Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/15
Дата публикации29.12.2013
Размер2.79 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Биология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МЗ РФ



ПРАКТИКУМ

ПО МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ И ВИРУСОЛОГИИ

Учебное пособие




(Часть II)



Махачкала 2012

УДК - 579

ББК 52.64

П. 69

М.С. Саидов, А.Д. Гаджиева, Т.В. Царуева, Л.А. Гамидова,

Г.М. Газиев, А.И. Алиева, Б.М. Саидова, Ф.С. Акаева,

Р.И. Исаева, П.С. Саидова, З. М. Муталипова, Р.Ю. Базихова.
Рецензент:

Д.Р. Ахмедов – зав. кафедрой инфекционных болезней ДГМА, д.м.н. профессор.
П. 69 Практикум по микробиологии: учебное пособие для медицинских вузов (под редакцией зав.каф. микробиологии вирусологии и иммунологии доц. М.С. Саидова). Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2012.


Практикум составлен в соответствии с действующей типовой программой по медицинской микробиологии и вирусологии. В учебном пособии приведены краткие сведения о возбудителе, основные методы диагностики инфекционных заболеваний. Он предназначен для самостоятельной подготовки студентов к лабораторным занятиям и освоения практических навыков. В приложении даны типовые ситуационные задачи, тестовые задания для контроля усвоения студентами материала.

Рекомендовано к печати и использованию в учебном процессе ЦКМС ДГМА.
Содержание
Частная микробиология-------------------------------------------------------

Список сокращений---------------------------------------------------------------

Занятие №1. Общая характеристика семейства Enterobacteriaceae.

Микробиологическая диагностика эшерихиозов.--------------------------

Занятие №2. Микробиологическая диагностика брюшного тифа

и паратифов--------------------------------------------------------------------------

Занятие №3. Микробиологическая диагностика брюшного тифа (продолжение). Серологическая диагностика брюшного тифа---------------

Занятие №4. Микробиологическая диагностика сальмонеллезов

пищевых токсикоинфекций----------------------------------------------

Занятие №5. Микробиологическая диагностика дизентерии-------------

Занятие №6. Микробиологическая диагностика холеры------------------

Занятие №7. Итоговое занятие по разделу: Микробиологическая диагностика кишечных инфекций----------------------------------------------------

Занятие №8. Микробиологическая диагностика стафилококковых инфекций. Бактериологическое исследование гноя (1день исследования)---

Занятие №9. Микробиологическая диагностика стрептококковых инфекций. Бактериологическое исследование гноя (2день исследования)---

Занятие № 10. Нейссерии. Микробиологическая диагностика менингококковых и гонококковых инфекций. Бактериологическое исследование гноя (3 день исследования)-------------------------------------------------------

Занятие № 11. Микробиологическая диагностика анаэробных инфекций. Бактериологическое исследование гноя (заключение)---------------

Занятие № 12. Микробиологическая диагностика дифтерии и коклюша-

Занятие №13. Микробиологическая диагностика туберкулеза-----------

Занятие №14. Микробиологическая диагностика бруцеллеза и сибирской язвы----------------------------------------------------------------------------

Занятие №15. Микробиологическая диагностика чумы и туляремии-----

Занятие №16. Итоговое занятие по темам №№:8-15.----------------------

Занятие №17. Спирохетозы. Микробиологическая диагностика сифилиса-----------------------------------------------------------------------

Занятие №18. Микробиологическая диагностика риккетсиозов, хламидиозов-------------------------------------------------------------------------------

Частная вирусология

Занятие №19. Методы микробиологической диагностики вирусных

инфекций-------------------------------------------------------------------------

Занятие №20. Микробиологическая диагностика острых респираторных вирусных инфекций грипп -----------------------------------------------------

Занятие №21. Микробиологическая диагностика энтеровирусных инфекций. Микробиологическая диагностика полиомиелита--------------

Занятие №22. Микробиологическая диагностика вирусных гепатитов, микробиологическая диагностика, ВИЧ-инфекции-------------------------

Занятие №23. Микробиологическая диагностика герпесвирусных инфекций. Онкогенные вирусы-------------------------------------------------------

Занятие №24. Итоговое занятие по медицинской вирусологии----

Список рекомендуемой литературы---------------------------------------------

Приложение---------------------------------------------------------------------------
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АГ – антиген

АТ – антитело

ВГА – вирус гепатита А

ВГВ – вирус гепатита В

ВГС – вирус гепатита С

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

ВПЧ – вирус папилломы человека

ВПГ – вирус простого герпеса

ВУИ – внутриутробные инфекции

ИФА, ИФМ – иммуноферментный анализ, метод

КОЕ – колониеобразующая единица

МПА – мясопептонный агар

МПБ – мясопептонный бульон

ОМЧ – общее микробное число

ОП – оптическая плотность

РА – реакция агглютинации

РН – реакция нейтрализации

РИМ – радиоиммунный метод

РИФ – реакция иммунофлюоресценции

РНИФ- реакция непрямой иммунофлюоресценции

РПГА (РНГА) – реакция пассивной (непрямой) гемагглютинации

РТГА – реакция торможения гемагглютинации

РСК – реакция связывания комплемента

ПЦР – полимеразно – цепная реакция

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ЦМВ (CMV) – цитомегаловирус


ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

Занятие 1
ТЕМА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙСТВА ENTEROBACTERIACEAE. МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭШЕРИХИОЗОВ.

Цель: изучить биологические свойства кишечной палочки. Методы микробиологической диагностики эшерихиозов.
К кишечной группе инфекций относятся заболевания, заражение при которых происходит через ротовую полость. К ним относятся эшерихиозы, вызванные кишечной палочкой, брюшной тиф, паратифы А и В, дизентерия, пищевые токсикоинфекции, холера.

Возбудители кишечных инфекций в основном относятся к семейству Enterobacteriaceae, включающее более 20 родов. Поражение у человека вызывают бактерии родов Escherichia, Shigella, Salmonella, Klebsiella, Proteus, Citrobacter, Serratia, Iersinia и другие.

Это грамотрицательные палочки средней величины с закругленными концами, подвижные или неподвижные, спор не образуют, аэробы или факультативные анаэробы, хемоорганотрофы, каталаза-положительные, оксидаза-отрицательные. Кроме родов, включающих классические патогены, возрастает роль условно-патогенных бактерий, часто вызывающих оппортунистические инфекции.

Типовым представителем рода Esherichia является E coli. На средах Гисса или МТС-5У она разлагает все углеводы, кроме сахарозы, до кислоты и газа. Брюшнотифозная и дизентерийные палочки на этих средах разлагают глюкозу, мальтозу и маннит до кислоты без газа, а лактозу и сахарозу не разлагают. На среде Эндо колонии кишечной палочки красные, т.к. они разлагают лактозу, фуксин восстанавливается и окрашивает колонии в красный цвет, а колонии брюшного тифа и дизентерии бесцветные, так как они лактозу не разлагают.

Кишечная палочка Escherichia coli открыта Т. Эшерихом в 1885 году из испражнений грудного младенца. Род представлен грамотрицательными подвижными (перитрихи) палочками средней величины. У большинства представителей есть микрокапсула. Оптимум температуры 37°, ферментируют углеводы с образованием кислоты и газа.

Esherchia входят в состав микрофлоры толстого кишечника (в 1 г испражнений в норме содержится 4 млн.клеток кишечной палочки). Кишечные палочки рассматривают как санитарно-показательные микробы (СПМ) при бактериологическом исследовании воды и пищевых продуктов.

Кишечная палочка – основной возбудитель эшерихиозов у человека, она вызывает кишечные инфекции, поражения мочевыводящих путей, бактериемии, менингиты, сепсис.

Она имеет антигены: липополисахаридные (О-), жгутиковые белковые (Н-), капсульные полисахаридные (К-). Капсульные антигены делятся на группы: А-термостабильный, В и L-термолабильные. Поскольку морфологических различий между патогенными и непатогенными кишечными палочками нет, их дифференцировка основана на различиях в структуре антигена. В настоящее время различают 173 разновидности О-антигена, и 57 Н-антигена.

Кишечные палочки по антигенной структуре разделяют на следующие патогенные серовары:

  1. энтеропатогенные

  2. энтеротоксигенные

  3. энтероинвазивные

  4. энтерогеморрагические (табл.1)

Основным методом исследования при коли-инфекциях является бактериологический. Иммунитет при этих инфекциях не напряженный, возможно повторное заражение.
Таблица 1

Диареегенные эшерихии






СЕРОВАРЫ

1.

ЭПКП

О26, О44, О55, О111, О86, О119 и др.

2.

ЭТКП

О6, О8, О15, О20, О25, О114, О148 и др.

3.

ЭИКП

О29, О124, О135, О136, О143, О144 и др.

4.

ЭГКП

О26, О111, О157


Для лечения эшерихиозов применяют антибактериальные средства (ампициллин, ко-тримоксазол, норфлоксацин и др.). Специфическую профилактику не проводят. Профилактика коли-инфекций направлена на соблюдение санитарно-гигиенических правил, предупреждение инфицирования продуктов питания, воды и т.д.

При длительном лечении антибиотиками подавляется нормальная микрофлора, рост кишечной палочки и развивается дисбактериоз, для лечения которого применяют: колибактерин, лактобактерин, бифидумбактерин, бификол.

Положительная роль кишечной палочки в организме человека:

  1. входит в состав нормальной микрофлоры кишечника;

  2. вырабатывает витамины группы В, К и Е;

  3. является антагонистом других возбудителей кишечной группы микробов.

  4. постоянно иммунизирует организм.


Самостоятельная работа

  1. Изучить схему бактериологического исследования испражнений при колиэнтеритах.

  2. Произвести посев испражнений больного колиэнтеритом ребенка на среду Эндо.

  3. Изучить на демонстрационном материале выросшие колонии:

а) отобрать колонии красного цвета на среде Эндо, сделать мазок, окрасить по Граму, микроскопировать, зарисовать,

б) отобрать 10 красных колоний, поставить реакцию агглютинации на стекле со смесью ОВ-коли сывороток и при положительном результате – реакцию агглютинации с типовыми сыворотками,

в) пересеять агглютинабильные колонии на скошенный МПА или среду Ресселя для накопления чистой культуры.

4. Из чистой культуры кишечной палочки:

а) поставить реакцию агглютинации на стекле со смесью ОВ-сывороток,

б) поставить реакцию агглютинации с типовыми сыворотками (О26, О55, О111),

в) поставить развернутую реакцию агглютинации с живой и гретой культурой с соответствующей О-сывороткой,

г) определить чувствительность к антибиотикам методом бумажных дисков.

5. На демонстрационном материале произвести учет пестрого ряда или МТС-5У. Учет антибиотикограммы.

6. Составить протокол и дать заключение.

Схема 1. Микробиологическое ис следование эшерихиозов

(по Борисову Л.Б. 2001)

Испражнения

Посев на среду Эндо

I этап

II этап

Характер и цвет колоний

Мазок, окраска по Граму

Пересев агглютинабельных колоний на скошенный МПА или среду Расселя

для выделения

чистой культуры

Реакция агглютинации на стекле 10 колоний со смесью

О-коли

сывороток

III этап

Окраска по Граму, микроскопия

Реакция агглютинации на стекле со смесью

ОK- сывороток

Развернутая реакция агглютинации

Реакция агглютинации с типоспецифическими сыворотками

Посев на пестрый ряд и МПБ

Окончательный ответ

Указания к самостоятельной работе

  1. При изучении кишечной группы бактерий необходимо отметить какие роды входят в состав семейства Enterobacteriacеae, представители которого вызывают кишечные заболевания.

  2. Охарактеризовать сходство и отличие кишечной палочки от возбудителей брюшного тифа, паратифов А,В, дизентерии.

  3. При посеве испражнений на среду Эндо через сутки на ней вырастают красные колонии с металлическим блеском. В состав среды Эндо входят: МПА, лактоза и обесцвеченный фуксин. При росте кишечной палочки, разлагается лактоза, фуксин восстанавливается и окрашивает колонии в красный цвет. Красные колонии кишечной палочки внешне одинаковы. Для дальнейшего исследования берут выборочно 10 колоний, ставят реакцию агглютинации со смесью О-В сывороток. Колонию, давшую положительную агглютинацию, пересевают на среду Ресселя для выделения чистой культуры. Среда Ресселя представляет короткий пестрый ряд – МПА, лактозу и глюкозу. Кишечная палочка, разлагает и лактозу и глюкозу, и вся среда окрашивается в синий цвет. Для определения чистоты культуры мазки красим по Граму, микроскопируем. С чистой культурой необходимо поставить реакцию агглютинации со смесью ОК-сывороток, отдельно с каждой сывороткой и с сывороткой, давшей положительную реакцию, поставить 2 развернутые реакции с гретой и негретой культурами. Чистую культуру посеять на среды Гисса или МТС-5У для изучения биохимических свойств и на МПБ – для изучения протеолитических свойств.

В мазках отмечается грамотрицательные палочки средней величины с закругленными концами.

Посевы на средах Гисса и штативы с развернутыми реакциями агглютинации помещают в термостат на сутки при t 37°С.

На средах Гисса или МТС-5У разлагаются глюкоза, мальтоза, маннит, лактоза, а сахароза не разлагается. На МПБ выделяются: сероводород – бумажка, пропитанная уксуснокислым свинцом чернеет; индол – бумажка, пропитанная щавелевой кислотой розовеет; аммиак – красная лакмусовая бумажка синеет.

Идентификацию выделенной чистой культуры проводят на основании морфологических, тинкториальных, культуральных, биохимических и антигенных свойств.

Таблица 2

Препараты для специфической профилактики и терапии эшерихиозов

Препарат

Состав

Назначение

Коли-бактерин

Живая культура E.coli штамма М-17

Применяется при дисбактериозе кишечника, лечении хронических колитов, эшерихиозов

Бифидумбактерин

Живая культура B.bifidum

Для лечения хронических кишечных инфекций, дисбактериоза

Бификол

Живая культура E.coli штамма М-17 и B.bifidum

Для лечения хронических кишечных инфекций, дисбактериоза

Лактобактерин

Живые молочнокислые бактерии

Для лечения хронических кишечных инфекций, дисбактериоза

Коли-протейный

бактериофаг

Фаги, лизирующие эшерихии и протей

Для лечения и профилактики

Коли-бактериофаг

Фаги, лизирующие эшерихии наиболее распростаненных серогрупп

Для лечения внутренних органов, местно на пораженный участок, рану, в полость при абсцессах.


Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные роды семейства кишечных бактерий.

  2. Какова физиологическая роль кишечной палочки в организме человека?

  3. Назовите антигены кишечной палочки и укажите их локализацию в бактериальной клетке.

  4. Укажите морфологические, тинкториальные, культуральные и ферментативные свойства кишечной палочки.

  5. Какие вы знаете патогенные серовары кишечной палочки?

  6. Какие заболевания вызывают патогенные серовары кишечной палочки?

  7. В чем особенность бактериологической диагностики коли-энтеритов?

  8. Назовите препараты, применяемые для лечения колиэнтеритов.

  9. Почему кишечная палочка является санитарным показателем загрязнения окружающей среды?



Занятие 2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск