Скачать 0.87 Mb.
|
МИНистерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ Методические указания к проведению практических занятий Волгоград 2011 ББК 65 я 7И 17ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ: методические указания к проведению практических занятий / Сост. М. А. Иванова, Я. В. Попова, Н. А. Банько; Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 47 с.Содержат методические рекомендации, задания и контрольные тесты к темам учебного курса.Предназначены для студентов направления 080100.62 «Экономика».Библиогр.: 56 назв.Рецензент: Е. Б. Гончарова.Печатается по решению редакционно-издательского советаВолгоградского государственного технического университетаÓ Волгоградскийгосударственныйтехническийуниверситет, 2011ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИПредмет, метод и задачи курса истории экономики. Функции истории экономики. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений и их роль в развитии цивилизации. Способ производства. Общественно-экономическая формация. Источники и историография экономической истории. Периодизация истории экономики. Место истории экономики в системе экономических наук. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие.
ТЕСТЫ 1. Когда история экономики сформировалась как наука? а) на "заре" цивилизации; б) в начале нашего тысячелетия; в) в начале эры; г) в 19 веке нашей эры; 2. В какой стране возникла старая экономическая школа? а) во Франции; б) в Германии; в) в Англии. 3. Что изучает история экономики? а) эволюцию научных знаний; б) историю экономических учений; в) эволюцию товарно-денежных отношений; г) роль производительных сил в становлении и развитии общества; д) эволюцию хозяйственной жизни от первобытнообщинной эпохи до современности на различных этапах развития способов производства отдельных отраслей и стран. 4. Что двигает вперед цивилизацию? а) развитие культуры; б) развитие и использование религиозных учений; в) развитие производительных сил. 5. Основными критериями периодизации в истории экономики являются: а) развитие производства; б) развитие обмена; в) развитие культуры; г) развитие научного мышления; д) развитие производственных отношений. 6. Исторический аспект в системе экономических наук позволяет: а) делать новые научные открытия; б) предвидеть эволюцию развития общества; в) нет правильного ответа. 7. Какую формацию добавлял К.Маркс к общепризнанным в периодизации основой которой является развитие производства? а) капиталистическую; б) коммунистическую; в) индустриальную. 8. Какая из стадий обмена является начальной: а) простое товарное производство; б) сложное товарное производство; в) натуральное хозяйство. 9. Периодизация основана на: а) выделении важнейших этапов в истории каждой цивилизации; б) произвольном выделении на отрезке времени для удобства изучения; в) целях, которые служат основой для ее проведения. 10. Какие методы использует история экономики: а) единство исторического и логического; б) экспериментирование; в) абстрактное мышление; г) диалектический метод; д) экономической статистики; е) индукции и дедукции; ж) экономико-математические методы; з) анализ и синтез. 11. С какими науками связана история экономики: а) физикой; б) математикой; в) экономикой; г) статистикой; д) общей историей; е) историей культуры; ж) экономической теорией; з) историей экономических учений. 12. Какая система была присуща всем народам на ранней стадии развития? а) первобытнообщинная; б) феодальная; в) капиталистическая. 13. Какая из стадий в данной периодизации является лишней? а) простая кооперация; б) натуральное производство; в) мануфактура; г) машинное производство. 14. Что такое производительные силы? а) трудоспособное население; б) средства производства и люди; в) усилия общества, направленные на производство материальных благ; г) средства труда и предметы труда. 15. Какие отношения не относятся к производственным? а) отношения собственности; б) отношения между мастером и рабочим по поводу частоты обработки детали; в) отношения обмена; г) отношения потребления; д) отношения распределения; е) заключение хозяйственных договоров на выполнение определенных видов работ. 16. Предметы труда – это: а) материальная основа будущего продукта; б) то, на что направлен труд человека; в) станки, оборудование. 17. Когда история экономики начала преподаваться как самостоятельная дисциплина в европейских университетах? а) на рубеже 18-19 вв.; б) на рубеже 19-20 вв.; в) на рубеже 17-18 вв. 18. Первая кафедра экономической истории была основана в: а) Кембриджском университете; б) Гарвардском университете. 19. К.Маркс дает периодизацию, в основе которой лежит существование классов в обществе. Он выделил: а) доклассовое общество; б) классовое антагонистическое общество; в) доиндустриальное общество; г) бесклассовое общество; д) постиндустриальное общество. 20. Из какой науки выделилась экономическая история? а) политическая экономика; б) философия; в) логика. 21. Что является базисом экономической формации? а) способ производства; б) ступень экономического развития; в) положение людей в обществе. 22. Чем характеризуется индустриальное общество? а) основная сфера деятельности лежит в сельскохозяйственном производстве; б) главная сфера деятельности – промышленное производство; в) главная сфера деятельности – отрасли инфраструктуры. |