Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования





НазваниеДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования
страница1/8
Дата публикации08.07.2013
Размер1.16 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Экономика > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД
«О результатах и

основных направлениях деятельности

Министерства образования

Пензенской области на 2014-2016 годы»

Пенза, 2013 год
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования Пензенской области на 2014-2015 годы (далее – Доклад) в 2013 году подготовлен в соответствии с постановлениями Правительства Пензенской области от 02.04.2007 № 203-пП «Об утверждении положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Пензенской области» (с последующими изменениями) и от 18.04.2012 № 274-пП «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области».

В Докладе отражены результаты деятельности Министерства образования Пензенской области за 2012 год и освещены основные направления деятельности Министерства образования Пензенской области на плановый период 2014-2016 годы.

Доклад определяет роль Министерства образования Пензенской области как субъекта бюджетного планирования, его стратегические цели, тактические задачи на основании Положения о Министерстве образования Пензенской области, утвержденном постановлением Правительства Пензенской области от 5 августа 2008 г. № 485-пП «Об утверждении положения о Министерстве образования Пензенской области» (с последующими изменениями).

Министерство образования Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, проводящим государственную политику в области образования и осуществляющим управление в сфере дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над несовершеннолетними, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, семейной и молодежной политики на территории Пензенской области.

Формирование расходных обязательств за счет средств бюджета Пензенской области Министерство образования Пензенской области осуществляет в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, в том числе:

Конституцией Российской Федерации;

Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Налоговым кодексом Российской Федерации;

Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями);

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с последующими изменениями);

Федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями);

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (с последующими изменениями);

Указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы»;

Законом Пензенской области от 16.09.1999 № 166-ЗПО «Об образовании в Пензенской области» (с последующими изменениями);

Законом Пензенской области от 02.11.2004 № 674-ЗПО «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Пензенской области» (с последующими изменениями);

Законом Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» (с последующими изменениями);

Законом Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» (с последующими изменениями);

Постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2008 № 736-пП «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений образования Пензенской области» (с последующими изменениями);

Постановлением Правительства Пензенской области от 27.04.2010 № 252-пП «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями);

Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2010 № 288-пП «О реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями);

Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»;

Распоряжением Правительства Пензенской области от 28.03.2013 № 140-рП «О Плане мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда и поэтапному повышению заработной платы работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета Пензенской области»

и другими нормативными документами.

По состоянию на 01.04.2013 года система образования Пензенской области включает в себя 853 образовательных учреждения, финансируемых из бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований.

Из общего количества государственных и муниципальных образовательных учреждений 39 учреждений (4,6 %) финансируются из бюджета Пензенской области путем:

обеспечения выполнения функций казенных учреждений – 11 учреждений (являются подведомственными получателями бюджетных средств), в том числе:

2 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

9 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат – 28 учреждений (в отношении которых Министерство образования Пензенской области осуществляет функции и полномочия учредителя), в том числе:

2 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждения;

1 общеобразовательная школа-интернат;

2 учреждения дополнительного образования детей;

5 образовательных учреждений начального профессионального образования;

15 образовательных учреждений среднего профессионального образования;

1 государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования»);

2 прочих учреждения системы образования.

Министерство образования Пензенской области является исполнителем мероприятий, определенных в 16 долгосрочных целевых программах и 7 видов централизованных мероприятий, из них 3 финансируются из средств федерального бюджета. Также осуществляются полномочия в отношении 11 межбюджетных трансфертов в части переданных полномочий региона, 10 межбюджетных трансфертов в части долгосрочных целевых программ, в том числе 3 видов расходов по средствам, выделяемым из федерального бюджета.

Доклад, разработан в соответствии с целями, задачами и основными мероприятиями проектов 2 государственных программ, разработчиком и основным исполнителем которых является Министерство образования Пензенской области:

- Развитие образования в Пензенской области;

- Молодежь Пензенской области.

Рассматриваемый Доклад будет положен в основу при составлении проекта бюджета Пензенской области в части расходов на отрасль «Образование» на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.

Раздел I. Цели, задачи и показатели деятельности.
Объемы и структура расходных обязательств по учреждениям образования, финансируемым из бюджета Пензенской области определены исходя из полномочий Министерства образования Пензенской области и подведомственных ему учреждений образования.

В соответствии с разработанными проектами государственных программ стратегическими целями Министерства образования Пензенской области на ближайшие три года являются:

Цель 1. Повышение доступности качественного образования, соответствующего перспективам инновационного развития экономики, меняющимся запросам общества и каждого гражданина Пензенской области;

Цель 2. Создание условий для развития и реализации потенциала молодежи в интересах Пензенской области.
Цель 1. «Повышение доступности качественного образования, соответствующего перспективам инновационного развития экономики, меняющимся запросам общества и каждого гражданина Пензенской области»
Данная цель сформулирована в соответствии с целями региональной образовательной политики и приоритетными задачами, поставленными в Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) (утверждена Законом Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО (с последующими изменениями) и является целью государственной программы «Развитие образования в Пензенской области», которая направлена на:

- модернизацию образовательных программ и технологий обучения, развитие инфраструктуры, организационно-правовых форм, обеспечивающих достижение современного качества учебных результатов, равную доступность качественных услуг дошкольного, общего, дополнительного образования, совершенствование и развитие системы организации отдыха, оздоровления детей и подростков, позитивную социализацию детей;

- формирование на региональном уровне эффективной системы непрерывного профессионального образования, подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, обеспечивающей текущие и перспективные потребности региональной экономики;

- повышение эффективности управления региональной системой образования.

Достижение данной стратегической цели обеспечивается через выполнение следующих тактических задач, которые отражены в подпрограммах проекта государственной программы.
Задача 1.1. «Развитие муниципальных систем дошкольного образования».
Важнейшим приоритетом образовательной политики Пензенской области является реализация комплексных мер по обеспечению государственных гарантий доступности дошкольного образования.

На территории Пензенской области проживают 90254 детей дошкольного возраста, в том числе в возрасте от 3 лет до 7 лет - 51235 детей.

В настоящее время в Пензенской области функционируют 368 дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) (в том числе 58 филиалов), из них 216 (в том числе 52 филиала) (58,7%) – в городах и поселках городского типа, 152 (в том числе 6 филиалов) (41,3%) – в сельской местности. Общее количество воспитанников в ДОУ составляет 49870 чел., в том числе в возрасте от 3 лет до 7 лет 40701 чел.

Сеть учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разнообразна:

- 360 государственных и муниципальных ДОУ, в том числе одно автономное ДОУ (97,8 %);

- 8 муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (2,2 %).

Кроме того, в одиннадцати общеобразовательных учреждениях функционируют дошкольные образовательные группы полного дня.

В области развиваются вариативные формы дошкольного образования, в том числе:

- 609 групп кратковременного пребывания и предшкольной подготовки на базе образовательных учреждений;

- 1 негосударственное образовательное учреждение дошкольного образования – НДОУ «Детский сад № 117» ОАО «РЖД»

- 14 консультативных пунктов и групп выходного дня;

- 3 семейных дошкольных группы.

Кроме того, в настоящее время услуги по присмотру за детьми и организации их досуга предоставляют 36 частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, трое из которых имеют лицензию на реализацию программы дополнительного образования. Их услугами пользуется 1141 ребенок дошкольного возраста.

В 2012 году на решение проблем доступности дошкольного образования было выделено 126,9 млн. руб., в том числе:

- из федерального бюджета – 13,1  млн. руб.;

- из бюджета Пензенской области – 10,0 млн. руб.;

- из муниципального бюджета – 71, 1 млн. руб.;

- из федерального бюджета ЗАТО (г. Заречный) – 32,7 млн. руб.

В 2012 году дополнительно открыто 2610 мест. На 1 января 2013 года дошкольными образовательными услугами охвачены 57309 детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет, что составляет 74,2 % от общего числа детей данного возраста в Пензенской области.

Вместе с тем, в настоящее время существуют проблемы, одна из которых наличие очередности в ДОУ.

По результатам мониторинга, проводимого Министерством образования Пензенской области, выявлены следующие показатели очередности на устройство детей в детские сады региона:

- на 01.01.2013 численность детей от 0 до 7 лет, состоящих на учете для получения места в учреждения дошкольного образования, составляла 13284 человек, от 1,5 лет до 7 лет – 6 911 человек;

- на 01.09.2013 численность детей, которые останутся без предоставления мест, составит 6258 чел. (на 01.09.2010 – 11109 чел., на 01.09.2011 – 6779 чел., на 01.09.2012 – 6322 чел.).

Структура «очереди» (на 01.01.2013) в ДОУ неоднородна:

- 4 419 (33,2 %) очередников – это дети в возрасте от 0 до 1,5 лет, которым место в детском саду реально потребуется через 1,5–2 года (отложенный спрос);

- 1954 (14,8%) очередников – это дети, которым к сентябрю 2013 года исполнится 1,5 года, которые нуждаются в предоставлении места в детском саду;

- 5931 (44,6%) очередников – это дети в возрасте от 1,5 до 3 лет, которые нуждаются в предоставлении места в детском саду;

- 980 (7,4 %) – дети в возрасте от 3 до 7 лет.

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части достижения к 2016 году 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях проведена следующая работа:

- приказом Министерства образования Пензенской области от 25.06.2012 № 383/01-07 (с последующими изменениями) утверждена поэтапная программа («дорожная карта») ликвидации очередности в дошкольные учреждения Пензенской области для детей от трех до семи лет на период до 2016 года, включающая план-график апробации «Модельной программы по созданию благоприятных условий для развития негосударственных организаций дошкольного образования и досуга в Пензенской области на 2012 -2015 годы».

- Пензенская область в 2011-2012 годах принимала участие в конкурсном отборе на получение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах РФ на оснащение дополнительно созданных мест в образовательных учреждениях:

в 2011 году на 2461 место было выделено 12501,1 тыс. руб.;

в 2012 году на 2395 мест – 13140,7 тыс. руб.

Всего за 2 года из федерального бюджета было выделено 25641,8 тыс. руб. на оснащение 4856 мест.

- в каждом муниципальном районе (городском округе) разработана поэтапная программа («дорожная карта») ликвидации очередности в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет.

- Распоряжением Правительства Пензенской области от 28 февраля 2013 года № 82-рП утверждена региональная поэтапная программа («дорожная карта») по ликвидации очередности и максимальному охвату детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории Пензенской области, на период до 2016 года, в которой определены пути решения проблемы:

строительство и введение в эксплуатацию 13детских садов на 2480 мест;

реконструкция и капитальный ремонт 12 зданий на 1431дополнительное место;

возврат в сеть 10 зданий на 940 мест;

дополнительное открытие групп кратковременного пребывания на имеющихся площадях образовательных учреждений (ДОУ, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей) на 2042 места;

создание 6 семейных групп, функционирующих в качестве структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений, на 18 мест;

создание дошкольных групп полного дня на 1246 дополнительных мест на свободных площадях школ и в помещениях ДОУ;

создание 4 негосударственных ДОУ на 145 мест;

ввод в эксплуатацию детских садов, встроенных в жилые дома, на 330 мест (г. Пенза);

создание 257 дополнительных мест в группах присмотра и ухода, организованных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

На период до 2016 года планируется открытие:

- в 2013 году - 3938 мест, в том числе в группах полного дня – 2263 места;

- в 2014 году – 2387 мест, в том числе в группах полного дня – 2048 мест;

- в 2015 году – 2564 мест, в том числе в группах полного дня – 2279 мест;

Предлагаемые мероприятия региональной «дорожной карты» позволят создать в 2013-2015 годах 8289 мест (в том числе в группах полного дня – 6590 мест), что будет способствовать достижению к 2016 году максимального охвата детей местами в ДОУ Пензенской области и доступности дошкольного образования для всех детей в возрасте от трех до семи лет.

Для ликвидации очередности в течение 3-х лет необходимо предусмотреть в бюджете Пензенской области в полном объеме средства на реализацию следующих мероприятий:

- развитие сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в том числе строительство (реконструкция) и капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений;

- проведение областного конкурса «Лучший воспитатель образовательного учреждения»;

- проведение областного конкурса «Здоровый дошкольник»;

- проведение областного конкурса «Развивающая предметная среда детства».

- проведение конкурсного отбора среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на лучшую организацию негосударственного сектора в сфере дошкольного образования (одним из условий конкурса является получение лицензии на ведение образовательной деятельности);

- развитие индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования;

- проведение конкурсного отбора среди муниципальных образований, реализующих комплекс мероприятий по созданию и внедрению новых, качественно усовершенствованных, технологий, методов и форм дошкольного образования.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», вступающего в силу с 1.01.2014 года к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объем дополнительных средств на реализацию задачи 1.1 приведен в разделе 2 данного Доклада.

Показателем конечного результата решения данной задачи являются:

- Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе) (%)
Задача 1.2. «Модернизация системы общего образования, создание условий для равного доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями, создание единой информационной среды образования области»
Образовательная политика региона направлена, прежде всего, на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Пензенской области. Существенные преобразования, происходящие сегодня в системе образования, связаны, в том числе, и с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», программы модернизации общего образования.

Главная цель - подготовка школьников к жизни в современном обществе, к обязанностям гражданина, к участию в производственном процессе, к самообразованию. Современная школа – это школа жизни, а не только школа учебы. Поэтому основная задача - создание условий для включения детей в многообразную деятельность, формирующую готовность не только к продолжению обучения на протяжении всей жизни, но и к другим видам деятельности современного человека.

В регионе разработаны идеологические и концептуальные подходы к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» – «Пензенская школа», в которой определены следующие проекты:

«Федеральные государственные образовательные стандарты: на пути к качественному результату»,

«Проектная деятельность учащихся – основа развития их творческого потенциала»,

«Индивидуальные траектории развития учащихся»,

«Новые образовательные программы и педагогические технологии»,

«Шахматная школа»,

«Школа Архимеда»,

«Танцующая школа»,

«Школа этикета»,

«Школа здоровья»,

«Обучение через предпринимательство»,

«Система оценки качества образования»,

«Одарённые дети»,

«Школа – территория здоровья».

В 2012 проводились мероприятия по реализации комплекса мер по модернизации общего образования Пензенской области. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» (с последующими изменениями) предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мер по модернизации общего образования субъектов Российской Федерации, который включает одно или несколько из следующих мероприятий:

а) приобретение оборудования (учебное, учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное оборудование и инвентарь для общеобразовательных учреждений, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых, оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся);

б) приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;

в) пополнение фондов школьных библиотек;

г) развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);

д) повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников;

е) модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);

ж) осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования;

з) проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений с 2012 года.

Оценка эффективности использования и соблюдения условий предоставления субсидии осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации исходя из достижения значений показателей результативности предоставления субсидии.
Значение показателей результативности предоставления федеральной субсидии бюджету Пензенской области на модернизацию региональной системы общего образования в 2012 году и план 2013 года

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

План 2012

Факт 2012

План 2013

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году, (%)

100

113

х

Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации

х

х

100

Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников, (%)

21

22

31

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей, (%)

11,4

12,46

11,4

Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей, (%)

20

25,98

20

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений, (%)

10

12,56

13

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

+

+

+


Переход на новые образовательные стандарты
В Пензенской области внедрены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО). Доля школьников, которым предоставлена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в соответствии с новыми ФГОС (в общей численности обучающихся по новым ФГОС), в том числе интерактивными учебными пособиями, составляет 81,68%, учебным оборудованием для практических работ – 79,74 %. В рамках ФГОС НОО в школах разработаны и реализуются вариативные модели организации внеурочной деятельности учащихся (модель дополнительного образования, «школы полного дня»), расширено сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей для организации внеурочной деятельности.

Пензенская область проводит пилотную апробацию введения ФГОС основного общего образования уже с 1 сентября 2012 года в 5 классах 14 общеобразовательных учреждений региона. В 2013-2014 учебном году данная апробация будет продолжена.

В качестве ключевого эффекта, на достижение которого ориентирована Пензенская область, заявлено улучшение качества образовательных услуг на третьей ступени за счет введения профильного обучения, реализации индивидуальных образовательных траекторий, прежде всего за счет развития системы дистанционного образования.

Сегодня уже очевидно, что реализация ФГОС среднего (полного) общего образования к 2020 году («пилотно» с 2013) потребует от ученика старшей школы четкого определения профиля обучения, необходимого для реализации его личностных и будущих профессиональных амбиций. Другими словами, ребенок к 10 классу точно должен знать, кем он хочет стать в этой жизни.

Без этого знания вся профильная работа, обеспечивающая, в том числе и индивидуальную образовательную траекторию ученика, просто бессмысленна. Огромные деньги, затраченные на ученика в течение всего периода его обучения, будут потрачены впустую. Выход один – серьезнейшая профориентационная работа на этапе основной школы.

Для этого, в целях тесной интеграции с промышленными и с/х предприятиями, позволяющей готовить кадры, отвечающие потребностям работодателей, регионального рынка труда, обеспечения гарантий будущего трудоустройства, стартовал проект «Промышленный туризм» («ПромТур»), основными задачами которого стали организация и проведение «образовательных экспедиций» на высокотехнологичные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, создание и функционирование регионального открытого информационного пространства, обеспечивающего продуктивную профориентацию обучающихся.

Реальной формой участия школьников в деятельности конкретного предприятия является реализация практико-ориентированной технологии «Обучение через предпринимательство», разработанной шведской школой бизнеса (Swedish Enterprise Education – SEED). Проект реализуется под патронатом автора – руководителя программы Шведского фонда обучения через предпринимательство Матса Йоханссона (Mats Yohansson). В проекте принимают участие учащиеся 7-11 классов общеобразовательных учреждений Пензенской области (45,275 тыс. чел.; 100% общеобразовательных учреждений) и 480 компаний – менторов.

Формируется региональная система оценки качества результатов обучения по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования, которая включает на старшей ступени обучения государственную (итоговую) аттестацию выпускников XI (XII) классов в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ); на основной ступени обучения – независимую оценку качества подготовки выпускников IX классов в рамках государственной (итоговой) аттестации (ГИА).

Результаты, показанные выпускниками школы на итоговой аттестации, как в форме ЕГЭ, так и в форме ГИА, позволяют дать оценку деятельности системы образования, особенностям организации образовательного процесса, качеству представляемой образовательной услуги. Удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ в 2012 году, составил 98,1%; по России этот показатель равен 97,1%. Средний балл сдачи ЕГЭ по русскому языку в Пензенской области составил в 2012 году 61,0 при пороговом значении 36, по математике – 48,2 при пороговом значении 24.

С 2006 года расширяются масштабы и география участия выпускников 9-х классов в ГИА в новой форме. В 2012 году их было уже 93% от общего количества выпускников основной школы. При этом более 70% участников ГИА получили по русскому языку «хорошо» и «отлично», по математике – 65,8%. Указанные результаты ЕГЭ и ГИА являются средними по региону. Однако существует значительная дифференциация школ по этим показателям как в областном центре (например, в гимназиях и школах «спальных» районов), так и по районам Пензенской области. Поэтому проблема повышения качества образования и доступности качественного образования поставлена в Государственной программе как приоритетная.

Для реализации данного направления необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования в бюджете Пензенской области на 2014 год в полном объеме.
Развитие системы поддержки талантливых детей
Работа с одаренными детьми занимает особое место в областной образовательной политике.

Система мероприятий включает традиционные областные олимпиады школьников. В перечне олимпиад, которые проводятся в нашем регионе, – 16 общеобразовательных предметов, во всех этапах олимпиады ежегодно принимают участие около 45% от общего количества старшеклассников из всех районов области.

Последние годы наблюдается тенденция к расширению предметных областей, по которым проводятся олимпиады, и увеличению количества их участников. Проводятся также олимпиады по истории и культуре Пензенского края, основам избирательного права и избирательного процесса.

Высокие результаты команды школьников Пензенской области стали возможны благодаря подготовке для участия в олимпиадах по различным предметам. Ежегодно проводятся учебные сборы и индивидуальные консультации для членов команды по предметам, в текущем году в них приняли участие 190 школьников. С целью выявления одаренных детей и дальнейшей целенаправленной работы с ними в рамках учебных сборов была проведена «малая олимпиада» для учащихся 7-8 классов.

Победители областных олимпиад достойно представляют регион на федеральном окружном и заключительном этапах Всероссийских олимпиад школьников по общеобразовательным предметам.

В 2012 году каждый четвертый участник всероссийского этапа олимпиад школьников по общеобразовательным предметам стал победителем или призёром. Ежегодно (за последние 4 года) Пензенская область «выращивает» чемпионов мира по химии или биологии среди школьников.

На развитие интеллектуальной одаренности школьников нацелены программы профильного обучения, реализуемые как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей соответствующих профилей.

Инновационным подходом в молодёжной политике региона является проведение на базе пензенских лагерей профильных смен для детей-лидеров детских организаций, работающих по социально значимым программам.

В 2011- 2012 учебном году создан региональный реестр учреждений Пензенской области, работающих с одаренными детьми, который размещен на общероссийском специализированном Интернет-портале, посвященном вопросам поиска и поддержки талантливых детей и молодежи. В него вошли 76 учреждений. Для координации работы по поиску и поддержке талантливых детей при Министерстве образования Пензенской области создана межведомственная рабочая группа из представителей сфер образования, науки, культуры, спорта и молодежной политики.

Создан региональный банк данных «Одаренные дети Пензенской области». Региональный банк данных «Одаренные дети Пензенской области» является системой учета, накопления и фиксации информации о лицах, отличающихся особыми способностями и дарованиями, показавшими высокие результаты в различных видах интеллектуальной деятельности, позволяющей осуществлять дополнительное финансирование учреждений и педагогов, работающих с одаренными детьми.

В целях создания механизмов и условий для развития творчества и инновационной активности детей и молодежи региона, разработки и реализации эффективной модели вовлечения детей и молодежи в инновационную деятельности разработана и реализуется под патронатом Губернатора Пензенской области В.К.Бочкарева региональная комплексная программа вовлечения детей и молодежи Пензенской области в инновационную деятельность «1000-list-nick».

С целью создания региональной модели вовлечения детей и молодежи в инновационную и творческую деятельность создана и действует «Пензенская Лига Новых школ». 

Для выявления одаренных детей и подростков, обеспечения соответствующих условий для их творческого развития и включения в систему профессиональной ориентации, осуществляется формирование регионального банка данных «Золотая 1000 Пензенской области».

С 1 сентября 2010 года создан и действует ГБОУ «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» (далее – лицей). Лицей - современное учебное заведение естественнонаучной направленности с углубленным изучением физики, химии, биологии, экологии, математики, информатики.

С сентября 2012 года на базе лицея действует региональный естественно-научный образовательный Центр, главной целью которого является раскрытие творческого и научного потенциала школьников, подготовка одаренных детей Пензенской области к участию в олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня. Еженедельно в ЕНОЦ обучаются более 130 детей.

С 1 сентября 2013 года Министерство образования Пензенской области начинает апробацию по адаптированному IB учебному плану с учащимися 10 класса лицея.

Предполагается, что каждый десятиклассник лицея сформирует свой индивидуальный учебный план, состоящий не менее чем из шести курсов. Три из них будут изучаться на углубленном уровне (аналогично Higher level), а три — на базовом (Standard level). Стержнем программы останется курс теории познания (педагоги лицея совместно с ПИРО приступили к его разработке) и программа социальной и творческой деятельности «Творчество, действие, служение обществу».

Весь процесс обучения будет вестись на русском языке (в отличие от IB школ), но подготовка по иностранному языку будет углубляться за счет часов лицейского компонента и внеурочной деятельности.

По итогам второго года обучения учащиеся напишут дипломную работу по одному из предметов, по теории познания, защитят индивидуальный проект.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconО результатах и основных направлениях деятельности министерства спорта российской федерации
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2014-2017 годы (далее – Доклад)...
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства...
Республики Коми от 29 июня 2009 года №183 «О докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования...
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности (дронд)...
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента внешнеэкономической деятельности краснодарского края (2011...
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад департамента молодежной политики Краснодарского края о результатах...
О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края, Методическими...
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства...
I. Основные результаты деятельности Министерства в 2012 году
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах зА 2009 год и основных направлениях деятельности...
Брянской области и о разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности администрации Брянской области...
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности главного...
...
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности...
I. Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления деятельности
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности комитета...
«Город Калининград» от 15. 04. 2008 года №544 «Об утверждении Положения о подготовке докладов о результатах и основных направлениях...
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной...
Рассмотрен и одобрен на заседании общественного совета при Ространснадзоре 11. 03. 2015 Протокол №1
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства...
Целью моего доклада является желание поделиться опытом организации работы с нелегальными перевозчиками в г Москве
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства...
Доклад) подготовлен в целях реализации постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 июня 2008 года №548...
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах работы в 2013 году и основных направлениях деятельности...
Охватывает все регионы России
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconВведение 3
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Республиканского агентства
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconВолгоградской области доклад
Министерства промышленности и торговли волгоградской области о результатах за 2011 год, оценке 2012 года и основных направлениях...
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Минкультуры России за 2013 год



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск