№ п/п
| Название раздела, темы уроков
| Часы 68
| Тип урока
| Лексичес- кая работа
| Элементы обязательного минимума образования. Теоретические понятия
| Межпредметные и внутрипредметные связи
| Формы контроля. Требования к уровню подготовки учащихся
| Домашнее задание к уроку
|
1
| Художественная литература и история
| 1
| Урок ввод -ный
| Творчество
| Творческий процесс, творческое вдохновение, творческое воображение
|
| Составление вопросов к статье учебника, беседа, анкетирование, письменный ответ на вопрос
|
|
Из устного народного творчества
|
2
| Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»
| 1
| Урок объяснения нового материала
| Самодер- жавие, самодержец, клирос
| Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины и летописи
| И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
| Работа с учебником, беседа, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрацией учебника, репродукцией картины И.Е. Репина
| Домашнее задание
Прочитать статьи учебника об исторических песнях: «Исторические песни и летописи», «Исторические песни и былины», «Собиратели и исследователи», «Периоды создания исторических песен», «Темы и герои. XVI век». Заполнить сравнительную таблицу по материалам статьи учебника. Подготовить ответы на вопросы 5,6,7.
|
3
| Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета»
| 1
| Урок объяснения нового материала
|
| Песня-плач, ком
позиция
| Портрет патриарха Филарета работы В. Шилова, «Патриарх Московский и всея Руси Филарет», миниатюра из «Титулярника». «Встреча Патриарха Московского и всея Руси Филарета, возвращающегося из плена». Фрагмент миниатюры
| Работа с учебником, сообщения учителя : и учащихся, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа
| Домашнее задание
Прочитать статью «Темы и герои. XVII век. Песня- плач».
Заполнить вторую часть таблицы «Исторические песни XVII века». Подготовить выразительное чтение песни «Плач Ксении», «Возвращение Филарета».
|
4
| Песни о Степане Разине.
20-е годы XVII- начало XVIII века. Солдатские песни
- XIX
века
| 1
| Урок объяснения нового материала
| Бунчук. Есаул Гребенский. Что во славном городе во Черкасске
| Параллелизм, повторы, постоянные эпитеты
|
| Сообщение «историка» о сражении под Красным и при Березине.
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, лексическая работа, работа со статьями учебника и иллюстрациями, беседа, оформление результатов исследования текста в виде таблицы
| Домашнее задание
Прочитать статью «Песни о Степане Разине», заполнить таблицу. Подготовить анализ исторических песен по плану, предложенному в учебнике:
вариант. «Царь требует выдачи Разина».
вариант. «Разин и девка- астраханка». Индивидуальное задание
Подготовить сообщения «историков» о восстании под предводительством Степана Разина, о сражении под Красным и при Березине.
Сообщение по представленным в учебнике гравюрам («портрет Степана Разина», «Степана Разина ведут на казнь»). Выразительное чтение песен «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск»
|
Из древнерусской литературы
|
5
| «Житие Сергия Радонежского» г
| 1
| Урок объяснения нового материала
| Премудрый, тысяча, тьма
| Житие как жанр древнерусской литературы
| М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». «Преподобный Сергий игумен Радонежский».
Фрагмент покрова со святых мощей (1420-е годы). «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия на Куликовскую битву». «Куликовская битва». Миниатюра.»
| Составление ; цитатного плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ
| Домашнее задание
Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы». Подготовить выразительное чтение (художественный пересказ) фрагментов «Жития Сергия Радонежского».
Прочитать статью учебника «Слово о святом Сергии», выполнить задания учебника.
Подготовить пересказ статьи «Для вас, любознательные!».
|
6
| «Слово о погибели Русской земли...»
| : 1
| Урок объяснения нового материала
| Правовер -ный
| Слово как жанр древнерусской литературы
| Сообщение о церкви Покрова на Нерли. Сообщение «историка» о нашествии Батыя. «Поход Батыя на Русь». Миниатюра летописи
| Лексическая работа, выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом
| Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение «Слова о погибели Русской земли...». Индивидуальное задание Подготовить сообщение «искусствоведа» о церкви Покрова на Нерли. Подготовить сообщение «историка» о нашествии Батыя.
Подготовить сообщения: «Князья грозные, бояре честные, вельможи многие», «Западные соседи Русской земли с севера на юг»
|
7
| «Житие
Александра
Невского»
| 1
| Урок объяснения нового материала
| Иосиф, Самсон, Веспасиан, Ратный, злопыха тельство вать
| Авторская позиция
| Сообщение «историка» об Александре Невском
| Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа со статьей учебника и иллюстрациями.
| Домашнее задание
Прочитать «Житие Александра Невского». Составить словарь слов и словосочетаний, в которых дается характеристика враждебных для Руси сил. Составить цитатный план к теме «Личность Александра Невского в «Житии...» (военные и дипломатические походы князя), заполнив вторую часть таблицы цитатами. Индивидуальное задание
Сообщение «историка» об Александре Невском. Подготовить художественный пересказ вставного эпизода (рассказ Пелгуя о видении и сцены, свидетельствующие о том, что Творец способствует победам князя Александра). Подготовить рассказ о шести помощниках Александра. Сообщения об Иосифе, Самсоне, Веспасиане. Сообщение о раке Александра Невского
|
Из литературы XVIII века
|
Г. Р. Державин
|
8
| Г.Р. Державин — поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа» (самостоятельная работа)
| 1
| Урок комбинирован ный
| Рубище, осел. Крылатые выражения и афоризмы: «Сияют добрые дела». «Почтен и в рубище герой».
| Лирическое стихотворение, ода
| Портрет князя А. Куракина работы В.Л. Боровиковского. «Г.Р. Державин». Гравюра Ф. Иордана по оригиналу С. Тончи. А.А. Васильевский «Г.Р. Державин»
| Составление вопросов к статье учебника, ответы на вопросы учебника, работа с иллюстрациями, выразительное чтение, сообщения учителя, учащихся, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, составление таблиц
| Домашнее задание
Составить вопросы к статье учебника «Из литературы XVIII века». Прочитать статью «Г.Р. Державин», ответить на вопросы 1—4. Индивидуальное задание
Подготовить сообщение о Г.Р. Державине по материалам урока 16 и рабочих тетрадей «Биография Гавриила Романовича Державина» (7 класс). Сообщение о портрете Г.Р. Державина работы С. Тончи и А. А. Васильевского.
|
9
| Г.Р.Державин «Памятник»
| 1
| Урок анализа стихотворения
| Фелица, забавный, дерзать
| Авторская
позиция,
стихотворный размер, тематическое разнообразие лирики
| Перевод 1 из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»
| Выразительное чтение наизусть, сообщения учи- : теля и учащихся, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников, заполнение таблиц, исследовательская работа с текстом, работа со статьей учебника
| Домашнее задание
Выучить отрывок из стихотворения Г.Р. Державина «Вельможа» от слов «Вельможу должны составлять...» до слов «Должны быть - польза, слава, честь» наизусть. Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник». Подготовить выразительное чтение перевода из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...». Сообщение о портрете Екатерины II работы В. Л. Боровиковского
|
Н.М. Карамзин
|
10
| Краткие сведения о Н.М. Карамзине. Карамзин и Пушкин.
| 1
| Урок комбинирован ный
|
| Сентиментализм как литературное направление. Сентиментализм и классицизм.
| Гравюра А.Флорова по оригиналу В.А. Тропинина. Портреты Н.М. Карамзина работы В.А. Тропинина и П.Ф. Соколова
| Работа со статьями и иллюстрациями учебника, составление обобщающей и сравнительной таблиц, составление вопросов к статье учебника, сообщение учащегося, выразительное чтение, формулирование письменного ответа на вопрос
| Домашнее задание
Составить тезисный план части статьи учебника, посвященной биографии Н.М. Карамзина
Заполнить третью часть сравнительной таблицы «Основные особенности классицизма и сентиментализма» по материалам статьи учебника. Индивидуальное задание Сообщение о портретах Н.М. Карамзина работы В.А.Тропинина и П.Ф. Соколова.
Выразительное чтение фрагментов книги Е. Осетрова «Три жизни Карамзина».
|
11
| Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы
| 1
| Урок объяснения нового материала
| Чувствительный
| Жанр сентиментальной повести
| И.А. Лавров «Вид Симонова монастыря», О.А. Кипренский «Бедная Лиза»
| Исследовательская работа с текстом и оформление результатов исследования в виде таблиц. Выразительное чтение эпизодов повести. Работа с репродукциями картин художников.
| Домашнее задание
Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Заполнить вторую часть таблиц цитатами.
1 вариант. «Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы».
2 вариант. «Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением Эраста»
|
Из литературы XIX века
|
12
| Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.
Романтизм Вн. Поэзия
| 1
| Комби-нированный урок
| Альманах, романтика
|
| Альманах «Полярная звезда». О. А. Кипренский. Портрет лейб-гвардии Гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова. Э.Делакруа «Свобода на баррикадах»
| Работа со статьями учебника, составление сравнительной таблицы, лексическая работа, работа с репродукциями картин художников
| Домашнее задание Написать реферат (творческую работу на одну из предложенных в учебнике тем).
Прочитать статью учебника «Из литературы XIX века». Заполнить вторую часть таблицы. Составить вопросы к статье учебника «Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники».
Заполнить часть «Романтизм» сравнительной таблицы «Классицизм — сентиментализм - романтизм».
|
13
| В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь» В.А. Жуковский.
Лирика Р.Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море»
ной царь»
| 1
| Урок анализа произведения
| Ирреальное
| Баллада Элегия
| Портрет В.А. Жуковского работы А.П. Елагиной с оригинала Ф.Т. Гильдебрандта К.П. Брюллов «Скалы и луна ночью»
| Выразительное чтение по ролям, составление вопросов к статье учебника, исследовательская работа с текстом
Выразительное чтение наизусть, лексическая работа, работа со статьей учебника и иллюстрациями, исследовательская работа с текстом
| Домашнее задание Составить вопросы к статье учебника, посвященной В.А. Жуковскому. Индивидуальное задание Подготовить сообщение о некоторых фактах биографии В.А. Жуковского по материалам рабочей тетради (6 класс). Сообщение о портрете В.А. Жуковского работы Ф.Т. Гильдебрандта (по материалам урока Домашнее задание. Выучить наизусть фрагмент баллады В.А. Жуковского «Лесной царь». Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о прямом и символическом значении слов пламень, небо, тихий 6 класса)
|
К.Ф. Рылеев
|
14
| К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» (самостоя-тельная работа)
| 1
| Урок комбинирован ный
|
| Дума
| Устные предания об Иване Сусанине. В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»
| Составление плана статьи учебника, выразительное чтение, беседа, работа с репродукциями картин художников, составление историко-литературного комментария
| Домашнее задание Составить план статьи учебника, посвященной К.Ф. Рылееву. Индивидуальное задание Подготовить выразительное чтение вступления к думе «Смерть Ермака» и историко-литературные комментарии. Подготовить сообщение о картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», об увековечивании памяти Ивана Сусанина
|
|