Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 104
«Универсальные учебные действия.
От теории к практике формирования.
Составители:
Директор МОУ СОШ № 104 О. В. Петрова
Зам. по УВР 1 ступени Т. П. Савушкина Начальное образование
2011 г
Содержание: 1. Виды универсальных учебных действий и их содержательный аспект
2. Приоритеты предметного содержания УУД
3. Диагностика УУД
4. Задания на развитие УУД
5. Формирование УУД на разных этапах обучения
6. Литература
По нашему мнению, два «предмета» должны сформировать основу школьного образования и присутствовать во всех прочих курсах: обучение тому, как учиться, и обучение тому, как думать.
Драйден Г, автор книги «Революция в обучении» «Универсальные учебные действия.
От теории к практике формирования».
Актуальность вопроса
Перемены современного общества
Новые ориентиры в развитии государства
Новые запросы на образование
диктуют новые подходы к образованию современного школьника.
Сегодня обществу, государству нужна личность, способная в течение всей жизни учиться, решать нестандартные задачи, быть изменчивой (гибкой к среде), но менять мир на фундаменте вечных ценностей
Нужен опыт решения проблем, который будет использован за рамками образовательного процесса в познавательной, трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейной и др. сферах жизни.
Процесс усвоения ЗУН приобретал смысл «накопления стройматериалов», при котором нет гарантии, что их можно как-то использовать.
Новый образовательный стандарт позволит сделать школьника способным к активному взаимодействию, самостоятельному приобретению опыта в течение всей жизни, конкурентоспособности в быстро меняющихся условиях цивилизации.
Понятие УУД.
Существует несколько подходов к определению:
Способность к саморазвитию, самосовершенствованию путем приобретения социального опыта
Позволяют организовать себя, самостоятельно осваивать новое, успешно приобретать умения, компетентности, умение учиться
Это обобщенные способы действий во всех компонентах учебной деятельности
Учебные мотивы (сознательность целей, результата обучения)
Учебная цель (видение её для самого себя)
Учебная задача (постепенное формулирование её для себя самостоятельно)
Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и самооценка)
«Метапредметные» («метапознавательные») действия – умственные действия, направленные на управление своей познавательной деятельностью и её анализ.
самостоятельный перенос известных способов деятельности в новые условия
Виды УУД
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
4. Условия развития УУД
создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учащихся к учебе;
формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения;
обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач;
оценивание знаний учащегося с учетом его основных достижений;
организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничеств
ВИДЫ УУД И ИХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Я- ОБРАЗЫ
| Ключевые компетенции
| ОУУН
| УУД
| УСТАНОВКИ
| Гармоничное развитие личности
| Способность применять знания и умения в нестандартных ситуациях
| Способность учиться
| Я – Я: психологическая зрелость
Адекватная самооценка
Уверенность в себе
Гибкость и динамичность характера
Эмоциональная адекватность
| Личностного развития:
формирование адекватной самооценки
умение самоорганизации и саморегшуляции
развитие духовно-нравственных, эмоциональных, эстетических, физических ценностных качеств
| Учебно-организационные: умение организовать планирование, организацию, контроль, регулирование, анализ и оценивание собственной деятельности
Определение задачи
Выбор последовательных действий
Сравнение полученных результатов с целью
Оценивание и определение проблем, установление её причины
| Личностные: ценностно-смысловые ориентации учащихся:
Знания моральных норм
Умение соотносить поступки с этическими принципами
Владение своей социальной ролью
Установление своей цели обучения – мотива – результата
Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальный и личных ценностей)
| Я – ТВОРЧЕСТВО: креативность и творческая активность:
Наличие области самовыражения
Развитые природные способности
Творческая активность
Способность к нестандартным решениям
Я – ПРИРОДА: образ жизни в здоровом теле
| Информационная:
умение пользоваться разными источниками информации
умение преобразовывать информацию (в т.ч. в режиме ИКТ)
умение составлять план, конспект, тезисы, схемы, таблицы, диаграммы и т.д.
| Учебно-информационные: ориентирование, нахождение, переработка, использование информации учебника, справочной и дополнительной литературы для решения учебных задач (ситуаций)
Подбор материала из разных источников
Составление планов
Создание текстов разных типов
Составление на основе текста таблиц, схем, графиков, моделей, карт, блоков, рисунков
Тезисы, конспекты, рефераты, цитирование, комментарии, эксперимент,
Моделирование
| Регулятивные: умение организовать собственный учебный труд
Целеполагание – постановка учебной задачи (и что знаю – не знаю)
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Саморегуляция (мобилизация сил, энергии, волевых усилий, эмпатии
| Я – ОБРАЗОВАНИЕ: познавательная активность, деятельностные навыки:
Любознательность
Инициативность
Стремление к успеху
Целеустремленность
Организованность
Умение рассчитать силы
| Интеллектуальная (учебно-познавательная):
владение разными способами учения
логические умения
| Учебно-логические: составление четкой структуры процесса решения учебной задачи (учебной ситуации):
Определение объектов изучения и их компонентов
Выявление признаков объекта
Установление связей между компонентами
Сравнение, анализ, синтез, классификация, умозаключение, суждение
Формулировка проблемы, определение способов решения
| Познавательные
Общеучебные универсальные действия:
Самост. формулировка познават. цели
Поиск и сбор информации (в т.ч. ИКТ)
Структурирование материала
Построение речевого высказывания
Выбор рациональных, эффективных способов решения учебной задачи (ситуации)
Рефлексия
Смысловое чтение (извлечение информации из избыточного содержания, понимание и адекватная оценка текста)
Постановка проблемы, создание алгоритма действий и решение поисковых и творческих задач
Моделирование (в знак, символ, графику)
Преобразование (трансформация) моделей из одной формы в другую
Логические универсальные действия:
Выделение признаков объекта
Синтез, анализ, сравнение, классификация,, сериация (упорядочение), обобщение, доказательство (цепь рассуждений), аналогии, подведение под понятие, причинно-следственные связи, гипотеза - обоснование
Достраивание недостающих признаков
| Я- ДРУГИЕ: коммуникативная компетентность и нравственная зрелость
Умение устанавливать контакт
Способность разрешать конфликт
Умение работать в команде
Эмпатия (способность сопереживать, нравиться окружающим)
Позитивное отношение к жизни
Я – ОБЩЕСТВО: психологическая компетентность, социальная зрелость
Самостоятельность
Ответственность
Адаптивность
Наличие позиции
Правовая культура
Толерантность (умение жить с другими, человеколюбие)
| Социальная:
правовое поведение, владение нормами поведения (морали и нравственности)
умение устанавливать позитивное взаимодействие в коллективе
гражданские, демократические убеждения
оценка своих и чужих поступков
Коммуникативная:
умение найти способ совместной деятельности
успешная коммуникация
культура речи
| Учебно-коммуникативные: организация своего сотрудничества со старшими и сверстниками, достижение взаимопонимания и совместной деятельности
Умение слушать, сопереживать,
Культура общения, речи
Разрешение конфликтов
Ведение дискуссии, оценка разных точек зрения
| Коммуникативные: для социальной компетентности, умение найти себя в микросоциуме, слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, интегрироваться в группу, строить продуктивное взаимодействие
Планирование сотрудничества, распределение функций, ролей
Инициатива, эмпатия
Разрешение конфликтов
Управление поведением партнера
Умение выражать мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации
Владение речью
| Значение универсальных учебных действий для успешности обучения
в начальной школе
Универсальные учебные действия
| Результаты развития универсальных учебных действий
| Значение универсальных учебных действий для обучения
| Личностные действия:
- смыслообразование, самоопределение.
Регулятивные действия
| Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности.
Формирование рефлексивной адекватной самооценки.
| Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребёнка. Формирование адекватной оценки учащимися границ «знания» и «незнания».
Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над её достижением.
| Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные
| Функционально-структурная сформированность учебной деятельности.
Развития произвольности восприятия. Внимания, памяти, воображения.
| Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания.
Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию
| Коммуникативные (речевые), регулятивные
| Формирование внутреннего плана действия
| Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения.
| Коммуникативные, регулятивные
| Развитие рефлексии – осознания учащимися содержания, последовательности и основания действий
| Формирование осознанности и критичности учебных действий.
| |