Скачать 343.35 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И КОММЕРЦИИ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В ТОРГОВЛЕ Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 100700.62 ТОРГОВОЕ ДЕЛО Логистика в торговой деятельности Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК 65.298 Рабочая программа учебной дисциплины «Управление цепями поставок в торговле» составлена в соответствии с требованиями ООП: 100700.62 Торговое дело профиль Логистика в торговой деятельности на базе ФГОС ВПО. Составители: Белозерцева Н.П., доцент кафедры маркетинга и коммерции Утверждена на заседании кафедры МК от 15.05.2014г., протокол № 9, редакция 2014г. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, протокол № 6 от 23. 06. 2011г. © Издательство ВГУЭС 2014 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с учебным планами подготовки бакалавров по профилю «Логистика в торговой деятельности», составленным с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебная дисциплина «Управление цепями поставок в торговле» входит в перечень дисциплин вариативной части профессионального цикла по направлениям подготовки 100700.62 Торговое дело. Управление цепями поставок является целостной концепцией ведения бизнеса, объединяющей в себе передовые организационные принципы и возможности современных информационных технологий. Масштабы развития управления цепями поставок таковы, что специалисты говорят уже о перемещении конкуренции между предприятиями в сферу конкуренции цепей поставок. Управление цепями поставок направлено на достижение двух основных эффектов: - увеличение размера дохода от продаж продукции/услуг за счет повышения уровня сервиса, точности поставок и снижения колебаний спроса; - сокращение затрат за счет снижения уровня запасов, сокращения накладных и трансакционных издержек в закупках, складировании и сбыте, а также улучшения использования производственных и логистических мощностей. Для достижения указанных эффектов существует целый комплекс различных стратегий, концепций, методов и технологий, многообразные комбинации которых способны значительно повысить эффективность бизнеса в различных отраслях экономики. Рассмотрению базовых теоретических основ и практического применения указанных методов и технологий и посвящена эта учебная программа. При разработке учебной программы по дисциплине «Управление цепями поставок в торговле» учитывались практика и современные образовательные технологии ведущих российских университетов.
1.1 Цели освоения учебной дисциплины Целью освоения дисциплины «Управление цепями поставок в торговле» является формирование у бакалавров системы знаний и навыков в области планирования, организации и контроля деятельности интегрированных цепей поставок на основе логистической концепции. Задачи дисциплины заключаются: - в формировании у бакалавров понимания сущности интеграции в цепях поставок; - в выработке навыков построения и контроля цепей поставок; - в ознакомлении обучающихся с подходами к формированию логистической стратегии, формами и средствами ее реализации в условиях глобализации экономических процессов; - в овладении многообразными комбинациями методов и технологий, позволяющих значительно повысить эффективность бизнеса за счет снижения затрат в цепи поставок. . 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами) Дисциплина «Управление цепями поставок в торговле» относится к вариативной части профессионального цикла. Данная дисциплина базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплин «Основы предпринимательства», «Экономическая теория», «Коммерческая логистика», В то же время компетенции, полученные при освоении дисциплины «Управление цепями поставок в торговле» необходимы для изучения следующих дисциплин: «Складское хозяйство и грузопереработка», «Автоматизация бизнес-процессов торгового предприятия», «Международные транспортные операции», «Подготовка и защита выпускной квалификационной работы». 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы компетенции: Таблица 1 - Формируемые компетенции
Таблица 2 - Формируемые знания, умения, владения
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения Объем и сроки изучения дисциплины: Дисциплина читается для бакалавров четвертого курса в осеннем семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа. Из них 34 час аудиторной работы, 38 часов самостоятельной работы. Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен. Для реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривается проведение интерактивных лекций, проблемных семинаров, групповых дискуссий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 25 % процентов аудиторных занятий. 1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине Контроль успеваемости бакалавров осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов. Для аттестации бакалавров по дисциплине фонды оценочных средств включают: индивидуальные задания, тесты, проблемные ситуации по актуальным вопросам оптимизации цепей поставок в торговле. Текущий контроль и отчетность предполагает: - проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания, - проведение коллективной дискуссии по проблемным аспектам управления цепями поставок в торговле - тестирование по разделам дисциплины, - написание реферата. Промежуточный контроль проводится в форме экзамена – выполнение тестового задания. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Темы лекций Тема 1. Вводная. Понятие о логистической системе и управлении цепями поставок Понятие логистической системы, субъекты и объекты логистической системы, взаимосвязи между субъектами и объектами, понятие цепочки поставок, логистическое звено, логистическая цепь, логистический канал, логистическая сеть, логистическая функция, логистическая операция, логистический процесс, логистический цикл. Место логистики в бизнесе. Логистический подход в УЦП – управление сквозным материальным потоком. Тема 2. Сущность и современные тенденции развития цепей поставок Сущность, значение и эффективность управления цепями поставок (УЦП). История развития УЦП, роль УЦП в экономике предприятия. Факторы, стимулирующие совершенствование управления цепями поставок. Цели и стратегические элементы УЦП. Структура и классификация цепей поставок (жесткие, виртуальные, адаптивные, гибкие). Современные тенденции развития цепей поставок. Тема 3. Интеграция в управлении цепями поставок Интеграция в цепях поставок. Типы сотрудничества в цепях поставок. Неформальные соглашения предприятий. Стратегический союз или партнерство. Концепция УЦП -интегрированного управление функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы. Виды интеграции, горизонтальная и вертикальная интеграция. Интеграция «вперед» и «назад». Тема 4. Стратегическое планирование и способы проектирования цепей поставок. Определение и основные типы логистической стратегии. Области решений и подходы к разработке и реализации логистической стратегии. Основные драйверы и препятствия в цепи поставок. Обратная логистическая функция. Управление изменениями в организации. Планирование деятельности цепи поставок. Тема 5 Контроллинг ключевых процессов в цепях поставок. Количественные и качественные показатели работы логистической цепи. Согласование показателей. Особенности учета издержек в логистике. Сравнение показателей логистической деятельности. Методология сбалансированной системы показателей. Задача конроллинга деятельности в цепи поставок. Общая схема процедуры конроллинга ключевых бизнес-процессов. Измерители и основные показатели (KPI) эффективности функционирования цепи поставок. Экономическая эффективность решений УЦП. Карта процесса и улучшение показателей логистической деятельности. Методы расчета основных KPI оценивающих эффективность цепи поставок. Установление стандартов KPI и проблема бенчмаркинга. Процедура бенчмаркинга в задачах планирования цепей поставок. Основные отчетные формы оценки результатов операций в цепях поставок. Анализ экономической эффективности цепи поставок. Тема 6. Логистический аудит цепей поставок Что такое логистический аудит. Цели и задачи логистического аудита. Кто проводит логистический аудит. Ключевой принцип логистического аудита. Ключевые показатели логистического аудита. Внешний и внутренний логистический аудит. Количественный этап аудита. Типичные проблемы, выявленные в ходе аудита и способы их решения. Результаты логистического аудита. Тема 7. Способы совершенствования управления цепями поставок Ошибки и недостатки существующих цепей поставок, новая концепция совершенствования УЦП – цепи, ориентированные на спрос (DDSN). Отличия УЦП от DDSN. Показатели эффективности цепей, ориентированных на спрос. Ключевые элементы цепей, ориентированных на спрос. Стратегическое и тактическое управление цепями, ориентированными на спрос. Кайдзен как способ совершенствования управления цепями поставок, придуманный в Японии. Сущность кайдзен, составляющие элементы кайдзен, колесо Деминга PDCA/SDCA, мышление, ориентированное на процесс, а потом уже на результат, метод 5W и 1 Н в кайдзен, 7 ненужностей в кайдзен, эффект 5 «S» в кайдзен, принцип 5 «R» в кайдзен. Эффект от внедрения кайдзен. Тема 8. Информационная интеграция процессов в управлении цепями поставок Роль, перспективы и эффективность применения информационных систем и технологий в управлении цепями поставок. Технология электронного документооборота (EDI) в цепях поставок. Проблема создания единого информационного пространства контрагентов цепи поставок. Автоматическая идентификация параметров товарно-транспортных потоков цепей поставок. Использование штрих-кодовых технологий в управлении цепями поставок. Радиочастотная идентификация (RFID) упаковок и грузов в сетевой структуре цепей поставок. Основные задачи и технологии информационной системы мониторинга цепей поставок. Информационные системы слежения, связи и диспетчеризации транспорта. Спутниковые системы связи и навигации. Геоинформационные системы. Возможности использования Internet в управлении цепями поставок. Виртуальные логистические центры/операторы в цепях поставок. Информационная интеграция в управлении цепями поставок. Основные программные продукты, используемые в цепях поставок промышленных и торговых компаний. Проблемы выбора КИС для поддержки логистических бизнес-процессов в цепях поставок. |
![]() | Кафедра маркетинга и коммерции Рабочая программа учебной дисциплины «Технология международных коммерческих операций» составлена в соответствии с требованиями ооп:... | ![]() | Кафедра маркетинга и коммерции Рабочая программа учебной дисциплины «Государственное регулирование международной торговли в Российской Федерации» составлена в соответствии... |
![]() | Кафедра маркетинга и коммерции Торговое дело. Маркетинг в торговой деятельности. Логистика в торговой деятельности | ![]() | Кафедра маркетинга и коммерции Торговое дело. Маркетинг в торговой деятельности. Логистика в торговой деятельности |
![]() | Кафедра маркетинга и коммерции Торговое дело. Маркетинг в торговой деятельности. Логистика в торговой деятельности | ![]() | Кафедра маркетинга и коммерции Торговое дело. Маркетинг в торговой деятельности. Логистика в торговой деятельности |
![]() | Кафедра маркетинга и коммерции Рабочая программа учебной дисциплины «Логистика» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080200. 62 Менеджмент, 080500. 62... | ![]() | Кафедра маркетинга и коммерции поведение потребителей Рабочая программа учебной дисциплины Поведение потребителей составлена в соответствии с требованиями ооп: 100700. 62. Торговое дело... |
![]() | Одобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга... Васенева Клавдия Георгиевна кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, профессор | ![]() | Методические указания по выполнению и оформлению контрольной работы. Контрольная работа В учебный план студентов заочного отделения факультета коммерции и маркетинга по курсу «Информационные системы маркетинга» включена... |
![]() | Кафедра маркетинга и коммерции Товароведение. Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности. Товароведение и экспертиза товаров во внутренней и внешней... | ![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Товары и услуги как объект... Национально-региональный (вузовский) компонент цикла дисциплины специализации и является обязательным для изучения |
![]() | Кафедра маркетинга утверждено на заседании кафедры Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру на кафедру маркетинга | ![]() | Программа по дисциплине «Имидж фирмы» Составитель: Исаев А. А., канд техн наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции |
![]() | Учебное пособие Г. М. Фрумкин Рекомендовано Учебно-методическим объединением... Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции, маркетинга и рекламы в качестве учебного пособия... | ![]() | Санкт петербургский государственный университет аэрокосмического... Научный редактор д т н., проф зав кафедрой электронной коммерции и маркетинга гуап а. П. Ястребов |