Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины





Скачать 66.63 Kb.
НазваниеСовременные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины
Дата публикации09.04.2015
Размер66.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ

CONTEMPORARY PROBLEMS OF COMPETITIVENESS OF MECHANICAL ENGINEERING ENTERPRISES IN UKRAINE
ГергельМ.Ю, Gergel M.Y

СкоробогатоваН.Е., Skorobogatova N.E
Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт", г. Конотоп
Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий и предложены пути их решения
Abstract

The article describes the main causes of low competitiveness of machine-building enterprises of Ukraine. Highlighted remaining challenges in this area, suggests some solutions to these problems
Конкурентоспособная машиностроительная отрасль является залогом эффективной экономики любого государства. Именно машиностроительный комплекс обеспечивает техническую вооруженность, механизацию, автоматизацию производства, а потому и в значительной степени влияет на промышленный потенциал страны, ее конкурентоспособность на внешних рынках.

Современная глобальная система машиностроения сегодня на 75% сосредоточена в ограниченной группе стран, которые обеспечивают выпуск практически всей номенклатуры отрасли. Это такие страны, как Китай, Япония, США, Германия,Великобритания, Франция. Доля продукции машиностроения в этих странах в общем объеме промышленной продукции составляет около 40 - 50%, в Украине она составляет всего порядка 13%.

Машиностроение является одной из важнейших и перспективных отраслей экономики Украины. Современный машиностроительный комплекс объединяет в себе 11073 предприятия, из которых 136 - крупных, 1750 - средних, 9187 - малых по производству машин, оборудования, приборов, аппаратуры, транспортных средств. Здесь сконцентрировано более 15% стоимости основных средств, почти 6% оборотных активов отечественной промышленности и более 22% количества наемных работников [1].

Среди крупнейших производителей машиностроительной продукции - ЗАО «НКМЗ», концерн «Азовмаш», ТПК «Укруглемаш», Крюковский вагоностроительный завод, «Запорожтрансформатор». Наиболее стабильными и успешными на украинском рынке такие машиностроительные предприятия как ОАО «Сумское машиностроительное научно-производственное объединение им. Фрунзе», ГП завод «Электротяжмаш», концерн «Крюковский вагоностроительный завод», Государственное научно-производственное предприятие «Объединение Коммунар», Государственного предприятие «Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод» и др.

Однако на сегодня машиностроительная отрасль нашего государства находится в тяжелом состоянии. Среди основных проблем предприятий машиностроительного комплекса Украины можно выделить следующие:

1. Устаревшие основные производственные фонды. Анализ основных средств предприятий машиностроения показывает превышение введения новых основных средств над амортизацией.Уровень износа оборудования на большинстве предприятий составляет около 65 %.Худшая ситуация в производстве транспортного оборудования, где степень износа основных средств превышает 72%. Устаревшие производственные мощности многих предприятий отрасли не позволяют наполнить внутренний рынок и удовлетворить спрос товарами национального производства.

2. Недостаток оборотных средств у предприятий.Недостаточное количество высоколиквидных средств приводит к тому, что предприятия не могут рассчитаться с контрагентами, то есть теряют платежеспособность, что в свою очередь снижает их конкурентоспособность.За последние 5 лет количество убыточных предприятий промышленности превышает 30% от общего количества убыточных предприятий Украины. Рентабельность производства составляет около 5%. Исходя из этого, машиностроение превратилось в одну из наименее рентабельных отраслей промышленности.В связи с этим инвесторы стали осторожнее и стали меньше финансировать предприятия.

3. Низкий уровень инновационной активности украинских предприятий, их низкая инвестиционная привлекательность. Количество инноваций на промышленных предприятиях по сравнению с развитыми странами остается слишком низким, доля предприятий, внедряющих инновации, едва превышает 10%, а удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленности сократилась в 2012 г. до 3, 3% [2].

Финансирование инновационной деятельности отрасли происходит преимущественно за счет собственных средств предприятий (76,7%), и кредитов (10,8 %).

4. Отсутствие в Украине ряда высокотехнологичных отраслей.Прежде всего, отсутствует ряд высокотехнологичных отраслей, определяющих экспортные позиции машиностроения: ИТ-индустрия, производство сложной медицинской техники, многих приборов для научных исследований и современных легковых автомобилей.

5. Низкая конкурентоспособность многих видов продукции отечественных предприятий. По качеству и технологическими решениями изделия радиоэлектроники, бытовые приборы, сельскохозяйственные и дорожно-строительные машины, а также целый ряд других товаров значительно проигрывают зарубежным аналогам. В этой области в широких масштабах продолжают использоваться характерные для советской экономики затратные технологии, что в свою очередь ведет к росту ресурсоемкости продукции и препятствует сокращению затрат производства и выпуска инновационной продукции в других отраслях экономики.

6. Недостаточное количество квалифицированных работников. Из-за низкого уровня заработной платы молодые специалисты не хотят работать в этой сфере, а большинство опытных работников промышленных предприятий имеют пенсионный возраст. Теряя квалифицированных работников, которые увольняются иливыходят на пенсию, машиностроительные предприятия не имеют возможности подготовить им достойную замену, что находит свое отражение в более низком качестве выполнения работы.

7. Низкий уровень конкурентоспособности экономики Украины. Так, в 2012 г. согласно рейтингу Всемирного экономического форума (ВЭФ), Украина по Индексу глобальной конкурентоспособности (GCI) заняла семьдесят третьего место из 144-х, в 2011 г. - 73 место, 2010 г. - 89 место. По индексу экономической свободы Украина была и остается страной с «несвободной» экономикой и в 2012 г. заняла 161-ю позицию из 183-х, по рейтингу ведения бизнеса - 137-е из 185-ти, по индексу человеческого развития - 78-е из 180-ти, по индексу конкурентоспособности ИТ-сферы 67-е из 155-ти [3]. Таким образом, по стадии формирования конкурентоспособности Украина находится только на этапе перехода от факторной ориентации к ориентации на эффективность.

8. Экспорт продукции преимущественно в страны СНГ.Экспорт Украины в отрасли машиностроения является не диверсифицированным и приходится в большей степени на страны СНГ. В 2011 году доля продукции машиностроения в структуре экспорта составила 14,4%, тогда как в развитых странах мира доля данной отрасли в структуре экспорта составляет 32 – 40 % всего экспорта [4].

Наряду с внутренними проблемами, повышение конкурентоспособности предприятий машиностроения Украины также сдерживается рядом внешних факторов: неконтролируемым ростом цен на комплектующие материалы, энергоресурсы и т.д.; высоким уровнем государственной задолженности; отсталостью законодательной и нормативной базы; отсутствием четких национальных приоритетов развития машиностроительной отрасли Украины и т.п. В Украине также наблюдается недостаточная поддержка отраслевой науки со стороны государства. Например, в США ежегодно на научные исследования в области машиностроения расходуется в среднем 2,5% ВВП, в странах Евросоюза - около 3% ВВП, в Украине же всего 0,1% ВВП [5].

С другой стороны, предприятия машиностроительной отрасли Украины имеют значительный инновационный потенциал, значительные возможности для формирования новых и усиление существующих конкурентных преимуществ как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Перспективной выглядит разработка эффективной государственной политики, основной целью которой стало бы создание инновационно-инвестиционной базы для возрождения машиностроительного комплекса Украины.

В связи с этим правительство нашего государства должен приложить максимальные усилия для стимулирования инвестиционной деятельности машиностроителей. Разработка методов объективной оценки перспектив технического развития позволит повысить конкурентоспособность и экономическую эффективность предприятий, увеличит вклад научно-технической и инновационной составляющей в экономический рост, а также сократит для предпринимателей риск осуществления инвестиционных проектов технического развития и выпуска новой продукции.

Во-первых, необходимо, предоставить машиностроительным предприятиям налоговые льготы на проведение масштабных мероприятий по модернизации производственных мощностей. Во-вторых, сформировать и поэтапно реализовать национальную стратегию развития машиностроительной отрасли, концепцию финансовой, налоговой и кредитной политики. В-третьих, создать инфраструктуру, благоприятную для создания и развития технологий. В-четвертых, увеличить долю расходов со стороны государства на НИОКР в области машиностроения. Также важным шагом на встречу научно-технического развития машиностроения является осуществление совместных исследовательских проектов с зарубежными партнерами и использования мирового опыта.

Приоритетными направлениями развития отрасли должны стать: преодоление научно-технологического отставания от индустриально развитых стран, повышение уровня научных разработок в области машиностроения, рост инновационной активности предприятий, создания условий для увеличения объемов выпуска высокотехнологичной продукции.
Список литературы:

  1. Мосий А. Анализ развития отечественного машиностроения[Электронный ресурс] / А. Мосий, Г. Машлий, Н. Марченко // Социально - экономические проблемы и государство. - 2011. - Вып. 2 (5). - Режимдоступа к журн.:http://sepd.tntu.edu.ua/images/stories/pdf/2011/11mobrvm.pdf.

  2. Государственный комитет статистики Украины [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua.

  3. GlobalCompetitivenessIndex, WorldEconomicForum. [Електронний ресурс], Режим доступу: http://www.weforum.org/reports.

  4. Реструктуризация промышленности Украины в о процессе посткризисного восстановления: аналит. доп. / В. Собкевич, А. И. Сухоруков, В. Г. Савенко, С. Л. Воробьев, [и др.]; под общ.ред. Я.А. Жалило. - М.: НИС-2011. - 112с.

  5. Горбашевська М.О.Перспективи співпраці України з ЄС на прикладі машинобудівельного комплексу / М.О. Горбашевська // Науковий вісник Волинського національного університету ім. Лесі Українки. – 2011. – № 11. - С. 253 - 257.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconРеферат на тему: Транспортная составляющая интеграции Украины в мировую экономику
Экономическое состояние, проблемы и перспективы развития отдельных отраслей транспортной промышленности Украины: 5
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconРабочая программа учебной дисциплины «современные проблемы теплоэнергетики,...
Магистерская программа: Эффективные теплоэнергетические системы предприятий и жкх
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconОтчет об итогах инвестиционной деятельности промышленных предприятий...
Модернизация производств и техническое перевооружение промышленных предприятий, как условие повышения конкурентоспособности производств,...
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconДоклад по теме «Современные проблемы аварийно-спасательных служб...
Аварийно-спасательные службы и формирования предприятий химической промышленности
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии»
В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск...
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы...
В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной...
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconРефератов по дисциплине: «Управление качеством»
Роль качественных показателей в повышении конкурентоспособности товаров и услуг, предприятий (фирм), национальной экономики
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconО. Н. Мусина к т. н., доцент, зав сектором научно-технического анализа
Интеллектуальная собственность как фактор повышения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconВысшая школа экономики в нижнем новгороде современные проблемы
Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции и социально-гуманитарных наук: материалы...
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconРабочая программа дисциплины «Современные проблемы криминалистики»
Целью освоения дисциплины «Современные проблемы криминалистики» является формирование у аспирантов знаний и компетенций в области...
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconНаучно-практическая конференция «проблемы развития предприятий и регионов»
Международная заочная студенческая научно-практическая конференция: «Проблемы развития предприятий и регионов». Вязьма: филиал фгбоу...
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconПроблемы исследования институциональной конкурентоспособности иерархических и сетевых структур

Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconПрограмма дисциплины «Современные проблемы политической философии»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины icon«Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Современные проблемы конкурентоспособности машиностроительных предприятий украины iconРабочая программа дисциплины Проблемы современной биологии Модуль...
Проблемы современной биологии Модуль «Современные проблемы физиологии высшей нервной деятельности»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск