Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/13
Дата публикации13.01.2014
Размер1.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА» в г. КАЛИНИНГРАДЕ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Региональная экономика

Направление подготовки

080200 МЕНЕДЖМЕНТ

Квалификация выпускника

бакалавр

Калининград

2012

Содержание учебно-методического комплекса дисциплины

«Региональная экономика»
1. Рабочая программа учебной дисциплины.

2. Теоретический блок

3. Учебно-методический блок.

ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА» в г. КАЛИНИНГРАДЕ

Утверждаю:

Проректор по научной работе

СПбИВЭСЭП

_____________М.В. Ежов

«____»______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Региональная экономика

направление подготовки - 0801200 Менеджмент


Квалификации (степени) выпускника - бакалавр

Калининград

2012
1.Цели и задачи дисциплины:
- формирование у студентов целостного представления о региональном хозяйстве как системе, о его структуре, о механизмах управления, о понятиях функционирования и развития;

- изучение студентами теоретических, методологических и методических, основ региональной экономики, ведущих тенденций и закономерностей развития региональных социально-экономических систем различного иерархического уровня;

- формирование у студентов научного представления о состоянии и перспективах развития регионов России.

Важнейшие задачи изучаемой дисциплины:

  • знакомство с отечественным и зарубежным опытом исследования и управления региональной экономикой;

  • изучение особенностей социально-экономического развития региональных хозяйственных систем;

  • развитие аналитических способностей студентов;

  • формирование умения самостоятельно осуществлять сравнительный анализ основных тенденций развития регионов и страны в целом;

  • формирование основ для выявления региональных социально-экономических проблем и выработки практических навыков их решения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Региональная экономика относится к дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (вариативная часть), преподаваемым на первом курсе в первом семестре. В изучаемом курсе анализируются основные проблемы региональной экономики, пути и методы их решения в современных условиях хозяйствования, особенности совокупных экономических потенциалов региональных хозяйственных систем страны, типы регионального воспроизводства населения, региональных рынков трудовых ресурсов. Большое значение в курсе уделено проблемам государственного регулирования и прогнозирования региональной экономики в современных условиях хозяйствования. Подробно рассмотрена отраслевая структура региональных хозяйств и особенности социально-экономического развития регионов.

Для успешного освоения дисциплины Региональная экономика студенты должны знать:

  • социально-экономическую характеристику регионов России;

  • природно-ресурсный потенциал России в региональном разрезе;

  • отрасли специализации регионов России.

Эти вопросы изучаются в школьном курсе предмета « Экономическая география». Изучение дисциплины закладывает основы для изучения Экологии, Основ коммерческой деятельности, Основ предпринимательской деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение студентами данной дисциплины будет способствовать формированию современного экономического мышления, целостного представления о развитии основных территориальных подсистем национальной экономики - регионов.

Уровень подготовки по дисциплине «Региональная экономика» должен соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине ОПД. Ф.06.05. «Региональная экономика».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- анализ социально значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозирование возможности их развития в будущем (ОК-4);

- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, владение высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

б) профессиональные (ПК):

расчетно-аналитическая деятельность:

- сбор и анализ исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализ и содержательная интерпретация полученных результатов (ПК-6);

- анализ и интерпретация данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявление тенденций изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- использование отечественных и зарубежных источников информации, сбор необходимых данных, анализ их и подготовка информационного обзора или аналитического отчета (ПК-9).

Изучив необходимый материал по дисциплине, студент должен

знать:

содержание дисциплины «Региональная экономика» и иметь достаточно

полное представление о возможностях применения ее положений и

выводов в профессиональной деятельности;

  • систему потенциалов региональной экономики; закономерности интеграции экономики регионов в национальную экономику и в мирохозяйственную систему; принципы и особенности выбора стратегии и тактики регионального развития и влияние на неё процессов глобализации;

  • системы государственного и территориального регулирования региональной экономики, содержание и формы проведения инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, антимонопольной, внешнеэкономической политики;

уметь:

  • сопоставлять потенциальные возможности развития регионального хозяйства и фактическое состояние всех его комплексов (ПК- 9);

  • давать оценку современным проблемам функционирования и развития региональной экономики;

  • выявлять региональные социальные и экономические проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности (ПК-1);

  • разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений (ПК-6);

  • проводить анализ программ регионального социально-экономического развития, правильно определять эффективные стратегии регионов и отдельных хозяйствующих субъектов в их пределах (ПК-9);

владеть:

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии (ОК-1);

  • основными методами разработки прогнозов и целевых программ социально-экономического и научно-технического развития, эффективного использования ресурсного потенциала (ОК-11);

  • методами расчета и комплексного анализа основных показателей регионального развития на основе фактических данных;

  • методами определения абсолютной и относительной хозяйственной специализации регионов в межрегиональном разделении труда;

  • методами выявления региональных проблемных ситуаций;

  • навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Трудоемкость дисциплины составляет 2,5 зачетных единицы или 90 часов (2 семестр).


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

90

Аудиторные занятия (всего)

8

Лекции

6

Практические занятия

2

Самостоятельная работа

82

в том числе:




Контрольная работа

2 семестр

Вид итогового контроля

зачет


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Предмет и объект региональной экономики
Понятие региона. Макро- мезо- и микрорегионы. Соотношение между регионами и районами. Место региональной экономики в системе экономических наук. Социально-экономическая география и региональная экономика. Системный подход к изучению регионов. Основные системные свойства регионов. Элементы территориальных систем, классификация территориальных систем. Интегральные территориальные системы: их элементы и связь между элементами. Сравнительный анализ различных типов интегральных территориальных систем: экономических (социально-экономических) районов, локальных систем, административных районов. Частные территориальные системы. Территориально-производственные системы, территориально-производственные комплексы, промышленные районы, промышленные узлы. Население как элемент региональной системы. Социальные структуры населения. Системы расселения. Городские агломерации.

Структурно-функциональный анализ региона. Анализ структуры и функций региональных систем, отраслевых и межотраслевых комплексов, территориальных подсистем региона.



Тема 2. Районирование
Понятие о районировании. Основные виды и критерии районирования. Эколого-экономическое районирование. Административно-территориальной деление Российской Федерации. Основные виды субъектов РФ. Проблемы совершенствования административно-территориального деления. Проблемное районирование. Основные типы проблемных регионов. Регионы Зоны Севера и проблемы их социально-экономического развития. Приграничные регионы и проблемы их социально-экономического развития. Отсталые регионы и проблемы их социально-экономического развития. Депрессивные регионы и проблемы их социально-экономического развития.

Территории с особым экономическим статусом. Виды территорий с особым экономическим статусом.
Тема3. Бюджетный федерализм
Система бюджетов государства. Система бюджетов унитарного государства. Система бюджетов конфедеративного государства. Система бюджетов Федеративного государства. Понятие бюджетного федерализма. Основные принципы бюджетного федерализма. Федеральный бюджет, основные источники доходов федерального бюджета. Территориальные бюджеты. Бюджеты регионов, основные источники доходов региональных бюджетов. Местные бюджеты, основные источники доходов местных бюджетов. Понятие о консолидированном бюджете. Закрепленные и регулирующие доходы бюджетов. Налоговые доходы. Основные виды налогов и их распределение между бюджетами различных уровней. Неналоговые доходы. Дефицит и профицит территориальных бюджетов. Регионы-доноры и регионы-реципиенты. Экономические инструменты регулирования межбюджетных отношений. Трансферты и их роль в межбюджетных отношениях. Вертикальные и горизонтальные трансферты. Фонд финансовой продержки регионов. Методика расчета трансфертов. Субвенции. Субсидии. Дотации. Развитие рыночных отношений в Российской Федерации и возрастание роли регионального фактора. Особенности разных регионов и необходимость их учета при формировании региональных рынков. Экономико-географическое положение региона и его влияние на характер рыночных отношений.
Тема 4. Региональные рынки
Региональный рынок труда. Анализ демографической ситуации в регионе как исходный пункт анализа регионального рынка труда. Экономически активное население. Понятие трудоспособности и понятие трудоспособного возраста. Социально-профессиональная структура населения и структура рабочих мест. Безработица. Структурная безработица. Проблемы регулирования регионального рынка труда. Методы регулирования регионального рынка труда.

Региональный рынок недвижимости. Основные сегменты регионального рынка недвижимости. Земельный рынок. Методы оценки земельных участков. Земельные кадастры. Региональный рынок жилья. Факторы, влияющие на стоимость жилья в регионе. Региональный рынок недвижимости. Основные факторы, влияющие на оценку недвижимости в регионе.

Региональный рынок потребительских товаров. Региональный рынок товаров производственного назначения. Региональный фондовый рынок и проблемы его развития.
Тема 5. Региональный анализ
Основные этапы региональных исследований. Количественные методы анализа. Структурный анализ экономики регионов. Оценка статистических показателей региональной динамики. Коэффициенты и кривые локализации, специализации, диверсификации. Природно-ресурсный потенциал региона и методы его оценки. Межотраслевой региональный баланс. (МОБ). Экономико-математическая модель МОБ. Использование МОБ в региональных исследованиях. Модели МОБ с открытыми внешними связями.

Влияние внешних связей на экономику региона. Учет внешних связей в моделях МОБ. Применение SWOT-анализа в региональных исследованиях.

Картографический метод в региональных исследованиях. Карты условных знаков.
Тема 6. Концепции регионального развития
Основные виды региональных плановых документов. Концепции, стратегии, стратегические планы, доктрины. Необходимость разработки региональных плановых документов. Структура и содержание региональных плановых документов. Анализ регионального развития. Анализ демографической ситуации. Анализ социальной ситуации в регионе. Анализ экономического развития в регионе. Анализ экологической обстановки в регионе. Определение миссии региона. Формирование генеральной цели. Декомпозиция генеральной цели. Методы реализации концепций.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6










1.

Основы предпринимательской деятельности




Х




Х

Х













2.

Организация коммерческой деятельности малого бизнеса




Х




Х

Х













3.

Экология

Х

Х




Х
















  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск