Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя»





НазваниеУрок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя»
Дата публикации08.10.2014
Размер165 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок
Урок: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя».
Тип урока: урок анализа и синтеза.
Форма урока: групповое занятие.
Вид урока: семинар – исследование.
Технологии: педагогическая мастерская, мультимедийная технология.
Предварительная работа: события, получившие в исторической науке и в общест­ве условные названия «эпоха застоя» или «развитой социа­лизм», недалеки от многих из ныне живущих людей. Поэто­му отношение в современном обществе к периоду 1960-х — начала 1980-х гг. далеко неоднозначное. Каждый оценивает прошлое исходя из личного опыта. Поэтому целесообразно предварительно предложить учащимся задание: собрать ма­териалы краеведческого, архивного, документального ха­рактера, воспоминания и оценки изучаемого периода (в том числе родителей). Использование на уроке собранного школьниками материала сделает занятие ярким, за­поминающимся и, возможно, дискуссионным, расширит представления учащихся о том времени.
Класс разделён на 4 группы по 6 человек.

Учащие­ся в каждой группе анализируют одно из направлений раз­вития страны в период «развитого социализма» и готовят его характеристику (письменно или устно). После подгото­вительного этапа (20—25 минут) выступают представители групп с результатами работы. В процессе обсуждения вы­ступлений групп дается ответ на поставленную проблему.
Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация урока.
Основные понятия и термины: развитой социализм, время застоя, диссиденты, Л.И.Брежнев, кризис, теневая экономика.
Цель урока:                                                                                                                        

Рассмотрение противоречивости периода 1964 – 1982 гг. в различных сферах общественной жизни СССР: во взаимоотношениях власти и творческой интеллигенции, в определении границ творческой свободы, установленной государством.                                       
Задачи урока:                                                                                                                    

 Образовательные:                                                                                                                    

Расширить и закрепить знания по историческому периоду “развитого социализма”, понимание противоречивых взаимоотношений власти и народа.                                

Воспитательные:                                                                                                                           

Не обеляя, но и не очерняя историю нашей Родины в этот период, развить у учащихся толерантность, способность рассматривать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности. Дать им возможность выработать собственное отношение к дискуссионным вопросам, осмыслить ошибки прошлого, а также воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание судьбам конкретных людей.                                                                                                        

 Развивающие:                                                                                                                                

  • Умение работать с историческими документами.

  • Развитие мыслительных способностей учащихся.

  • Развитие навыков исследовательской работы.

  • Развитие навыков коллективного труда.    


Возрастная группа: учащиеся 9 классов.                                                              
Опережающее задание: События, получившие в исторической науке и в общест­ве условные названия «эпоха застоя» или «развитой социа­лизм», недалеки от многих из ныне живущих людей. Поэто­му отношение в современном обществе к периоду 1960-х — начала 1980-х гг. далеко неоднозначное. Каждый оценивает прошлое исходя из личного опыта. Поэтому целесообразно предварительно предложить учащимся задание: собрать ма­териалы краеведческого, архивного, документального ха­рактера, воспоминания и оценки изучаемого периода (в том числе родителей). Использование на уроке собранного школьниками материала сделает занятие ярким, за­поминающимся и, возможно, дискуссионным, расширит представления учащихся о том времени.
План урока

  1. Консервация политического режима.

  2. Проблемы экономики «развитого социализма».

  3. Научно-технический прогресс.

  4. Социальная политика.

  5. Общественная жизнь в середине 60-ж –середине 80-х гг.

В начале урока перед классом формулируется проблема. Эпоха хрущевской «оттепели» сменилась временем, кото­рое в исторической науке характеризуется по-разному: консерватизм; стабильность; но чаще «застой» или кризис советского общества в конце 1960 — начале 1980-х годов. Эпоха Брежнева – это « развитой социализм» или «время застоя», ответ на этот вопрос ребята должны получить к концу урока.

Эпоха Брежнева и сам Леонид Ильич вызывают у подавляющего большинства россиян старшего поколения и среднего возраста преимущественно благостные воспоминания. 61% опрошенных, считают годы правления Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% — неблагополучным. Причем среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку брежневской эпохе дают 75% респондентов, среди тех, кто старше — 74% (негативную — соответственно 14% и 18%). Молодые россияне (до 35 лет) гораздо реже могут дать оценку временам Брежнева, но и они чаще признают их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно). Младшие школьник почти ничего пока не знают об октябрятах и пионерах. Для сегодняшних учеников слова пионер комсомол, партия – это эхо минувших дней, это история. Для тех, чьи детство и юность выпали на 60-е – 80-е годы – это жизнь.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ГРУПП

1 группа: «Консервация политического режима».п.1. §43
Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1. Какими личными качествами обладал Л.И.Брежнев?

2. Каким вам представля­ется Л. И. Брежнев как руководитель СССР?

3. Почему период середины 60-х – начала 80-х гг. называют «золотым веком» партийно-государственного аппарата?

5. В связи, с чем укреплялась роль армии и органов безопасности.

6.Дайте характеристику Конституции 1977 года.

7. Какие противоречия содержались в Конституции СССР?

9. Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?
Выводы. Основные черты политического режима:

  1. «Золотой век» партийно-государственного аппарата.

  2. Стабильность кадров - пожизненность номенклатурных постов

  3. Расцвет коррупции.

  4. Разрыв между словом и делом.

  5. Рост численности управленческого аппарата.

  6. Усилился контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества.

  7. Отменены все хрущевские новации в партийной жизни.

  8. Конституция 1977 г. закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе

  9. Глушилась любая точка зрения, не совпадающая с «генеральной линией», свертывалась критика и самоконтроль.

  10. Для партийных структур - система льгот и привилегий.

  11. Началось сращивание партийно-государственного аппарата с коррумпированными группами («теневая экономика»).

  12. Компания по возвеличению Брежнева

  13. Партаппарат отказался от критики культа личности. Ресталинизация.

  14. Укрепление роли армии и органов безопасности.

  15. Нарушение прав человека: политический террор принял изощренный характер.



2 группа – Проблемы экономики «развитого социализма».
Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

  1. Каковы проблемы сельского хозяйства и причины его кризиса?

  2. Какими мерами пыталось решить правительство проблемы сельского хозяйства?

  3. Каковы последствия неудавшейся реформы?

  4. Что предполагалось использовать для повышения эффектив­ности промышленности?

  5. Почему промышленная реформа 1965 года названа наиболее радикальной за все годы советской власти?

  6. Почему реформа не дала ожидаемых результатов?

  7. Почему, несмотря на значительное финансирование науки, и новых технологий, увеличивался отрыв экономики СССР от экономики Запада?


Проблемы экономики:

  1. Рост закупок продовольствия по импорту

  2. Ухудшение экологического состояния земель вследствие обширной химизации и мелиорации

  3. Убыточность колхозов и совхозов

  4. Постоянное ежегодное снижение темпов экономического роста

  5. Отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран

  6. Приоритет экстенсивных форм экономического развития

  7. Господство командно-административной системы

  8. Неэффективность социалистической экономической системы

  9. Отсутствие у населения реальных экономических стимулов к труду


3 группа – Особенности социальной политики.
Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1. Какими были планы социального обеспечения советского на­рода?

2. Удалось ли выполнить поставленные задачи?

3. Сравните уровень жизни советских людей с другими странами.
Выводы:

  1. Обострение продовольственной проблемы.

  2. Увеличились импортные поставки продовольствия

  3. Резко обострился жилищный вопрос.

  4. Упал прирост реальных доходов на душу населения.


4 группа. Противоречия в духовной сфере.
Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

  1. Выделите основные особенности идеологии брежневского периода.

  2. В чем проявляется усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 60-начале 80-х гг?

  3. Чем можно объяснить нарастание сопротивления властям со стороны различных слоев населения в середине 60-х – начале 80-х гг? Назовите имена известных правозащитников.


Выводы. Характерные черты в духовной сфере.


  1. Обострение идеологической борьбы.

  2. Усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры.

  3. Эмиграция деятелей культуры за границу.

  4. Специфической чертой культуры 60—70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция».

  5. Движения диссидентов(правозащитников).

  6. Углубление противоречий между властью и обществом.


Заключительное слово учителя

После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей размеренности в политической жизни

Глубоко консервативная по своим политическим взглядам, брежневская "команда" начинает свою деятельность с того, что сосредоточивается на вопросах экономического развития страны.

Постепенно вследствие экстенсивных методов развития производ­ства и больших военных расходов стали нарастать кризисные явления в экономике, а к середине 70-х годов появляются признаки застоя.
Домашнее задание. Эссе. Моя оценка «эпохи Брежнева».

§ 46.
Приложение.

Задания для 1 группы.

«Консервация политического режима».
Многие историки и политики пытаются дать оценку правлению Брежнева:
«В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А. Бовин).
«Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущёву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф. Бурлацкий)
«Если же иметь в виду человеческие качества, то... Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, об­щительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни. В житейском плане он был добрый человек. В политическом — вряд ли... Ему не хватало образования, культуры, и интеллигентности. (А. Бовин).
Бовин как-то рассказал мне о разговоре, который про­изошел на даче в Завидове, где готовилась очередная речь. Он сказал Брежневу о том, как трудно живется низкооплачи­ваемым людям. А тот ответил: «Вы не знаете жизни. Никто не живет на зарплату. Помню, в молодости, в период учебы в техникуме, мы подрабатывали разгрузкой вагонов. И как делали? А три мешка или ящика туда — один себе. Так все и живут в стране». Да, верно говорится: рыба гниет с головы. Брежнев считал нормальным и теневую экономику, и граби­тельство в сфере услуг, и взятки чиновников. Это стало едва ли не всеобщей нормой жизни. Вспомним слова Сен-Симона, давно уже заметившего, что нации, как и индивиды, могут жить двояко: либо воруя, либо производя. (Ф. Бурлацкий)
Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1. Какими личными качествами обладал Л.И.Брежнев?

2. Каким вам представля­ется Л. И. Брежнев как руководитель СССР?

3. Почему период середины 60-х – начала 80-х гг. называют «золотым веком» партийно-государственного аппарата?

5. В связи, с чем укреплялась роль армии и органов безопасности.


Из Конституции СССР

7 октября 1977г.

I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1. Политическая система

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Все другие органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депута­тов...

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для наро­да и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью со­ветского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР...

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономичес­ких, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспе­чивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граж­дан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб инте­ресам общества и государства, правам других граждан...
Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1.Дайте характеристику Конституции 1977 года.

2. Какие противоречия содержались в Конституции СССР?

3. Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?
2 группа. Проблемы экономики.
Сельское хозяйство.

Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИЛ М. Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н. Косыгину о положении сельского хозяйства СССР

1 февраля 1965 г.

Обратиться лично к Вам меня побуждает и только что опубликованное сообщение ЦСУ об итогах 1964 года. Сообщение бьет литавры. А между тем ни­когда мы не падали до 70% прироста промышленного производства, об итогах по сельскому хозяйству и говорить трудно. Особенно волнует неразумное бахваль­ство тем, что и без того чрезмерно раздутая непроизводственная сфера вновь за истекший год сильно возросла, хотя, выражаясь семейным языком, мы давно уже «живем не по средствам», разогнав не в меру наших экономических возможнос­тей расходы на управление, культуру и обслуживание...

... вот уже длительное время страна переживает хронический недостаток сель­скохозяйственных продуктов. Ссылки на ошибки Сталина (а они действительно были) и на последствия войны теперь спустя много лет, убедительны для детей и простаков...

В деревне нарастание нездоровых политических настроений выражается в большом уходе работников из сельскохозяйственного производства. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что средний заработок совхозных рабочих составляет около 2/3 среднего заработка промышленного рабочего, а заработок колхозника и того меньше...

... В чем же причина наших неудач в сельском хозяйстве? Их, конечно много. Не в малой мере они кроются в сумасбродстве Хрущева, в его увлечении админи­стрированием, навязыванием предвзятых необоснованных схем и рекомендаций. Однако не будет преувеличением утверждать, что три четверти причин тяже­лого положения в сельском хозяйстве кроются в том, что у нас грубо нарушались и попирались принципы и требования товарного хозяйства.
Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

  1. Каковы проблемы сельского хозяйства и причины его кризиса?

  2. Какими мерами пыталось решить правительство проблемы сельского хозяйства?

  3. Каковы последствия неудавшейся реформы?



Реформы в промышленности
Из постановления пленума ЦК КПСС. 29.09.1965 г.

...В целях дальнейшего развития промышленности и повышения эффектив­ности общественного производства, ускорения технического прогресса, увели­чения темпов роста национального дохода и обеспечения на этой основе даль­нейшего подъема благосостояния советского народа требуется улучшить методы планирования, усилить экономическое стимулирование промышленного произ­водства, повысить материальную заинтересованность работников в улучшении итогов работы предприятий.

Пленум ЦК считает необходимым организовать управление промышленно­стью по отраслевому принципу, образовать союзно-республиканские и общесо­юзные министерства по отраслям промышленности.

Признать целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельно­сти предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых пред­приятиями сверху, наделить их необходимыми средствами для развития и совер­шенствования производства, улучшить использование таких важнейших эконо­мических рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит...
Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1. Что предполагалось использовать для повышения эффектив­ности промышленности?

3. Почему промышленная реформа 1965 года названа наиболее радикальной за все годы советской власти?

4. Почему реформа не дала ожидаемых результатов?
Задания для 3 группы.

Социальная политика.
Из программы КПСС. Принята XXII съездом КПСС

31.10.1961г.

Разрешение жилищной проблемы и благоустройства быта.

В итоге двадцатилетия общественные фонды потребления будут по своей сум­ме составлять примерно половину всей суммы реальных доходов населения. Это даст возможность осуществить за счет общества:

- бесплатное содержание детей в детских учреждениях и школах-интерна­тах (по желанию родителей);

- материальное обеспечение нетрудоспособных;

- бесплатное образование во всех учебных заведениях;

- бесплатное медицинское обслуживание всех граждан, включая обеспече­ние медикаментами и санаторное лечение больных;

- бесплатное пользование квартирами, а также коммунальными услугами;

- бесплатное пользование коммунальным транспортом;

- бесплатное пользование некоторыми видами бытового обслуживания;

- последовательное снижение платы и частичное бесплатное пользование домами отдыха, пансионатами, туристскими базами, спортивными соору­жениями;

- все более широкое обеспечение населения пособиями, льготами и сти­пендиями (пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии сту­дентам);

- постепенный переход к бесплатному общественному питанию (обеды) на предприятиях, учреждениях и для занятых в производстве колхозников.

Из тезисов ЦК КПСС «К 100-летаю со дня рождения В.И. Ленина»

...Советское государство неуклонно проводило ленинский генеральный курс на подъем благосостояния и культуры народа: в стране ликвидирована безработица;

вместо 10 — 12-часового рабочего дня, как это было на большинстве про­мышленных предприятий дореволюционной России, теперь установлен 7-часо­вой рабочий день, а для отдельных категорий трудящихся — 6 и менее часов ра­боты в день при шестидневной рабочей неделе или пятидневная рабочая неделя при той же продолжительности рабочего времени и двух выходных днях;

проведено всеобщее оздоровление условий труда; СССР входит в число стран с наиболее низким уровнем производственного травматизма...

...образование является всеобщим и осуществляется за счет государства. Об­щество берет на себя значительную часть расходов по воспитанию подрастающе­го поколения. В настоящее время в постоянных детских садах и яслях воспиты­вается около 9 млн. детей. Численность обучающихся в общеобразовательных школах возросла при Советской власти с 9,7 до 49 млн. человек;

осуществлена единая система пенсионного обеспечения. Пенсии выплачи­ваются за счет государства и колхозов; пенсионный возраст по старости в СССР ниже, чем в большинстве стран;

осуществлены бесплатное медицинское обслуживание, охрана материнства и младенчества. За полвека средняя продолжительность жизни увеличилась бо­лее чем вдвое...
Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1. Какими были планы социального обеспечения советского на­рода?

2. Удалось ли выполнить поставленные задачи?

3. Сравните уровень жизни советских людей с другими странами.
Задания для 4 группы.

Противоречия в общественной жизни.

Из речи Л. И. Брежнева

Нам необходимо всегда и повсюду... хранить неруши­мую верность принципам марксизма-ленинизма, прояв­лять четкий классовый, партийный подход ко всем об­щественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии.

Вопрос к документу. Выделите основные особенности идеологии брежневского периода.
Из письма А.И. Солженицына IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей от 16 мая 1967 г.

«За нашими писателями не предполагается, не признается права высказы­вать опережающие суждения о нравственной жизни человека и общества, по-своему изъяснять социальные проблемы или исторический опыт, так глубоко выстраданный в нашей стране. Произведения, которые могли бы выразить на­зревшую народную мысль, своевременно и усилительно повлиять в области ду­ховной или на развитие общественного сознания - запрещаются либо уродуются цензурой по соображениям мелочным, эгоистическим, а для народной жизни недальновидным...»
Ответьте на вопрос, используя документы и материал учебника:

  1. В чем проявляется усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 60-начале 80-х гг?

  2. Какие новые тенденции духовной жизни проявились в СССР в конце 1960-х – начале 1980-хгг?


Из работы А. Солженицына «Жить не по лжи!» (1974 г.)

Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно! Осознав, где граница лжи (для каждого она еще по-разному видна),— отступиться от этой гангренной границы! Не под­клеивать мертвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья,— и мы поражены будем, как быстро и бес­помощно ложь опадет, и чему надлежит быть голым — то явится миру голым.

Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склон­ности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников.
Ответьте на вопрос, используя документы и материал учебника:

  1. Чем можно объяснить нарастание сопротивления властям со стороны различных слоев населения в середине 60-х – начале 80-х гг?

  2. Назовите имена известных правозащитников (диссидентов).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconСсср в середине 1950-х-середине 1960-х гг.: от Сталина к Хрущёву...
Дубров Александр Михайлович, ОАО "Брокерский дом "открытие", Начальник управления интернет-трейдинга
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconРеферат, читанный П. И. Бирюковым на митинге в г. Борнмауте 25 сентября 1901 г
Социализм во всем своем целом разделился на три главные группы: социализм либертарный или анархизм, социализм научно-государственный...
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconМгуу 22 2006 750
Феодальный город и его роль в развитии ремесленного производства и торговли. Денежная система в России в середине 18-середине 19...
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconПовседневная жизнь городского населения красноярского края в середине 1940-х середине 1960-х гг
Базовая организация – фгу национальный научный центр наркологии Минздравсоцразвития России
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconРеферат на тему: Альтернативы послевоенного развития СССР. Попытки...
Общественно-политическая и духовная жизнь в СССР в середине 1940-х начале 1950-х
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconКакие партийные и государственные посты занимали Г. М. Маленков,...
Ссср в 1953-м — середине 60-х гг. XX в. § 39. Изменения политической системы
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconТвердые и мягкие согласные звуки, обозначение их на письме. Перенос...
Обобщение знаний о мягком знаке, как показатель мягкости, развивать умения правильно переносить слова с ь в середине слова, развивать...
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconТема : «Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова»
Цели: учить распознавать мягкие согласные в словах и обозначать их на письме; познакомить учащихся с правилом переноса слов с мягким...
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconРуководство обеих сверхдержав, разумеется, провозгласило послевоенные...
Сша. Сигнальный пред-кризис ударил еще в 1960-70 годы. Его последствия так и не были преодолены, а лишь отложены на два десятилетия...
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconУрок по русскому языку 2 класс «Школа России» Тема: Мягкий знак показатель...
Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и середине слова
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconУрок русского языка в 4 классе
Урок проводится в середине сентября с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии развивающего обучения
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconЗвук и буква «й» в середине слова
Интегрированный урок чтения и развития сенсорных и психомоторных процессов у обучающихся 1 класса
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconУрок литературы в 5-м классе. И. С. Тургенев. "Муму"
Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка...
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Имя предмета «культурология» утвердилось только в середине XX века. Потребность в этой науке так или иначе проявлялась в трудах или...
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconУрок литературы в 7 классе по «стихотворению в прозе» И. С. Тургенева «Собака»
Написать на отдельном двойном листе небольшое сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» по упражнению 358 (картинка...
Урок: «ссср в середине 60-х середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя» iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Мягкий знак на конце и в середине числительных Ход урока
Ос н стр миться, м л деж пят с м я, б ре-жеш пят сот, ст режеш


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск