Скачать 81.57 Kb.
|
Интегрированный урок чтения и развития сенсорных и психомоторных процессов у обучающихся 1 класса Масленникова Мария Васильевна учитель высшей квалификационной категории Пуртова Ольга Вячеславовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МКОУ СКОШ №45 г.Томска Тема: Звук и буква «й» в середине слова Аннотация к уроку. Интегрированная система коррекционно-развивающих занятий в нашем образовательном учреждении построена на технологии комплексного подхода в обучении детей с выраженными комплексными нарушениями, которая направлена на глубокую дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, что способствует решению комплекса педагогических, психологических, дидактических, логопедических, воспитательных задач. Речевое развитие детей рассматривается здесь как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций, навыков общения детей. Преемственность в коррекции нарушений у детей предполагает поэтапное усложнение поставленных задач в соответствии с развитием их практического опыта, обязательного личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей, что позволяет добиваться позитивных изменений в развитии и формировании учебных навыков. Данный урок взят из системы уроков по формированию навыков чтения и развитию сенсомоторных навыков у детей с выраженными комплексными нарушениями в развитии. Метод круга применяется на каждом уроке и является продуктивной формой обучения детей с ОВЗ, который направлен на стимуляцию сенсорного восприятия, тактильного взаимодействия; активизацию зрительного и слухового внимания; развитие эмоционально-волевой деятельности и подражания. Основная цель круга – формирование произвольной регуляции деятельности и развития речи, навыков общения. Для расторможенных детей – это опора для организации своего поведения; с низкой активностью - стимулирование к участию в общем действии; с нарушением общения – осознание себя как школьника. Цель урока: формирование навыка чтения буквы й в середине слова. Задачи: Образовательные - закрепить произношение звука й - формировать умение определять место звука в слове - отработка чтения слов с Й в середине, предложений с этими словами - отработать правильную артикуляцию Коррекционно - развивающие - развивать зрительно-пространственную ориентацию - развивать фонематическое восприятие, активизировать мыслительные процессы, память, внимание - расширять словарный запас, развивать навык чтения -стимулировать межполушарное взаимодействие и повышать пластичность сенсомоторного обеспечения психических процессов Воспитательные - формировать речевую и познавательную активность - формировать внимание к слову, интерес к чтению на материале урока -воспитывать способность подчинять свои действия инструкции Оборудование. Букварь. Наглядно-дидактический материал «Домик гласных», «Домик согласных», предметные картинки, буквы из магнитной азбуки. Раздаточный и индивидуальный материал Предметные игрушки, комнатное растение, изделие «Одуванчики», витамины. ИКТ – средства: иллюстративный материал. Технологии: Личностно-дифференцированная Здоровьесберегающая Ход урока:
Цели: - создание положительного эмоционального настроя - развитие умения согласовывать свои движения - умение слушать инструкцию - развитие произвольности - развитие тактильных ощущений 1. Упражнение – приветствие «Здравствуй!» (Дети закрывают глаза руками и далее действия выполняются соответственно тексту.)
- Здравствуй, Катя… (психолог приветствует каждого ребёнка с помощью прикосновения ладошкой к ладошке). Все здесь! 2. Упражнение на мышечное расслабление.
3 . Гимнастика для пальчиков «Дом на лужайке». Цели: - стимулирование речевых областей - стабилизация внимания - развитие мелкой моторики - координации мелких движений. На лужайке дом стоит На замочек дом закрыт. Мы замочек отопрём Дружно в домик тот войдём. 1-2-3-4-5 – все у домика опять. (Дети подходят к доске, где расположен наглядный дидактический материал «Домик гласных».) 4. Дыхательная гимнастика. Задание: поднести цветок к носу и вдохнуть аромат цветка, а на выдохе произнести гласные звуки с опорой на «Домик гласных». (Выполняется стоя у доски с индивидуальным макетом «цветок - одуванчик» в руках.) Цели: - формирование концентрации внимания - предупреждение утомления - способствование улучшению самочувствия ребёнка. III. Опрос – повторение. Учитель: 1. - Какие пели звуки? - Какой звук последний? (И) 2. Задание: Прочитать букву И. (Раздаются буквы И из магнитной азбуки, каждый ребёнок читает эту букву.) IV. Подготовка к восприятию нового материала. 1. Упражнение на внимание и восприятие. - Послушайте двустишие и подумайте, как И превратилась в букву Й: Чтобы Й не спутать с И, Сверху галочку пиши. (всем раздаётся галочка – элемент буквы из магнитной азбуки). - Послушайте, как произносится Й. Какой это звук? В каком домике живёт, в красном или синем? (Внимание на дидактический материал.) 2. Словарная работа по материалу прошлого урока. - В каких словах встречается звук й? (рой, улей, попугай, дерево – слова-карточки с прошлого урока на доске). Определите место звука в словах. - Упражнение «Подскажи словечко». Ответы проговариваем хором. Что нам пели в детстве мамы, угадай? Баю-… (бай) Что за месяц, угадай? Месяц…(май) Что в стакане, угадай? Крепкий…(чай) 3. Зрительная гимнастика с «одуванчиками». Задание: движение глаз за «одуванчиком» по инструкциям: близко – далеко, низко – высоко, право – лево. Цели: - предупреждение зрительного утомления - формирование пространственных представлений. 4. Проверка чтения домашнего текста «Вот рой» (пронумерованные предложения из текста и отдельные слова из него выдаются детям с учётом их потенциальных возможностей). - О ком рассказ? - Что делает оса? - Почему ой, ой? а) Работа с магнитной азбукой. Задание: составьте из букв по памяти слово «ой». Замените «о» на «а», прочитайте слово. -В каких жизненных ситуациях мы произносим: «Ай»? (- Ай, болит, ай, болит…появился доктор …Айболит.) - А разве мы его звали? - Сегодня он будет помогать нам учиться читать букву Й в середине слова. V. Объяснение нового материала. 1. Устная работа по образованию новых слов из слов май, лай, замена первых букв в слове с опорой на картинки Май – майка. Майка – зайка – лайка. - Добавили слог – ка, буква й оказалась в середине слова. 2. Прочтение слов с печатного листа: МАЙКА ЗАЙКА ЛАЙКА. Работа над лексическим значением этих слов. - Где находится буква й в этих словах? Как она там оказалась? 3. Отхлопать и определить место звука й в словах: лейка, гайка, лужайка. 4. Работа по иллюстрации учебника. Доктор Айболит просит вас внимательно рассмотреть рисунок: - Кто на рисунке? - Где находятся собака и заяц? - Что делает заяц? Собака? - Зима это или лето? VI. Динамическая пауза. Психолог. 1. . Дидактическая игра «Зайка» (Движения выполняются согласно тексту) Цели: -предупреждение психоэмоционального напряжения и утомления; -развитие произвольности, общей моторики, подражательности и восприятия; -формирование навыка выполнения совместных действий, движений; .
2. Дидактическая игра «У куста» (с персонажами рассказа «Зайка и лайка»). Цели: - подготовка к восприятию рассказа - формирование пространственных представлений с помощью предлогов в, на, под, у, около;. - отработка навыков по употреблению и дифференциации предлогов на практическом материале по инструкциям: - встаньте вместе за кустом; - посмотрите на куст; - кто спрятался в кустах? - встаньте у куста; - скажите по-другому: мы стоим у куста (около, рядом); - посадите зайца у куста, собаку – за кустом и т. д. VII. Работа по букварю .. 1. Чтение учителем рассказа «Зайка и лайка» У кус-та зай-ка. За кус-том со-ба-ка лай-ка - Зай-ка, у-хо-ди, а то лай-ка у-ви-дит! Зай-ка в кус-ты. А лай-ка на кус-ты: гав!гав! - Про кого рассказ? 2. Речевая разминка (чтение с доски) и – й ку – кус то – том ди – дит 3. Хоровое чтение рассказа по абзацам с комментариями. - Что делает зайка? Лайка? 4. Отработка чтения по цепочке. (Читающим детям выдаются пронумерованные, напечатанные предложения из рассказа с учетом их индивидуального темпа чтения. Нечитающие дети выполняют индивидуальные задания: печатание й в тетрадке, обводка буквы й в тексте. Отметить хорошее чтение рассказа детьми) 5. Беседа по содержанию текста с опорой на детские игрушки, находящиеся у куста. - Про кого предложение? Где зайка? - Про кого предложение? Где лайка? - Куда прыгнул зайка? - На что лаяла лайка? - Как вы думаете: зайка был у куста, а оказался в кустах, почему? (Спрятался от лайки). 6. Закрепление. Упражнение на внимание «Буква заболела». Прочитайте слова: ЗАИКА ЛАИКА МАИКА. - Что изменилось? Какая буква «заболела»? - Попросим Айболита или сами вылечим букву? Давайте вместе с Айболитом вылечим букву! (Дети должны подставить птичку над буквой И.) -Дети, в имени Айболит есть звук й? Вот ещё одно слово со звуком й в середине слова. Запомните его: Айболит! Молодцы! VIII. Итог урока (в круге, около куста). - Айболит хвалит Вову, Катю…. - За что он хвалит Вову, Катю..? - Что делали Вова, Катя … на уроке? - За хорошую работу он прописал вам витамины. Где они? (Дети ищут витамины под кустом.) - Спасибо детям за работу, спасибо доктору Айболиту за вкусные витамины! |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить детей со звуком «О», закрепить чёткое произношение звука «О»; научить выделять звук «О» в начале, конце, середине слова;... | Твердые и мягкие согласные звуки, обозначение их на письме. Перенос... Обобщение знаний о мягком знаке, как показатель мягкости, развивать умения правильно переносить слова с ь в середине слова, развивать... | ||
Методические материалы к практическим занятиям (для студентов факультета иностранных языков) Задание разделите слова на две группы: 1 слова, где на месте буквы е произносится звук О; 2 слова, где на месте буквы е произносится... | Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц Цель освоения учебного содержания: сделать вывод, что если сочетание [цы] находится в конце слова – пишется буква ы, если сочетание... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Особенный житель в городе букв. Звук (ш), буква «ш». Строчная буква ш | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) "Звук [ш], буква ш. Строчная согласная буква ш". Урок 48-49 | ||
Урок обучения грамоте в 1 а классе по умк «Школа 2100» Тема: Буква... Цель урока: Познакомить с буквой Ь, рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце и в середине... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Буква б согласная. Обозначает звуки [б], [б']. Звук [б]-согласный, звонкий, твёрдый; звук [б']- согласный, звонкий, мягкий | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной... Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В основе обучения грамоте не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, следует научить его слышать этот звук в слогах,... | ||
Конспект логопедичес кого занятия по теме «звук «Л». (методический... Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,... | Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Буква Я" Я, дать представление о том, что буква я в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [йа] | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учащиеся знакомятся с понятиями слово часть слова( слог),звук.; учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, делить... | Удвоенные буквы согласных в корне слова Цель: усвоение универсальных учебных действий: (познавательные ууд) овладение базовыми предметными понятиями: развитие умений наблюдать... | ||
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная... Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу» | Конспект Звук и буква У Ладыженская Т. А.,Баранов М. Т., Тростнецова Л. А. и др. Русский язык. Просвещение,М.,2006 |