Педагогического опыта работы учителя





Скачать 284.34 Kb.
НазваниеПедагогического опыта работы учителя
страница1/3
Дата публикации09.10.2013
Размер284.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3
МОУ СОШ № 16

Обобщение

педагогического опыта

работы учителя

физики МОУ СОШ № 16

Харьковой Л.Н. по теме:

«Инновационный метод преподавания пропедевтического курса физики»


Ст. Кущевская

2005 – 2006 учебный год


Харькова Людмила Николаевна родилась 21 июля 1959 года в п.Газырь Выселковского района Краснодарского края.

В 1976 году успешно окончила среднюю школу № 2 г.Тихорецка и поступила в Кубанский Государственный Университет на факультет Физика.

В 1982 году закончила обучение и получила специальность физик, преподаватель физики.

С августа 1982 года началась трудовая жизнь в стенах Кущевской средней школе № 16.

Педагогическая характеристика

учителя физики МОУ СОШ № 16 ст.Кущевской Краснодарского края Харьковой Людмилы Николаевны, 1959 года рождения, образование высшее. Окончила Кубанский Государственный Университет в 1982.

Людмила Николаевна работает в данной школе с 1982 года. Активная, увлеченная своей работой, всегда доброжелательна, Людмила Николаевна работает добросовестно, отличается требовательностью к себе и учащимся. Богатый педагогический опыт и искренность в преподавании и общении с детьми позволяют заглянуть в душу каждого ребенка, раскрыть его самые лучшие качества, заинтересовать и привить любовь к предмету.

Людмила Николаевна - человек увлеченный своей профессией, любящий детей, педагог, который в совершенстве владеет методикой преподавания. Она умело сочетает фронтальную и индивидуальную работу на уроках, используя имеющиеся в наличие приборы и оборудование, успешно совмещает практические и лекционные занятия. Используя различные современные методы ведения урока, приемы и виды учебной деятельности достигает повышения интереса учащихся к изучаемым явлениям. Прививает навыки культуры умственного труда, навыки практической деятельности, работы с дополнительными материалами, ориентирует на работу с дополнительной специальной литературой при подготовке к олимпиадам и другим видам внеурочной научно-практической деятельности (турнир физиков-экологов, защита конкурсных проектов и др.). Разработана и реализуется система внеурочной деятельности по предмету, ведется экологическая исследовательская работа, ежегодно проводятся предметные недели, традиционными стали конкурсы «Защита проектов».

В процессе работы постоянно учитывает недостаточно прочное усвоение материала отдельными учащимися. Осуществляется контроль и диагностика качества усвоения знаний. Людмила Николаевна вкладывает в дело обучения и воспитания все свое педагогическое мастерство, творческие способности.

Уроки учителя отличаются высоким методическим уровнем, интенсификацией учебного процесса, разнообразием методов и приемов, занимательным наглядным дидактическим материалом. На уроках наблюдается единство обучения и воспитания. Красной линией проходит связь между наукой и её практическим применением в повседневной жизни. Проводится постоянная профориентационная работа.

Отличных результатов Людмила Николаевна добивается упорным трудом, умением не только оптимально организовать и провести урок, но и постоянно анализировать свою деятельность, но и деятельность и успехи учащихся. В классах, где она работает высокий уровень обученности, дети принимают участие в школьных, районных и зональных олимпиадах, занимая призовые места.

Во внеклассной работе с детьми, Людмила Николаевна большое внимание воспитанию любви к родителям, семье, изучению своих корней, развивает чувство патриотизма и любви к родной станице, краю. Прививает любовь и уважение к труду, учит взаимовыручке и помощи друг другу и старшим. Приучает учащихся к дисциплинированности, организованности, самостоятельности и ответственности.

Людмила Николаевна в течение нескольких лет являлась руководителем школьного методобъединения учителей-естественного цикла и классных руководителей. Она неоднократно делилась опытом своей работы с коллегами школы и района, ежегодно давая открытые уроки, показывая внеклассные мероприятия. Она принимает активное участие в работе педагогического всеобуча для родителей. Проводила «Мастер - класс» для учителей школы и района на тему: «Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации самостоятельной деятельности на уроках физики», «Использование информационных технологий на уроках физики».

Постоянно работает над повышением своего педагогического мастерства. Перенимает опыт лучших учителей района, края, России. Ежегодно обучается на курсах повышения квалификации, посещает научные семинары. Занимаясь самообразованием, работает над темой «Инновационные методы преподавания курса физики». Обобщен опыт работы по теме: «Инновационные методы преподавания пропедевтического курса физики».

Процесс обучения должен быть творческим, формировать познавательные интересы детей, развивать их способности, самостоятельность мышления, умение активно работать – такова позиция учителя. Людмила Николаевна активный, доброжелательный человек и пользуется заслуженным авторитетом у коллег, любовью уважением учеников и родителей.

Содержание работы.
1.Формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации.
2. Воспитание интереса к физическим знаниям, научно-популярным статьям и фильмам.
3. Формирование важных физических понятий посредством непосредственного практического опыта.
4. Разноуравневый подход в обучении.
5. Развитие познавательной активности учащихся.


  1. Разноплановые уроки с использованием различных методов, приемов и видов учебной деятельности


7. Литература.

Тема:

«Инновационный метод преподавания пропедевтического курса физики»

Учитель физики

Харькова Людмила

Николаевна

Муниципальное учреждение

общеобразовательной средней

школы №16 ст. Кущевской


2004 г.


Физика является основой естествознания и современного научного мировоззрения.

Поэтому важной задачей преподавания физики является:

  1. Формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации.

  2. Воспитание интереса к физическим знаниям, научно-популярным статьям, фильмам, жизненным проблемам.

Но, учитывая все нововведения в народном образовании; базисный план, вариативность объемов и диапазонов изучаемых предметов; мы пришли к такому результату. Формирование важных физических понятий происходит с очень большой скоростью, т.е. на каждом уроке новая тема, о закреплении решении качественных расчетных задач остается только мечтать, а ведь только через многократное повторение в различных видах его, дает нам возможность получить прочные знания по предмету и возможность применения их в дальнейшей жизни. Такое перенасыщение новыми знаниями происходит и на других уроках и ученик, перегруженный всей этой информацией, уставший постепенно теряет интерес к учебе. Второй не менее важный фактор потери интереса у учащихся, это слабая материально-техническая база. Физика, перешедшая на мел и доску, т.е. теоретическая она не интересна детям малого возраста. Т.е. теряется интерес у учащихся и через них у родителей, т.к. многие из них не имеют возможности помочь детям.

В этих условиях введение интегрированного преподавательского курса такого как «Физика, Химия» для 5-6 классов под авторами Гуревич А.Е., Исаев Д.А. и Понтак Л.С. считаю целесообразными. В этом возрасте дети впитывают знания как губка. Родители проявляют живой интерес к учебе своих детей и помогают им в преодолении любых трудностей. Во-вторых эта программа оснащена учебником, который отличается оригинальностью и доступностью для детей этого возраста. Материал представлен в виде рисунков, которые не иллюстрируют текст учебника, а являются основным средством подачи учебного материала. Рис. 1 стр. 41 Ф 5-6. Ведь яркая картинка привлекает и концентрирует внимание гораздо больше чем черно-белый текст. Рис. 2 стр. 82.

Еще один плюс этой программы, дети сталкиваются с широким кругом явлений в природе, объяснить которые они могут изучив этот курс, что способствует повышению их интереса к познанию законов природы и подготовке к систематическому изучению курсов физики и химии.

В процессе изучения этого курса особое внимание уделено физическому эксперименту. Учащиеся выполняют большое количество лабораторных работ, проводимых под наблюдением учителя и в домашних условиях. При проведении эксперимента обучаются не только правилам работы с данным прибором, но и определяют цену деления, учатся записывать результаты, изображать их в виде рисунков и графиков, учатся переводу в основные единицы и основам оценки полученных результатов.

Вводится необходимость введения ошибок измерения, так например, измеряя

размеры учебника, получили разные результаты, попытались ответить на вопрос:
«Почему так получилось?» Пришли к понятию ошибки измерения, отчего она зависит.

Методика преподавания этого курса дает возможность, меняя виды деятельности, игра, рисунок, путешествие в сказку (дает возможность) многократно повторять материал и воспринимать физическую картину мира.

Ученики получают возможность изучения окружающего мира не только методом наблюдения, как было до изучения курса, но и методом выполнения опыта, где моделируются природные явления и проверяются различные законы. Эти наблюдения и опыты можно проводить и дома. Это позволяет не только познавать мир, но и способствует единению ребенка с родителями, которые помогают ему провести эксперимент и оформить результат. При этом не было строгой формы отчетности, и ребенок мог фантазировать, что способствует активизации мыслительных процессов и самовыражению.

Очень привлекает ребят возможность мастерить простейшие приборы самостоятельно, например: электроскоп, динамометр, камеры-обскуры и т.д.

Курс «Физика, Химия» очень правильно построен, т.е. от общего переходит к частному и наоборот. Природа, явления природы, человек-часть природы, его влияния на природу, человек-друг и охранник природы. Как человек изучает природу, а затем более глубокое изучение тела и вещества и переход от макрохарактеристик (масса, объем) к микропараметрам (молекулы, атомы, ионы).

Легко и понятно вводятся три основных принципа молекулярно – кинетической теории: «Все тела состоят из молекул, молекулы движутся и взаимодействуют друг с другом».

Изучая строение атома мы подводим учащихся к существованию двух родов зарядов (+) и (-) и плавно переходим к химическим элементам и таблице Менделеева, что позволяет объяснить многообразие природы и веществ окружающих нас. Изучая движение как следствие взаимодействия, мы получаем возможность легко и очень точно и научно объяснить различие между движением под действием различных сил (тяготения и трения).

Очень ценно в этой программе повторение основной главной части программы в 6 классе но с некоторым углублением, так например: ( на первой ступени действия жидкости на тело погруженное в нее, на второй ступени закон Архимеда или на первой ступени простейшие электрические цепи на второй закон Ома и т.д.).

Учитываются и математические способности детей, т.е. нет перегрузки расчетами и изучение приближенных ответов и округлений идет совместно и на уроках физики и на уроках математики. Задачи подбираются таким образом, чтобы математические расчеты были по максимуму упрощены.

В курсе «Физика. Химия» 5-6 класс дети формируют свое мировоззрение и на понятном уровне могут объяснить явление природы окружающей его.

Учащиеся имеют навыки работы с измерительными приборами, определить цену деления прибора и снимать показания со шкалы прибора. Конечно, не у

всех учащихся это умение было сформировано в полном объеме, но при повторении, на новом витке изучения курса 7-9 класса эти умения закрепляются.

Сравнивая результаты успеваемости по курсу «Физика. Химия» и по другим предметам, я увидела что успеваемость естественного цикла учащихся по предметам выше чем в других классах, больше заинтересованности. Проводился опрос среди учащихся.

Анкета.

  1. Нравится тебе на уроке физики?

  2. Какой этап урока тебе кажется самым интересным:

А) рассматривание рисунков и постановка вопросов;

Б) отвечать на вопросы учителя;

В) составлять и задавать вопросы товарищам;

Г) выполнять ответы и наблюдения;

Д) описывать и оформлять результаты своей работы.

3. Запоминаешь ли та термины и новые слова?

А) на уроке;

Б) дома дополнительно работаю.

4. Успеваешь делать записи в тетради?

А) да - сам;

Б) с помощью соседа по парте;

В) нет.

5. Как ты выполняешь домашнее задание по предмету?

А) самостоятельно;

Б) с помощью старшего брата/сестры;

В) иногда с родителями;

Г) всегда с родителями.

6. Как ты делаешь самодельные приборы?

А) самостоятельно;

Б) с родителями;

В) не делаю.

7. Читаешь ли ты дополнительную литературу, по этому предмету и какую?

А) да;

Б) нет;

В) иногда смотрю телепередачи.
1-100% 3 А) 68,2%

2 А) 10% Б) 31,8%

Б) 3% 4 А) 60%

В) 5% Б) 35%

Г) 80% В) 5%

Д) 2%

5 А) 50% 6 А) 30%

Б) 3% Б) 37%

В) 37% В) 33%

Г) 10%

7 А) да юный техник 20%

Б) 30%

В) 50%

Обрабатывая результаты анкеты, пришла к выводу, что изучение предмета концентрируется на стадии работы с приборами, конструирование и проведение домашних опытов это активизирует работу учащихся, способствует развитию интереса к предмету, расширению кругозора. Также было выявлено, в каком направлении необходимо работать:

  1. Умение оформить результат аккуратно и доступно.

  2. Работать над многократным повторением новых терминов в разных видах деятельности.

  3. Формированию умения правильно, научным языком выражать свои мысли, давать полные исчерпывающие ответы.

  4. Работать над желанием самостоятельно подчеркивать знания из дополнительных источников.

Анкета для родителей.

  1. Интерес ребенка к новому предмету?

А) нравится;

Б) нравится, но не очень;

В) не нравится;

2. Перегруженность домашними заданиями?

А) да - очень;

Б) да – иногда;

В) нет.

3. Часто ли ученик обращается к вам за помощью в выполнении домашнего задания?

А) да;

Б) да – иногда;

В) нет.

4. Рассказывает ли дома о том, что изучили на уроке?

А) да - всегда;

Б) да – иногда;

В) нет.

5. Использует ли он/она дополнительный материал для подготовки домашнего задания?

А) да;

Б) иногда;

В) нет.

Результаты анкетирования:

1 А) 80% 4) А 70%

Б)20% Б) 30%

2) А) – 5) А) 30%

Б) 20% Б) 53%

В) 80% В) 27%

3) А) 15%

Б) 60%

В) 25%

Изучив результаты анкетирования для родителей и индивидуальные беседы с родителями, я еще больше убедилась, в необходимости вводить пропедевтические курсы может быть не во всех классах, то хотя бы там, где родители в этом заинтересованы. Так как на практике выяснилось:

  1. Родители с большим удовольствием и заинтересованностью приходят на собрания, они считают себя участниками эксперимента.

  2. Способствует единению детей и родителей при совместных обсуждениях школьных уроков и приготовлений домашних заданий творческого характера.

  3. Каждый ребенок в меру своих сил работает на уроке и дома, что дает ему возможность чувствовать себя личностью, а папе или маме порадоваться за свое чадо.

И наконец сравнивая результаты обучения предметов естественного цикла для двух классов: «Под номером «А» идет класс обычного обучения, под номером «В» класс с пропедевтическим курсом «Физика. Химия».

Обрабатывая данные записанные в виде графиков качество обучения на протяжении пятого – девятого класса, т.е. классов основной школы. (Графики прилагаются). И в виде столбчатых диаграмм обученности по данным классам, получаем следующую картину:

  1. Качество обучения по всем предметам естественного цикла в классе с номером «В» выше.

  2. Процент обученности так же выше, причем по физике и химии разница составляет 10 и более процентов.

Анализирую диаграмму именно по физике, наблюдается некоторый спад, т.е. 1996 г. 73,8%, а 2000 г. -69,3%, но это объясняется лишь сложностью материала, т.е. по мере усложнения обученность уменьшается, но не значительно.

Очень важен и тот факт, что изучение физики, как предмета, в полном объеме заканчивается в 9 классе. Это полностью соответствует требованиям программы. В курсе 10-11 класса можно настолько углубить знания по физике и заняться более подробным изучением методик решений задач по всем темам курса, включить дополнительные темы, которые в результате сокращения количества часов, приходится исключать.

При составлении программ приходится использовать программы в 5 – классе авторскую Гуревич А.Е., Исаев Д.А. и Понтак Л.С. – 2 часа в неделю.

В 6 классе авторская программа Харьковой Л.Н. утвержденная на заседании экспертного совета на 1 час в неделю.

7-8 классы шли по программе авторов Гуревич А.Е., Исаев Д.А. и Понтак Л.С.

9-класс - т.к. вместо 3 часов по их программе у меня получилось 2,5 часа была исключена глава: «Движение небесных тел - 20 г», вопросы которой

были часто изучены теме «Механика». Так например: Изучая движение тел под воздействием силы тяжести – Годичное движение Солнца как следствие обращения земли вокруг солнца и др.

Подводя итог своей работы по результатам изучения физики от 5-го до 9-го класса с использованием опережающего обучения, считаю эту деятельность необходимой, даже если не во всех классах, целесообразной, способной дать детям дополнительные, более глубокие знания, научить самостоятельно, работать, активизировать процесс познания при сильно урезанном часовом раскладе.

Предложения: По изучаемому курсу – выпустить рабочую тетрадь по курсу «Физика. Химия», чтобы облегчить запись данных, т.к. дети этого возраста медленно пишут.

Физика

% обученности




73,8 71,6

70,5 69,3

65

60 56

53,1




1996 1997 1998 1999 2000 год
Зеленый цвет 8 «А» класс

Красный цвет 8 «В» класс
Химия

% обученности




69,4

66,6



56 52


1996 1997 1998 1999 2000 год

Зеленый цвет 8 «А» класс

Красный цвет 8 «В» класс


Математика

% обученности

62.8




60.5 58.3

55.8 54.9

53.5




47.7 47 50 47





1996 1997 1998 1999 2000 год
Зеленый цвет 5 «А» класс

Красный цвет 5 «В» класс
Биология

% обученности 81,5



75

74,6 72 72,5




69

67

65

63







1996 1997 1998 1999 2000 год

Зеленый цвет 5 «А» класс

Красный цвет 5 «В» класс


Физика


Кол-во обучающихся %
80




70
60
50

40
30




1996 1997 1998 1999 2000 год
Зеленый цвет 7 «А» класс

Красный цвет 5 «В» класс
География
Кол-во обучающихся %
80
70




60
50



40
30




1998 1999 2000 год

Зеленый цвет 7 «А» класс

Красный цвет 7 «В» класс


Химия
Кол-во обучающихся %
80
70
60
50



40
30




1999 2000 год
Зеленый цвет 8 «А» класс

Красный цвет 8 «В» класс
Биология

90 Кол-во обучающихся %




85
80




75

70

65
60




1996 1997 1998 1999 2000 год
Зеленый цвет 5 «А» класс

Красный цвет 6 «В» класс


Математика
65 Кол-во обучающихся %




60




55
50

45

40




35




30



1996 1997 1998 1999 2000
Зеленый цвет 5 «А» класс

Красный цвет 5 «В» класс


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогического опыта работы учителя iconПаспорт кабинета геогрфии
Школьный кабинет предназначен для обеспечения творческой работы учителя по своему предмету, внеклассной и учебной работы, совершенствования...
Педагогического опыта работы учителя iconИнформация из опыта работы учителя русского языка и литературы мбоу...
Педагогическая биография учителя индивидуальна. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями...
Педагогического опыта работы учителя iconРабота учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности учителя и ее результатах
Педагогического опыта работы учителя iconОсновные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта
В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта...
Педагогического опыта работы учителя iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Педагогического опыта работы учителя iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Педагогического опыта работы учителя iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Педагогического опыта работы учителя iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка и мордовской литературы мбоу «Баевская...
Педагогического опыта работы учителя iconПоложение об обобщении инновационного и передового педагогического...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования...
Педагогического опыта работы учителя iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Педагогического опыта работы учителя iconО проведении школьного тура городского конкурса
Цель проведения конкурса: формирование позитивного опыта здорового образа жизни у детей, повышение культуры совместного досуга детей...
Педагогического опыта работы учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Педагогического опыта работы учителя iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...

Педагогического опыта работы учителя iconРабота учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
«Развитие творческого мышления младших школьников через решение задач разными способами на уроках математики»
Педагогического опыта работы учителя iconПлан проведения мероприятий по обеспечению эффективной диссеминации...
Презентация опыта работы учителя «Педагогическое мастерство и пути его достижения»
Педагогического опыта работы учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель методической работы: Оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск