Звук и буква «й» в середине слова





Скачать 81.57 Kb.
НазваниеЗвук и буква «й» в середине слова
Дата публикации30.08.2014
Размер81.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
Интегрированный урок чтения и развития сенсорных и психомоторных процессов у обучающихся 1 класса
Масленникова Мария Васильевна

учитель высшей квалификационной категории

Пуртова Ольга Вячеславовна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МКОУ СКОШ №45 г.Томска
Тема: Звук и буква «й» в середине слова
Аннотация к уроку.

Интегрированная система коррекционно-развивающих занятий в нашем образовательном учреждении построена на технологии комплексного подхода в обучении детей с выраженными комплексными нарушениями, которая направлена на глубокую дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, что способствует решению комплекса педагогических, психологических, дидактических, логопедических, воспитательных задач. Речевое развитие детей рассматривается здесь как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций, навыков общения детей. Преемственность в коррекции нарушений у детей предполагает поэтапное усложнение поставленных задач в соответствии с развитием их практического опыта, обязательного личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей, что позволяет добиваться позитивных изменений в развитии и формировании учебных навыков. Данный урок взят из системы уроков по формированию навыков чтения и развитию сенсомоторных навыков у детей с выраженными комплексными нарушениями в развитии.

Метод круга применяется на каждом уроке и является продуктивной формой обучения детей с ОВЗ, который направлен на стимуляцию сенсорного восприятия, тактильного взаимодействия; активизацию зрительного и слухового внимания; развитие эмоционально-волевой деятельности и подражания. Основная цель круга – формирование произвольной регуляции деятельности и развития речи, навыков общения. Для расторможенных детей – это опора для организации своего поведения; с низкой активностью - стимулирование к участию в общем действии; с нарушением общения – осознание себя как школьника.
Цель урока: формирование навыка чтения буквы й в середине слова.

Задачи:

Образовательные

- закрепить произношение звука й

- формировать умение определять место звука в слове

- отработка чтения слов с Й в середине, предложений с этими словами

- отработать правильную артикуляцию

Коррекционно - развивающие

- развивать зрительно-пространственную ориентацию

- развивать фонематическое восприятие, активизировать мыслительные процессы, память, внимание

- расширять словарный запас, развивать навык чтения

-стимулировать межполушарное взаимодействие и повышать пластичность сенсомоторного обеспечения психических процессов

Воспитательные

- формировать речевую и познавательную активность

- формировать внимание к слову, интерес к чтению на материале урока

-воспитывать способность подчинять свои действия инструкции
Оборудование.

Букварь.

Наглядно-дидактический материал «Домик гласных», «Домик согласных», предметные картинки, буквы из магнитной азбуки.

Раздаточный и индивидуальный материал

Предметные игрушки, комнатное растение, изделие «Одуванчики», витамины.

ИКТ – средства: иллюстративный материал.
Технологии:

Личностно-дифференцированная

Здоровьесберегающая
Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Педагог - психолог. Психологическая готовность к уроку (проводится в круге)

Цели:

- создание положительного эмоционального настроя

- развитие умения согласовывать свои движения

- умение слушать инструкцию

- развитие произвольности

- развитие тактильных ощущений

1. Упражнение – приветствие «Здравствуй!» (Дети закрывают глаза руками и далее действия выполняются соответственно тексту.)



Просыпайся, глазок, просыпайся, другой.

Посмотри, как оно улыбается

И порадуйся солнышку вместе со мной.

Всем, кто делом с утра занимается.



- Здравствуй, Катя… (психолог приветствует каждого ребёнка с помощью прикосновения ладошкой к ладошке). Все здесь!

2. Упражнение на мышечное расслабление.

1,2,3,4,5 начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте,

и за мною повторяйте.


Плечи вверх мы поднимаем,

а затем их опускаем.

А теперь посмотрим вниз,

мышцы шеи напряглись.

А я вам сейчас скажу

и при этом, покажу:

Руки вперёд, в кулачок,

разожмём и на бочок.

Возвращаемся обратно – расслабление приятно.

Ну, ребята, не зевайте,

живую пирамиду

из ладошек составляйте

(упражнение «Живая пирамида»).


3 . Гимнастика для пальчиков «Дом на лужайке».

Цели:

- стимулирование речевых областей

- стабилизация внимания

- развитие мелкой моторики

- координации мелких движений.

На лужайке дом стоит

На замочек дом закрыт.

Мы замочек отопрём

Дружно в домик тот войдём.

1-2-3-4-5 – все у домика опять.

(Дети подходят к доске, где расположен наглядный дидактический материал «Домик гласных».)
4. Дыхательная гимнастика.

Задание: поднести цветок к носу и вдохнуть аромат цветка, а на выдохе произнести гласные звуки с опорой на «Домик гласных». (Выполняется стоя у доски с индивидуальным макетом «цветок - одуванчик» в руках.)

Цели:

- формирование концентрации внимания

- предупреждение утомления

- способствование улучшению самочувствия ребёнка.
III. Опрос – повторение.

Учитель:

1. - Какие пели звуки?

- Какой звук последний? (И)

2. Задание: Прочитать букву И. (Раздаются буквы И из магнитной азбуки, каждый ребёнок читает эту букву.)
IV. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Упражнение на внимание и восприятие.

- Послушайте двустишие и подумайте, как И превратилась в букву Й:

Чтобы Й не спутать с И,

Сверху галочку пиши.

(всем раздаётся галочка – элемент буквы из магнитной азбуки).

- Послушайте, как произносится Й. Какой это звук? В каком домике живёт, в красном или синем? (Внимание на дидактический материал.)

2. Словарная работа по материалу прошлого урока.

- В каких словах встречается звук й? (рой, улей, попугай, дерево – слова-карточки с прошлого урока на доске). Определите место звука в словах.

- Упражнение «Подскажи словечко». Ответы проговариваем хором.

Что нам пели в детстве мамы, угадай? Баю-… (бай)

Что за месяц, угадай? Месяц…(май)

Что в стакане, угадай? Крепкий…(чай)
3. Зрительная гимнастика с «одуванчиками». Задание: движение глаз за «одуванчиком» по инструкциям: близко – далеко, низко – высоко, право – лево.

Цели:

- предупреждение зрительного утомления

- формирование пространственных представлений.
4. Проверка чтения домашнего текста «Вот рой» (пронумерованные предложения из текста и отдельные слова из него выдаются детям с учётом их потенциальных возможностей).

- О ком рассказ?

- Что делает оса?

- Почему ой, ой?

а) Работа с магнитной азбукой. Задание: составьте из букв по памяти слово «ой». Замените «о» на «а», прочитайте слово.

-В каких жизненных ситуациях мы произносим: «Ай»?

(- Ай, болит, ай, болит…появился доктор …Айболит.)

- А разве мы его звали?

- Сегодня он будет помогать нам учиться читать букву Й в середине слова.
V. Объяснение нового материала.

1. Устная работа по образованию новых слов из слов май, лай, замена первых букв в слове с опорой на картинки

Май – майка.

Майка – зайка – лайка.

- Добавили слог – ка, буква й оказалась в середине слова.

2. Прочтение слов с печатного листа: МАЙКА ЗАЙКА ЛАЙКА. Работа над лексическим значением этих слов.

- Где находится буква й в этих словах? Как она там оказалась?

3. Отхлопать и определить место звука й в словах: лейка, гайка, лужайка.
4. Работа по иллюстрации учебника.

Доктор Айболит просит вас внимательно рассмотреть рисунок:

- Кто на рисунке?

- Где находятся собака и заяц?

- Что делает заяц? Собака?

- Зима это или лето?
VI. Динамическая пауза. Психолог.

1. . Дидактическая игра «Зайка» (Движения выполняются согласно тексту)

Цели:

-предупреждение психоэмоционального напряжения и утомления;

-развитие произвольности, общей моторики, подражательности и восприятия;

-формирование навыка выполнения совместных действий, движений;

.

Зайка под кустом сидит

И ушами шевелит.

Зайке скучно стоять

Надо зайке поскакать.

Зайке скучно сидеть

Надо лапки согреть.

Кто-то зайку напугал,

Зайка, прыг и убежал.

2. Дидактическая игра «У куста» (с персонажами рассказа «Зайка и лайка»).

Цели:

- подготовка к восприятию рассказа

- формирование пространственных представлений с помощью предлогов в, на, под, у, около;.

- отработка навыков по употреблению и дифференциации предлогов на практическом материале по инструкциям:

- встаньте вместе за кустом;

- посмотрите на куст;

- кто спрятался в кустах?

- встаньте у куста;

- скажите по-другому: мы стоим у куста (около, рядом);

- посадите зайца у куста, собаку – за кустом и т. д.
VII. Работа по букварю ..

1. Чтение учителем рассказа «Зайка и лайка»

У кус-та зай-ка. За кус-том со-ба-ка лай-ка

- Зай-ка, у-хо-ди, а то лай-ка у-ви-дит!

Зай-ка в кус-ты. А лай-ка на кус-ты: гав!гав!

- Про кого рассказ?

2. Речевая разминка (чтение с доски)

и – й ку – кус то – том ди – дит

3. Хоровое чтение рассказа по абзацам с комментариями.

- Что делает зайка? Лайка?

4. Отработка чтения по цепочке. (Читающим детям выдаются пронумерованные, напечатанные предложения из рассказа с учетом их индивидуального темпа чтения. Нечитающие дети выполняют индивидуальные задания: печатание й в тетрадке, обводка буквы й в тексте. Отметить хорошее чтение рассказа детьми)

5. Беседа по содержанию текста с опорой на детские игрушки, находящиеся у куста.

- Про кого предложение? Где зайка?

- Про кого предложение? Где лайка?

- Куда прыгнул зайка?

- На что лаяла лайка?

- Как вы думаете: зайка был у куста, а оказался в кустах, почему? (Спрятался от лайки).

6. Закрепление. Упражнение на внимание «Буква заболела».

Прочитайте слова: ЗАИКА ЛАИКА МАИКА.

- Что изменилось? Какая буква «заболела»?

- Попросим Айболита или сами вылечим букву? Давайте вместе с Айболитом вылечим букву! (Дети должны подставить птичку над буквой И.)

-Дети, в имени Айболит есть звук й? Вот ещё одно слово со звуком й в середине слова. Запомните его: Айболит! Молодцы!

VIII. Итог урока (в круге, около куста).

- Айболит хвалит Вову, Катю….

- За что он хвалит Вову, Катю..?

- Что делали Вова, Катя … на уроке?

- За хорошую работу он прописал вам витамины. Где они? (Дети ищут витамины под кустом.)

- Спасибо детям за работу, спасибо доктору Айболиту за вкусные витамины!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Звук и буква «й» в середине слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить детей со звуком «О», закрепить чёткое произношение звука «О»; научить выделять звук «О» в начале, конце, середине слова;...
Звук и буква «й» в середине слова iconТвердые и мягкие согласные звуки, обозначение их на письме. Перенос...
Обобщение знаний о мягком знаке, как показатель мягкости, развивать умения правильно переносить слова с ь в середине слова, развивать...
Звук и буква «й» в середине слова iconМетодические материалы к практическим занятиям (для студентов факультета иностранных языков)
Задание разделите слова на две группы: 1 слова, где на месте буквы е произносится звук О; 2 слова, где на месте буквы е произносится...
Звук и буква «й» в середине слова iconОрфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц
Цель освоения учебного содержания: сделать вывод, что если сочетание [цы] находится в конце слова – пишется буква ы, если сочетание...
Звук и буква «й» в середине слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Особенный житель в городе букв. Звук (ш), буква «ш». Строчная буква ш
Звук и буква «й» в середине слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) "Звук [ш], буква ш. Строчная согласная буква ш". Урок 48-49
Звук и буква «й» в середине слова iconУрок обучения грамоте в 1 а классе по умк «Школа 2100» Тема: Буква...
Цель урока: Познакомить с буквой Ь, рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце и в середине...
Звук и буква «й» в середине слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Буква б согласная. Обозначает звуки [б], [б']. Звук [б]-согласный, звонкий, твёрдый; звук [б']- согласный, звонкий, мягкий
Звук и буква «й» в середине слова iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной...
Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными...
Звук и буква «й» в середине слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основе обучения грамоте не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, следует научить его слышать этот звук в слогах,...
Звук и буква «й» в середине слова iconКонспект логопедичес кого занятия по теме «звук «Л». (методический...
Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,...
Звук и буква «й» в середине слова iconУрок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Буква Я"
Я, дать представление о том, что буква я в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [йа]
Звук и буква «й» в середине слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся знакомятся с понятиями слово часть слова( слог),звук.; учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, делить...
Звук и буква «й» в середине слова iconУдвоенные буквы согласных в корне слова
Цель: усвоение универсальных учебных действий: (познавательные ууд) овладение базовыми предметными понятиями: развитие умений наблюдать...
Звук и буква «й» в середине слова iconУрок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу»
Звук и буква «й» в середине слова iconКонспект Звук и буква У
Ладыженская Т. А.,Баранов М. Т., Тростнецова Л. А. и др. Русский язык. Просвещение,М.,2006


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск