. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости
| Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики, уметь записывать схемы скрещивания.
|
| Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики, уметь записывать схемы скрещивания.
| § 3.10
|
| 27. Моногибридное скрещивание
| Давать определение понятиям: Аллельные гены. Гомозигота Гетерозигота. Доминантный признак. Моногибридное скрещивание. Рецессивный признак
|
| Мендель –основоположник генетики.Закономерности наследования установленные Г.Менделем. Моногибридное
скрещивание. Статистический характер законов Г.Менделя
| § 3.11
|
| 28. Дигибридное скрещивание
| Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола, особенности наследования признаков сцепленных с полом.
|
| Учащиеся должны знать 3-й закон Менделя, уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета.
| § 3.12
|
| 29. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование
| Формулировать закон сцепленного наследования Т.Моргана
|
| Группа сцепления, генетические карты Сцепленное наследование генов. Нарушения сцепления. Перекрест хромосом. Закон Т.Морган
| § 3.13
|
| 30. Современное представление о гене и геноме
| Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана. Объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом.
|
| Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.
| § 3.14
|
| 31. Генетика пола
| Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана. Объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом.
|
| Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека
| § 3.15
|
| 32. Изменчивость наследственная и ненаследственная
| Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, сущность и статистические закономерности модификационной изменчивости.
|
| Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.
| § 3.16
|
| 33. Генетика и здоровье человека
| Самостоятельно работать со всеми компонентами учебника. Составлять конспекты. Рефераты, готовить сообщения.
|
| Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
| § 3.17
|
| 34.Селекция основные методы и достижения
| Учащиеся должны знать предмет, задачи и методы селекции растений и животных.
|
| предмет, задачи и методы селекции растений и животных.
| § 3.18
|
| 35. Биотехнология: достижения и перспективы развития
| Учащиеся должны знать особенности селекции микроорганизмов, успехи современной биотехнологии.
|
| особенности селекции микроорганизмов, успехи современной биотехнологии
| § 3.19
|
| 36. Итоговый мониторинг по курсу «Общей биологии» за 10 класс.
| Обобщить и систематизировать знания уч-ся, полученные на уроках общей биологии, проверить уровень усвоения школьниками данного курса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |