Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния»





НазваниеЛарионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния»
страница1/10
Дата публикации20.12.2014
Размер1.07 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ имени К.И. СКРЯБИНА»
Ларионова И.С., Ворожихина К.В.


ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния»


Допущено Учебно-методическим объединением

высших учебных заведений РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии

в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности)

111100 – Зоотехния (квалификация (степень) «бакалавр» и «магистр»)

Москва 2013

УДК 1 (075)
Ларионова И.С., Ворожихина К.В.Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» – М.: ФГБОУ ВПО МГАВМиБ, 2013.
Учебно-методическое пособие «Философия» ориентировано на студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по биологической специальности «Зоотехния»; оно может быть использовано при изучении дисциплины «Философия» студентами других направлений подготовки («Ветеринария», «Ветсанэкспертиза», «Биология», «Товароведение» и др.). Пособие содержит список тем для самостоятельной работы студентов в виде написания реферата, для каждой темы представлены аннотация, примерные вопросы по теме, а также список литературы, который сопровождается шифром библиотеки ФГБОУ ВПО МГАВМиБ.

Рецензенты: доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГУ РАНХиГС при президенте РФ, заслуженный работник Высшей школы РФ В. П. Ляшенко; доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГУ РАНХиГС О. А. Митрошенков

Учебная дисциплина «Философия» способствует формированию общегуманитарной и философской культуры мышления у студентов. В результате изучения дисциплины учащийся должен получить представление об истории философии, основных течениях современной философской мысли, усвоить базовые понятия и категории философского знания, ознакомиться с актуальными мировоззренческими и гносеологическими проблемами. Курс философии расширяет научный и культурный кругозор студентов, способствует более глубокому усвоению философско-методологических оснований профильных дисциплин по специальности «Зоотехния».

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию. Самостоятельная работа в форме написания реферата помогает выработать у студентов навыки исследовательской деятельности, творческого осмысления материала, требует от учащихся ориентации на активные методы овладения знаниями, предполагает переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и интересов личности.

Методические рекомендации для самостоятельной работы помогут студентам сориентироваться в изучении тем, дополняющих общую программу курса. В курс философии входят разделы: введение в философию, история философии (философия Древнего Востока, Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, немецкая классическая философия, русская философия, современная западная философия), метафизика (вопросы онтологии и гносеологии), философская антропология, социальная философия, философские проблемы биологии и экологии. Для каждого раздела предложена тема для углубленного изучения.

Список рекомендованной литературы сопровождается шифром библиотеки ФГБОУ ВПО МГАВМиБ.

Краткие методические рекомендации

по написанию и оформлению реферата
Реферат – это исследование на выбранную тему, проведенное на основании обзора рекомендованной литературы. Работа должна отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, в том числе и мнение автора. Особую роль играет умение студента работать с текстами, начиная с поиска литературы и заканчивая оформлением работы.

Работа над рефератом начинается с выбора литературы по теме исследования. Поиск следует производить в научных библиотеках (например, ФГБУ «Российская государственная библиотека»: http://www.rsl.ru/) , где подбор источников можно производить как в книжном фонде, так и в отделах периодических изданий и диссертаций. Особое внимание следует уделить электронным библиотекам в сети интернет, они значительно упрощают работу по поиску литературы (например, научная электронная библиотека eLIBRARY.ru: http://elibrary.ru/). Следует обратить внимание на энциклопедические издания (например, интернет-версия издания «Новая философская энциклопедия»: http://iph.ras.ru/enc.htm)
Выбор темы
Выбор темы происходит на основании двух последних цифр номера зачетной книжки. Если данная цифра больше 30, то берется их сумма. В соответствии с полученной цифрой выбирается номер темы реферата.

Если студент хочет выбрать собственную тему для самостоятельной работы, он может написать реферат по интересующей его проблематике, заранее согласовав с преподавателем.


Структура реферата


  • Титульный лист

  • Содержание

  • Введение

  • Теоретическая часть

  • Заключение

  • Список литературы

  • Приложения (по желанию)




    1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями МГАВМиБ им. К.И. Скрябина к письменной работе.

    2. В содержании указываются названия разделов в соответствии с номером их начальной страницы.

    3. Во введении обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи реферата.

    4. Теоретическая часть представляет собой раскрытие темы реферата (может состоять из 3-5 разделов).

    5. В заключении подводится итог решения задач, поставленных в рамках данной темы реферата, формулируются выводы.

    6. Список литературы должен быть представлен в алфавитном порядке. Пример оформления:

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011. С. 15

Егоров В.В., Ларионова И.С. Философия и малые дозы в биологии // Жизнь без опасностей. №2. 2011. С. 52-55

Ворожихина К.В. Концепции природы в русской философии // Вопросы ветеринарии и ветеринарной биологии. Сборник трудов молодых ученых. Выпуск 8. М., 2012. С.274-278
Требования по оформлению реферата
Общий объем – 22-25 страниц

Кегль - 14

Шрифт - TimesNewRoman

Интервал – 1,5

Выравнивание по обеим сторонам

Поля – 2,5 (левое), остальные - 2
Темы для самостоятельного изучения


  1. Философия и религия в историческом развитии.

  2. Даосизм.

  3. Личность Сократа и его роль в истории философии.

  4. Практическая философия Античности: политика Платона и этика Аристотеля.

  5. Сравнительный анализ атомизма Левкиппа-Демокрита и Эпикура.

  6. Философия врачевания Гиппократа, Галена, Ибн-Сины.

  7. Пьер Абеляр о нравственности христианина.

  8. «Естественная теология» Фомы Аквинского.

  9. Дж. Бруно о мирах и непостижимом.

  10. Социальная философия Т. Гоббса.

  11. Физика Р. Декарта.

  12. Г.В. Лейбниц о «наилучшем из возможных миров». Учение о «предустановленной гармонии».

  13. Учение И. Канта о «категорическом императиве».

  14. Учение Г.Ф.В. Гегеля об «абсолютном духе».

  15. Космизм Н.Ф. Федорова.

  16. Философские основы творчества ведущих естествоиспытателей России (И.М.Сеченов, Д.И. Менделеев, К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский)

  17. Тема «русской идеи» в творчестве Вл. Соловьева и Н.А. Бердяева (сравнительный анализ)

  18. Экзистенциализм в русской философии.

  19. Взлет и трагедия марксизма.

  20. Психоаналитические концепции религии (З.Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг).

  21. Основные концепции развития научного знания в постпозитивизме (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун).

  22. Классическая и неклассическая картины мира.

  23. Рациональное и внерациональное в познавательной деятельности.

  24. Синергетика: мировоззрение, методология, наука.

  25. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

  26. Социальное и природное: соотношение и взаимодействие.

  27. Современное концептуальное искусство: хеппенинг, перформанс, инсталляция.

  28. Соотношение абсолютного и относительного в теории ценностей.

  29. Философия войны.

  30. Основные современные концепции философии техники.

  31. Философские аспекты зоотехнии: философы о животном мире.

  32. Философские аспекты зоотехнии: принципы этического отношения к животным.



    1. Философия и религия в историческом развитии


Философия и религия представляют собой две формы мировоззрения. Для того чтобы осуществить осмысление взаимодействия, взаимовлияния этих типов мировосприятия необходимо понять, что такое философия и что есть религия, а так же выявить что сближает философский и религиозный взгляды на мир и в чем состоит их различие. Следует обратить внимание на роль, которую сыграла религия в появлении, становлении философии. В истории культуры отношения между религией и философией были различны. Так, в эпоху Средневековья философия выполняла апологетическую функцию в отношении новой религии - христианства, философы участвовали в разработке догматов церкви, позднее, в период схоластической философии философия считалась «служанкой теологии». В эпоху Просвещения отношения философии и религии носили антагонистический характер, философы-просветители критиковали официальную церковь, считая ее оплотом невежества и лицемерия. В современной философии значимую роль сыграло высказывание Ф. Ницше о смерти Бога («Бог умер!»).

Для понимания сущности религии и философии следует сопоставить представление о Боге в теистических религиях (Его онтологическую, гносеологическую, этическую и эстетическую функции) и понятие философского Абсолюта, а так же раскрыть такие философские термины как теизм, деизм, пантеизм, определить соотношение религиозных (теистических) представлений и объективного идеализма.

Необходимо отделять философию религии как философскую дисциплину, предметом рассмотрения которой является религия (например, Л. Фейербах, У. Джемс, психоаналитические концепции религии), и религиозную философию как философствование на основе определенных религиозных представлений, в рамках определенной религиозной конфессии (Аврелий Августин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Вл. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).

Животные были объектом религиозного поклонения в политеистических (тотемизм, анимизм) и монотеистических религиях. Так, в православии свв. Флор и Лавр считаются покровителями лошадей. День ветеринара (31 августа) отмечается в день поминовения этих святых. Приведите примеры образов живой природы в религиозном сознании.

Для более глубокого изучения темы рекомендуется написание реферата.
Примерные вопросы по теме:


  1. Философия и религия как формы мировоззрения: общее и различное. Функции философии и функции религии. Религиозные (теистические) представления и объективный идеализм.

  2. Взаимодействие религии и философии в истории культуры (в различные периоды истории). Пантеизм и деизм как движение к атеизму.

  3. Философия религии и религиозная философия.

  4. Животные в религиозном сознании.


Литература


  1. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 11-30.

  1. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 5-20

  1. Введение в общее религиоведение / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: КДУ, 2007.- 472с. - С. 27-34

  2. Соколов В.В. Введение в классическую философию. М.: МГУ, 1999. – 352 с.- С. 5-32.

  3. Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. – 432с. – С. 7-154

  4. Соловьев Вл. Исторические дела философии. Вопросы философии. 1988. №8. С. 118-125

  5. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7

  6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.




    1. Даосизм


Китайская философия представляет собой один из вариантов восточной философии, однако термин «Восток» включает в себя различные и несводимые друг к другу культуры, такие как Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание на специфику восточной философии в отличие от западной, а также выделить черты, выделяющие китайскую философию на фоне философии Древнего Востока.

Даосизм является одним из направлений китайской философии. Основным источником даосской философии является книга «Дао дэ цзин», приписываемая Лао-цзы. Фигура автора «Дао дэ цзин» отождествляется с тремя различными лицами.

В центре даосской философии лежит понятие Дао. Оно всеобъемлюще и многозначно: Дао — это и норма бытия всего сущего, и субстанция, и порождающий принцип; для уяснения смысла этого понятия необходимо рассмотреть атрибуты, приписываемые Дао.

Важным аспектом даосизма является принцип «недеяния» (у-вэй) и связанный с ним даосский идеал человека (совершенномудрый), который значительно отличается от этического идеала «благородного мужа» конфуцианцев. Сравните их. «Недеяние» представляет собой особое состояние вхождения в потоке существования, объединение своего «я» с энергетическими волнами ци и достижение недвойственности с миром. Принцип «недеяния» распространяется на все сферы жизни человека и проявляется в даосском представлении об обществе и мудром правителе.

Практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Рассмотрите даосское преставление о природе.

Ваше понимание философии даосизма отразите в реферате.
Примерные вопросы по теме:


  1. Особенности китайской философии.

  2. Основные понятия китайской философии: Дао, дэ, инь, ян, ци.

  3. «Дао дэ цзин» и фигура Лао-цзы.

  4. Учение о Дао. Дао и его атрибуты.

  5. Даосский идеал человека и учение о «недеянии» (у вэй). Сравнение этического идеала конфуцианства и даосизма.

  6. Учение об обществе в даосизме.

  7. Даосское преставление о природе.


Литература


  1. Лао-цзы. Дао дэ цзин. М.: Медков С. Б., 2010 – 192 с.

  2. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 44-45.

  1. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 52-60, 71-75

  1. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2007. – 480 с. - С. 158-210

  2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер...
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И....
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Красноярск
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А....
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:...
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» icon«московский авиационный институт» (национальный исследовательский...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов технических факультетов, содержит программу курса «Философия» иматериалы...
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconОбщая социология учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов
Вьюшкова, А. Н. Общая социология : учебно методическое пособие для самостоятельной работы студентов /А. Н. Вьюшкова. Рио пгиик. Пермь,...
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие по курсу «Ксенобиохимия» составлено в...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников...
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы и практических...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы...
Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Ларионова И. С., Ворожихина К. В. Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» iconУчебно-методический комплекс по акушерству и гинекологии Пособие...
Учебно-методическое пособие подготовили сотрудники кафедры акушерства и гинекологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск