Скачать 0.59 Mb.
|
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ Направление подготовки 031600 - Реклама и связи с общественностью Квалификации выпускника – бакалавр Санкт-Петербург 2012 Теория аргументации: рабочая программа / авт.-сост. Ю.П. Роговой – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 32с. Утвержден на заседании кафедры, протокол № 1 от 28.08.2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом, протокол № 1 от 05.09.2012 г. Автор-составителькандидат философских наук, доцент Ю.П. Роговой Рецензентдоктор философских наук, профессор В.А.Родин 1. Цели и задачи дисциплины Целью является овладение студентами системой знаний по логическим основам аргументативного процесса. Задачами является - раскрыть понятийный аппарат логики, повышающий эффективность аргументации; - познакомить студентов с основными логическими приемами обработки информации; - познакомить студентов с логическими принципами построения аргументации и правилами ведения рациональной дискуссии - раскрыть содержание основных законов формальной логики, продемонстрировать их роль в интеллектуальной деятельности, осуществляемой в профессиональной сфере. 2. Место дисциплины в структуре ООП «Теория аргументации» является дисциплиной вариативной части «Гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин ФГОС. Перечень дисциплин учебного плана, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: «Философия», «Математика», дисциплины естественнонаучного цикла, «Концепции современного естествознания», «История». Дисциплина «Теория аргументации» служит основой для успешного освоения дисциплин гуманитарного цикла. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-1 - умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК-2 - способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; ОК-6 - стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения; ОК-11 - способностью к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к социальной мобильности, обладанию чувством социальной ответственности; ОК-13 - свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; ОК-22. профессиональных - Владением навыками научных исследований в избранной области с использованием знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении курса логики и теории аргументации. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - предмет, метод, основные цели, задачи формальной логики и ее возможности в качестве основы эффективного аргументативного процесса; - формы мысли (понятие, суждение, умозаключение) и их логические характеристики - основные законы формальные логики - основные виды умозаключений и правила их построения - логические операции над понятиями и суждениями - правила построения прямого и косвенного доказательства и опровержения - правила корректной и эффективной аргументации; способы и уловки применяемые при осуществлении некорректной аргументации. Уметь: - квалифицированно выполнять логические операции в отношении понятий и суждений - представлять отношения между объемами понятий с помощью диаграмм Эйлера - проводить логический анализ суждений, умозаключений, доказательств, опровержений и определять их правильность, надежность, достоверность - выявлять логическую структуру текста и анализировать тексты на предмет представленной в них аргументации - выявлять логические ошибки, софизмы и паралогизмы, допущенные в процессе аргументации - логически правильно, корректно осуществлять аргументативный процесс в сфере своей профессиональной деятельности. Владеть: - навыками логичного рассуждения, - использования логических приемов для обработки информации, - корректного осуществления логических операций в отношении понятий, суждений, умозаключений, - выявления логической структуры текста и эффективного анализа текстов на предмет представленной в них аргументации - выявления логических ошибок, - логически правильного осуществления аргументативного процесса в сфере своей профессиональной деятельности 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
* Примечание. Контроль по модулю 1. – реферат Контроль по модулю 2. – письменная контрольная работа 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 6.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины В рабочей программе предусмотрены два модуля: Модуль 1. Основные формы мышления и аргументации. (Разделы 1 -4) Модуль 2. Логические ошибки и задачи. Понимание и анализ текста. (Разделы 5 -8) Преподавание дисциплины предполагает применение следующих видов образовательных технологий: Case-study. Анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений. Стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы. Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы. Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи. Фонды оценочных средств Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения данной дисциплине, включают в себя: - Вопросы содержания рабочей программы «Теория аргументации» - Список тем для написания рефератов, подготовки докладов и сообщений Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: - Текущий контроль – в форме контрольных работ. - Рубежная аттестация - в форме реферата. - Промежуточный контроль - в форме экзамена. 6.2. Темы семинарских занятий по теории аргументации. Тема 1. Вопрос, проблема как формы мышления и познания.
Литература:
Тема 2. Гипотеза, версия, предположение.
Литература:
Тема 2. Гипотеза, версия, предположение. Тема 3. Спор, дискуссия, полемика.
Литература:
Тема 4. Доказательство и опровержение.
Литература: 1. Гетманова А.Д. Логика / А.Д.Гетманова - М.: Омега-Л, 2008. 2. Ивин А.А. Логика: учебник / А.А.Ивин – М.: Фаир-Пресс, 2010. 3. Ивлев Ю.В. Логика: учебник / Ю.В.Ивлев - М.: ТК ВЕЛБИ: Проспект, 2008. 4. Кириллов В.И.Логика .∕ В.И. Кириллов, А.А.Старченко - М.: Проспект», 2008. Тема 5. Паралогизмы, софизмы, парадоксы.
Литература: 1. Ивлев Ю.В. Логика: учебник / Ю.В.Ивлев - М.: ТК ВЕЛБИ: Проспект, 2008. 2. Кириллов В.И.Логика .∕ В.И. Кириллов, А.А.Старченко - М.: Проспект», 2008. 3. Ивин А.А. Логика и теория аргументации / А.А.Ивин - М.: Гардарики, 2008. 4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить / А.А.Ивин - М., 2008. 5. Тоноян Л.Г. Сборник задач и упражнений по логике /Л.Г.Тоноян – СПб., 2008. Тема 6. Логические ошибки.
отношении понятий и суждений.
Литература: 1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить / А.А.Ивин - М., 2008. 2. Тоноян Л.Г. Сборник задач и упражнений по логике /Л.Г.Тоноян – СПб., 2008. 3. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г.Павлова - М., 1991. 4. Поварнин С.И. Спор / С.И.Поварнин – СПб., 1995. 5. Сборник упражнений по логике. Минск, 1991. Тема 7. Проблема интеллектуального тренинга.
его поддержания.
Литература: 1. Айзенк Г. Проверьте свои способности /Г.Айзенк - М., 1994. 2. Ивин А.А. Логика и теория аргументации / А.А.Ивин - М.: Гардарики, 2008. 3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить / А.А.Ивин - М., 2008. 4. Ивин А.А. Логика: учебник / А.А.Ивин – М.: Фаир-Пресс, 2010. 5. Кольман Э. Занимательная логика / Э.Кольман, О.Зих - М., 1966. 6. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г.Павлова - М., 1991. 7. Петров Ю.А. Культура мышления. М.- 1991. 8. Поварнин С.И. Спор / С.И.Поварнин – СПб., 1995. 9. Пойа Д. Как решать задачу. М.- 1991. 10. Сборник упражнений по логике. Минск, 1991. Тема 8. Виды логических задач и способы их решения.
Литература: 1. Ивин А.А. Логика: учебник / А.А.Ивин – М.: Фаир-Пресс, 2010.
СПб., 2008. 6.3. Темы рефератов, докладов, сообщений. Индивидуальные задания для самостоятельной работы.
40. Какова взаимосвязь логики и риторики: исторический, практический, теоретический аспекты. 41. Использование законов логики в классических речах адвокатов, публицистов, политических деятелей, в публичных полемических выступлениях. 6.4. Вопросы для экзамена по теории аргументации 1. Что такое вопрос как форма мышления, общения, познания? Каковы основные виды вопросов и какова их логическая структура? 2. Каковы условия правильной постановки простых и сложных вопросов? 3. Каковы основные виды ответов и какова их логическая структура? 4. Как осуществляется постановка проблем, и каковы виды их решений? 5. Каковы основные виды гипотез (версий, предположений); каковы основания для выдвижения и критерии их состоятельности? 6. Каковы способы проверки, подтверждения, доказательства гипотез (версий, предположений)? 7. Каковы способы опровержения гипотез (версий, предположений)? 8. Что такое спор как форма общения, убеждения, познания? В чем заключается проблема классификации споров? 9. Каковы корректные и некорректные способы ведения спора? 10. Каковы общие условия продуктивного спора? Какова стратегия и тактика ведения спора? 11. Каковы логические и психологические уловки в споре, какие меры используются против уловок? 12. Что такое аргументация и каковы ее основные виды? 13. Каковы структура доказательства и его основные разновидности? 14. Каковы основные правила доказательного рассуждения? 15. Каковы основные ошибки в доказательствах? 16. Каковы способы и правила опровержения? 17. Какова роль и значение доказательств в различных видах профессиональной деятельности? 18. Каковы непреднамеренные и преднамеренные логические ошибки? Каково негативное и позитивное истолкование роли софизмов? 19. Каково общее и специфическое у софизмов и парадоксов? Каковы место и роль софизмов и парадоксов в системе знания? 20. Каково место и значение парадоксов в науке и художественной культуре? 21. Как связаны творческое мышление и парадоксы? 22. Каковы причины возникновения и сущность логических ошибок? 23. Каковы ошибки, наиболее часто совершаемые в аргументативном процессе? 24. Каковы способы выявления логических ошибок и общие условия их предотвращения и устранения? 25. В чем заключается проблема повышения и поддержания необходимого уровня логической культуры (культуры мышления)? 26. В чем заключается проблема классификации логических задач? 27. Каковы основные способы решения логических задач? 28. Какова структура понимания, и каковы его основные виды? 29. Каковы психологический и логический аспекты проблемы понимания? В чем специфика понимания языковых выражений? 30. Каковы основные предпосылки понимания текста и основные этапы логического анализа текста? 6.5.1. Основная литература 1. Гетманова А.Д. Логика. 9-е изд.∕ А.Д.Гетманова - М.: Омега-Л, 2008. 2. Ивин А.А. Логика: учебник .∕ А.А.Ивин – М.: Фаир-Пресс, 2010. 3. Ивин А.А. Логика и теория аргументации /А.А.Ивин.- М.: Гардарики, 2008. 4. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник .∕ Ю.В.Ивлев - М.: ТК ВЕЛБИ: Проспект, 2008. 5. Кириллов В.И. Логика.∕ В.И, Кириллов, А.А.Старченко - М.: Юристъ, 2008. 6. Логика: учеб.-метод. пособие: в 3 ч. / А.С.Милославов, Ю.П.Роговой, О.А.Антонова.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. 7. Милославов А.С. Сборник упражнений по логике /А.С.Милославов, Ю.П.Роговой.- СПб.: ИВЭСЭП, 2006. 8. Тоноян Л.Г. Сборник задач и упражнений по логике /Л.Г.Тоноян.- СПб., 2008. 6.5.2. дополнительная 1. Бочаров В.А. Основы логики.∕ В.А.Бочаров, В.И.Маркин – М.: Форум, ИНФРА-М, 2009. 2. Грядовой Д.И. Логика: практический курс основ формальной логики.∕ Д.И.Грядовой - М.: Щит-М, 2008. 3. Жоль К.К. Логика в лицах и символах: учебник для вузов. ∕ К.К.Жоль - М.: Аст, Восток – Запад, 2009. 4. Логика: учебник /С.С.Гусев, Э.Ф.Караваев, Г.В.Карпов и др.; под ред. А.И Мигунова, И.Б.Микиртумова, Б.И.Федорова.- М.: Проспект, 2011. 5. Кириллов В.И. Логика: Учебное пособие. / В.И.Кириллов - М.: Юрист, 2009. 6.5.3. вспомогательная: 1. Бартон В.И. Логика: учеб. пособие для вузов /В.И.Бартон - Минск: Новое знание, 2007. 2. Берков В. Ф. История логики: учебное пособие для высших учебных заведений / В.Ф.Берков, С.В.Воробьев и др. - Минск, 2008. 3. Берков В.Ф. Вопрос как форма мысли / В.Ф.Берков - Минск, 1972. 4. Войшвилло Е.К. Понятие / Е.К.Войшвилло - М., 1967. 5. Горский Д.П. Определение / Д.П.Горский - М., 1974. 6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить / А.А.Ивин - М., 2008. 7. Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения / А.А.Ивин - М., 2006. 8. Ивин А.А. Строгий мир логики / А.А.Ивин - М.,1986. 9. Ивин А.А.Словарь по логике / А.А.Ивин, А.Л.Никифоров - М., 1999. 10. Как решать задачи по логике. СПб., 2000. 11. Кобзарь В.И. Основы логических знаний /В.И.Кобзарь - СПб., 2006 12. Курбатов В.И. Как развить свое логическое мышление / В.И.Курбатов - Ростов-на-Дону, 1997. 13.Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика /В.Минто - М., 1996. 14.Тоноян Л.Г. Сборник задач и упражнений по логике / Л.Г.Тоноян - СПб., 2008. 15.Федоров Б.И Элементы логической культуры / Б.И.Федоров, Г.П.Любимов и др. - СПб., 1996. 16.Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике /Б.Л.Яшин - М., 1996. 6.5.4. Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы: 1. Национальная философская энциклопедия - http: //terme.ru/ 2. Портал (Социально-гуманитарное и политологическое образование) - http: // www. humanities.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/ 4. Электронная гуманитарная библиотека - http://www.humfak.ru/ Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников http://humanities.edu.ru/db/sect/27 - Сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Раздел «Логика» содержит информацию о литературе и интернет-ресурсах, посвященных логике. http://www.iph.ras.ru/~logic/index.html - Сайт Сектора логики Института философии РАН. Рекомендуется тем, кто желает познакомиться с современным состоянием логических исследований, а также тем, кто хочет более глубоко изучить предмет. Имеется большое количество ссылок на другие Интернет-ресурсы, посвященные логике. http://golovolomka.hobby.ru – Этот ресурс полезен тем, кто любит интеллектуальные развлечения. Содержит задачи, головоломки, анекдоты. Кроме того имеются полнотекстовые электронные версии работ Р. Смаллиана, М. Гарднера, Л. Кэрролла, величайших популяризаторов логики. Рекомендуется посетить всем. http://ntl.narod.ru/logic/index.html - «Логика для всех» (задачи, головоломки). http://www.wwnorton.com/ - Имеется тестирующая программа «Logictutor» Михаэля Грина, составленная на основе книги [16]. Рекомендуется тем, кто желает проверить свои знания по логике на английском языке. Два полезных ресурса посвященные теории аргументации: Argumentation on the World Wide Web // http://www.dnai.com/~mackey/thesis/thesis.html Informal Logic // http://plato.stanford.edu/entries/logic-informal/ 7. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПО ЛОГИКЕ И ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ |
Московский государственный областной университет Л. А. Демина Теория... Рекомендуется сопровождать изучение теоретического материала, изложенного в данном пособии, сопровождать выполнением практических... | И теория аргументации Карпенко И. А, к филос н. Москва, 2010 Мышление, познание, язык. Естественные и искусственные языки. Знак, значение, смысл. Синтаксический, семантический и прагматический... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «теория аргументации» Федеральным государственным образовательным стандартом впо по направлению подготовки 080200 Менеджмент | Программа курса Составитель: проф. Ивлев Юрий Васильевич Москва, 2009 Эсхин, Ликург, Демосфен и др. Теория аргументации в Древней Греции. «Риторика», «О | ||
Логика и теория аргументации Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины "Логика" и предназначена для обучения студентов образовательных... | Установление истины. Споры об истине (то есть о точности описания)... Язык – необходимое средство аргументации. Незнание выразительных возможностей языка, неумение воспользоваться ими для достижения... | ||
Программа дисциплины логика и теория аргументации для направления... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом для специальности «Политология», утвержденным... | Рабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации... Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Стехиометрическая теория. Электронная теория. Теория химического строения. Явление изомерии | Санкт-Петербургская Православная духовная семинария Сравнительный анализ антииконоборческой аргументации прп. Иоанна Дамаскина и прп. Феодора Студита | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивать у учащихся навыки анализа исторических документов, аргументации, научного доказательства | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научное познание права: обнаружение предмета исследования и приемы (система аргументации) в научной полемике | ||
Экзаменационные вопросы по дисциплине: теория менеджмента (история... Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга | Соотношение логики и риторики в аргументации correlation of logic and rhetoric in argumentation Е. В. Зырянова, Е. М. Крижановская. Интернет-ресурсы и виртуальные словари для делового общения, учебно-методическое пособие. Пермь,... | ||
Оценка метапредметных результатов в основной школе Ууд школьника. Дети должны владеть приемами аргументации, целеполагания, публичного выступления, уметь написать эссе рефлексивного... | Никита Непряхин. Убеждай и побеждай: Секреты эффективной аргументации Утверждены приказом Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. №1365, программой кандидатских минимумов, учебным планом специальности... |