Монография Рязань «Копи-Принт»





НазваниеМонография Рязань «Копи-Принт»
страница1/34
Дата публикации13.03.2015
Размер4.64 Mb.
ТипМонография
100-bal.ru > Философия > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34



Е.М. Щербакова


НИЦШЕ И МУЗЫКА


Монография


Рязань

«Копи-Принт»

Коломна

КГП

И


2009



УДК 14 Рекомендовано к изданию

ББК 87.3 редакционно-издательским

Щ61 советом КГПИ

Рецензенты:

доктор философских наук,
профессор кафедры философии МГИМО (У)
МИД РФ B.C. Глаголев

доктор философских наук,
профессор кафедры эстетики МГУ им.
М.И. Ломоносова В.П. Крутоус

Обложка: П. Бородин

Щ61 Щербакова Е. В.

Ницше и музыка: монография / Е. В. Щербакова; Коломенский государственный педагогический институт. – Рязань: Копи-Принт; Коломна: КГПИ, 2009. – 338 с. – ISBN 978-5-91792-003-0.

В монографии рассматриваются музыкальные аспекты артистического дискурса Ф. Ницше, стилистические особенности философских произведений, объясняемые их музыкальным импульсом, композиции философа. Дается широкая культурологическая панорама ницшеанских идей в академической музыке XIX – XX веков; устанавливается география мировой музыкальной ницшеаны, жанровая динамика и стилистическая полифония ницше-версий, вызванные художественным обликом метафизики мыслителя и его творческой эволюцией. К изданию прилагается компакт-диск с записями музыкальных произведений Ф. Ницше и других композиторов.

ISBN 978-5-91792-003-0

УДК 14 ББК 87.3

© Щербакова Е. В., 2009

© ООО «Копи Принт», 2009

© ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт», 2009

Содержание
Введение 4

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ЭСТЕТИКИ ФРИДРИХА НИЦШЕ

  1. Парабола эстетики Ницше в классико-модернистской системе координат 7

  2. Композиции и «музыка языка» Ницше 50

  3. Ницше и Вагнер: хроника звездной дружбы 77

  4. Диалектика греческих богов в философии Ницше: дуэт флейты и

кифары 107

ГЛАВА II. ИДЕИ НИЦШЕ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

  1. Вариации на тему Ницше в музыке XX века 138

  2. Разные лики Заратустры: Рихард Штраус versus Фридрих Ницше.. 161

  3. «Веселая наука»: диалог Густава Малера и Фридриха Ницше 177

  4. Проблема сверхчеловека в зарубежной музыке XX века (на примере

оперы Ф. Бузони «Доктор Фауст») 214

2.5Дионис, сверхчеловек и соборность в мировоззрении А.Н.

Скрябина 243

ГЛАВА III. КУЛЬТ НИЦШЕ В ГЕРМАНИИ

  1. Ницшеанство в идейно-духовной жизни Германии рубежа XIX-XX веков 257

  2. Значение Архива Ницше в формировании ницшеанства в Германии

конца XIX – первой половины XX веков 273

Заключение 305

Приложение 310

3

Введение

За истекшие сто с лишним лет со дня смерти философа философско-эстетические воззрения Ф. Ницше породили огромное количество литературы и до сих пор вызывают многоплановые споры. Часто позиции авторов не только отвергают друг друга, но и являются внутренне противоречивыми. Внимание Ницше к музыке общеизвестно, так же как и внимание его к проблемам искусства.

Своей основной задачей Ницше считал подготовку и обоснование нового общества «благородных» людей, а искусство выполняло для него функцию посредника в переходе от современности к будущему. Ницшевская онтологизация искусства, восприятие мира как эстетического феномена легли в основу панэстетизма представителей символистского направления, однако в творчестве самого философа не происходит абсолютизации искусства и сохраняется непосредственная связь искусства с жизнью. Художественным идеалом Ницше, эстетическим преображением иррационального хаоса существования становится хаокосмос греческой трагедии, основанный на синтезе аполлонического и дионисического начал. Трагедия как жанр искусства является отражением и преодолением трагизма бытия путем утверждения творческой радости жизни, дионисического пессимизма. Концепция гармонии как равновесия вечно противоборствующих хтонических и олимпийских сил (аполлонического и дионисического), сформировавшаяся в рамках предшествовавшей философско- филологической традиции, получает у Ф. Ницше многоуровневое обоснование.

В «триадичной» природе дарования Ф. Ницше генерал-басом является музыкальное начало, которое заложено в основу его философско-художественного метода, структуры произведений, их стилистики. С музыкальной точки зрения периодизация жизни и творчества Ницше выглядит следующим образом: юношеский этап
4

параллельного литературно-музыкального творчества, вагнеровский период и этап зрелого мастерства, когда реальные опыты композиции перевоплотились в вербальные, символически насыщенные музыкально-философские произведения.

Творчество Ф. Ницше получило статус бытового, культурного и социополитического феномена в европейской, прежде всего австро-германской, культуре уже в 1890-1900 годы. В творческой проблематике философа наиболее перспективными для музыкального искусства стали категориальная дихотомия аполлонического и дионисического начал и идея сверхчеловека, то есть развития человечества до качественно нового уровня.

Музыкальность гимнических текстов философа вызвала обращение к ним широкого круга композиторов XX века, относящихся к различным стилевым направлениям и представляющих многие страны. Принципиально важное влияние Ф. Ницше оказал на представителей позднего романтизма Г. Малера и Р. Штрауса и принадлежащих к новому поколению младоклассициста Ф. Бузони и экспрессиониста А. Шёнберга – экспериментаторов в области музыкальной поэтики. Своеобразное преломление идей философа демонстрирует творчество русского романтика и символиста А.Н. Скрябина. Анализ эстетики композиторов позволил сделать вывод, что идеи Ф. Ницше становятся для них импульсом творчества и подтверждением собственных концепций. Некоторые из них (Г. Малер, А.Н. Скрябин, А. Шёнберг, Ф. Бузони) разделяют отношение Ф. Ницше к музыке как к посреднику между реальностью и новым миром. В их творчестве принимается ницшевская критическая оценка современности, художественно воплощается противостояние человека и мира. Однако отношение к идее сверхчеловека как выходу человечества из кризисного состояния культуры у композиторов очень различно. Так, для Г. Малера цель духовно-физического роста человека совсем иная: это не сверхчеловек, а

5

«мыслящий, чувствующий и страдающий» человек-гуманист. Р. Штраус рассматривает явление Заратустры с позиции человечества, причем приход мудреца в мир показан как прекрасное, но чуждое миру явление: он не в силах рассеять сомнения человека и указать ему путь. Идеальный человек Ф. Бузони – античный «халкиониец» позднего Ницше.

Индивидуально преломляется в творчестве различных композиторов и концепция аполлонического – дионисического начал. Можно заключить, что композиторы-романтики рубежа XIX-XX веков находятся под ярким впечатлением ницшевского дионисического начала, а представители нового поколения, испытавшие последствия политического манипулирования страстями, тяготеют к регламентирующему аполлонизму.

Музыкальное ницшеанство в мировом масштабе развивалось динамически волнообразно – от кульминации конца XIX – начала XX веков через decrescendo к новой кульминации 1950–1980 годов, характеризующейся укрупнением жанрового и концептуального масштаба произведений. Как представляется, идейная многомерность «музыкальной» прозы Ф. Ницше заключает в себе дальнейшие перспективы художественной актуальности.

6

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ЭСТЕТИКИ ФРИДРИХА НИЦШЕ

1.1 Парабола эстетики Ницше в классико-модернистской системе координат

Фридрих Ницше, рельефно представляющий неклассическую эстетику XIX века, ввел в «философию жизни», связанную с проблемами личного бытия и требующую художественного истолкования, образ лучника. В период создания «Так говорил Заратустра» его восхищало, что одним из главных критериев оценки человека в персидской культуре было умение метко стрелять в цель. В другом месте он опасается, что порвется тетива натянутого им лука. Опасения эти во многом были связаны с масштабом «лука» Ницше, над многими веками «александрийской», теоретизировавшей жизнь культуры соединившего греческую классику с европейским модерном.

Несмотря на то, что очевидно стилистическое различие между романтически пышным стилем ранних произведений Ницше и афористичностью его «разрушительных» поздних книг, представляется верным утверждать идейное единство всего творчества философа, истоки которого были заложены в его филологической юности. В этом плане значимы выдержки из писем разным адресатам 1870 и 1883 годов: «я замечаю, как мои философские, нравственные и научные устремления сводятся к единой цели, и что я, быть может, первым из всех филологов, становлюсь неким единством»; «В выражении своего мировоззрения [нам следует быть] непреклонными, как древнеримские герои»; «Я – натура чересчур концентрированная, и все, что меня задевает, устремляется в самую мою сердцевину»1.

1Ницше Ф. Письма. М., 2007. С. 72, 208.

7

В создании своей эстетической системы Ф. Ницше опирается на греческую культуру, которая выполняет двоякую функцию: служит моделью для анализа современной мыслителю реальности («греческая культура – зеркало, отражающее современность»2) и определяет его мировоззрение в целом. «Моя цель – вызвать полную вражду между нашей нынешней «культурой» и античностью»3, – пишет Ницше в наследии 1875 года.

В середине 1870 годов он изучал философию Фалеса, Эмпедокла, Пифагора, Парменида, в особенности Гераклита, и она оказалась настолько созвучна философу, что в критической литературе можно встретить упоминание о Ф. Ницше как современном досократике4. Своеобразное претворение культурологией Ф. Ницше некоторых идей античной эстетики определило «несвоевременность» немецкого философа для XIX века и синтез античного классицизма и романтизма как осевую линию его философско-эстетических взглядов. Б. Рассел выразил это следующим образом: «Сознательно Ницше не был романтиком... Сознательно его мировоззрение было эллинским»5. Таковы следующие античные идеи:

1. Учение о чувственно-материальном космосе как творчески активной идеальной конструкции. В мировоззрении Ф. Ницше прослеживается основанная на принципе мимесиса триада: материальная действительность как подражание миру идей, мир идей как подражание и воспроизведение космоса. Мир идей у философа

2 Ницше Ф. Смешанные мнения и изречения // Странник и его тень. М., 1994. С. 220.

3 Ницше Ф. Полное собрание сочинений. Т. 8. М., 2008. С. 111.

4 Howey R.L. Heidegger and Jaspers on Nietzsche: a critical examinations of Heidegger and Jaspers
interpretations on Nietzsche. The Haque, 1973. P. 95.

5 Рассел Б. История западной философии: в 2 томах. Т. 2. М., 1993. С. 220. Ф.Ф. Зелинский, видевший
в Ницше «сына и проповедника античности», рассматривал его творчество как воплощение трех
идеалов античной эпохи: идеи дионисизма и имморального понимания трагедии, идеи гераклитизма и
имморального понимания мирового становления, идеи греческого аристократизма и имморального
понимания этики и политики (Зелинский Ф.Ф. Фридрих Ницше и античность // Ницше. Pro et contra:
Антология. СПб., 2001. С. 945).

8

оформляется мифопоэтическими образами олимпийских богов, а космос персонифицирован как Первохудожник-демиург6;

2. Античность основывалась на вещественно-телесной интуиции, и поэтому искусство (techne) не имело самодовлеющей ценности, рассматриваясь как слияние искусства и природы, искусства в его эстетической значимости и ремесла, искусства и всей жизни. В период ранней и средней классики под искусством понималась вообще всякая целенаправленная деятельность7.

У Ф. Ницше, вразрез с романтической эстетикой, подчеркивается значение искусства как техники, ремесла. Человеческая культура видится им в образе величественного здания, а человек – камнем в великом строении и создателем последнего8. Эту аллегорию, конечно же, не следует понимать буквально. Ф. Ницше сохраняет романтическое понимание иерархии искусств от архитектуры до музыкального; в данном контексте архитектурный образ культуры, равно как и сожаление писателя по поводу ухода строителей культуры, сменившихся актерами, объяснимы «телесной» основой культуры Ф.Ницше9;

3. Совершенное произведение искусства для греков – античный космос. Обоснование сущности античного искусства в том, что оно «является предельным оформлением той или иной идеи... а так как предельное оформление всех вещей есть космос, то жизнь есть чувственно-материальный космос, есть не что иное, как подлинное и окончательное искусство; а то, что находится внутри космоса, есть то

6 Ницше Ф. Сочинения: в 2 томах. Т. 1. М., 1990. С. 52-76.

7 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга 2. М., 1994. С. 261.

8 Ницше Ф. Сочинения. Т. 1. С. 329, 387, 678.

9 Интересно, что оба образа, как строителя культуры, так и актера, также имеют античное происхождение: это дионисические архитекторы и более поздние по происхождению «союзы мистеров Диониса» (IV век до н. э.), как именовались в Греции профессиональные актерские объединения (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 175).

9

или иное приближение к художественному совершенству космоса... природа и искусство с самого начала тождественны и неразделимы»10.

Сравним у Ф. Ницше: «Культура – новая Physis, без деления на внешнее и внутреннее, без притворства и условности; полная согласованность жизни, мышления, видимости и воли» 11;

4. Античный космический хаокосмос как вечное чередование хаоса и космоса есть самооснова, самоидея и вечная игра стихии с собой. Игра, притворство, притча становятся у Ф. Ницше способом бытия идей. «Искусство, – пишет он, – игра, которая у греков превращается в игру с жизнью»12. Поскольку греческая культура – идеал Ф. Ницше, он противопоставляет трагическую игру человека с жизнью (жизнь вечна, человек смертен, что определяет исход игры) романтической игре человека с искусством в процессе сравнения, сочетания разных художественных стилей. Таким образом, современное искусство отрывается от глубинных жизненных корней, жестокой и хаотичной игры; оно не достигает уровня зрелости, который можно определить как игру равных, Игру-Борьбу;

5.Чувственно-прекрасное греческое искусство обладало определенным этосом, нравственно-воспитательной силой. «Жизнь, изображаемая на картине, конечно, меньше и хуже, чем жизнь фактическая, так что, с точки зрения древних, нужно бороться за устроение самой жизни, а не за ее только зримое или только слышимое воспроизведение», – пишет А.Ф. Лосев13. Античное искусство облагораживало; герои греческих трагедий воплощали в себе идеи и воспринимались как указатели реальной действительности в максимально обобщенном виде.

10 Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 276.

10 Ницше Ф. Сочинения. Т. 1. С. 230.

12 Указ. соч. С. 327.

13 Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 71.

10

К этому насыщенному взаимовлиянию жизни и искусства нужно стремиться в современности, считает Ф. Ницше; первые шаги в этом направлении уже сделаны, и после усвоенного долгой культурной традицией memento mori «новейшая эпоха робко провозглашает memento vivere»14. He хоронить свое поколение, но создать собственное – вот цель философа. По его определению, искусство в течение тысячелетий сохраняло свою основную функцию – облегчать жизнь, «получать радость от бытия и рассматривать человеческую жизнь как часть природы»15. Потребность и способность получения от искусства «многообразной жизненной радости» стали частью человека, но в XIX веке теряется способность искусства не только волновать и обострять чувства, но и возвышать их. Современное искусство выполняет лишь несколько функций, ни одна из которых не устраивает Ф. Ницше.

«Регрессивная» функция «консервирования» искусства и «заклинания мертвых» выражается в обращении к прошлым эпохам в поисках сюжетов и восприятия прошлого как образца. «Жизнь в искусстве как воспоминание об истинном (прежде всего античном – Е.Щ.) искусстве»16 как путь позднего И.В. Гёте представляет собой лишь видимость жизни, настоящее творчество устремлено в будущее. Игровая функция искусства заключается в создании иллюзий, облегчающих жизнь17. Ей близка функция утешения средствами искусства, неоднозначная в связи с кратковременностью действия и тормозящим эффектом на пути подлинного, активного преобразования жизни: она устраняет или паллиативно облегчает неудовлетворенные желания, влекущие к действию18. Эстетической подменой жизни видится Ницше и развлекательная функция искусства как «маленького

14 Ницше Ф. Сочинения. Т.1. С. 206.

15 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 536.

16 Ницше Ф. Сочинения. Т. 1. С. 355.

17 Указ. соч. С. 327.

18 Указ. соч. С. 327.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Монография Рязань «Копи-Принт» iconМонография 43
Представлено к защите: 61 Рукопись, в т ч научный доклад 52 Монография 43 Учебник
Монография Рязань «Копи-Принт» iconМонография 43 Учебник
Представлено к защите: 61 Рукопись, в т ч научный доклад 52 Монография 43 Учебник
Монография Рязань «Копи-Принт» iconМонография // Краснодарский юридический институт мвд россии, 2001, 192стр
Государственная кадровая политика в системе мвд россии (исторический опыт ХХ века).// Монография.// Кубанский социально-экономический...
Монография Рязань «Копи-Принт» iconМонография. Астрахань : ид «Астраханский университет», 2007. 170 с
Белякова Г. В. Словообразовательная категория суффиксальных локативных существительных в современном русском языке: монография. –...
Монография Рязань «Копи-Принт» iconГ. Рязань, ул. Дзержинского, д. 71
Обсуждено и принято на общем собрании работников мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Рязани
Монография Рязань «Копи-Принт» iconПроблемы медиаобразования (научная школа под руководством А. В. Федорова) Монография
Федоров А. В., Челышева И. В., Новикова А. А. и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А. В. Федорова). Монография....
Монография Рязань «Копи-Принт» iconМодульная программа по физической культуре для 1 11 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №59 г. Рязань
Монография Рязань «Копи-Принт» iconОбзор систем дистанционного обучения (сдо)
Персональный менеджмент: Учеб методический комплекс / Авт и сост.: М. Б. Дюжева. – Омск: Типография «с-принт», 2011. – 85 с
Монография Рязань «Копи-Принт» iconУрок «права курящих и права некурящих»
Источник: Планета здоровья / сост. Н. С. Криволап. – Мн.: Красико-Принт, 2005. – (Деятельность классного руководителя)
Монография Рязань «Копи-Принт» iconУтверждаю основная образовательная программа высшего профессионального...
Персональный менеджмент: Учеб методический комплекс / Авт и сост.: М. Б. Дюжева. – Омск: Типография «с-принт», 2011. – 85 с
Монография Рязань «Копи-Принт» iconСедона-метод: Избавьтесь от эмоциональных проблем и живите так, как всегда мечтали
Персональный менеджмент: Учеб методический комплекс / Авт и сост.: М. Б. Дюжева. – Омск: Типография «с-принт», 2011. – 85 с
Монография Рязань «Копи-Принт» iconМонография 43

Монография Рязань «Копи-Принт» iconМонография 43

Монография Рязань «Копи-Принт» iconМонография 43

Монография Рязань «Копи-Принт» iconНравственные письма к луцилию
Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое...
Монография Рязань «Копи-Принт» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Персональный менеджмент: Учеб методический комплекс / Авт и сост.: М. Б. Дюжева. – Омск: Типография «с-принт», 2011. – 85 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск