Скачать 1.07 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ имени К.И. СКРЯБИНА» Ларионова И.С., Ворожихина К.В. ФИЛОСОФИЯ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 111100 – Зоотехния (квалификация (степень) «бакалавр» и «магистр») Москва 2013 УДК 1 (075) Ларионова И.С., Ворожихина К.В.Философия: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Зоотехния» – М.: ФГБОУ ВПО МГАВМиБ, 2013. Учебно-методическое пособие «Философия» ориентировано на студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по биологической специальности «Зоотехния»; оно может быть использовано при изучении дисциплины «Философия» студентами других направлений подготовки («Ветеринария», «Ветсанэкспертиза», «Биология», «Товароведение» и др.). Пособие содержит список тем для самостоятельной работы студентов в виде написания реферата, для каждой темы представлены аннотация, примерные вопросы по теме, а также список литературы, который сопровождается шифром библиотеки ФГБОУ ВПО МГАВМиБ. Рецензенты: доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГУ РАНХиГС при президенте РФ, заслуженный работник Высшей школы РФ В. П. Ляшенко; доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГУ РАНХиГС О. А. Митрошенков Учебная дисциплина «Философия» способствует формированию общегуманитарной и философской культуры мышления у студентов. В результате изучения дисциплины учащийся должен получить представление об истории философии, основных течениях современной философской мысли, усвоить базовые понятия и категории философского знания, ознакомиться с актуальными мировоззренческими и гносеологическими проблемами. Курс философии расширяет научный и культурный кругозор студентов, способствует более глубокому усвоению философско-методологических оснований профильных дисциплин по специальности «Зоотехния». Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию. Самостоятельная работа в форме написания реферата помогает выработать у студентов навыки исследовательской деятельности, творческого осмысления материала, требует от учащихся ориентации на активные методы овладения знаниями, предполагает переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и интересов личности. Методические рекомендации для самостоятельной работы помогут студентам сориентироваться в изучении тем, дополняющих общую программу курса. В курс философии входят разделы: введение в философию, история философии (философия Древнего Востока, Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, немецкая классическая философия, русская философия, современная западная философия), метафизика (вопросы онтологии и гносеологии), философская антропология, социальная философия, философские проблемы биологии и экологии. Для каждого раздела предложена тема для углубленного изучения. Список рекомендованной литературы сопровождается шифром библиотеки ФГБОУ ВПО МГАВМиБ. Краткие методические рекомендации по написанию и оформлению реферата Реферат – это исследование на выбранную тему, проведенное на основании обзора рекомендованной литературы. Работа должна отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, в том числе и мнение автора. Особую роль играет умение студента работать с текстами, начиная с поиска литературы и заканчивая оформлением работы. Работа над рефератом начинается с выбора литературы по теме исследования. Поиск следует производить в научных библиотеках (например, ФГБУ «Российская государственная библиотека»: http://www.rsl.ru/) , где подбор источников можно производить как в книжном фонде, так и в отделах периодических изданий и диссертаций. Особое внимание следует уделить электронным библиотекам в сети интернет, они значительно упрощают работу по поиску литературы (например, научная электронная библиотека eLIBRARY.ru: http://elibrary.ru/). Следует обратить внимание на энциклопедические издания (например, интернет-версия издания «Новая философская энциклопедия»: http://iph.ras.ru/enc.htm) Выбор темы Выбор темы происходит на основании двух последних цифр номера зачетной книжки. Если данная цифра больше 30, то берется их сумма. В соответствии с полученной цифрой выбирается номер темы реферата. Если студент хочет выбрать собственную тему для самостоятельной работы, он может написать реферат по интересующей его проблематике, заранее согласовав с преподавателем. Структура реферата
Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011. С. 15 Егоров В.В., Ларионова И.С. Философия и малые дозы в биологии // Жизнь без опасностей. №2. 2011. С. 52-55 Ворожихина К.В. Концепции природы в русской философии // Вопросы ветеринарии и ветеринарной биологии. Сборник трудов молодых ученых. Выпуск 8. М., 2012. С.274-278 Требования по оформлению реферата Общий объем – 22-25 страниц Кегль - 14 Шрифт - TimesNewRoman Интервал – 1,5 Выравнивание по обеим сторонам Поля – 2,5 (левое), остальные - 2 Темы для самостоятельного изучения
Философия и религия представляют собой две формы мировоззрения. Для того чтобы осуществить осмысление взаимодействия, взаимовлияния этих типов мировосприятия необходимо понять, что такое философия и что есть религия, а так же выявить что сближает философский и религиозный взгляды на мир и в чем состоит их различие. Следует обратить внимание на роль, которую сыграла религия в появлении, становлении философии. В истории культуры отношения между религией и философией были различны. Так, в эпоху Средневековья философия выполняла апологетическую функцию в отношении новой религии - христианства, философы участвовали в разработке догматов церкви, позднее, в период схоластической философии философия считалась «служанкой теологии». В эпоху Просвещения отношения философии и религии носили антагонистический характер, философы-просветители критиковали официальную церковь, считая ее оплотом невежества и лицемерия. В современной философии значимую роль сыграло высказывание Ф. Ницше о смерти Бога («Бог умер!»). Для понимания сущности религии и философии следует сопоставить представление о Боге в теистических религиях (Его онтологическую, гносеологическую, этическую и эстетическую функции) и понятие философского Абсолюта, а так же раскрыть такие философские термины как теизм, деизм, пантеизм, определить соотношение религиозных (теистических) представлений и объективного идеализма. Необходимо отделять философию религии как философскую дисциплину, предметом рассмотрения которой является религия (например, Л. Фейербах, У. Джемс, психоаналитические концепции религии), и религиозную философию как философствование на основе определенных религиозных представлений, в рамках определенной религиозной конфессии (Аврелий Августин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Вл. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев). Животные были объектом религиозного поклонения в политеистических (тотемизм, анимизм) и монотеистических религиях. Так, в православии свв. Флор и Лавр считаются покровителями лошадей. День ветеринара (31 августа) отмечается в день поминовения этих святых. Приведите примеры образов живой природы в религиозном сознании. Для более глубокого изучения темы рекомендуется написание реферата. Примерные вопросы по теме:
Литература
Г 788 Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 11-30.
Ф561 Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 5-20
Китайская философия представляет собой один из вариантов восточной философии, однако термин «Восток» включает в себя различные и несводимые друг к другу культуры, такие как Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание на специфику восточной философии в отличие от западной, а также выделить черты, выделяющие китайскую философию на фоне философии Древнего Востока. Даосизм является одним из направлений китайской философии. Основным источником даосской философии является книга «Дао дэ цзин», приписываемая Лао-цзы. Фигура автора «Дао дэ цзин» отождествляется с тремя различными лицами. В центре даосской философии лежит понятие Дао. Оно всеобъемлюще и многозначно: Дао — это и норма бытия всего сущего, и субстанция, и порождающий принцип; для уяснения смысла этого понятия необходимо рассмотреть атрибуты, приписываемые Дао. Важным аспектом даосизма является принцип «недеяния» (у-вэй) и связанный с ним даосский идеал человека (совершенномудрый), который значительно отличается от этического идеала «благородного мужа» конфуцианцев. Сравните их. «Недеяние» представляет собой особое состояние вхождения в потоке существования, объединение своего «я» с энергетическими волнами ци и достижение недвойственности с миром. Принцип «недеяния» распространяется на все сферы жизни человека и проявляется в даосском представлении об обществе и мудром правителе. Практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Рассмотрите даосское преставление о природе. Ваше понимание философии даосизма отразите в реферате. Примерные вопросы по теме:
Литература
Г 788 Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 44-45.
И 907 История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 52-60, 71-75
|
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И.... | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Красноярск Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А.... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:... | ||
«московский авиационный институт» (национальный исследовательский... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов технических факультетов, содержит программу курса «Философия» иматериалы... | Общая социология учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Вьюшкова, А. Н. Общая социология : учебно методическое пособие для самостоятельной работы студентов /А. Н. Вьюшкова. Рио пгиик. Пермь,... | ||
Учебно-методическое пособие по курсу «Ксенобиохимия» составлено в... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников... Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и практических... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы... Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия... | ||
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | Учебно-методический комплекс по акушерству и гинекологии Пособие... Учебно-методическое пособие подготовили сотрудники кафедры акушерства и гинекологии |