Скачать 165 Kb.
|
Урок: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя». Тип урока: урок анализа и синтеза. Форма урока: групповое занятие. Вид урока: семинар – исследование. Технологии: педагогическая мастерская, мультимедийная технология. Предварительная работа: события, получившие в исторической науке и в обществе условные названия «эпоха застоя» или «развитой социализм», недалеки от многих из ныне живущих людей. Поэтому отношение в современном обществе к периоду 1960-х — начала 1980-х гг. далеко неоднозначное. Каждый оценивает прошлое исходя из личного опыта. Поэтому целесообразно предварительно предложить учащимся задание: собрать материалы краеведческого, архивного, документального характера, воспоминания и оценки изучаемого периода (в том числе родителей). Использование на уроке собранного школьниками материала сделает занятие ярким, запоминающимся и, возможно, дискуссионным, расширит представления учащихся о том времени. Класс разделён на 4 группы по 6 человек. Учащиеся в каждой группе анализируют одно из направлений развития страны в период «развитого социализма» и готовят его характеристику (письменно или устно). После подготовительного этапа (20—25 минут) выступают представители групп с результатами работы. В процессе обсуждения выступлений групп дается ответ на поставленную проблему. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация урока. Основные понятия и термины: развитой социализм, время застоя, диссиденты, Л.И.Брежнев, кризис, теневая экономика. Цель урока: Рассмотрение противоречивости периода 1964 – 1982 гг. в различных сферах общественной жизни СССР: во взаимоотношениях власти и творческой интеллигенции, в определении границ творческой свободы, установленной государством. Задачи урока: Образовательные: Расширить и закрепить знания по историческому периоду “развитого социализма”, понимание противоречивых взаимоотношений власти и народа. Воспитательные: Не обеляя, но и не очерняя историю нашей Родины в этот период, развить у учащихся толерантность, способность рассматривать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности. Дать им возможность выработать собственное отношение к дискуссионным вопросам, осмыслить ошибки прошлого, а также воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание судьбам конкретных людей. Развивающие:
Возрастная группа: учащиеся 9 классов. Опережающее задание: События, получившие в исторической науке и в обществе условные названия «эпоха застоя» или «развитой социализм», недалеки от многих из ныне живущих людей. Поэтому отношение в современном обществе к периоду 1960-х — начала 1980-х гг. далеко неоднозначное. Каждый оценивает прошлое исходя из личного опыта. Поэтому целесообразно предварительно предложить учащимся задание: собрать материалы краеведческого, архивного, документального характера, воспоминания и оценки изучаемого периода (в том числе родителей). Использование на уроке собранного школьниками материала сделает занятие ярким, запоминающимся и, возможно, дискуссионным, расширит представления учащихся о том времени. План урока
В начале урока перед классом формулируется проблема. Эпоха хрущевской «оттепели» сменилась временем, которое в исторической науке характеризуется по-разному: консерватизм; стабильность; но чаще «застой» или кризис советского общества в конце 1960 — начале 1980-х годов. Эпоха Брежнева – это « развитой социализм» или «время застоя», ответ на этот вопрос ребята должны получить к концу урока. Эпоха Брежнева и сам Леонид Ильич вызывают у подавляющего большинства россиян старшего поколения и среднего возраста преимущественно благостные воспоминания. 61% опрошенных, считают годы правления Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% — неблагополучным. Причем среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку брежневской эпохе дают 75% респондентов, среди тех, кто старше — 74% (негативную — соответственно 14% и 18%). Молодые россияне (до 35 лет) гораздо реже могут дать оценку временам Брежнева, но и они чаще признают их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно). Младшие школьник почти ничего пока не знают об октябрятах и пионерах. Для сегодняшних учеников слова пионер комсомол, партия – это эхо минувших дней, это история. Для тех, чьи детство и юность выпали на 60-е – 80-е годы – это жизнь. ВОПРОСЫ ДЛЯ ГРУПП 1 группа: «Консервация политического режима».п.1. §43 Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника: 1. Какими личными качествами обладал Л.И.Брежнев? 2. Каким вам представляется Л. И. Брежнев как руководитель СССР? 3. Почему период середины 60-х – начала 80-х гг. называют «золотым веком» партийно-государственного аппарата? 5. В связи, с чем укреплялась роль армии и органов безопасности. 6.Дайте характеристику Конституции 1977 года. 7. Какие противоречия содержались в Конституции СССР? 9. Какой была роль КПСС в общественной жизни страны? Выводы. Основные черты политического режима:
2 группа – Проблемы экономики «развитого социализма». Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:
Проблемы экономики:
3 группа – Особенности социальной политики. Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника: 1. Какими были планы социального обеспечения советского народа? 2. Удалось ли выполнить поставленные задачи? 3. Сравните уровень жизни советских людей с другими странами. Выводы:
4 группа. Противоречия в духовной сфере. Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:
Выводы. Характерные черты в духовной сфере.
Заключительное слово учителя После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей размеренности в политической жизни Глубоко консервативная по своим политическим взглядам, брежневская "команда" начинает свою деятельность с того, что сосредоточивается на вопросах экономического развития страны. Постепенно вследствие экстенсивных методов развития производства и больших военных расходов стали нарастать кризисные явления в экономике, а к середине 70-х годов появляются признаки застоя. Домашнее задание. Эссе. Моя оценка «эпохи Брежнева». § 46. Приложение. Задания для 1 группы. «Консервация политического режима». Многие историки и политики пытаются дать оценку правлению Брежнева: «В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А. Бовин). «Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущёву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф. Бурлацкий) «Если же иметь в виду человеческие качества, то... Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни. В житейском плане он был добрый человек. В политическом — вряд ли... Ему не хватало образования, культуры, и интеллигентности. (А. Бовин). Бовин как-то рассказал мне о разговоре, который произошел на даче в Завидове, где готовилась очередная речь. Он сказал Брежневу о том, как трудно живется низкооплачиваемым людям. А тот ответил: «Вы не знаете жизни. Никто не живет на зарплату. Помню, в молодости, в период учебы в техникуме, мы подрабатывали разгрузкой вагонов. И как делали? А три мешка или ящика туда — один себе. Так все и живут в стране». Да, верно говорится: рыба гниет с головы. Брежнев считал нормальным и теневую экономику, и грабительство в сфере услуг, и взятки чиновников. Это стало едва ли не всеобщей нормой жизни. Вспомним слова Сен-Симона, давно уже заметившего, что нации, как и индивиды, могут жить двояко: либо воруя, либо производя. (Ф. Бурлацкий) Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника: 1. Какими личными качествами обладал Л.И.Брежнев? 2. Каким вам представляется Л. И. Брежнев как руководитель СССР? 3. Почему период середины 60-х – начала 80-х гг. называют «золотым веком» партийно-государственного аппарата? 5. В связи, с чем укреплялась роль армии и органов безопасности. Из Конституции СССР 7 октября 1977г. I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР Глава 1. Политическая система Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов... Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР... Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития. Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан... Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника: 1.Дайте характеристику Конституции 1977 года. 2. Какие противоречия содержались в Конституции СССР? 3. Какой была роль КПСС в общественной жизни страны? 2 группа. Проблемы экономики. Сельское хозяйство. Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИЛ М. Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н. Косыгину о положении сельского хозяйства СССР 1 февраля 1965 г. Обратиться лично к Вам меня побуждает и только что опубликованное сообщение ЦСУ об итогах 1964 года. Сообщение бьет литавры. А между тем никогда мы не падали до 70% прироста промышленного производства, об итогах по сельскому хозяйству и говорить трудно. Особенно волнует неразумное бахвальство тем, что и без того чрезмерно раздутая непроизводственная сфера вновь за истекший год сильно возросла, хотя, выражаясь семейным языком, мы давно уже «живем не по средствам», разогнав не в меру наших экономических возможностей расходы на управление, культуру и обслуживание... ... вот уже длительное время страна переживает хронический недостаток сельскохозяйственных продуктов. Ссылки на ошибки Сталина (а они действительно были) и на последствия войны теперь спустя много лет, убедительны для детей и простаков... В деревне нарастание нездоровых политических настроений выражается в большом уходе работников из сельскохозяйственного производства. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что средний заработок совхозных рабочих составляет около 2/3 среднего заработка промышленного рабочего, а заработок колхозника и того меньше... ... В чем же причина наших неудач в сельском хозяйстве? Их, конечно много. Не в малой мере они кроются в сумасбродстве Хрущева, в его увлечении администрированием, навязыванием предвзятых необоснованных схем и рекомендаций. Однако не будет преувеличением утверждать, что три четверти причин тяжелого положения в сельском хозяйстве кроются в том, что у нас грубо нарушались и попирались принципы и требования товарного хозяйства. Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:
Реформы в промышленности Из постановления пленума ЦК КПСС. 29.09.1965 г. ...В целях дальнейшего развития промышленности и повышения эффективности общественного производства, ускорения технического прогресса, увеличения темпов роста национального дохода и обеспечения на этой основе дальнейшего подъема благосостояния советского народа требуется улучшить методы планирования, усилить экономическое стимулирование промышленного производства, повысить материальную заинтересованность работников в улучшении итогов работы предприятий. Пленум ЦК считает необходимым организовать управление промышленностью по отраслевому принципу, образовать союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности. Признать целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых предприятиями сверху, наделить их необходимыми средствами для развития и совершенствования производства, улучшить использование таких важнейших экономических рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит... Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника: 1. Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности? 3. Почему промышленная реформа 1965 года названа наиболее радикальной за все годы советской власти? 4. Почему реформа не дала ожидаемых результатов? Задания для 3 группы. Социальная политика. Из программы КПСС. Принята XXII съездом КПСС 31.10.1961г. Разрешение жилищной проблемы и благоустройства быта. В итоге двадцатилетия общественные фонды потребления будут по своей сумме составлять примерно половину всей суммы реальных доходов населения. Это даст возможность осуществить за счет общества: - бесплатное содержание детей в детских учреждениях и школах-интернатах (по желанию родителей); - материальное обеспечение нетрудоспособных; - бесплатное образование во всех учебных заведениях; - бесплатное медицинское обслуживание всех граждан, включая обеспечение медикаментами и санаторное лечение больных; - бесплатное пользование квартирами, а также коммунальными услугами; - бесплатное пользование коммунальным транспортом; - бесплатное пользование некоторыми видами бытового обслуживания; - последовательное снижение платы и частичное бесплатное пользование домами отдыха, пансионатами, туристскими базами, спортивными сооружениями; - все более широкое обеспечение населения пособиями, льготами и стипендиями (пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии студентам); - постепенный переход к бесплатному общественному питанию (обеды) на предприятиях, учреждениях и для занятых в производстве колхозников. Из тезисов ЦК КПСС «К 100-летаю со дня рождения В.И. Ленина» ...Советское государство неуклонно проводило ленинский генеральный курс на подъем благосостояния и культуры народа: в стране ликвидирована безработица; вместо 10 — 12-часового рабочего дня, как это было на большинстве промышленных предприятий дореволюционной России, теперь установлен 7-часовой рабочий день, а для отдельных категорий трудящихся — 6 и менее часов работы в день при шестидневной рабочей неделе или пятидневная рабочая неделя при той же продолжительности рабочего времени и двух выходных днях; проведено всеобщее оздоровление условий труда; СССР входит в число стран с наиболее низким уровнем производственного травматизма... ...образование является всеобщим и осуществляется за счет государства. Общество берет на себя значительную часть расходов по воспитанию подрастающего поколения. В настоящее время в постоянных детских садах и яслях воспитывается около 9 млн. детей. Численность обучающихся в общеобразовательных школах возросла при Советской власти с 9,7 до 49 млн. человек; осуществлена единая система пенсионного обеспечения. Пенсии выплачиваются за счет государства и колхозов; пенсионный возраст по старости в СССР ниже, чем в большинстве стран; осуществлены бесплатное медицинское обслуживание, охрана материнства и младенчества. За полвека средняя продолжительность жизни увеличилась более чем вдвое... Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника: 1. Какими были планы социального обеспечения советского народа? 2. Удалось ли выполнить поставленные задачи? 3. Сравните уровень жизни советских людей с другими странами. Задания для 4 группы. Противоречия в общественной жизни. Из речи Л. И. Брежнева Нам необходимо всегда и повсюду... хранить нерушимую верность принципам марксизма-ленинизма, проявлять четкий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии. Вопрос к документу. Выделите основные особенности идеологии брежневского периода. Из письма А.И. Солженицына IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей от 16 мая 1967 г. «За нашими писателями не предполагается, не признается права высказывать опережающие суждения о нравственной жизни человека и общества, по-своему изъяснять социальные проблемы или исторический опыт, так глубоко выстраданный в нашей стране. Произведения, которые могли бы выразить назревшую народную мысль, своевременно и усилительно повлиять в области духовной или на развитие общественного сознания - запрещаются либо уродуются цензурой по соображениям мелочным, эгоистическим, а для народной жизни недальновидным...» Ответьте на вопрос, используя документы и материал учебника:
Из работы А. Солженицына «Жить не по лжи!» (1974 г.) Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно! Осознав, где граница лжи (для каждого она еще по-разному видна),— отступиться от этой гангренной границы! Не подклеивать мертвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья,— и мы поражены будем, как быстро и беспомощно ложь опадет, и чему надлежит быть голым — то явится миру голым. Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников. Ответьте на вопрос, используя документы и материал учебника:
|
Ссср в середине 1950-х-середине 1960-х гг.: от Сталина к Хрущёву... Дубров Александр Михайлович, ОАО "Брокерский дом "открытие", Начальник управления интернет-трейдинга | Реферат, читанный П. И. Бирюковым на митинге в г. Борнмауте 25 сентября 1901 г Социализм во всем своем целом разделился на три главные группы: социализм либертарный или анархизм, социализм научно-государственный... | ||
Мгуу 22 2006 750 Феодальный город и его роль в развитии ремесленного производства и торговли. Денежная система в России в середине 18-середине 19... | Повседневная жизнь городского населения красноярского края в середине 1940-х середине 1960-х гг Базовая организация – фгу национальный научный центр наркологии Минздравсоцразвития России | ||
Реферат на тему: Альтернативы послевоенного развития СССР. Попытки... Общественно-политическая и духовная жизнь в СССР в середине 1940-х начале 1950-х | Какие партийные и государственные посты занимали Г. М. Маленков,... Ссср в 1953-м — середине 60-х гг. XX в. § 39. Изменения политической системы | ||
Твердые и мягкие согласные звуки, обозначение их на письме. Перенос... Обобщение знаний о мягком знаке, как показатель мягкости, развивать умения правильно переносить слова с ь в середине слова, развивать... | Тема : «Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова» Цели: учить распознавать мягкие согласные в словах и обозначать их на письме; познакомить учащихся с правилом переноса слов с мягким... | ||
Руководство обеих сверхдержав, разумеется, провозгласило послевоенные... Сша. Сигнальный пред-кризис ударил еще в 1960-70 годы. Его последствия так и не были преодолены, а лишь отложены на два десятилетия... | Урок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель... Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова | ||
Урок русского языка в 4 классе Урок проводится в середине сентября с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии развивающего обучения | Звук и буква «й» в середине слова Интегрированный урок чтения и развития сенсорных и психомоторных процессов у обучающихся 1 класса | ||
Урок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. "Муму" Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Имя предмета «культурология» утвердилось только в середине XX века. Потребность в этой науке так или иначе проявлялась в трудах или... | ||
Урок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака» Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка... | Урок русского языка в 6 классе Тема: Мягкий знак на конце и в середине числительных Ход урока Ос н стр миться, м л деж пят с м я, б ре-жеш пят сот, ст режеш |