Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
__________________________________________________________________
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по УМР
_________________
/Л. П. Филатова/
«__»_______2012 г. ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра по направлению 050600.62 «Художественное образование» Профиль «Дизайн и компьютерная графика»
Профиль «Декоративно-прикладное искусство»
Нижний Тагил
2012
Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета института художественного образования НТГСПА «___» ___________2012г., протокол № ____ от __________2012 г. Директор ИХО Н.С. Кузнецова Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ХТО «___» ___________2012 г., протокол № ___. Зав. кафедрой ХТО Н.А. Гундырева Составитель: Буткевич Н.В., доцент кафедры ХТО. 1.Пояснительная записка1.1. Место педагогической практики в системе профессиональной образовательной программы:Частью образовательного процесса подготовки бакалавра направления «Художственное образование» является педагогическая практика, составляющая основу взаимодействия теоретической и практической подготовки студентов 3-4 курсов. Студенты осваивают программу, направленную на формирование умений и навыков целеполагания, планирования, организации, проведения и анализа уроков и внеклассных занятий по изобразительному искусству, ДПИ,основам дизайна и компьютерной графики. Практика организуется в два этапа (3 и 4 курс), имея на каждом курсе свои задачи, содержание и структуру. На каждом этапе обучения она осуществляется с учетом познавательного опыта, реальных возможностей студентов и конкретных дидактических целей: подготовка к практике, знакомство с характером учебного заведения, его структурой, формирование и закрепление конкретных профессиональных умений и навыков, обобщение и анализ накопленного практического опыта.Являясь важным звеном системы подготовки бакалавра художественного образования, практика должна эффективно содействовать решению двуединой задачи: закреплению, углублению теоретических знаний студентов, приобретенных в процессе академических занятий, и выработке основных профессиональных педагогических умений и навыков.Имея в качестве приоритетной учебно-познавательной цели овладение будущим учителем умениями и навыками своей профессиональной деятельности, практика сохраняет в себе все черты, органически присущие процессу обучения и воспитания. При его организации следует учитывать основополагающие педагогические принципы, которые ориентируют преподавателя-методиста на всесторонний учет реальных возможностей студента в практической деятельности, обусловленных его познавательным опытом. Эти возможности возрастают в связи с продвижением студента по ступеням обучения, что предопределяет содержание, объем, характер и меру самостоятельности в его практической работе.Основными принципами педагогической практики являются: профессиональная направленность целей, задач и содержания педпрактики, связь ее с современной образовательной практикой;
непрерывность педагогической практики;
связь педпрактики с изучением психолого-педагогических и методических дисциплин;
комплексный характер практики, выполнение функции учителя изобразительного искусства (ДПИ и дизайна); классного руководителя, диагноста и организатора внеклассной работы.
1.2.Цели и задачи педагогической практики.Педпрактика организуется в рамках целостного учебного процесса с целью развития готовности к самостоятельной деятельности в сфере развития, обучения и воспитания учащихся как субъектов образовательного процесса. Сферами деятельности бакалавра художественного образования являются преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая и культурно-просветительская деятельность.Результатом педпрактики является педагогическая умелость, под которой понимается уровень профессионализма выпускника, который включает в себя знание предмета, сформированность методических умений и развитость мотивационной и личностной сферы.Основными задачами педагогической практики являются:- углубление знаний студентов, развитие их умений, навыков по предметам, определяющим содержание практики;- формирование педагогических умений студентов;- развитие у студентов профессиональных творческих способностей;- развитие профессиональных исследовательских способностей студентов; - создание условий для самоактуализации и саморазвития студентов;- создание условий для профессионального самоопределения студентов;- выявление качественных характеристик индивидуального педагогического стиля студентов;- отбор в процессе наблюдений и других форм общения студентов с учителями и школьниками фактического материала как объекта педагогического и психологического анализа на соответствующем академическом занятии и выработке умений и навыков такого анализа;- установление связи между теоретическими знаниями, полученными при изучении психолого-педагогических и специальных дисциплин, и практикой;- общение с детьми, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей, специфики учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастов;- выработка потребностей в непрерывном профессиональном самообразовании и самосовершенствовании;- выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;- вооружение студентов методами самодиагностики и самосознания, а также методами изучения ребенка, выявления его способностей, мотивов и т. п.;- вооружение студентов основными умениями анализировать различные педагогические ситуации;- развитие у студентов навыков анализа и обобщения передового педагогического опыта.К окончанию педагогической практики студент должен уметь: анализировать существующее программно-методическое обеспечение и выбирать учебную программу в соответствии с типом образовательного учреждения и уровнем обученности учащихся;
осуществлять диагностику уровня обученности и обучаемости учащихся;
составлять тематический и поурочный план-конспект урока;
моделировать, проектировать и конструировать различные технологии обучения в соответствии с поставленными целями;
разрабатывать материалы текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
анализировать результаты образовательного процесса и выявлять факторы, обеспечивающие уровень качества образования по изобразительному искусству.
2. Содержание и структура педагогической практики.Основное содержание педагогической практики составляет методическая деятельность студентов, которая включает:- изучение учащихся класса с целью выявления уровня обученности и обучаемости по изобразительному искусству и проектирования их развития;- разработка технологических проектов на уровне учебной темы и внеклассных мероприятий;- изучение, анализ и самоанализ методического опыта, формирование педагогической культуры.Основное содержание педагогической практики реализуется в деятельности студента-практиканта в качестве:- учителя-предметника- организатора внеклассной работы по предмету;- помощника классного руководителя;Структура педагогической деятельности студентов Дневное отделение Курс
| Семестр
| Кол-во
Недель
| Виды деятельности студента на практике
| 3
| 6
| 3
| Изучение работы учителя-предметника; посещение уроков, анализ документации учителя, изучение методов ведения занятий; подготовка и проведение внеклассного занятия по предмету; подготовка и проведение отдельных уроков или фрагментов уроков с последующим анализом; овладение комплексом исследовательских методик, применяемых для изучения школьников. Деятельность в качестве помощника классного руководителя.
| 4
| 7
| 4
| Изучение различных аспектов учебно - познавательной деятельности учащихся по изобразительному искусству, ДПИ и компьютерному дизайну; подготовка и проведение пробных и зачетных уроков с их последующим анализом. Деятельность в качестве помощника классного руководителя. Самообразовательная деятельность.
| Заочное отделение Курс
| Семестр
| Кол-во
Недель
| Виды деятельности студента на практике
| 2
| 4
| 4
| Подготовка и проведение уроков (не менее 4-х) изобразительного искусства и ДПИ. Подготовка и проведение внеклассного занятия по предмету.
| 3
| 6
| 4
| Изучение различных аспектов учебно - познавательной деятельности учащихся по изобразительному искусству и ДПИ; подготовка и проведение уроков (не менее 8-ми). Деятельность в качестве помощника классного руководителя.
| Педагогическая практика студентов 3 курса дневного отделения |