Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы»





Скачать 446.99 Kb.
НазваниеПояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы»
страница1/3
Дата публикации05.12.2014
Размер446.99 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.В.1 МЕТОДЫ ОХРАНЫ БИОСФЕРЫ


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
020201.65 Биология

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

естественных наук

факультета ЕФКиБЖД

(протокол № 10 от 7 февраля 2013 г.)
Зав. кафедрой

________________Е.Г. Митина

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы: к.б.н., доцент Луппова Е.Н.,

1.2 Рецензенты: к.б.н., доцент Икко Н.В., д.г.н., профессор Денисов В.В.

1.3 Пояснительная записка:

Дисциплина «Методы охраны биосферы» включена в качестве курса по выбору студентов в программу предметной подготовки специалистов, обучающихся по специальности «020201.65 Биология». Назначение дисциплины – формирование экологических знаний студентов в области рационального использования и охраны ресурсов биосферы. Дисциплина читается на 3 курсе, параллельно с изучением экологии и природопользования, поэтому знания студентов расширяются и углубляются, им придается практическая направленность.

Основной целью освоения дисциплины является теоретическое знакомство и практическое освоение некоторых методов, которые применяются на современном этапе развития цивилизации для защиты окружающей среды и ликвидации негативных последствий антропогенного воздействия на биосферу. Для достижения данной цели перед студентами ставятся следующие задачи:

  • Знакомство с современным пониманием биосферы, ее границ, компонентов, функций и проблем;

  • Ознакомление с методами охраны и очистки атмосферного воздуха, природных вод и почв от загрязнения;

  • Овладение методами экологической оценки состояния рабочего места, жилого помещения;

  • Знакомство с современными методами утилизации бытового мусора;

Для решения задач и достижения поставленной цели по дисциплине предусмотрены теоретические и практические занятия, на которые отводится по 20 часов учебного времени. Во время практических занятий предусмотрены семинары, на которых обсуждаются проблемы, связанные с изучаемыми вопросами, работы, выполняя которые студенты приобретают необходимые практические навыки, экскурсии на предприятия, занятые контролем состояния среды и утилизацией отходов. Значительная часть времени учебной дисциплины отводится на самостоятельную работу студентов (40 часов). Самостоятельная работа заключается в работе с источниками информации, подготовке к семинарам, выполнении расчетов.

После освоения дисциплины студенты должны:

знать

  • Основы учения о биосфере;

  • Основные техногенные проблемы современности;

  • Основные взгляды на возможные пути выхода из состояния экологического

кризиса;

владеть

  • В достаточном объеме понятийным аппаратом дисциплины;

  • Основными методическими приемами проведения анализов и охранных мероприятий.


1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО.

Поскольку дисциплина не относится к блоку Федерального компонента, ее содержание не определяется Государственным стандартом ВПО. Однако, при разработке программы дисциплины определены основные дидактические единицы, обязательные для изучения, которые приводятся ниже:

  • Структура, границы, компоненты и функции биосферы;

  • Мониторинг – основной метод отслеживания состояния биосферы;

  • Методы определения состояния и охраны воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы и органического мира


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

020201 Биология

3

6

80

40

20

20

-

40

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

Введение. Понятие о биосфере

8

6

2




10
















2

Мониторинг состояния основных сфер биосферы

20

10

10




15
















3

Биосфера и цивилизация

12

4

8




15






















40

20

20

-

40

















Примечание: Вариант 1 для специальности 020201 Биология.

Вариант 2 для специальности (шифр, название специальности).
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Введение. Понятие о биосфере. История становления и развития понятия о биосфере. Основы учения В.И.Вернадского и современные представления о структуре, границах и компонентах биосферы. Свойства и функции биосферы как целостной системы. Современное состояние биосферы, обоснование необходимости специальных мер для ее охраны.

Мониторинг состояния основных сфер биосферы. Мониторинг – основной метод отслеживания изменений, происходящих в биосфере. Методы определения состояния атмосферного воздуха. Охрана атмосферы. Методы определения состояния поверхностных вод. Охрана поверхностных вод. Методы определения состояния почв. Охрана почв. Методы определения состояния растительного и животного мира.

Биосфера и цивилизация. Цивилизация и биосфера. Глобальные проблемы биосферы. Демографические проблемы. Пути решения демографических проблем. Бытовой мусор, проблемы и способы утилизации. Международное сотрудничество в области охраны биосферы.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Введение. Понятие о биосфере

- вопросы для самостоятельного изучения,

10

- Выступление на семинарах,

- выполнение специальных заданий

2.

Мониторинг состояния основных сфер биосферы

- контрольные работы,

- работа с Интернет-ресурсами

15

- выполнение тестов,

- проверка контрольных работ,

3.

Биосфера и цивилизация

- вопросы для самостоятельного изучения

- подготовка к диспуту

15

- организация и проведение диспута,

- выступление на семинарах


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

  • 1.7.1 Планирование практических работ


Тема. 1. Введение. Понятие о биосфере
Пр. 1. Антропогенные кризисы в истории человечества. Пути выходов из кризисов.

Занятие проводится в форме самостоятельной работы, которая проверяется преподавателем.
Задание для самостоятельной работы.
Человечество на протяжении всей своей истории входило в противоречия с окружающей средой, создавая кризисные ситуации. Есть мнение, что само возникновение человека было связано с кризисом в биосфере, правда, произошедшим по естественным причинам.

Рассмотрите таблицу, предложите пути выхода из кризисов, которые человечество либо уже нашло, либо еще предстоит найти. Заполните таблицу. На основании заполненной таблицы напишите эссе «Поиск выхода из кризисных ситуаций в истории человечества». Объем эссе – 2-3 стр.
Экологические кризисы в истории человечества и пути выхода из них




Название

Время

Причины кризиса

Пути выхода

1

Предантропогенный (аридизации)

3 млн лет

назад

Наступление засушливого периода (аридизация климата)

Возникновение прямоходящих антропоидов

2

Перепромысла крупных животных

(кризис консументов)

10-50 тыс. лет назад

Уничтожение доступных крупных животных первобытным человеком-охотником




3

Недостатка растительных ресурсов и продовольствия

(кризис продуцентов)

150-250 лет назад

Истощительное землепользование, отсталые технологии, переиспользование древесины лесов для промышленных нужд




4

Загрязнения среды и угрозы истощения ресурсов

(кризис редуцентов)

50 лет -

назад по настоящее

время

Истощительное природопользование, многоотходные технологии




5

Глобальный термодинамический

(теплового загрязнения)

Начался и прогнозируется

Выделение в среду большого количества тепла, особенно из внутренних источников, парниковый эффект




6

Глобального исчерпания надежности экологических систем

Первые

признаки и

прогноз

Нарушение экологического равновесия в масштабах планеты





Тема 2. Мониторинг состояния основных сфер биосферы
Пр.2. Оценка экологического состояния рабочего места.

Задание.

Оцените санитарное состояние своего учебного помещения, используя приведенные в таблице нормативы:

Характеристика

Норматив

Собственные данные

Вывод о соответствии норме

Площадь

Не менее 50 м2







Высота

3 м







Площадь на 1 студента

Не менее 1.25 м2







Объем на 1 студента

Не менее 3.75 м3







Естественное освещение

(световой коэффициент СК)

S окон / Sпомещения

СК = 0.25







Искусственное освещение

(Коэффициент искусственного освещения КИО)

nламп · W / Sпомещения
КИО = 40 Вт/ м2







Проветриваемость помещения

(Коэффициент аэрации КА)

S вентиляционных отверстий / Sпомещения

КА = 0.02







Чистота

Неудовлетворительно, хорошо, отлично







Эстетичность (оформление, комнатные растения)

Неудовлетворительно, хорошо, отлично








Пр.3. Оценка загрязненности атмосферного воздуха. Способы очистки воздуха.

Занятие проводится в форме лабораторной работы, состоящей из трех этапов.

I. На первом этапе студентам предлагается оценить запыленность атмосферного воздуха на улице в зимнее время, изучив состояние снега с помощью снегомера (высота 70 см, длина одной стороны – 20 см).

1). Взять пробы снега на разных участках – у дороги, у учебного корпуса, в сквере.

2). Каждую пробу растопить, полученную воду слить в отдельную емкость.

3). Оценить качество талой воды органолептически (цвет, прозрачность, запах).

4). Взвесить на аналитических весах круги фильтровальной бумаги, профильтровать через них талую воду, высушить круги в термостате и опять взвесить.

5).Рассчитать загрязнение на 1 кв.м.

II. На втором этапе студенты оценивают запыленность учебных помещений с помощью метода снятия пылевых отпечатков с листьев комнатных растений.

III. На третьем этапе по Интернет-источникам готовят подборку сведений о методах очистки атмосферного воздуха и основных приборов, существующих для этих целей.
Пр.4. Методы очистки природных вод от загрязнений.

Занятие проводится в форме семинара. Вопросы для обсуждения:

А) Загрязнение океана;

Б) Загрязнение поверхностных источников пресной воды;

В) Загрязнение подземных вод;

Г) Экологические последствия загрязнения водоемов;

Д) Методы очистки сточных вод предприятий и жилищно-коммунального хозяйства;

Е) Методы обеззараживания вод, поступающих для бытового водоснабжения.

Пр.5. Методы охраны почв и очистки почв от загрязнений

Занятие проводится в форме семинара. Вопросы для обсуждения:

А) Загрязняющие вещества почв;

Б) Основные источники поступления загрязнений в почвы;

В) Экологические последствия загрязнения почв;

Г) Методы очистки почв от загрязнений;

Д) Методы охраны почв.
Пр. 6. Методы изучения природной экосистемы.

Проводится практическая работа, включающая описание, расчеты, построение графиков и схем, необходимых для оценки состояния экосистемы.

1). Изучить список видов предложенного Вам биоценоза (4 выборки). Определить жизненные формы растений, доминирующих по численности. Определить тип сообщества. 2). Проанализировать видовой состав биоценоза. Подсчитать общее количество видов животных и растений. Рассчитать индекс постоянства видов по формуле:

С = (р/Р) · 100

где р – число выборок, содержащих изучаемый вид, Р – общее число взятых выборок.

В зависимости от значения С выписать:

Постоянные виды – встречаются в 75-100 % выборок

Добавочные виды – встречаются в 50 % выборок

Случайные виды - встречаются в 25 % выборок

2. Распределить растения биоценоза по ярусам:

-древесному,

-кустарниковому,

-травянисто-кустарничковому,

-мохово-лишайниковому

3. Определить виды, доминирующие по численности в каждом ярусе. Выделить виды, находящиеся вне ярусов.

4. Предположить, к какому ярусу приурочены обнаруженные в биоценозе виды животных.

5. Составить схемы 1-2 пищевых цепей в изучаемом сообществе.

6. Предложить схему круговорота веществ в экосистеме.
Выборка 1.


Вид


Численность, экз/на площади в 10 м2

1. Дуб черешчатый

2. Клен обыкновенный

3. Липа широколистная

4. Ясень ланцетный

5. Бересклет широколистный

6. Крушина обыкновенная

7. Груша лесная

8. Калина обыкновенная

9. Пролеска лесная

10. Купена душистая

11. Вороний глаз обыкновенный

12. Ландыш майский

13. Иволга зеленая

14. Сизоворонка

15. Поползень

16. Листоед зеленый

17. Короед-типограф

18. Уховертка обыкновенная

19. Кистехвост европейский

20. Еж лесной

21. Папоротник орляк

22. Белянка капустная

23. Мухомор вонючий

24. Трутовик настоящий

25. Повилика европейская

26. Пчела медоносная

27. Копытень европейский

28. Крапива глухая

29. Мята перечная

30. Кладония пальчатая


12

8

10

11

4

2

2

27

13

4

17

1

1

1

1

6

1

3

1

7

2

5

1

2

4

1

28

13

4

14


Выборка 2.


Вид


Численность, экз/на площади в 10 м2

1. Дуб черешчатый

2. Клен обыкновенный

3. Липа широколистная

4. Яблоня лесная

5. Бересклет широколистный

6. Крушина обыкновенная

7. Еж обыкновенный.

8. Калина обыкновенная

9. Валериана лекарственная

10. Купена душистая

11. Клещ ясеневый

12. Ландыш майский

13. Иволга зеленая

14 Дятел желна

15. Дятел зеленый

16. Листоед зеленый

17. Короед-типограф

18. Уховертка обыкновенная

19. Кистехвост европейский

20. Кислица обыкновенная

21. Папоротник орляк

22. Белянка капустная

23. Малина лесная

24. Трутовик настоящий

25. Повилика европейская

26. Пчела медоносная

27. Яснотка белая

28. Крапива глухая

29. Мята перечная

30. Кладония пальчатая


12

9

10

2

2

2

1

12

7

3

24

10

1

1

1

5

3

1

11

14

10

1

3

1

1

2

13

8

19

1


Выборка 3.


Вид


Численность, экз/на площади в 10 м2

1. Клен обыкновенный

2. Ясень ланцетный

3. Липа широколистная

4. Яблоня лесная

5. Бересклет широколистный

6. Крушина обыкновенная

7. Груша лесная

8. Калина обыкновенная

9. Валериана лекарственная

10. Купена душистая

11. Клещ ясеневый

12 Роза колючейшая (шиповник)

13. Иволга зеленая

14 Дятел желна

15. Дятел зеленый

16. Листоед зеленый

17. Яблоня ягодная

18. Уховертка обыкновенная

19. Божья коровка

20. Кислица обыкновенная

21. Папоротник орляк

22. Белянка капустная

23. Ежевика лесная


15

12

10

9

3

2

1

1

8

5

3

1

2

1

1

10

1

9

4

12

17

2

13



Выборка 4.


Вид


Численность, экз/на площади в 10 м2

1. Дуб черешчатый

2. Клен американский

3. Липа широколистная

4. Яблоня лесная

5. Бересклет широколистный

6. Крушина обыкновенная

7. Груша лесная

8. Калина обыкновенная

9. Валериана лекарственная

10. Купена душистая

11. Клещ ясеневый

12 Роза колючейшая (шиповник)

13. Кислица обыкновенная

14. Папоротник щитовник мужской

15. Белянка капустная

16. Малина лесная

17. Еж обыкновенный

18. Повилика европейская

19. Колокольчик высокий

20. Яснотка белая


17

12

20

11

3

2

1

1

8

5

3

1

2

1

1

10

1

9

4

12



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconУчебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется...
Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся...
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconПояснительная записка к заявке инновационного проекта
Радостев М. А., руководитель Центра охраны труда и промышленной безопасности рор пк «Сотрудничество»
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины...
Гладун Е. Ф. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная...
Дисциплина «Психологический практикум» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность:...
«Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания...
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconПояснительная записка дисциплина «Русский язык»
Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconПояснительная записка дисциплина «Театрализованные представления»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconПояснительная записка Курс «Физико-химические методы исследования»
Курс «Физико-химические методы исследования» преподается в течение 6 семестра (одо), предназначен для магистрантов, обучающихся по...
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconПояснительная записка: Программа учебной дисциплины «Организация...
Ваганова Н. В., старший преподаватель кафедры Безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний Мурманского государственного...
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconПояснительная записка Дисциплина «Лингвострановедение германского ареала»
Лингвистика, профили подготовки: «Перевод и переводоведение», «Теория и методика преподавания
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconПояснительная записка: Дисциплина «Механическая эксплуатация автотранспортных средств»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconРабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры математики...
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» по учебному плану относится к спецкурсу, изучаемому студентами 5-го курса...
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconПояснительная записка Дисциплина «Почвоведение»
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconРабочая программа по дисциплине В. В геоэкология
Цель дать представление студентам о единой экосфере, т е о взаимосвязях атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы на фоне их интеграции...
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» icon2013 2014 учебный год пояснительная записка
Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного...
Пояснительная записка: Дисциплина «Методы охраны биосферы» iconПояснительная записка учебная дисциплина «Культурология»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 100100. 62 Сервис


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск