Название раздела





Скачать 245.71 Kb.
НазваниеНазвание раздела
Дата публикации04.07.2013
Размер245.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы

Название раздела

Кол-во часов на этот раздел

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

Темы уроков

Домашнее задание

Дата

1. Введение в основы общей биологии




Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика. Знать методы изучения живых объектов. Наблюдать и описывать биологические объекты.

Знать признаки живых организмов, понимать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, раздражимости.

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках. Ориентироваться в разнообразии организации живых объектов. Приводить примеры взаимосвязи тканей органов. Систем органов. Знать уровни организации живой природы.

1.Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов.

Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток.

§1-4




2. Основы учения о клетке




Выделять признаки биологических объектов: клеток различных систематических групп, уметь объяснять общность происхождения растений и животных. Выделять признаки биологического объекта – состав клетки. Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы. Сделать выводы на основе сравнения.

Выделять признаки биологического объекта – состав клетки. Особенности химического состава живых организмов. (белки, аминокислоты, ферменты, нуклеиновые кислоты.)



2. Химический состав клетки.

Органические вещества клетки. Строение клетки.

Основные органоиды клетки




§5-8







     

Сравнивать клетки различных систематических групп, делать выводы на основе сравнения. Уметь рассматривать клетки на готовых микропрепаратах.

Выделять сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии.

Выделять сущность биологических процессов биосинтеза белка.

Выделять сущность биологических процессов, биосинтеза углеводов.(Фотосинтез)

Выделять сущность биологического процесса окисления в процессе дыхания.

Уметь проводить самостоятель-ный поиск биологической информации в тексте учебника, значение биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.43.

3.Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белков в живой клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клетки энергией.


§9-12





4.Контроль знаний по теме «Основы учения о клетке».

Типы размножения организмов. Деление клетки. Митоз Образование половых клеток. Мейоз.


§13-15





3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)




Понимать сущность процесса размножения, его особенности у растений и животных.

Выделять биологический процесс деления клеток, (митоз) знать его сущность, уметь рассматривать на готовых микропрепаратах.

Выделять биологический процесс деления клеток, (мейоз) знать его сущность, уметь объяснять причины наследственности и изменчивости,

Знать сущность роста и развития организма, анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.58-59, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

5.Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

Контроль знаний потеме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Наука генетика. Из истории развития генетики.

Основные понятия генетики.

Генетические опыты Г.Менделя.

§16-18













Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены.

Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять:

>причины наследственности и изменчивости;

>роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.




4. Основы наследственности и изменчивости




Давать определения понятиям: гибридологический метод, гомо зигота, гетерозиготная, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать:

механизм проявления закономерностей моногибридного
скрещивания;

механизм неполного доминирования.

Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять:

схему моногибридного скрещивания;

схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять:

по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;

по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.







Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования. Анализировать:

>содержание определений основных понятий;

>схему дигибридного скрещивания.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Давать определения терминам. Приводить примеры:

>аллельного взаимодействия генов;

>неаллельного взаимодействия генов.

Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.


6. Дигибридное скрещивание.

Сцепленное наследование.

Взаимодействие аллельных и неал-лельных генов. Наследование признаков, сцепленных с полом.



§19-22











Давать определение термину аутосомы.

Называть:

>типы хромосом в генотипе;

>число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Объяснять:

>причину соотношения полов 1:1;

> причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Решать простейшие генетические задачи.
















Давать определение термину изменчивость.

Называть вещество, обеспечивающее:

>явление наследственности;

>биологическую роль хромосом;

> основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Называть:

>виды наследственной изменчивости;

>уровни изменения генотипа, виды мутаций;

>свойства мутаций.

Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры:

>ненаследственной изменчивости (модификаций);

нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Характеризовать модификационную изменчивость. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.97-98, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры:

>ненаследственной изменчивости (модификаций); Унормы реакции признаков; Зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Характеризовать модификационную изменчивость. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.97-98, в биологических словарях и справочниках.

7. Наследственная изменчивость. Другие типы изменчивости.

Зачет «Основы наследственности и изменчивости». Генетические основы селекции организмов

§23-25











Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий.

Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции.

Объяснять:

>причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; >значение для селекционной работы закона гомологических рядов;

>роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.










Давать определения понятиям порода, сорт.

Называть методы селекции растений.

Приводить примеры сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Давать определения понятиям порода, сорт.

Называть методы селекции животных.

Приводить примеры пород животных.

Характеризовать методы селекции животных.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Давать определение понятиям: биотехнология, штамм.

8. Особенности селекции растений. Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле..

§17-25

Повторить

§ 27-29








Происхождение жизни и развитие органического мира.




Давать определение термину гипотеза. Называть этапы развития жизни.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Давать определение терминам ароморфоз, идиоадаптация.

Приводить примеры:

>растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое;

>ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя;

>идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.



9. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Этапы развития жизни на Земле. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

Идея развития органического мира в биологии


§30-33








Учение об эволюции




Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать

предпосылки учения Ч.Дарвина.

Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность понятий теория, научный факт. Выделять отличия в эволюционных взглядов Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Называть:

>основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; >движущие силы эволюции; >формы борьбы за существо вание и приводить примеры

проявления. Характеризовать:

>сущность борьбы за существование;

> сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.

Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.

Выявлять относительность приспособлений.


10. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина,

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде.

Выявление приспособленности к среде обитания.

Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его структура и особенности

.

§34-36











Называть признаки популяций.

Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид, популяция.

Отличать понятия вид и популяция.

Приводить примеры:

>видов животных и растений;

>практического значения изучения популяций. Характеризовать критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.










Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать:

>сущность и этапы географического видообразования; >сущность экологического видообразования.

Анализировать содержание определений понятия микроэволюция.

Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.

Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс.

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять:

>роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;

>сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы.

Анализировать и оценивать:

Последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

> роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

11. Процесс образования видов - видообразование.

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

Основные направления эволюции.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

§37-38













Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с. 161, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

12. Зачет «Учение об эволюции».

Место и особенности человека в системе органического мира.

Доказател ьства эволюционного происхождения человека.

Этапы эволюции вида Человек разумный.

повторить материал учебника об эволюции органического мира.

§39-42




Происхождение года. (Антропогенез)




Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Объяснять:

>место и роль человека в природе;

Сродство человека с животными. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.

Объяснять:

>место и роль человека в природе;

>родство человека с млекопитающими животными.

Называть признаки биологического объекта - человека. Объяснять:

>место и роль человека в природе;

>родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека.







Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с. 184, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

13. Человеческие расы, их родство и происхождение. Зачет «Происхождение человека. Антропогенез».

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

Закономерности действия факторов среды на организмы.

§43.

Повторение.

§36-43

§ 44-45










Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с. 184, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.




Основы экологии.




Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.

Объяснять:

взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.







Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры:

> разных типов взаимодействия организмов;

>организмов разных функциональных групп.

Характеризовать разные типы взаимоотношений. Анализировать содержание рисунков учебника.

Называть:

>признаки биологического объекта - популяции: показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

Изучать процессы, происходящие в популяции.

Называть:

>признаки биологического

объекта - популяции;

>показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

Изучать процессы, происходящие в популяции.

14. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

Биотические связи в природе. Популяции как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика её численности

§45-49











Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть:

>компоненты биогеоценоза;

>признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать:

>структуру наземных и водных экосистем;

>роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Объяснять причины устойчивости экосистемы.



15. Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

§50-53










Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать:

>биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; >проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять:

>значение круговорота веществ в экосистеме;

Называть:

>признаки экосистем и агроэкосистем;

>типы сукцессионных изменений;

>факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии.

Описывать свойство сукцессии.

Анализировать содержание определения основного понятия.

Объяснять сущность и причины сукцессии. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения.
Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса).

Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять:

взаимосвязи организмов и окружающей среды; >типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать состояние биоценоза.

Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.


Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

Составление схем передачи веществ и энергии. Развитие и смена биогеоценозов. Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
















Давать определение понятию биосфера. Называть:.

> признаки биосферы;

>структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.

Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов. Анализировать и оценивать:

Последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

>роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.

Раскрывать сущность рационального природопользования. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Называть:

>современные глобальные экологические проблемы; >антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы

Анализировать и оценивать:

>последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи.

16. Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и её охрана. Экологические проблемы Становление современной теории эволюции..

§54-57

повторить материал учебника об эволюции органического мира.

повторить материал учебника о строении и функционировании клетки.













Описывать:

>химический состав клетки;

>структуру эукариотической клетки;

>процессы, протекающие в клетке.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур. Характеризовать роль различных клеточных структур в процессах, протекающих в клетке.

Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике.

Знать признаки биосферы, уметь объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы, объяснять необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы, объяснять необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

17. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Основные законы устойчивости живой природы.

Рациональное использование природы и её охрана.

Итоговый тест по курсу «Основы общей биологии».

повторить материал учебника по теме «Основы экологии».

§58-60




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название раздела iconНазвание: 900 дней и ночей
Название темы и раздела учебного курса: Великая война и Великая Победа. История нашей страны
Название раздела iconРеферат по физике на тему: «…» Ученика(цы) Родионовой Ирины Петровны
Название раздела
Название раздела iconНазвание раздела
Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать
Название раздела iconНазвание раздела
Распределение трудоёмкости дисциплины (модуля) и видов учебной работы по семестрам
Название раздела iconНазвание раздела
Удовлетворенность родителей воспитательной системой класса (по итогам анкет, опросов)
Название раздела iconНазвание раздела
Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины
Название раздела iconНазвание раздела
Распределение трудоёмкости дисциплины (модуля) и видов учебной работы по семестрам
Название раздела iconНазвание раздела
Распределение трудоёмкости дисциплины (модуля) и видов учебной работы по семестрам
Название раздела iconНазвание раздела, темы
Заключение хозяйственного договора. Структура договорных связей в хозяйственных отношениях
Название раздела iconНазвание раздела
Реализация поставленных задач и обоснование выбора методической темы в 2013-2014 уч г
Название раздела iconПараметры страницы
Название раздела – стиль Заголовок 2 (Arial, 14 пт, полужирный, курсив), выравнивание по центру
Название раздела iconНазвание раздела, темы
«От чего захватывает дух». Введение в книгу. Н. С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны»
Название раздела iconНазвание раздела. Тема урока
Периодическая система химических элементов. Мультимедийное пособие «Химия 8 класс»
Название раздела iconНазвание раздела, темы уроков
Составление вопросов к статье учебника, беседа, анкетирование, письменный ответ на вопрос
Название раздела iconНазвание раздела. Тема урока
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности
Название раздела iconНазвание раздела. Тема урока
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск