Введение.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Новая парадигма образования становится стратегией развития всего общества, требующей усиления его интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Современные задачи образования сформулированы в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленном ЮНЕСКО, где подчеркивается, что «на пороге XXI века приобретает ключевое знание – концепция образования на протяжении всей жизни. Она выходит за рамки традиционного развития между первоначальным образованием и непрерывным образованием. Непрерывность образования позволяет внести определенный порядок в последовательность различных ступеней образования, обеспечить переход от одной ступени к другой, разнообразить и повысить значимость каждой из них». И на всех этапах главными остаются четыре основополагающих принципа образования:
- научиться жить (принцип жизнедеятельности: здоровья, познания самого себя и т.д.);
- научиться жить вместе (учет социальных факторов, других людей, их истории, традиций, других живых и неживых явлений – экология и т.д.);
- научиться приобретать знания (в целом – общие, по ограниченному числу дисциплин – глубокие и на протяжении всей жизни);
- научиться работать (совершенствовать профессиональные навыки, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями).
Вот с этих позиций, прежде всего, оценивается деятельность школы.
Модернизация образовательной системы в России направлена на приведение результатов ее деятельности в соответствии с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране. Система образования не может и не должна быть закостенелой. Новые условия развития экономики и общества предъявляют новые требования к качеству образования. Как одна из мер по его повышению Президентом России была выдвинута национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В этом документе отмечается, что современная школа – это массовая школа, а не эксклюзивная. В ее основе должен быть заложен деятельностно-компетентностый подход, в котором ключевая фигура – учитель, а главное действующее лицо – ученик. При этом основным критерием качественного образования становятся его социальные результаты, то есть у выпускника должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Сегодня необходимо расширить систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых ребят и усовершенствовать систему моральных и материальных стимулов педагога, обеспечив учителю постоянный профессиональный рост. Также необходимо создать такие условия обучения в школе, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, была обеспечена возможность реализации в повседневной жизни школы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду школы информатизации уже сегодня становится стандартом.
Это возможно осуществить только в адаптивной школе, которая оперативно учитывает в процессе управления возможности учащихся, ориентируется на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивает условия их жизненного самоопределения и самореализации, создает благоприятный психологический климат педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной среды.
Таким образом, основными задачами образования на сегодняшний момент являются:
Обеспечение качества и доступности образовательных услуг на всех уровнях образования для разных категорий обучающихся.
Обновление содержания и структуры образования на основе вводимых стандартов нового поколения.
Развитие нравственных основ социализации личности в среде столичного мегаполиса на основе традиционных ценностей российского общества.
Развитие региональной системы оценки качества образования.
Развитие механизма общественно-государственного управления образованием как фактора обеспечения качества образования, его открытости и инвестиционной привлекательности.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» – механизма системных изменений и инновационных преобразований в столичном регионе.
Создание эффективных механизмов финансирования и ресурсного обеспечения образовательной сферы.
Развитие системы психологического сопровождения образовательного процесса на всех уровнях образования.
Формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие.
Внедрение механизмов оценки качества в систему стимулирующей части оплаты труда педагогов.
Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений.
Данные задачи являются актуальными в ближайшие годы для педагогического коллектива нашей школы. Осознание и принятие этого является основой содержание данной образовательной программы. При ее составлении были использованы Закон РФ «Об образовании», Закон «О развитии образования в г. Москве», Послание Президента России Д.А.Медведева Федеральному собранию 2009 года, а также Городская целевая программа развития образования «Столичное образование-5».
Образовательная программа ГБОУ ВСОШ №90 – это нормативно управленческий документ, на базе которого осуществляется развитие образовательного процесса. Она является общей программой деятельности администрации школы, учителей, родителей и самих учащихся.
Стратегическая цель образовательной программы школы - установить предметное содержание образования в школе, развитие личностных способностей учащегося, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.
Информационная справка о школе.
Вечерняя сменная средняя школа №90 Ленинградского района г. Москвы приняла первых учеников в 1944 году. До 1960 года школа находилась в Тимирязевском районе, а с 1960/61 учебного года перешла в Ленинградский район г. Москвы. В 1991 году в связи с ликвидацией районного звена управления народным образованием г. Москвы и созданием окружных управлений Московского департамента образования Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 90 из ведения Ленинградского РУНО перешла в ведение Северного окружного управления Московского департамента образования.
В 1995 году в школе открыто отделение «Экстернат». Для учащихся предоставляется возможность пройти курс обучения за один или два класса в течение одного учебного года по системе лекционно-блочного интенсива (очного, заочного, выходного дня) вместе с аттестацией в экстернате.
В 2006 году при школе открыто структурное подразделение «Школа русского языка» для иностранцев от 15 лет и старше, не владеющих или слабо владеющих государственным языком России, сейчас в школе изучают русский язык как иностранный мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья.
В 2010 году на базе школы начал свою работу Центр профессиональной ориентации обучающихся ОУ САО.
Организационно - правовое обеспечение.
ГОУ ВСОШ № 90 функционирует на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности: серия А № 252246, регистрационный № 022003 от 11 апреля 2007 года, срок действия лицензии: по 11 апреля 2012 года.
Основные принципы деятельности образовательного учреждения регламентированы Уставом школы, принятым общим собранием трудового коллектива школы от 24 марта 2009 года и утвержденным исполняющим обязанности руководителя Департамента образования г. Москвы Л.Е. Курнешовой.
Локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения:
решение;
правила;
инструкции;
положения;
приказы;
распоряжения;
планы;
расписания и графики;
распорядок.
Юридический и фактический адрес школы: 125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер. д.2А; тел. (495)450-95-10; адрес электронной почты: vschool_90@mail.ru; адрес сайта: http://www.extern90.ru
На основании лицензии школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней образования:
2 ступень – основное общее образование – 5 лет;
3 ступень – среднее (полное) общее образование – 2 года, 3 года Школа расположена в Северном административном округе города Москвы, в районе «Войковский». Здание школы построено в 1961 году и рассчитано на 550 учащихся. В школе 15 учебных кабинетов, в т.ч. 1 компьютерный класс, В школе функционируют: библиотека, актовый зал. Для развития познавательного интереса учащихся и приобщения их к поисково-исследовательской деятельности в школе создана экспозиция «Физика в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в кабинете истории действует классная экспозиция «Памятные страницы истории». В настоящее время школа участвует в работе городской экспериментальной площадки «Социально-культурная адаптация обучающихся из семей международных мигрантов», вошла в состав площадок «Реализация индивидуально- психологического подхода в подготовке учащихся к выпускным экзаменам», «Проектирование модульной системы психолого-педагогического обеспечения развития креативных способностей детей и молодежи в условиях непрерывного и преемственного образования от детского сада до ВУЗа». Свидетельства:
а) о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, зарегистрированном Государственным учреждением Московской регистрационной палатой от 12.07.2001 г. за основным государственным регистрационным номером 1027700481160, дата внесения записи 02 декабря 2002 года. Выдано: Управлением МНС России по г. Москве, серия 77 № 007272511;
б) о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации; ИМНС России № 43 по САО г. Москвы 7743, присвоен ИНН 7743043649; КПП 774301001, дата выдачи свидетельства 6 декабря 2001 г. Серия 77 № 0011934395;
в) Свидетельство о государственной аккредитации: ГА 000443 регистрационный номер 007532 от 18.05.2007 г.
Школа работает по полугодиям, по шестидневной рабочей неделе с 5 по 12 класс. Обучение проводится в первую (9,10,11 классы) и вторую (7,8,9,10,11,12 классы) смену. Продолжительность урока во 5-12 классе - 40минут.
Структуры подразделений образовательного учреждения:
Управляющий совет - является высшим органом самоуправления, т. к. он представляет интересы всех участников образовательного процесса, т. е. учащихся, учителей и родителей.
Педагогический совет - создан для руководства педагогической деятельностью в школе.
Перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи образовательного учреждения и соответствуют Уставу школы.
Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Непосредственное управление школой осуществляет прошедший аттестацию директор, который был назначен приказом руководителя Северного окружного управления образования города Москвы в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Организационно-педагогическая структура школы
Основная школа
На 2-й ступени образования учащиеся осваивают общеобразовательные программы основного общего образования; 5 - 6 классы по индивидуальным планам обучения или экстернатной форме обучения, с 7 класса очное (дневное, вечернее), заочное обучение и экстернат для 7 – 8 , 8 – 9, 9 классов.
В учебном плане особое внимание отводится всем основным образовательным областям.
Особое внимание в учебном плане на 2-й ступени образования уделяется преподаванию предметов базового компонента, т.к. это прежде всего определяется заботой о правах учеников, у которых должна быть реальная возможность поменять школу. В связи с этим часы школьного компонента в первую очередь используются на обеспечение фундаментального усвоения базового компонента всеми учащимися. Кроме того, этот возрастной период рассматривается как время активного формирования личности ребенка – предоставление ученику широкого выбора индивидуальных и групповых занятий.
В 2011 – 2012 учебном году открыты следующие классы:
7 класс – 1
8 класс – 1
9 класс - 2
Старшая школа.
На 3-й ступени образования учащиеся завершают усвоение общеобразовательных программ среднего(полного) общего образования; 10-11 классы – 2-х летнее образование, 10-12 классы – 3-х летнее обучение очное (дневное, вечернее), заочное обучение и экстернат для 10-11 классов.
Завершающий этап общеобразовательной подготовки способствует развитию устойчивых познавательных интересов и творческих способностей учащихся, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
В учебном плане школы представлены все образовательные области в соответствии с базисным учебным планом вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения.
В 2011 – 2012 учебном году открыты следующие классы:
10класс – 3
11класс – 6
12 класс – 2
Особенности контингента обучающихся школы. Контингент Вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 90 представляет собой разновозрастный коллектив учащихся, находящихся в разных жизненных ситуациях. Возраст многих учащихся школы превышает 18 лет. Некоторые имеют детей или готовятся стать родителями. Другие учащиеся проживают самостоятельно от родителей и обеспечивают себя сами. Около 50% учащихся работают.
Особенностью контингента ВСОШ № 90 является то, что большинство учащихся потеряли интерес к учению, имеют слабую подготовку по всем предметам, поэтому приоритетными направлениями работы педагогов школы является деятельный подход к обучению, поэтапное формирование умственных действий, оптимальная адаптация к индивидуальным особенностям учащихся на основе системного адаптивного обучения, а также через психологическое сопровождение профориентации учащейся молодежи.
В результате мониторинга контингента учащихся был выявлен следующий социальный состав:
Особенности контингента обучающихся согласно социальному паспорту школы:
| 2007-2008
| 2008-2009
| 2009-2010
| 2010-2011
| Всего учащихся
7-12 классов
| 343
| 357
| 394
| 415
| Учащихся до 15 лет
| 5
| 22
| 20
| 2
| Направлены в школу постановлением КДН
| 5
| 22 + (неблагополучные)
| 20 + (неблагополучные)
| 2
| Учащихся до 18 лет
| 146
| 116
| 115
| 130
| Учащихся из многодетных семей
| 6
| 6
| 6
| 2
| Учащихся старше 18 лет
| 173
| 209
| 214
| 183
| Работающих учащихся
| 60
| 58
| 65
| 207
| Учащихся, имеющих детей
| 9
| 15
| 35
| 102
| Учащихся из неполных семей
| 81
| 65
| 65
| 34
| Учащихся - инвалидов
| 8
| 6
| 6
| 4
| Родителей - инвалидов
| 10
| 4
| 4
| 6
| Родителей - пенсионеров
| 7
| 7
| 7
| 9
| Учащиеся под опекой
| 3
| 6
| 6
| 5
| |