Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/12
Дата публикации24.10.2014
Размер0.72 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.Ф.9 Физическая география материков и океанов


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050103 География со специализацией Социальная география Скандинавских стран и туризм

050103 География, биология

________________________________________________________________

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: кандидат географических наук, с.н.с., доцент кафедры географии и экологии Полхов А.П.
1.2 Рецензенты:

- ст. преподаватель каф. географии Деменков А.Б.;

- к.г.н., доцент Сивков Е.П.

1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Курс «Физическая география материков и океанов» является основной частью цикла географических дисциплин в системе подготовки учителей географии и специальность экономики. Данный курс является базовым для освоения других географических дисциплин, таких как «Физическая география России», «Экономическая и социальная география зарубежных стран».

Целью изучения курса является:

  • знание основных этапов геологической истории формирования материков и океанов;

  • понимание причинно-следственных связей между тектоникой литосферных плит, с одной стороны, и морфоструктурным обликом материков и дна океанов, с другой стороны;

  • знание основных геоструктур континентов и дна океанов;

  • понимание причинно-следственных связей между климатическими и орографическими особенностями материков и океанов, с одной стороны, и закономерностями формирования на их территории широтной и высотной зональности, с другой стороны;

  • знание ландшафтных особенностей физико-географических стран континентов и океанов, а также их природно-ресурсного потенциала.

Для достижения этой цели решаются задачи:

  • формирование у студентов эколого-географического мышления;

  • формирование научного представления об экзогенных и эндогенных рельефообразующих процессах;

  • формирование научного представления о процессах ландшафтообразования;

  • формирование понимания взаимообусловленности различных физико-географических процессов;

  • формирование понимания природных особенностей различных физико-географических таксонов.

В результате изучения курса студенты должны знать:

  • физико-географическое положение, размеры, береговую линию материков и океанов;

  • основные этапы геологической истории формирования материков и океанов;

  • основные морфоструктуры континентов и дна океанов, их связь с тектоникой и выраженностью в рельефе;

  • климатические и гидрологические особенности материков и океанов;

  • широтную и высотную и зональность континентов и особенности органического мира океанов;

  • физико-географические особенности основных таксонов (физико-географических стран, областей, зон, провинций, ландшафтных районов) континентов и океанов;

  • природно-ресурсный потенциал материков и океанов.


На основе полученных знаний студенты должны уметь:

  • устанавливать зависимость между тектоническим строением и размещением полезных ископаемых на территории материков и океанов с помощью физико-географической, геологической и тектонической карт атласа;

  • показывать на соответствующих картах атласа основные тектонические и орографические структуры материков и дна океанов;

  • составлять по картам атласа климатическую характеристику материков и океанов;

  • выявлять по картам атласа особенности питания, гидрорежима речных систем материков;

  • характеризовать с помощью соответствующих карт атласа механизм возникновения океанических течений, их направленность;

  • составлять по картам атласа физико-географическую характеристику ландшафтных зон и высотных поясов в приделах географических поясов;

  • производить по картам атласа сравнительную физико-географическую характеристику различных физико-географических таксонов материков, океанов.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО.

Физическая география материков и океанов


Материки и океаны - крупнейшие природные объекты. Географические зональные и азональные закономерности формирования и развития природных аквальных и территориальных комплексов высших рангов. Принципы их комплексной характеристики. Структура и содержание характеристики океанов и материков. Принципы физико-географического районирования океанов и материков.

Физическая география океанов. Мировой океан и его части. Регионально-географическая характеристика океанов. Основные черты рельефа дна в связи с историей формирования котловин. Донные осадки. Климат. Физико-химические свойства вод. Динамика водных масс. Органический мир. Физико-географическое районирование. Островная суша. Природные ресурсы. Геоэкологические проблемы.

Физическая география материков. Объединение континентов Земли в группы Северных и Южных материков. Регионально-географическая характеристика Северных и Южных материков. Основные этапы формирования природы. Строение поверхности. Климат. Воды. Органический мир. Природные ресурсы. Региональные аспекты глобальных экологических проблем. Дифференциация материков на крупные природные регионы. Соотношение и роль зональных и азональных факторов в пространственной неоднородности природы. Характерные черты природы регионов. Охрана природы и рациональное природопользование в их пределах. Черты сходства и различия Северных и Южных материков. Своеобразие природы Антарктиды.

Влияние природных условий на человека (расообразование, расселение, способы ведения хозяйства, культуру, быт и здоровье людей). Региональные проблемы взаимодействия природы и общества
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы





п/п

Код и наименование

специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

050103 География (Социальная география Скандинавских стран и туризм)





3



5



340 (2 сем.)



70



40



30



-




-

2.

050103 География, биология

2-3

3-5

240 (3 сем.)

134

10

40

20

10

18

10

6

10

10

106

зачет

экзамен


1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий ( в часах).

Примерное распределение учебного времени:




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1

2

3

4

5

6

7

I

Введение в предмет


-


-


-


-


-

1.

Предмет, методология и задачи курса «Физическая география материков и океанов»

4

2

2

-

2

II

Материки

-

-

-

-

-

2.

Евразия

14

10

4

-

10

3.

Северная Америка

11

7

4

-

10

4.

Южная Америка

11

7

4

-

10

5.

Африка

10

8

2

-

10

6.

Австралия

9

5

4

-

10

7.

Океания

4

2

2

-

10

8.

Антарктида

14

10

4

-

10

III

Океаны

-

-

-

-

-

9.

Тихий океан

6

4

2

-

10

10.

Индийский океан

6

4

2

-

10

11.

Атлантический океан

8

4

4

-

10

12.

Северный Ледовитый океан

6

4

2

-

4




Всего:

134

70

38

-

106



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.



Раздел I. Введение в предмет

Тема 1. Предмет, методология и задачи курса

«Физическая география материков и океанов»
Раздел II. Материки

Тема 2. Евразия.

Общий обзор. История формирования территории, полезные ископаемые; рельеф, климат, гидрография, природная зональность. Страны и народы. Экологические проблемы. Физико-географическая характеристика регионов.
Тема 3. Северная Америка.

Общий обзор. Географическое положение, границы. История формирования территории, полезные ископаемые, рельеф, климат, гидрография, природная зональность. Страны и народы. Экологические проблемы. Физико-географическая характеристика регионов.
Тема 4. Южная Америка.

Географическое положение, береговая линия. История формирования материка, полезные ископаемые, рельеф, климат, гидрография, природная зональность. Страны и народы. Экологические проблемы. Физико-географическая характеристика регионов.
Тема 5. Африка.

Общий обзор. Географическое положение, границы. История формирования территории, полезные ископаемые, рельеф, климат, гидрография, природная зональность. Страны и народы. Экологические проблемы. Физико-географическая характеристика регионов.
Тема 6. Австралия.

Общий обзор. Географическое положение, границы. История формирования территории, полезные ископаемые, рельеф, климат, гидрография, природная зональность. Страны и народы. Экологические проблемы. Физико-географическая характеристика регионов.
Тема 7. Океания.

Географическое положение, история формирования, полезные ископаемые. Физико-географическая характеристика групп островов Меланезия, Новая Зеландия, Микронезия, Полинезия.
Тема 8. Антарктида.

Географическое положение, береговая линия. Антарктические воды. Антарктический материк. Гляциоморфология Антарктиды. Геологическое строение и рельеф коренного ложа. Климат. Органический мир. Географическая зональность. Региональный обзор Антарктиды.
Раздел III. Океаны

Тема 9. Тихий океан.

Географическое положение, геологическое строение, рельеф, климат, водные массы, органический мир. Физико-географическое районирование океана.

Тема 10. Индийский океан.

Географическое положение, геологическое строение и рельеф дна, климат, водные массы, органический мир. Физико-географическое районирование океана.
Тема 11. Атлантический океан.

Географическое положение, геологическое строение и рельеф дна океана, климат, водные массы, органический мир. Физико-географическое районирование океана.
Тема12. Северный Ледовитый океан.

Географическое положение, геологическое строение и рельеф дна, климат, водные массы, органический мир.


      1. Темы для самостоятельного изучения



п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

2

3

4

5

II

Материки










1.

Особенности геологического развития, полезные ископаемые, морфоструктуры Герцинской Европы.

Реферат.

8

Защита реферата.

2.

Особенности геологического развития и морфоструктуры Альпийской Европы.

Реферат.

8

Защита реферата.

3.

Физико-географическая характеристика высотной природной ландшафтной поясности Альтийской Европы.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

4.

Физико-географическая характеристика Переднеазиатских нагорий.

Реферат.

8

Защита реферата.

5.

Сравнительная физико-географическая характеристика природных ландшафтов Южной и Юго-Восточной Азии.

Реферат.

8

Защита реферата.

6.

Физико-географическая характеристика Гималаев.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

7.

Сравнительная физико-географическая характеристика геологического развития и формирования морфоструктур Центральных Анд и Аппалачей.

Реферат.

8

Защита реферата.

8.

Сравнительная физико-географическая характеристика природных ландшафтных зон Центральных равнин и Береговых низменностей.


Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

1

2

3

4

5

9

Основные этапы развития и формирование морфоструктур Внеандийского Востока.

Реферат.

6

Защита реферата.

10.

Особенности геологического развития и формирования морфоструктур Андийского Запада.

Реферат.

6

Защита реферата.

11.

Сравнительная физико-географическая характеристика природных ландшафтных зон тропического и субтропического географических поясов Южной Америки.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

12.

основные этапы геологического развития и формирования морфоструктур Африки.

Реферат.

8

Защита реферата.

13.

Физико-географическая характеристика котловины Конго.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

14.

Климатические и природные ландшафтные особенности Африки.

Реферат.

12

Защита реферата.

15.

Сравнительная физико-географическая характеристика природных ландшафтных зон и высотной поясности Австралии и Океании.

Реферат.

8

Защита реферата.

III

Океаны










16.

Физико-географическая характеристика основных внутриматериковых и окраинных провинций Антарктики.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

17.

Климат и основные круговороты вод Тихого океана.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

18.

Рельеф дна, климатические особенности и основные круговороты вод Индийского океана.

Реферат.

8

Защита реферата.

19.

Циркуляция вод и формирование донных отложений Атлантики.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

20.

Физико-географическая характеристика бассейнов СЛО.

Коллоквиум

4

Устные ответы

на вопросы.


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному

материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ).
Раздел II. Материки

Практическая работа № 1

Тема: Евразия


План:

  1. Нанести на контурную карту береговую линию материков с указанием заливов, проливов, окраинных морей, островов, полуостровов, а также крайних точек материка;

  2. Показать на данной контурной карте тектоническую основу материка и основные месторождения полезных ископаемых.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Основные геологические этапы формирования материка Евразия;

  2. Влияние геологических процессов соседних материков на тектоническое строение Евразии.

Задание для самостоятельной работы:

  • составить краткий письменный очерк из геологической истории формирования материка.

Литература:

  1. Власова Т.В. Физическая география материков. М.: Просвещение, 1976, ч.1

  2. Жучкевич В.А. и др. Физическая география материков и океанов. Минск, 1986г.

  3. Физико-географический атлас Мира. М.: ГУГК, 1987



Практическая работа № 2


Тема: Евразия

План:

  1. Нанести на вышеуказанную контурную карту основные орографические объекты материка;

  2. Показать на данной контурной карте морфоструктурный план рельефа материка.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Взаимодействие эндогенных и экзогенных сил при рельефообразующих процессах материка.

  2. Зональность морфоскульптурного плана материка.

  3. Евразия – самый «высокий» материк на Земле.

Задание для самостоятельной работы:

  • составить письменную физико-географическую характеристику основных действующих вулканов материка, показав при этом их рельефообразующую зональность.

Литература:

  1. Власова Т.В. Физическая география материков. М.: Просвещение, 1976, ч.1

  2. Галай И.П. и др. Физическая география материков и океанов. Минск, 1988

  3. Физико-географический атлас Мира. М.: ГУГК, 1987



Практическая работа № 3

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география...
Автор программы: кандидат географических наук, с н с., доцент кафедры географии и экологии Полхов А. П
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Физическая география...
Автор программы: кандидат географических наук, с н с., доцент кафедры географии и экологии Полхов А. П
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconРабочая программа дисциплины физическая география материков и океанов
Целями освоения дисциплины «Физическая география материков и океанов» является познание закономерностей возникновения, развития,...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма...
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура»
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconРабочая программа по дисциплине «Б 3 2 «Физическая география материков и океанов»
Цель преподавания дисциплины: показать многообразие природы и ресурсов материков и Мирового океана и раскрыть взаимосвязь между процессами...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика...
Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура»
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная...
Автор программы: к п н., ст преподаватель кафедры географии и геоэкологии В. М. Возница
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 3, Сд. Ф. 3 Психология...
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура»
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 2 география религий...
Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Этногеография и...
Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 10 Науки о земле:...
Цель дисциплины: формирование в процессе обучения современной естественнонаучной картины мира
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Физическая география материков и океанов основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск