Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное
страница1/12
Дата публикации24.11.2017
Размер0.9 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"»
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

Факультет экономики
Кафедра финансовых рынков и финансового менеджмента

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
На тему: «Анализ ценовых стратегий на рынке мобильной связи Российской Федерации»

Направление/специальность 080100.62 «Экономика»

Студентки группы № 142

Шеенковой Регины Сергеевны

Научный руководитель

Старший преподаватель кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента, Косенко А.В.

Санкт-Петербург

2014г.

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты применения ценовой дискриминации. Изучение рынка мобильной связи. Понятие и виды ценовой стратегии 10

1.1. Понятие ценовой дискриминации третьей степени 10

1.2. Обзор телекоммуникационной отрасли 14

1.3. Себестоимость услуг сотовой связи 16

1.4. Ценовые стратегии на рынке сотовой связи. Понятие, виды 19

1.5. Влияние спроса на ценовые стратегии. Инновационная активность компаний-операторов мобильной связи 23

1.6. Выводы по теоретической части работы 25

Глава 2. Исследование рынка мобильной связи Российской Федерации 28

2.1. Сбор данных. Методология расчета стоимости мобильной связи 28

2.2. Эмпирическое исследование. Анализ ценовых стратегий 35

2.2.1. Анализ цен на мобильную связь у разных операторов в разных регионах 35

2.2.2. Выводы относительно ценовых стратегий операторов на основе эмпирического анализа 39

2.3. Построение эконометрической модели зависимости стоимости мобильной связи в регионе от выбранных факторов 46

2.3.1. Построение модели 46

2.3.2. Тестирование модели 50

2.3.3. Модели зависимости цены от выбранных факторов у наиболее крупных операторов мобильной связи. 56

2.4. Изучение конъюнктуры рынка, анализ конкуренции на рынке, изучение возможности наличия ценовой дискриминации на рынке 60

2.4.1. Изучение конъюнктуры рынка мобильной связи России 60

2.4.2. Определение олигополии, и ее основные черты 61

2.4.3. Выявление вероятности вступления в сговор крупными компаниями рынка мобильной связи России. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Приложение 1 75

Приложение 2 77

Приложение 3 79


ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время телекоммуникационная отрасль является наиболее быстроразвивающейся и быстрорастущей. Один из самых привлекательных сегментов телекоммуникационного рынка – это рынок мобильной связи, который активно развивается в России в последнее десятилетие. Эта область является популярной не безосновательно. Современное общество вряд ли можно представить без постоянного информационного обмена, который в наше время в большой степени осуществляется посредством мобильной связи.

Спрос на услуги мобильных операторов в России очень высок, а средний годовой доход компаний исчисляется в миллиардах рублей. Не удивительно, что рынок мобильной связи быстро заняли крупные операторы, которые освоились на нем, установили свои цены и редко допускают появление на рынке других, менее известных, компаний-конкурентов.

Возникает проблема олигополизации рынка мобильной связи. Это в некоторой степени притупляет стимулы к технологическому прогрессу, развитию телекоммуникаций, а главное – снижению цен. На рынке установлены высокие «барьеры» для вхождения новых операторов. Игроками рынка являются крупные компании-олигополисты, вытесняющие конкурентов с рынка. Поэтому цены на сотовую связь в России остаются высокими.

На рынке мобильной связи России существует ценовая и неценовая конкуренция между крупнейшими компаниями, действующими на нем. В целях получения конкурентного преимущества в последние годы предприятия сотовой связи активно осуществляют строительство сетей третьего поколения, которые позволяют значительно улучшить качество связи. Также особое внимание уделяется внедрению новой технологии четвертого поколения – так называемого стандарта LTE, являющегося полноценной альтернативой всем существующим в настоящее время сетям передачи данных.

Кроме того, одним из основных факторов, влияющих на выбор абонентами оператора мобильной связи, является цена на услуги мобильной связи. В связи с этим компании-операторы большое внимание уделяют своим ценовым стратегиям и процессу ценообразования, так как это существенно влияет на их прибыльность и конкурентоспособность.

Ценовые стратегии, используемые мобильными операторами похожи между собой. Чаще всего одновременно осуществляется сразу несколько стратегий, заранее тщательно продуманных. Причем каждый оператор использует разные стратегии в зависимости от региона.

В настоящее время сотовая связь представляет большой общественный интерес. Рынок мобильной связи в России является относительно молодым и быстроразвивающимся. Ситуация, разворачивающаяся на рынке, постоянно меняется по мере его развития. Именно поэтому статьи, написанные по данной теме, быстро устаревают, а новые работы являются востребованными. Интерес представляет количественное исследование проблемы формирования цен на мобильную связь, а также стратегий, которых придерживаются участники рынка.

В работе используется принципиально новый подход к изучению ценообразования на услуги сотовой связи. Выявляется зависимость стоимости мобильной связи от среднего уровня заработной платы в регионе, спроса на услуги мобильной связи, уровня конкуренции на рынке, а не от прямых и косвенных затрат компаний-операторов и себестоимости услуг, как принято считать во многих исследованиях. Благодаря данному подходу можно сделать вывод не только о том, от чего зависит цена на мобильную связь, но также проследить, какие факторы могут повлиять на ее снижение.

Объектом исследования является рынок мобильной связи России. Предметом исследования являются ценовые стратегии, осуществляемые компаниями-операторами мобильной связи с учетом региональной дифференциации.

Целью работы является анализ ценовых стратегий мобильных операторов, а также выявление факторов, влияющих на установление цен на мобильную связь, проверка гипотезы о наличии на российском рынке ценовой дискриминации третьей степени.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

  • изучение и анализ русскоязычной литературы и иностранных источников по теме исследования с целью выделения основных видов ценовых стратегий, используемых на изучаемом рынке, особенностей поведения мобильных операторов на данном рынке в разных странах, а также выделения характерных черт и особенностей рынка мобильной связи России;

  • изучение понятия «ценовая дискриминация» и определение направления исследования;

  • изучение понятия «ценовая стратегия» и обзор видов ценовых стратегий с последующим выделением основных видов ценовых стратегий, подходящих для изучаемого рынка;

  • сбор данных о ценах на тарифы, предоставляемые российским абонентам во всех регионах РФ мобильными операторами, действующими на изучаемом рынке;

  • расчет модельных данных по ценам на мобильную связь по операторам связи в разрезе отдельных регионов РФ;

  • эмпирический анализ изменения цен на мобильную связь в зависимости от региона РФ, прослеживание динамики изменения цен и формирование выводов о ценовых стратегиях, применяемых на изучаемом рынке;

  • построение и тестирование модели множественной регрессии, и определение факторов, влияющих на формирование цены на рынке;

  • изучение конъюнктуры рынка, анализ конкуренции на рынке, изучение возможности наличия ценовой дискриминации на рынке.

Гипотеза бакалаврской работы следующая: на рынке мобильной связи Российской Федерации имеет место ценовая дискриминация третьей степени.

Вопрос о наличии ценовой дискриминации возникает на многих рынках, поэтому на эту тему проведено много исследований. К примеру, многие статьи посвящены европейскому рынку жилья (Ihlanfeldt, Mayock, 2009), (Carlsson, Eriksson, 2014). Выявляется ценовая дискриминация по расовому признаку: изучается зависимость цены на жилье от расовой принадлежности потребителей. Также изучается зависимость процентной ставки по ипотеке от национальности потребителя. В таких статьях проводится эмпирический анализ цен, стоятся модели множественной регрессии и изучается влияние ценовой дискриминации. Продуктовый рынок также сильно подвержен ценовой дискриминации. На эту тему проводятся различные количественные исследования (Pennerstorfer, Sinabell, 2013) с построениями регрессионных моделей и проведением эмпирического анализа. Подобные исследования часто встречаются и на других рынках, к примеру, на рынке европейских авиалиний (Giaume, Guillou, 2004). На зарубежных рынках мобильной связи также проводятся подобные исследования по изучению не только дискриминации, но и конкуренции на рынке и степени ее влияния на цены (Usero Sánchez, Asimakopoulos, 2012). Подобных исследований очень много, причем, в основном, все они свежие, то есть проведенные в последние годы (2011-2014 гг.). Это говорит об актуальности вопроса изучения ценовой дискриминации на рынке и ее влияния на цену.

В первую очередь в работе изучается понятие ценовой дискриминации третьей степени (Schmalensee et al., 2007), (Сио, 2000), (Чеканский, Фролова, 2008), и формулируются основные этапы исследования, направленные на подтверждение поставленной гипотезы. Согласно изученной теории, три практических условия являются обязательными, если продавец хочет успешно применить ценовую дискриминацию третьей степени: эластичность множественного спроса, меняющаяся в зависимости от дохода, географического положения, имеющихся альтернатив и предпочтений; сегментация рынка компаниями по данным критериям; «запечатывание» рынка, означающее контроль над рынком и установление высоких барьеров для вхождения. В связи с этим ставятся следующие задачи. Во-первых, необходимо изучить ценовые стратегии мобильных операторов и выяснить, применяют ли они стратегию «дифференциации тарифов по сегментам географических рынков». Применение компаниями данной стратегии подтвердит, что компании в разных регионах устанавливают разные цены, а значит, сегментируют рынок, как минимум, по географическому принципу. Во-вторых, необходимо выяснить, осуществляют ли компании сегментацию в соответствии с остальными критериями, для чего необходимо построить модель множественной регрессии зависимости цены на мобильную связь в каждом регионе от тех критериев, которыми определяется эластичность спроса, и протестировать ее. Особое внимание следует обратить на вопрос, может ли себестоимость услуг связи быть причиной изменения цен в зависимости от региона. При ценовой дискриминации третьей степени издержки операторов не должны играть большой роли в процессе ценообразования. В-третьих, важной задачей является изучение конкуренции на рынке и ее влияния на установление цены, а также оценка риска вступления в сговор на рынке с целью извлечения максимальной прибыли.

В первой главе исследования проводится анализ литературы на изучаемую тему, выделяются понятия ценовой дискриминации третьей степени и ценовой стратегии, выявляются основные виды ценовых стратегий, применяемых на рынке, изучается вопрос о себестоимости услуг мобильной связи, определяются факторы, влияющие на установление цены на мобильную связь.

Во второй главе приводится методология и результаты эмпирического исследования рынка мобильной связи Российской Федерации.

Дано описание исходных данных о ценах по крупнейшим мобильным операторам во всех регионах страны. Затем по методике автора проводится оценка стоимости услуг мобильной связи в каждом регионе по каждому из операторов. Оценка проводится на основе средней корзины потребляемых услуг. Далее проводится анализ полученных данных, и выявляются ценовые стратегии, применяемые мобильными операторами. Устанавливается, что «Билайн» осуществляет стратегию «средней цены»; «МТС» пользуется позицией лидера на рынке и практически во всех регионах завышает цены; операторы «Теле2» и «СМАРТС» придерживаются стратегии «облегченного проникновения»; компания «МегаФон» имеет большой разброс цен по регионам, так как компания придерживается стратегии развития дочерних предприятий в регионах, которые имеют самостоятельность в процессе ценообразования. Также подтверждается гипотеза, что все компании, помимо своих основных ценовых стратегий, в определенной степени используют стратегию «дифференциации тарифов по сегментам географических рынков».

Строится модель множественной регрессии зависимости средней цены на мобильную связь в каждом регионе РФ от средней заработной платы в регионе, спроса на услуги мобильной связи и количества компаний мобильной связи, присутствующих на рынке данного региона. Полученная модель является лог-линейной.

В модели полученные коэффициенты являются значимыми. Это значит, что выбранные показатели влияют на стоимость «средней корзины» и факт наличия сегментации рынка в соответствии с данными критериями подтверждается. Значимая отрицательная зависимость цены на услуги мобильной связи от количества операторов в регионе позволяет говорить о положительном эффекте конкуренции, способствующем снижению цен.

Затем строятся регрессионные модели для четырех крупнейших операторов мобильной связи в отдельности: «МТС», «МегаФон», «Билайн», «Теле2». С их помощью подтверждается, что каждый из них осуществляет сегментацию рынка и осуществляет стратегию дифференциации.

После этого проводится анализ конкуренции на рынке, а также определяется вероятность вступления в сговор крупными компаниями на рынке.

В конце работы делаются выводы о подтверждении гипотезы, делаются предположения о способах снижения ценовой дискриминации на рынке, определяются направления для дальнейшего исследования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное
На тему: «Оценка перспектив использования альтернативной энергетики в южных регионах Российской Федерации (на примере Краснодарского...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский филиал
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Общие сведения о вто
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Область применения и нормативные ссылки
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное
На тему: «Динамика показателей инновационного развития регионов на примере Санкт-Петербурга»
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Тема История земельного права России
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Тема История земельного права России
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное
На тему: «Динамика показателей инновационного развития регионов на примере Санкт-Петербурга»
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет медиакоммуникаций Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Международная политика Италии в условиях экономического кризиса
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Причиной принятия такого решения послужила авария, произошедшая на аэс в Фукусиме, после которой правительство Германии объявило...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему Российско-британское инвестиционное сотрудничество: проблемы и перспективы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск