Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь»





Скачать 70.44 Kb.
НазваниеУрока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь»
Дата публикации31.08.2014
Размер70.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

Жигульская Н.Г.

учитель географии МБОУ ХМР «СОШ п.Горноправдинск»


Тема: Сказание о земле Сибирской.

Цель урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь»: её истории, могуществе, богатстве и экологических проблемах.

Задачи: Развивать внимание, наблюдательность, географическое мышление, воспитывать любовь и бережное отношение к природе Западной Сибири.

Тип урока: Урок закрепления знаний ,совершенствование умений и навыков путешествия.

Методы: (по характеру познавательной деятельности учащихся): репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Образование: Физическая карта Западной Сибири, иллюстрированный материал по теме (открытки, фото) физическая карта России.

Ход урока

Вступительное слово учителя: В честь очередной годовщины со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югра проведен урок путешествия по этому краю.

Ученик (1). Название – Сибирь появилось на карте в 16 веке. Хотя некоторые историки считают, что оно существовало уже в 5 веке н.э.; происходит от слова «Сибир (шибур)» - название группы финно-угорских народов. В конце 15 века русские проникли на р. Иртыш, а на рубеже 15-16 веков - в низовья Обь. Особенно много сведений сохранилось о походе в Сибирь казака Ермака Тимофеевича. Отряд Ермака хорошо изучил все речные пути Западной Сибири, все приречные области.

В столкновении с татарским ханом Кучумом на берегу Иртыша, возле устья Вагая, Ермак погиб, отряд его отступил, но главное было сделано: путь в Сибирь разведан. (Звучит магнитофонная запись).

Ученик (2).

Неведомая, дикая, седая.

Медведицею белую Сибирь,

За камни, за Уралом пропадая

Звала, звала меня в неведомую ширь

Что в этой шири, где конец раздолью

А может быть, и нет у неё конца,

Но к ней тянулись за вольготной долей

Отчаянные русские сердца.

Но вот однажды сквозь туман и мрак

К реке Тоболу подошел Ермак.

В тот день Тобол ярился и шумел,

И волны молнией блистали,

И беспрерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

В тот день Сибирь была покорена

А племя Ермака, Хабаров, Москвитин

Все шли вперед. Мол, завершим сполна,

Уж больно был для русского заведен

Седой простор, огромный, как луна.

И наш казак нехоженой тропою

Пугая зверя воинской трубой,

Все шел, да шел, ветрами обуян,

И вот великая Россия пред собою

Увидела Великий океан.

Ученик (3).

«Российское могущество прирастать будет Сибирью», сказал великий Ломоносов, когда Сибирь была глухим суровым краем. Его гениальная прозорливость подтвердилась. Сибирь оказалась кладезью богатств, в которой обнаружены залежи железной руды и угля, запасы нефти, колоссальные энергоресурсы.
d:\documents and settings\сош\рабочий стол\жигульская буклет\фото\2012-12-13-108.jpg



Ученик (4).

Восток и Запад, Север, Юг Сибири

Прекраснее на свете не найти,

Потомками и сверстниками нашими

Проложены туда бескрайние пути.

Её так просто глазом не окинешь

И не сочтешь богатых недр её:

Сибирь, Сибирь – жемчужина России

Прекрасней края нету ничего.

Ученик (5).

Сибирь – это огромный богатейший край. Западная Сибирь – это величайшая равнина земного шара, протянувшаяся от берегов Карского моря на севере, до Казахского мелкосопочника и Алтая на юге, от восточных предгорий Урала на западе до долины р. Енисей на востоке. Нигде в мире не найти такого огромного пространства с таким плоским рельефом.

Плоский рельеф – следствие длительного морского режима. 25 млн. лет назад равнина стала сушей и подверглась поверхностной эрозии реками, ветром и др. Уклон равнины на север и возвышенные границы определяют направление течения рек к центру и на север. Сибирские Увалы оставлены последним оледенением, это краевая морская ледника.

Учитель задает вопрос:

Почему в Западной Сибири так много рек, озер и болот?
Ученик (6).

Во-первых, значительное количество осадков при небольшой испаряемости; достаточно холодный климат с длинными зимними и короткими летними периодами; во-вторых, равнинный рельеф со слабым уклоном способствует накоплению воды; в-третьих, многолетняя мерзлота не пропускает влагу в грунт.

Учитель: Какое дерево в сибирской тайге пользуется заслуженной любовью людей и зверей, почему?




Ученик (7).

Сибирская сосна, или кедр, который является целым миром для живущих в тайге птиц и млекопитающих, обеспечивает их пищей (70-150 кг орехов с га) ,кровом; в кедровнике нет комаров, чистый здоровый воздух. Кедр живет 300-400 лет, начинает плодоносить только через 70-80 лет. Находят широкое применение в хозяйственной деятельности человека и лечебная смола, и древесина, и корни.

Учитель:

О ком загадка: «Хозяин леса – хозяин бога»?

Ученик (8).

Это бурый медведь – самый крупный хищник тайги. Медведь всеяден; взрослый весит до 300 кг, новорожденный - около 1 кг. На зиму, накопив жир, укладывается в зимнюю спячку, при этом температура его тела не понижается, и он не впадает в бесчувственное оцепенение, поэтому может стать опасным, если его разбудят:

Медведь – излюбленный герой народных сказок…

Учитель:

Чем богата Западная Сибирь?






Ученик (9).

Неисчерпаемы её богатства: резервуары подземных вод, пушнина и дичь тундры, лесотундры и тайги; рыба в многочисленных озерах и реках, бесчисленные стада оленей, неисчисляемые запасы древесины. Бескрайние её просторы пройдены добытчиками газа и нефти. Западную Сибирь по праву называют уникальной богатой нефтегазоносной провинцией Земли.

Учитель:

В наши дни могущество страны все больше прирастает Сибирью. Черные «вены» нефтегазопроводов гонят в Европейскую часть все больше западносибирской нефти и газа. Природа Сибири не только щедра, но и ранима. Как и на всей нашей планете, в сибирской тайге все взаимосвязано: связи эти гибки, универсальны, отработаны до совершенства веками эволюции. Природа умеет в случае необходимости перестраивать свои силы, залечивать свои раны, восполнять свои недостатки. Но только до тех пор, пока вмешательство в её жизненную систему не нарушает гармонии сложных законов. Человек, осваивающий окружающий природный мир, не всегда может предугадать, как и где отзовется его преобразующий шаг. Но должен стремиться к этому.

Пусть будущие поколения скажут нам спасибо не только за проложенные в дремучих лесах дороги, гигантские электростанции и заводы, но и за прохладу лесов, чистые реки, свежий целебный воздух. Вопросы охраны и рационального использования ресурсов Земли Сибирской являяются делом государственной важности.

Нельзя стремиться брать у природы как можно быстрее и больше любой ценой. Можно привести много примеров, свидетельствующих о хищническом разорении окружающей природы. Это и тысячи отработанных скважин, уничтоженная тягачами и вездеходами тундры, следы затопления земель и многое другое.

Наша задача - жить и работать так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рождественского.

Ученик (10).

Леса топорщатся, и степь клубится,

Жара изводит и снега блестят.

Богаты мы!

Но считанные птицы над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озерах,

И считанные рыбы живут в реке,

И восковые считанные зерна неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таежной земляники

Полночный филин ухает из тьмы,

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы.

Учитель:

Задает вопросы, а ученики отвечают на них.

Учитель:

А какие народы проживают в Западной Сибири?







Ученик (11).

Рассказывает о народах.

Итог урока.

Учитель:

Много мы знаем об этом крае, гордимся его величием, красотой и богатством, но как много еще сокровенных тайн остается невыясненными, неразгаданными.

Вопросы:

1. Живет волшебник: весной радует, летом кормит, зимой согревает (лес)

2. Цветной остров в Карском море (о. Белый)

3. Полуостров, который жалуется на свою величину (Ямал)

4. Самый большой и глубокий залив в Западной Сибири (Обская губа)

5. Вечна ли «вечная мерзлота» (нет)

6. И увидеть рады, и отводим взгляды (солнце)

7. Все не нравится девице

Даже весь небесный свод.

Как лихая ученица,

Раз и два – перечеркнет (молния)

8. Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится (ветер)

9. Крупнейший приток Оби (Иртыш)

10. Через какие «Ворота» ледоколы ходят (Карские)

11. Лечебный гриб – трутовик (Чага)

12. Среди деревьев леса в чаще стоят одноногие люди в шляпах (грибы)

13. Котелок очень маленький, а похлебка вкусна (орех)

14. На вершине дерева висит длинная рукавица (шишка)

15. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко (лось)

16. Ягоды, какого болотного растения можно собирать осенью и весной (клюква)

17. Ветка какого растения убьет микробов в чашке воды за 1,5 – 2 мин. (черемуха)

18. На вершине дерева вздутый мешок (шишка)
d:\documents and settings\сош\рабочий стол\жигульская буклет\фото\2012-12-13-112.jpg


d:\documents and settings\сош\рабочий стол\жигульская буклет\фото\2012-12-13-117.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconУрок по теме «Африка» Цел ь: Проверить полученные знания по теме...
Цель: Проверить полученные знания по теме «Особенности природы и страны Африки», обобщить пройденный материал
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconТема урока: Общая характеристика Африки. Географическое положение материка
Цель: Проверить полученные знания по теме «Особенности природы и страны Африки», обобщить пройденный материал
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconОткрытое занятие Путешествие с Дашей
Цель: Проверить полученные знания по теме «Особенности природы и страны Африки», обобщить пройденный материал
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconУрок усвоения новых знаний
Цель: Проверить полученные знания по теме «Особенности природы и страны Африки», обобщить пройденный материал
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconУрока: систематизировать и обобщить пройденный материал по теме «Семья»
Умк под редакцией К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман " Счастливый английский ру" / "Happy English ru ": учебник для 5 кл общеобраз учрежд....
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconУрока по теме: "Решение показательных уравнений"
Формулировка цели классу: обобщить пройденный материал, вспомнить способы решения показательных уравнений, применить полученные знания...
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Обобщить пройденный материал по темам «Хобби», «Чтение», «Музыка», «Телевидение»
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить и обобщить материал, пройденный по темам «Строение вещества. Движение и взаимодействие тел.»
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: Обобщить пройденный материал по теме, развивать лексические, грамматические навыки, навыки аудирования, монологической речи...
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconТема урока: «Обыкновенные дроби». Цель урока: закрепить пройденный...
Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка...
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconУрок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения»
Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения», закрепить умение работать над рефератом, совершенствовать работу в группах,...
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Повторить и закрепить пройденный лексический и грамматический материал по теме "Фрукты. Овощи"
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconКонкурсов. Задачи
Цель: Обобщить и систематизировать пройденный учебный материал в неформальной обстановке при помощи игр и конкурсов
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» icon«Летние каникулы в Югре»
Западная Сибирь – это не только тайга и болота, край, привлекающий своей суровой романтикой
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обобщить пройденный материал за год по формированию элементарных математических знаний
Урока: Обобщить пройденный материал по теме «Западная Сибирь» iconПлан-конспект урока по теме «Средства массовой информации в современном...
Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск