ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста





Скачать 56.14 Kb.
НазваниеФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста
Дата публикации01.08.2013
Размер56.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
УДК 005.963
формированиЕ человеческого потенциала как фактора

инновационного роста

Кайзер О.В.

научный руководитель - д.э.н., проф. Васильева З.А.

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

«Новая экономика» - «информамионная экономика», «инновационная экономика», «экономика знаний» - экономика, построенная на изобретениях, знаниях, т.е. продуктах человеческого умственного труда, человеческого потенциала. Таким образом, человеческий потенциал является основным фактором инновационного роста при эффективном его использовании и развитии, что вызывает необходимость исследования проблемы формирования человеческого потенциала.

В последние годы в связи с увеличением разрыва между требованиями, предъявляемыми к населению происходящей революцией в производстве, и фактическим состоянием трудового потенциала, все больше внимания привлекается к комплексной проблеме состояния потенциала населения по вопросам трудового потенциала; специфики  требований, предъявляемых к человеку в рамках инновационной экономики; теоретических аспектов понятия «человеческий потенциал».

Для эффективного функционирования в инновационном пространстве можно оценивать ряд параметров человеческого потенциала, характерных для инноваторов (инновационно-ориентированного индивида). Данны параметры отмечают в своих работах И.И. Амшарин, В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский, Н.М. Римашевская и др. среди них: профессиональная компетентность; более рациональное, чем у остальных сотрудников, поведение в экстремальных ситуациях; независимость суждений в контактах с руководством компании; интуиция; творческая страсть; приоритет цели перед благополучием; склонность поступать «нешаблонно»; объективная самооценка; талант; креативность (творческая способность); индекс интеллекта (IQ), опирающийся на стандартные учебные программы. Однако, поскольку творец инновационной продукции, должен обладать неординарным интеллектуальным потенциалом, то, по мнению ряда исследователей, например Ф. Херцберга, оценка IQ не имеет прямой связи с инновационным потенциалом испытуемого, а высокий балл может только снижать инновационные способности сотрудника.

По мнению Дружинин В.Н. творческие люди, в т.ч. инноваторы должны обладать следующими личностными чертами: независимость, открытость ума, высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Выделяют ряд современных факторов инновационной среды, которые необходимо учитывать творческой личности для использования своего потенциала. Так, например, И.И. Амшарин утверждает, что инновационные процессы могут создавать поле психической напряженности для индивида, участвующего в них, инновационная система благосклонна к рискованным и «безумным» идеям, а Л.Д. Ревуцкий, что внедрение коммерчески или экономически перспективной идеи должно следовать сразу после ее апробации.

В инновационной экономике происходит радикальная трансформация общественной структуры и качества личности. Изменение роли человека, превращение его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор, привело к формированию новой парадигмы, основанной на теориях формирования и развития человеческого потенциала.

Подходы к исследованию человеческого потенциала отразились в ряде концепций. Остановимся на некоторых из них.

Концепция «человеческого развития» (А. Сен) рассматривает экономическое развития через расширение функций и потенций человека, накопления человеческого потенциала и его использования в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества.

Человеческому развитию может способствовать экономический рост при условии справедливого распределения ресурсов в экономике (прежде всего в сфере образования, здравоохранения, безопасности, политических и гражданских прав), т.е. достаточных и эффективных государственных инвестиций не только в оборонные отрасли и на содержание административного аппарата, а в социальную сферу.

Концептуальные разработки А.Сена получили продолжение в ежегодных докладах международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчёт о развитии человечества».

Концепция «человеческих ресурсов» (Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и Й. Ниссинен) признает необходимость капиталовложений в формирование и развитие человеческого потенциала, создание условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника. Следствием этого является приложения усилий по развитию и раскрытию скрытых возможностей сотрудников.

Концепция трансгуманизма (Дж. Хаксли, Дж. Б. С. Холдейн, Дж. Д. Бернал и др.) предполагает «улучшение» человеческой природы за счет применения современных технологий, которые позволят забыть об ограниченности человеческого тела и расширят границы возможностей человека.

На этой основе трансгуманизма строится новая концепция эволюции человека (Тейяр де Шарден), в соответствии с которой переходным типом объявляется трансчеловек, обладающий улучшеным телом имплантантами, бесполостью и пр. – некто, активно готовящийся стать постчеловеком.

Бурное развитие науки и активная трансформация системы образования демонстрируют неутопичность, а реальность положений трансгуманизма и новой концепции эволюции человека.

Теория молодежи (Г. Стенли Холл, К. Грос, Ш. Бюлер, Е.Г. Слуцкий) исходят из того, что естественный потенциал молодого поколения является важнейшим фактором воспроизводства социального развития молодежи, и в современных условиях очевидна необходимость его укрепления, а также переориентации общества на включение инновационного потенциала молодежи в процессы стратегического развития государства. Положения теории изложены и в научной литературе, и в документах по молодежной политике, в т.ч. России, представлены достаточно широко.

В рамках данной теории Б.Ф. Усманов излагает идею об индивидуальном индексе социального развития (ИИСР) молодежи, отражающий интегральные характеристики реализуемой личностью жизненной стратегии и соответствующих ее социальному статусу жизненных целей.

В рамках альтернативного подхода, описанного Ю.Н. Андреевым, подчеркивается, что инновационным потенциалом молодежи является ее готовность проектировать изменения в сфере мысли или деятельности, имеющие целью перемены действительных обстоятельств жизни людей независимо от направленности, масштабов и последствий таких перемен.

Теория человеческого капитала (Т. Шульц) говорит о том, что важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов является уровень общего и профессионального образования, и существует сильная зависимость между экономическим ростом и «инвестициями в человека», причем рентабельность таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

Концепция жизненного (или «человеческого») потенциала (А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, И. Фишери др.) более содержательно раскрывает понятие потенциала населения как интегральное свойство индивида или социума, лежащее в основе его способности к продуктивной жизнедеятельности. При этом жизненный потенциал складывается из базового (анатомо-физиологический статус и здоровье) и духовно-деятельностного (психофизиологический и культурный потенциалы) потенциалов.

Сторонники новой концепции развития человеческого потенциала (Г. Беккер, М. Блауг, С. Боулс, Ф. Махлуп, Дж. Минцер) отмечают, что развитие человеческого потенциала характеризуется двумя аспектами: формированием самого потенциала (повышение уровня знаний, приобретение новых навыков, улучшение здоровья), и использованием накопленного потенциала в производственных целях (для участия в политической и других видах деятельности, для отдыха, активного досуга).

При таком подходе человек перестает восприниматься как только фактор производства, а рассматривается уже шире - как цель социального прогресса. Таким образом, как пишет Г.Р. Громов, данная концепция сводит воедино как сферу производства и распределения товаров, так и область использования потенциала человека.

Изучение подходов к исследованию проблемы формирования человеческого потенциала как фактора инновационного роста показывает, что каждый из представленных подходов имеет основание для существования и связывает человека с инновационным ростом и развитием. С одной стороны, инновационная экономика влияет на человека через усиление его потенциала за счет увеличения технологических, инновационных возможностей науки и новых разработок. С другой стороны, человек является движущей силой данного научно-технического прогресса и его потенциал заключает в себе знания, навыки, возможности и способности для инновационного роста экономики.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconПроект: Формирование технологической культуры как основы инновационного ноосферного образования
Ляет расширение проекта «Развитие творческого потенциала учащихся в школе и вузе как основы инновационного образования» [1], дополняя...
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconМиссия Повышение конкурентоспособности российской экономики как основы...
Национальной задачи повышения качества жизни населения. Из этого вытекает первая стратегическая цель Министерства и подведомственных...
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образование сегодня рассматривается как основа инновационного развития экономики, общества и человеческого капитала, как фактор благополучия...
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconРаспоряжение
Об организации специальной подготовки авиационного персонала в области человеческого фактора
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconА. В. Таранов Дистанционное обучение как инновационный фактор
Данааналитическая характеристика дистанционного обучениякак инновационного фактора развития образования и региональной экономики....
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconОткрытый информационный доклад директора школы
Образование понимается как становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа: неповторимой индивидуальности, духовности,...
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconДоклад Эдуарда Пестеля “За пределами роста” был сделан в 1987 г в Ганновере
Доклад как бы подводил итог пятнадцатилетним дебатам о пределах роста и делал вывод о том, что вопрос заключается не в росте как...
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconРоль биосинтеза стеролов в чувствительности опухолевых клеток к блокаторам...
Работа выполнена на кафедре биохимии фгаоу впо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconФормирование культуры школы как необходимого фактора социализации учащихся
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №201 «Согласие»
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconЗадача всего российского общества, и только объединив усилия
Цель: формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности школьников
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconНезаконченное высшее
Основной целью деятельности педагогического коллектива Детского дома является «Формирование социо-культурной среды, как фактора целостного...
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconЧетыре стадии лояльности
Когда помощники мыслят теми же категориями, что и первое лицо, это и есть команда. Понимание роли «человеческого потенциала» как...
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconЛекция Роль человеческого фактора в процессе подготовки управленческих решений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconЛитература 16 общие указания в условиях перехода Российской Федерации...
Занятие Практика решения социальных проблем на предприятиях зарубежных стран 8
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconПсихологические компоненты инновационного потенциала профессионала
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ФормированиЕ человеческого потенциала как фактора инновационного роста iconКурсовая работа по мировой экономике «Научно-технический прогресс...
Величина технологического разрыва и темпы роста производительности в развитых странах


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск