Скачать 1 Mb.
|
ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ С КУРСОМ КЛИНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ ЧАСТНАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ методические рекомендации и медицинская лексика к лабораторным занятиям по патологической анатомии Часть II ОМСК 2008 Методические рекомендации разработаны: зав. кафедрой патологической анатомии с курсом клинической патологии доктором мед. наук, профессором А.В.Кононовым; доцентом кафедры, кандидатом мед. наук Р.В.Городиловым; доцентом кафедры, кандидатом мед. наук С.И.Мозговым, и.о. учебного доцента, кандидатом мед. наук К.В. Заводиленко Под общей редакцией заслуженного деятеля науки РФ профессора А.В.Кононова Болезни сосудов и сердца (раздел изучается на трех лабораторных занятиях) Учебные цели Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен понимать: Механизмы формирования структурных изменений, возникающих в органах при болезнях сердца и сосудов. I занятие АТЕРОСКЛЕРОЗ. ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ Содержание учебной информации
Рекомендуемые источники
УЧЕБНАЯ КАРТА ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ЗАНЯТИЯ: изучить по макропрепаратам, микропрепаратам и электронограммам морфологию атеросклероза, гипертонической болезни и провести клинико-анатомические сопоставления. АТЕРОСКЛЕРОЗ Макропрепарат АОРТА ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ. Отметить преимущественную локализацию атеросклеротических поражений и дать характеристику их в аспекте фазности течения атеросклеротического процесса (липидные пятна, фиброзные бляшки, атероматоз, атерокальциноз, изъязвление). Микропрепарат № 89 АОРТА ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ (окраска суданом III). Обозначить в структуре бляшки липиды, окрашенные в оранжевый цвет, соединительнотканную покрышку бляшки, макрофаги с жировыми включениями (ксантомные клетки). Макропрепарат АНЕВРИЗМА АОРТЫ. При описании отметить локализацию, форму и вид аневризмы, пристеночный тромбоз. Микропрепарат № 86 КОРОНАРНАЯ АРТЕРИЯ ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ (окраска гематоксилином и эозином). Диагностировать фазу развития атеросклеротической бляшки, определить степень стенозирования просвета сосуда. Просмотреть набор макропрепаратов, иллюстрирующих проявления и осложнения различных клинико-морфологических форм атеросклероза: АТРОФИЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ, ГАНГРЕНА КИШКИ, ГАНГРЕНА СТОПЫ, НЕФРОЦИРРОЗ, ИШЕМИЧЕСКИЕ И ГЕМОРРА-ГИЧЕСКИЕ ИНСУЛЬТЫ. ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ Макропрепарат ГИПЕРТРОФИЯ СЕРДЦА. Отметить увеличение размеров и массы сердца, определить вид гипертрофии (эксцентрическая или концентрическая). Микропрепарат №8 ГИПЕРТРОФИЯ МИОКАРДА (окраска гематоксилином и эозином). Сопоставить на срезах нормальные и гипертрофированные кардиомиоциты. Отличить разницу в размерах мышечных клеток и их ядер, а также в количестве стромы. Электронограмма ГИПЕРТРОФИЯ МИОКАРДА, СТАДИЯ КОМПЕНСАЦИИ (атлас, рис. 5.6). Определить количество и размеры митохондрий и миофибрилл. Электронограмма ГИПЕРТРОФИЯ МИОКАРДА, СТАДИЯ ДЕКОМПЕНСАЦИИ (атлас, рис. 5.7). Обратить внимание на состояние митохондрий в кардиомиоците. Макропрепарат ПЕРВИЧНО-СМОРЩЕННАЯ ПОЧКА. Отметить размеры, консистенцию, характер поверхности, толщину коркового и мозгового слоев. Микропрепарат №115 АРТЕРИОЛОСКЛЕРОТИЧЕСКИЙ НЕФРОСКЛЕРОЗ (окраска гематоксилином и эозином). Обратить внимание на склероз и гиалиноз капилляров, артериол, мелких артерий. Отметить гиалиноз почечных клубочков, найти сохранившиеся гипертрофированные клубочки. Электронограмма СПАЗМ АРТЕРИОЛЫ (атлас, рис.8.5). Отметить сужение просвета артериолы, гофрированность базальной мембраны и плотное смыкание эндотелиоцитов. ОСНОВНАЯ ЛЕКСИКА К ЗАНЯТИЮ Аневризма – местное патологическое расширение любого сосуда. Аневризма истинная – стенка аневризмы представлена всеми тремя оболочками сосудистой стенки. Аневризма ложная – стенка аневризмы представлена или внешними оболочками сосуда или окружающими сосуд тканями. Артериосклероз – группа заболеваний, для которых характерно утолщение за счет склероза стенок артерий и утрата ими эластичности. Атеросклероз – хроническое медленно прогрессирующее заболевание, проявляющееся очаговым утолщением интимы артерий эластического и мышечно-эластического типов за счет отложения липидов (липопротеидов) и реактивного разрастания соединительной ткани. Гипертензия (гипертония) артериальная – устойчивое повышение артериального давления. Гипертензия вторичная (симптоматическая) – артериальная гипертензия, развивающаяся при различных заболеваниях и патологических процессах. Гипертензия эссенциальная (первичная, идиопатическая, гипертензия, гипертоническая болезнь) – хроническое заболевание, основным проявлением которого является повышение артериального давления. Клетки ксантомные (пенистые) – макрофаги в стенке артерий, содержащие липиды. Лериша синдром – атеросклеротическое поражение бифуркации аорты или подвздошных артерий. Медиакальциноз (артериосклероз) Менкеберга – кальциноз и склероз средней оболочки артерий. Перечень вопросов к занятию, являющихся основой контрольного теста
II занятие ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА. ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНЫЕ БОЛЕЗНИ Содержание учебной информации
Рекомендуемые источники:
УЧЕБНАЯ КАРТА ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ЗАНЯТИЯ: изучить по макропрепаратам и микропрепаратам морфологию ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней и провести клинико-анатомические сопоставления. ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА Макропрепарат ИНФАРКТ МИОКАРДА. Охарактеризовать зону инфаркта, его распространенность, вовлечение в процесс оболочек сердца, полнокровие миокарда по периферии с мелкими кровоизлияниями (геморрагический венчик). Микропрепарат № 49 ИНФАРКТ МИОКАРДА (окраска гематоксилином и эозином). Определить стадию процесса, отметить свойственные ей изменения в зоне инфаркта и по периферии. Макропрепарат КАРДИОСКЛЕРОЗ. Определить вид очагов кардиосклероза, отметить его размеры, форму и цвет. Микропрепарат № 49а ПОСТИНФАРКТНЫЙ КАРДИО-СКЛЕРОЗ (окраска пикрофуксином). Обратить внимание на окрашивание зоны рубцовой ткани и сохранившихся мышечных волокон. ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНЫЕ БОЛЕЗНИ Макропрепарат ИНФАРКТ ГОЛОВНОГО МОЗГА. Описать зону очага размягчения, указать локализацию, размеры и форму участка некроза, его цвет и консистенцию. Макропрепарат КРОВОИЗЛИЯНИЕ В МОЗГ (геморрагический инсульт). Отметить локализацию кровоизлияния, размеры гематомы, состояние окружающих тканей. Указать возможные причины возникновения кровоизлияния. Микропрепарат № 35 ДИАПЕДЕЗНЫЕ КРОВОИЗЛИЯ-НИЯ В ГОЛОВНОЙ МОЗГ (окраска гематоксилином и эозином). Найти скопления эритроцитов в ткани мозга вокруг капилляров. Обратить внимание на состояние форменных элементов за пределами сосудов. Отметить расширение и полнокровие мелких сосудов, стазы в капиллярах и венулах. Указать механизм кровоизлияния. Микропрепарат № 35-а КРОВОИЗЛИЯНИЕ В ГОЛОВ-НОЙ МОЗГ (окраска гематоксилином и эозином). Найти очаги кровоизлияния, отметить состояние нейронов в зоне кровоизлияния и по его периферии. Указать механизм кровоизлияния. ОСНОВНАЯ ЛЕКСИКА К ЗАНЯТИЮ Инсульт – внезапное нарушение мозгового кровообращения. Инсульт геморрагический – кровоизлияние в головной мозг. Инсульт ишемический – ишемический инфаркт головного мозга. |
«Инфекционные болезни» «Медико-профилактическое дело» с учетом рекомендаций примерной программы по дисциплине «Инфекционные болезни» мо рф, 2002 г | «Инфекционные болезни» «Педиатрия» с учетом рекомендаций примерной программы по дисциплине «Инфекционные болезни» мо рф, 2003 г | ||
Инфекционные болезни, фтизиатрия Цель освоения дисциплины «Инфекционные болезни. Фтизиатрия»: овладение знаниями в области инфекционных болезней и фтизиатрии, а также... | Примерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные... Цель дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» – дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения,... | ||
Примерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные... Цель дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» – дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения,... | Методические указания для обучающихся №6 к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся №5 к внеаудиторной (самостоятельной)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Вопрос 6: массовые инфекционные заболевания людей, С/х животных и... Инфекционные болезни отличаются от всех других болезней тем, что они вызываются живыми возбудителями. Из бесчисленного количества... | ||
Рабочая программа смежной дисциплины «Инфекционные болезни» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Урок на тему: «Инфекционные болезни» Тема урока: Понятие об инфекции. Пути передачи инфекционных заболеваний. Методы борьбы и профилактика | ||
Рабочая программа по дисциплине дс. Ф. 06 Инфекционные болезни, эпидемиология по специальности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «эпизоотология и инфекционные болезни животных» Заслуженный деятель науки рф, доктор ветеринарных наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии | ||
«инфекционные болезни» ... | Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности «Инфекционные болезни» Содержание и задачи науки об инфекционных болезнях, ее связь с другими медицинскими |