Название раздела
| Кол-во часов на этот раздел
| Характеристика основных видов
деятельности учащихся
| Темы уроков
| Домашнее задание
| Дата
|
1. Введение в основы общей биологии
|
| Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика. Знать методы изучения живых объектов. Наблюдать и описывать биологические объекты.
Знать признаки живых организмов, понимать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, раздражимости.
Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках. Ориентироваться в разнообразии организации живых объектов. Приводить примеры взаимосвязи тканей органов. Систем органов. Знать уровни организации живой природы.
| 1.Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов.
Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток.
| §1-4
|
|
2. Основы учения о клетке
|
| Выделять признаки биологических объектов: клеток различных систематических групп, уметь объяснять общность происхождения растений и животных. Выделять признаки биологического объекта – состав клетки. Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы. Сделать выводы на основе сравнения.
Выделять признаки биологического объекта – состав клетки. Особенности химического состава живых организмов. (белки, аминокислоты, ферменты, нуклеиновые кислоты.)
|
2. Химический состав клетки.
Органические вещества клетки. Строение клетки.
Основные органоиды клетки
|
§5-8
|
|
|
| Сравнивать клетки различных систематических групп, делать выводы на основе сравнения. Уметь рассматривать клетки на готовых микропрепаратах.
Выделять сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии.
Выделять сущность биологических процессов биосинтеза белка.
Выделять сущность биологических процессов, биосинтеза углеводов.(Фотосинтез)
Выделять сущность биологического процесса окисления в процессе дыхания.
Уметь проводить самостоятель-ный поиск биологической информации в тексте учебника, значение биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.43.
| 3.Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белков в живой клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клетки энергией.
|
§9-12
|
|
4.Контроль знаний по теме «Основы учения о клетке».
Типы размножения организмов. Деление клетки. Митоз Образование половых клеток. Мейоз.
|
§13-15
|
|
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
|
| Понимать сущность процесса размножения, его особенности у растений и животных.
Выделять биологический процесс деления клеток, (митоз) знать его сущность, уметь рассматривать на готовых микропрепаратах.
Выделять биологический процесс деления клеток, (мейоз) знать его сущность, уметь объяснять причины наследственности и изменчивости,
Знать сущность роста и развития организма, анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.58-59, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
|
5.Индивидуальное развитие организма – онтогенез.
Контроль знаний потеме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Наука генетика. Из истории развития генетики.
Основные понятия генетики.
Генетические опыты Г.Менделя.
| §16-18
|
|
|
|
| Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены.
Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом.
Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.
Объяснять:
>причины наследственности и изменчивости;
>роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
|
|
4. Основы наследственности и изменчивости
|
| Давать определения понятиям: гибридологический метод, гомо зигота, гетерозиготная, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.
Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.
Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.
Описывать:
механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания;
механизм неполного доминирования.
Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.
Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять:
схему моногибридного скрещивания;
схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять:
по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;
по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
|
|
| Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
Называть условия закона независимого наследования. Анализировать:
>содержание определений основных понятий;
>схему дигибридного скрещивания.
Составлять схему дигибридного скрещивания.
Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.
Давать определения терминам. Приводить примеры:
>аллельного взаимодействия генов;
>неаллельного взаимодействия генов.
Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.
|
6. Дигибридное скрещивание.
Сцепленное наследование.
Взаимодействие аллельных и неал-лельных генов. Наследование признаков, сцепленных с полом.
|
§19-22
|
|
|
| Давать определение термину аутосомы.
Называть:
>типы хромосом в генотипе;
>число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.
Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.
Объяснять:
>причину соотношения полов 1:1;
> причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
Решать простейшие генетические задачи.
|
|
|
|
|
| Давать определение термину изменчивость.
Называть вещество, обеспечивающее:
>явление наследственности;
>биологическую роль хромосом;
> основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость
Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.
Называть:
>виды наследственной изменчивости;
>уровни изменения генотипа, виды мутаций;
>свойства мутаций.
Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры:
>ненаследственной изменчивости (модификаций);
нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.
Характеризовать модификационную изменчивость. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.97-98, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры:
>ненаследственной изменчивости (модификаций); Унормы реакции признаков; Зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.
Характеризовать модификационную изменчивость. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.97-98, в биологических словарях и справочниках.
| 7. Наследственная изменчивость. Другие типы изменчивости.
Зачет «Основы наследственности и изменчивости». Генетические основы селекции организмов
| §23-25
|
|
|
| Называть практическое значение генетики.
Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий.
Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции.
Объяснять:
>причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; >значение для селекционной работы закона гомологических рядов;
>роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
|
|
|
| Давать определения понятиям порода, сорт.
Называть методы селекции растений.
Приводить примеры сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Давать определения понятиям порода, сорт.
Называть методы селекции животных.
Приводить примеры пород животных.
Характеризовать методы селекции животных.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Давать определение понятиям: биотехнология, штамм.
| 8. Особенности селекции растений. Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле..
| §17-25
Повторить
§ 27-29
|
|
|
Происхождение жизни и развитие органического мира.
|
| Давать определение термину гипотеза. Называть этапы развития жизни.
Характеризовать основные представления о возникновении жизни.
Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.
Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции.
Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки.
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Давать определение терминам ароморфоз, идиоадаптация.
Приводить примеры:
>растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое;
>ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя;
>идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни.
Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.
|
9. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Этапы развития жизни на Земле. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.
Идея развития органического мира в биологии
|
§30-33
|
|
|
Учение об эволюции
|
| Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать
предпосылки учения Ч.Дарвина.
Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.
Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность понятий теория, научный факт. Выделять отличия в эволюционных взглядов Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.
Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Называть:
>основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; >движущие силы эволюции; >формы борьбы за существо вание и приводить примеры
проявления. Характеризовать:
>сущность борьбы за существование;
> сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.
Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.
Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.
Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.
Выявлять относительность приспособлений.
| 10. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина,
Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде.
Выявление приспособленности к среде обитания.
Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его структура и особенности
.
| §34-36
|
|
|
| Называть признаки популяций.
Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид, популяция.
Отличать понятия вид и популяция.
Приводить примеры:
>видов животных и растений;
>практического значения изучения популяций. Характеризовать критерии вида.
Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.
|
|
|
| Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать:
>сущность и этапы географического видообразования; >сущность экологического видообразования.
Анализировать содержание определений понятия микроэволюция.
Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.
Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс.
Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции.
Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять:
>роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
>сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.
Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы.
Анализировать и оценивать:
Последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
> роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
| 11. Процесс образования видов - видообразование.
Понятие о микроэволюции и макроэволюции.
Основные направления эволюции.
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.
| §37-38
|
|
|
|
| Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с. 161, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
| 12. Зачет «Учение об эволюции».
Место и особенности человека в системе органического мира.
Доказател ьства эволюционного происхождения человека.
Этапы эволюции вида Человек разумный.
| повторить материал учебника об эволюции органического мира.
§39-42
|
|
Происхождение года. (Антропогенез)
|
| Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Объяснять:
>место и роль человека в природе;
Сродство человека с животными. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.
Объяснять:
>место и роль человека в природе;
>родство человека с млекопитающими животными.
Называть признаки биологического объекта - человека. Объяснять:
>место и роль человека в природе;
>родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека.
|
|
| Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.
Доказывать единство человеческих рас.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с. 184, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
| 13. Человеческие расы, их родство и происхождение. Зачет «Происхождение человека. Антропогенез».
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.
Закономерности действия факторов среды на организмы.
| §43.
Повторение.
§36-43
§ 44-45
|
|
|
| Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.
Доказывать единство человеческих рас.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий «Проверьте себя» на с. 184, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
|
|
Основы экологии.
|
| Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.
Объяснять:
взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
|
|
| Выявлять приспособления организмов к среде обитания.
Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры:
> разных типов взаимодействия организмов;
>организмов разных функциональных групп.
Характеризовать разные типы взаимоотношений. Анализировать содержание рисунков учебника.
Называть:
>признаки биологического объекта - популяции: показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).
Изучать процессы, происходящие в популяции.
Называть:
>признаки биологического
объекта - популяции;
>показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).
Изучать процессы, происходящие в популяции.
| 14. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды
Биотические связи в природе. Популяции как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика её численности
| §45-49
|
|
|
| Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть:
>компоненты биогеоценоза;
>признаки и свойства экосистемы.
Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.
Характеризовать:
>структуру наземных и водных экосистем;
>роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Объяснять причины устойчивости экосистемы.
| 15. Биоценоз как сообщество живых организмов в природе
| §50-53
|
|
|
| Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать:
>биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; >проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять:
>значение круговорота веществ в экосистеме;
Называть:
>признаки экосистем и агроэкосистем;
>типы сукцессионных изменений;
>факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии.
Описывать свойство сукцессии.
Анализировать содержание определения основного понятия.
Объяснять сущность и причины сукцессии. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.
Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения. Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса).
Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять:
взаимосвязи организмов и окружающей среды; >типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать состояние биоценоза.
Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.
| Понятие о биогеоценозе и экосистеме.
Составление схем передачи веществ и энергии. Развитие и смена биогеоценозов. Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
|
|
|
|
|
| Давать определение понятию биосфера. Называть:.
> признаки биосферы;
>структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.
Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов. Анализировать и оценивать:
Последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
>роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.
Раскрывать сущность рационального природопользования. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Называть:
>современные глобальные экологические проблемы; >антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы
Анализировать и оценивать:
>последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи.
| 16. Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и её охрана. Экологические проблемы Становление современной теории эволюции..
| §54-57
повторить материал учебника об эволюции органического мира.
повторить материал учебника о строении и функционировании клетки.
|
|
|
|
| Описывать:
>химический состав клетки;
>структуру эукариотической клетки;
>процессы, протекающие в клетке.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур. Характеризовать роль различных клеточных структур в процессах, протекающих в клетке.
Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике.
Знать признаки биосферы, уметь объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы, объяснять необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы, объяснять необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
| 17. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Основные законы устойчивости живой природы.
Рациональное использование природы и её охрана.
Итоговый тест по курсу «Основы общей биологии».
| повторить материал учебника по теме «Основы экологии».
§58-60
|
|